РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
КАССАЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 08.09.97 по делу N 80/5
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Войнова С.А., судей: Масловой О.П.,
Базилевой Т.В., рассмотрев в заседании кассационную жалобу
Отделения пенсионного Российской Федерации по Ивановской области
на решение (постановление) от 15.04.97 г. и 30.06.97 г. по делу N
80/5 арбитражного суда Ивановской области установил:
Государственная налоговая инспекция по Лежневскому району
Ивановской области обратилась в арбитражный суд Ивановской области
с исковым заявлением к Отделению пенсионного фонда Российской
Федерации по Ивановской области о признании неподлежащим
исполнению инкассовое поручение N 350 от 09.01.97 г. на сумму
25636351 руб., составляющему недоимку по страховым взносам со
стоимости компенсационных выплат, выданных сотрудникам
Государственной налоговой инспекции взамен продовольственного
пайка за 1-ый и 2-ой кварталы 1996 г.
Решением арбитражного суда Ивановской области от 15.04.97 г.
по делу N 80/5 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.06.97 г.
арбитражного суда Ивановской области апелляционная жалоба
Отделения пенсионного фонда по Ивановской области оставлена без
удовлетворения, а решение суда первой инстанции без изменения.
Отделение пенсионного фонда по Ивановской области не согласно
с принятыми по делу судебными актами и обратилось в Федеральный
арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя судом неправильно применены нормы
материального права. В частности, совместные телеграммы Минфина
Российской Федерации и Центрального Банка Российской Федерации от
12.02.96 г. и 25.12.96 г., а также ст. 1 Федерального Закона
Российской Федерации "О тарифах страховых взносов в Пенсионный
фонд России ... на 1996 год".
В отзыве на кассационную жалобу Государственная налоговая
инспекция по Лежневскому району считает, что решение и
постановление арбитражного суда Ивановской области по делу N 80/5
приняты в соответствии с Законом, а доводы отделения пенсионного
фонда по Ивановской области являются несостоятельными.
Рассмотрение дела начато 04.09.97 г. и окончено 08.09.97 г. в
связи с объявлением перерыва в судебном заседании в соответствии с
ч. 3 ст. 117 Арбитражного процессуального Кодекса Российской
Федерации.
Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела N
80/5, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Федеральный
арбитражный суд Волго-Вятского округа установил следующее.
Главным уполномоченным отделения Пенсионного фонда России по
Лежневскому району Ивановской области на основании акта
документальной проверки своевременности уплаты страховых взносов
Государственной налоговой инспекцией по Лежневскому району в 1 и 2
кварталах 1996 г., 09.04.97 г. выставлено инкассовое поручение N
350 о взыскании 25636351 руб. доначисленных страховых взносов с
суммы денежной компенсации стоимости продовольственного пайка.
Обязанность налоговой инспекции начислять и уплачивать
страховые взносы с суммы денежной компенсации стоимости
продовольственного пайка в охваченный проверкой период вытекает из
требований ст. 1 Федерального Закона "О тарифах страховых взносов
в Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования Российской
Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской
Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования за 1996
г.".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.93
г. N 153 утвержден перечень выплат, на которые не производится
начисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации, носящий исчерпывающий характер.
В названный перечень выплаты, производимые работникам органов
Государственной налоговой инспекции взамен продовольственного
пайка, включены на основании Постановления Правительства
Российской Федерации от 16.11.96 г. N 1367. Таким образом, в 1 и 2
кварталах 1996 г. налоговая инспекция должна была уплачивать
страховые взносы.
Данные обстоятельства были правильно установлены арбитражным
судом Ивановской области.
Удовлетворяя исковые требования Государственной налоговой
инспекции о признании неподлежащим исполнению инкассового
распоряжения N 350 от 09.01.97 г., суд исходил из того, что
Отделение пенсионного фонда по Ивановской области при выставлении
указанного распоряжения на счет N 769120218 допустило нарушение
действующего законодательства, касающегося ограничения режима
открытого счета, начинающегося на цифру "7". По мнению суда, со
ссылкой на п. 4 совместной телеграммы Минфина Российской Федерации
от 12.02.96 г. N 3-А1-18 Центробанка Российской Федерации от
12.02.96 г. N 237, с данного счета средства не могут быть
перечислены на другие счета, списаны в безакцептном порядке или
направлены на иные цели.
Кассационная инстанция не может согласиться с данным выводом
арбитражного суда Ивановской области исходя из следующего.
Пункт 4 вышеуказанной телеграммы от 12.06.96 г., на которую
сослался суд в решении и постановлении, был разъяснен совместной
телеграммой Центрального Банка Российской Федерации от 25.12.96 г.
N 385 и Минфина Российской Федерации от 24.12.96 г. N 3-А1-136,
где указано, что при неперечислении страховых взносов в Пенсионный
фонд, органы фонда могут использовать право бесспорного списания
этих счетов, причитающихся от выделенных средств на выплату
зарплаты взносов согласно Порядку уплаты страховых взносов
работодателями и гражданами в пенсионный фонд России,
утвержденному Постановлением Верховного Совета Российской
Федерации от 27.12.91 г. N 2122-1.
Таким образом, выставление Отделением пенсионного фонда по
Ивановской области инкассового распоряжения N 350 от 09.01.97 г.
на счет N 769120218 Государственной налоговой инспекции по
Лежневскому району не противоречит указанным телеграммам и ст. 67
Федерального Закона Российской Федерации от 31.12.95 г. "О
Федеральном бюджете на 1996 г.", и Указам Президента Российской
Федерации N 66 от 19.01.96 г., N 134 от 01.02.96 г.
В исковом заявлении, отзывах на апелляционную и кассационную
жалобы Государственная налоговая инспекция по Лежневскому району
не отрицает, что суммы стоимости денежной компенсации взамен
продпайка в 1 и 2 кварталах 1996 г., на которые Отделение
пенсионного фонда по Ивановской области доначислило страховые
взносы, были выплачены работникам налоговой инспекции, однако
указывает, что данные суммы поступали из бюджета без начислений на
них.
Однако этот довод нельзя признать состоятельным, так как в
соответствии со ст. 6 Федерального Закона "О бюджете Пенсионного
фонда Российской Федерации на 1996 г.", ст. 1 ч. 2 Федерального
Закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации ... на 1996 г.", п. п. 4, 6, 8 Порядка уплаты страховых
взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской
Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета
Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2122-1 отнесение
неперечисленных сумм к недоимке не ставится в зависимость от
наличия или отсутствия денежных средств у плательщика страховых
взносов.
На основании изложенного, решение и постановление арбитражного
суда Ивановской области подлежат отмене, как принятые с нарушением
норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 176 - 177
Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации,
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
Кассационную жалобу Отделения пенсионного фонда Российской
Федерации по Ивановской области удовлетворить.
Решение от 15.04.97 г. и постановление апелляционной инстанции
от 30.06.97 г. арбитражного суда Ивановской области по делу N 80/5
отменить.
В удовлетворении исковых требований Государственной налоговой
инспекции по Лежневскому району Ивановской области - отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия
и обжалованию не подлежит.
------------------------------------------------------------------
|