ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 сентября 1997 года
Дело N 81-Г97-23
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Нечаева В.И.,
судей Горохова Б.А.,
Василевской В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 5 сентября 1997 г.
кассационную жалобу председателя Комитета по земельным ресурсам и
землеустройству Кемеровской области на решение Кемеровского
областного суда от 30 июня 1997 г. по заявлению первого
заместителя прокурора Кемеровской области о признании частично
недействительным Положения о кадастровом бюро в составе городских,
районных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству в
Кемеровской области.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Василевской В.П. и заключение помощника Генерального прокурора
Российской Федерации Корягиной Л.Л об оставлении решения суда без
изменения, Судебная коллегия
установила:
решением коллегии Комитета по земельным ресурсам и
землеустройству Кемеровской области от 01.08.95 утверждено
Положение о кадастровом бюро в составе городского, районного
комитета по земельным ресурсам и землеустройству в Кемеровской
области, пунктами 5.1, 5.2, 5.3 и 5.4 которого предусмотрено
оказание платных услуг при осуществлении бюро возложенных на него
государственных функций с правом расходования полученных средств
на цели, связанные с выполнением работ по землеустройству, а также
на социальное и материальное обеспечение трудового коллектива.
Первый заместитель прокурора области обратился в суд с
заявлением о признании названных пунктов Положения
недействительными по тем основаниям, что приняты они областным
Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству (облкомземом) с
превышением своих полномочий и в нарушение действующего
законодательства, предусматривающего, по мнению заявителя, ведение
государственного земельного кадастра Госкомитетом по земельным
ресурсам и землеустройству Российской Федерации и его органами на
местах за счет средств федерального бюджета, а также средств,
полученных в виде земельного налога и арендной платы на землю.
Правом оказания населению платных услуг, связанных с выполнением
возложенных на них государственных функций и обязанностей, они не
наделены.
Кемеровский областной суд, приняв дело к своему производству по
первой инстанции, заявление прокурора удовлетворил,
опротестованное им в части Положение признал недействительным со
дня его принятия.
Обжалуя решение, председатель областного Комитета по земельным
ресурсам и землеустройству просит о его отмене по тем основаниям,
что утвержденное облкомземом 01.08.95 Положение о кадастровом бюро
соответствует аналогичному Положению, утвержденному приказом
Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Российской
Федерации (Роскомземом) от 26.11.92 "О создании кадастровых бюро и
проведении инвентаризации земель населенных пунктов", которое
действует до настоящего времени.
Запрета на оказание платных услуг некоммерческими организациями
не существует. Спор разрешен на неправильном применении норм
материального и процессуального права.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации,
проверив дело и обсудив доводы кассационной жалобы, оснований к
отмене решения не усматривает.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст.
2 Закона Российской Федерации от 27.12.91 "Об основах налоговой
системы" взиманию подлежат налоги и сборы, установленные только
законным порядком.
Налоги и сборы, взимаемые не на основе закона, к числу законно
установленных не относятся.
Обсуждая вопрос о незаконности указанных прокурором пунктов
Положения о кадастровом бюро в составе городского, районного
комитета по земельным ресурсам и землеустройству в Кемеровской
области, суд обоснованно, на основе анализа данного нормативного
правового акта и федерального законодательства пришел к выводу о
том, что пп. 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 Положения приняты областным
комитетом с превышением своих полномочий и вопреки требованиям
закона.
Исходя из положений п. 4 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции
Российской Федерации о разграничении компетенции Российской
Федерации и ее субъектов по вопросам установления общих принципов
налогообложения в Российской Федерации и приоритете федерального
законодательства над законами и иными нормативными актами субъекта
Российской Федерации принимаемые последним нормативные правовые
акты по вопросам налогообложения и сборов не должны противоречить
федеральному законодательству.
Предусматривающим общие принципы налогообложения и сборов в
Российской Федерации и определяющим, в частности, местные налоги,
а также органы, их устанавливающие (ст. 21), Законом Российской
Федерации от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) сбор за
осуществление земельным комитетом и кадастровым бюро
государственных функций не установлен.
Утвержденное же приказом от 26.11.92 первого заместителя
председателя Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам
при Правительстве Российской Федерации Положение о кадастровом
бюро в составе районного (городского) комитета по земельной
реформе и земельным ресурсам, которым предусматривается (п. 5)
оказание платных услуг, судом обоснованно на основании ч. 5 ст. 76
Конституции Российской Федерации не принято во внимание, как
противоречащее Федеральному закону "Об основах налоговой системы".
Таким образом, вывод суда о незаконности Положения о
кадастровом бюро в составе гор(рай)комитета по земельным ресурсам
и землеустройству в Кемеровской области в части является
правильным, решение суда о признании его в этой части
недействительным - законным. Оснований к отмене решения суда по
доводам, указанным в кассационной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 311, ч. 1 ст. 305
Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Кемеровского областного суда от 30 июня 1997 г.
оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по земельным
ресурсам и землеустройству Кемеровской области - без
удовлетворения.
|