ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 сентября 1997 г. N ВЗ-6-18/654
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ
Государственная налоговая служба Российской Федерации
сообщает, что в целях обеспечения правильного и единообразного
применения судами Российской Федерации уголовного законодательства
об ответственности за уклонение от уплаты налогов (ст. ст. 198,
199 Уголовного кодекса Российской Федерации) Пленум Верховного
Суда Российской Федерации Постановлением от 04.07.97 N 8 "О
некоторых вопросах применения судами Российской Федерации
уголовного законодательства об ответственности за уклонение от
уплаты налогов" (Российская газета, 1997, 19 июля, N 138)
разъяснил следующее.
1. (Пункт 1) Общественная опасность уклонения от уплаты
налогов заключается в умышленном невыполнении конституционной
обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы
(статья 57 Конституции Российской Федерации), что влечет
непоступление денежных средств в бюджетную систему Российской
Федерации.
В соответствии со ст. ст. 198, 199 УК РФ обязательным условием
наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты
налогов, которое может выражаться как в действиях, так и в
бездействии, является крупный или особо крупный размер
неуплаченного налога.
2. (Пункт 3) Под включением в декларацию заведомо искаженных
данных о доходах или расходах следует понимать умышленное указание
в декларации любых не соответствующих действительности сведений о
размерах доходов и расходов.
3. (Пункт 4) Действия виновного, занимающегося
предпринимательской деятельностью без регистрации или без
специального разрешения либо с нарушением условий лицензирования и
уклоняющегося от уплаты налога с доходов, полученных в результате
такой деятельности, надлежит квалифицировать по совокупности
преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. ст. 171
и 198 УК РФ.
4. (Пункт 5) Преступления, предусмотренные ст. ст. 198 и 199
УК РФ, считаются оконченными с момента фактической неуплаты налога
за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный
налоговым законодательством.
5. (Пункт 9) Сокрытие объектов налогообложения может
выражаться как во включении в бухгалтерские документы и налоговую
отчетность заведомо искаженных сведений, относящихся к этим
объектам, так и в умышленном непредставлении в налоговые органы
отчетной документации о таких объектах.
6. (Пункт 10) К ответственности по ст. 199 УК РФ могут быть
привлечены руководитель организации - налогоплательщика и главный
(старший) бухгалтер, лица, фактически выполняющие обязанности
руководителя и главного (старшего) бухгалтера, а также иные
служащие организации - налогоплательщика, включившие в
бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или
расходах либо скрывшие другие объекты налогообложения.
Лица, организовавшие совершение преступления, предусмотренного
ст. 199 УК РФ, или руководившие этим преступлением либо склонившие
к его совершению руководителя, главного (старшего) бухгалтера
организации - налогоплательщика или иных служащих этой
организации, или содействовавшие совершению преступления советами,
указаниями и т.п., несут ответственность как организаторы,
подстрекатели или пособники по ст. 33 УК РФ и соответствующей
части ст. 199 УК РФ.
7. (Пункт 11) Как неоднократное уклонение от уплаты налогов с
организацией надлежит квалифицировать действия виновного,
совершившего два раза и более деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 199
УК РФ, независимо от того, был ли он осужден за ранее совершенное
деяние, являлся исполнителем или соучастником преступления и было
ли ранее совершенное деяние оконченным преступлением или
покушением на преступление. Основанием для квалификации содеянного
по ч. 2 ст. 199 УК РФ является также совершение ранее виновным
деяния, предусмотренного ч. 2 ст. 162.2 УК РСФСР, по признаку
"сокрытие полученных доходов (прибыли) или иных объектов
налогообложения в особо крупных размерах".
8. (Пункт 12) По смыслу закона уклонение от уплаты налогов с
организаций может быть признано совершенным в крупном размере как
в случаях, когда сумма неуплаченного налога превышает одну тысячу
минимальных размеров оплаты труда по какому-либо одному из видов
налогов, так и в случаях, когда эта сумма является результатом
неуплаты нескольких различных налогов.
9. (Пункт 14) Действия должностных лиц органов государственной
власти и органов местного самоуправления, умышленно
содействовавших уклонению от уплаты налогов гражданином или с
организации, надлежит квалифицировать как соучастие в совершении
преступления, то есть по ст. 33 УК РФ и соответствующей части
ст. 198 УК РФ или ст. 199 УК РФ, а если при этом они действовали
из корыстной или иной личной заинтересованности, - то и по
соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность
за совершение преступлений против интересов государственной службы
и службы в органах местного самоуправления (ст. ст. 285, 290, 292
УК РФ).
10. (Пункт 18) По делам о налоговых преступлениях наряду с
материальным ущербом, заключающимся в непоступлении в бюджетную
систему Российской Федерации денежных сумм в размере неуплаченного
налога, может быть предъявлен гражданский иск также о взыскании с
виновного штрафа и пени в размерах, указанных в ст. 13 Закона
Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации".
При подготовке материалов о совершенных налоговых и иных
преступлениях и передаче данных материалов в установленном порядке
в правоохранительные органы для правовой оценки и принятия по ним
процессуального решения налоговым органам следует
руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 04.07.97 N 8 "О некоторых вопросах
применения судами Российской Федерации уголовного законодательства
об ответственности за уклонение от уплаты налогов" и настоящим
письмом.
Заместитель Руководителя
Госналогслужбы России -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.А.ЗВЕРХОВСКИЙ
------------------------------------------------------------------
|