ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 1997 г. N 1672-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РСФСР
"ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РСФСР"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об инвестиционной
деятельности в РСФСР".
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты Государственной Думы, депутатские объединения
в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации,
законодательные (представительные) органы субъектов Российской
Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд
Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
представляются в Комитет Государственной Думы по экономической
политике до 1 ноября 1997 года.
3. Комитету Государственной Думы по экономической политике
доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и
внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РСФСР
"ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РСФСР"
Статья 1. Внести изменения и дополнения в Закон РСФСР "Об
инвестиционной деятельности в РСФСР" (Ведомости Съезда народных
депутатов РСФСР, 1991, N 29, ст. 1005), изложив его в следующей
редакции:
"ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Настоящий Закон в совокупности с другими законодательными
актами определяет и создает правовые, экономические и социальные
условия инвестиционной деятельности и повышения инвестиционной
активности на территории Российской Федерации в целях увеличения
инвестиций, роста их эффективности, ускорения отдачи и обеспечения
развития народного хозяйства. Закон предусматривает гарантии
равной зашиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной
деятельности вне зависимости от форм собственности, места
регистрации, гражданства и страны проживания.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Инвестиции и инвестиционная деятельность
1. Инвестициями являются денежные средства, целевые банковские
вклады, паи, акции, другие ценные бумаги, лицензии, имущественные
права, машины, оборудование, здания и сооружения, любое другое
имущество (движимое и недвижимое), интеллектуальная собственность,
вкладываемые в объекты инвестиционной деятельности в целях
получения прибыли (дохода) или достижения иного полезного эффекта.
Различаются две формы инвестиций:
капитальные вложения - это инвестиции, направляемые на
приобретение, создание и модернизацию средств производства для
изготовления товаров и оказания услуг;
финансовые инвестиции - это инвестиции, направляемые на
приобретение активов, ценных бумаг, произведений искусства,
банковских депозитов и др.
Финансовые инвестиции регулируются соответствующим
законодательством Российской Федерации.
Настоящий Закон регулирует вопросы инвестиционной
деятельности, связанной с капитальными вложениями.
2. Движимое и недвижимое имущество и иные ценности, которые
могут быть использованы в качестве инвестиций, образуют
инвестиционные ресурсы.
Инвестиционная деятельность - это вложения инвестиционных
ресурсов и совокупность практических действий по их использованию.
Статья 2. Объекты капитальных вложений
1. Объектами капиталовложений в Российской Федерации являются
находящиеся в частной или государственной и муниципальной
собственности различные виды создаваемого имущества, то есть вновь
создаваемые и модернизируемые средства производства, не
запрещенные законодательством Российской Федерации к
инвестированию.
2. Осуществление капиталовложений начинается с обоснования
целесообразности и экономической эффективности. Порядок создания,
размеры и очередность капиталовложений определяются инвестиционным
проектом.
Под инвестиционным проектом понимается необходимая для
создания объекта проектно - сметная документация с описанием
практических действий по реализации инвестиций. Инвестиционный
проект после его осуществления обеспечивает получение прибыли или
иного полезного эффекта.
3. Запрещается инвестирование в объекты, создание и
использование которых не отвечает требованиям экологических,
санитарно - гигиенических и других норм, установленных
законодательством, действующим на территории Российской Федерации,
или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан,
юридических лиц и государства.
Статья 3. Субъекты инвестиционной деятельности
1. Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы,
заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной
деятельности и другие участники инвестиционной деятельности -
физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также
государства и международные организации.
2. Инвесторы - субъекты инвестиционной деятельности,
осуществляющие мобилизацию инвестиционных ресурсов и направляющие
их на приобретение, создание и модернизацию средств производства.
В качестве инвесторов могут выступать:
государственные, муниципальные органы, уполномоченные
управлять государственным (государственный инвестор) и
муниципальным (муниципальный инвестор) имуществом или
имущественными правами;
физические и юридические лица, в том числе иностранные,
государства, а также международные объединения и организации.
3. Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые физические
и юридические лица, в том числе иностранные, уполномоченные
инвестором (инвесторами) осуществить реализацию инвестиционного
проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную
деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное
не предусмотрено договором между ними.
В случае, если заказчик не является инвестором, он наделяется
правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на
период и в пределах полномочий, установленных договором, и в
соответствии с действующим на территории Российской Федерации
законодательством.
4. Исполнителями работ (подрядчиками), осуществляющими
инвестиционные проекты, могут быть физические и юридические лица,
в том числе иностранные. Исполнители работ (подрядчики),
выполняющие определенные виды работ, должны иметь лицензию или
сертификат на право их осуществления. Перечень таких работ
устанавливается законодательством Российской Федерации, а порядок
выдачи лицензий и сертификатов определяется Правительством
Российской Федерации.
5. Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут
быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица,
государственные и муниципальные органы, иностранные государства и
международные организации, для которых создается объект
инвестиционной деятельности.
В случае, если пользователь объектов инвестиционной
деятельности является инвестором, взаимоотношения между ним и
инвестором определяются договором и (или) государственным
контрактом об инвестировании в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
6. Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать
функции двух или нескольких участников.
Статья 4. Инвестиционная деятельность физических и юридических
лиц Российской Федерации на территории иностранных государств и
иностранных инвесторов на территории Российской Федерации
1. Физические и юридические лица Российской Федерации вправе
осуществлять инвестиционную деятельность за рубежом в соответствии
с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О
государственном регулировании внешнеторговой деятельности",
Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном
контроле", законодательством иностранных государств и
международными соглашениями.
2. Инвестирование, осуществляемое иностранными физическими и
юридическими лицами, государствами и международными объединениями
и организациями на территории Российской Федерации, регулируется
Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным
законом, Законом Российской Федерации "Об иностранных
инвестициях", а также иными законодательными актами Российской
Федерации и действующими международными соглашениями СССР и РСФСР.
В случае, если настоящим Федеральным законом установлены правила,
являющиеся менее благоприятными для инвестора, чем установленные
другими законодательными актами, то применяются нормы этих других
законодательных актов.
II. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 5. Права инвесторов
1. Все инвесторы, включая иностранных, имеют равные права на
осуществление инвестиционной деятельности, за изъятиями,
устанавливаемыми федеральными законами.
Не запрещенное законодательством, действующим на территории
Российской Федерации, инвестирование имущества и имущественных
прав в объекты инвестиционной деятельности признается неотъемлемым
правом инвестора и охраняется законом.
2. Инвестор самостоятельно определяет объемы, направления и
размеры инвестиций и по своему усмотрению привлекает в
соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на
договорной основе физических и юридических лиц, необходимых ему
для реализации инвестиций.
Для создания важных народно - хозяйственных объектов
государство как инвестор реализует инвестиции на безвозвратной и
возвратной основе, а также в целях привлечения частного капитала и
стимулирования инвестиционной активности размешает инвестиции на
конкурсной основе с последующей реализацией инвестиций через торги
(тендеры) подряда.
Организация и проведение конкурсов, торгов, заключения
договоров и (или) государственных контрактов для федеральных нужд
осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской
Федерации, для региональных и местных нужд - органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
3. Инвестор, не являющийся пользователем объектов
инвестиционной деятельности, имеет право контролировать их целевое
использование и осуществлять в отношениях с пользователями таких
объектов другие права, предусмотренные договором и (или)
государственным контрактом, а также законодательством, действующим
на территории Российской Федерации.
4. Инвестор вправе передать по договору и (или)
государственному контракту свои правомочия по инвестициям и их
результатам гражданам, юридическим лицам, государственным и
муниципальным органам в установленном законом порядке.
Допускается на договорных условиях объединение средств
инвесторами для осуществления совместного инвестирования.
5. Инвестор вправе владеть, пользоваться и распоряжаться
объектами и результатами инвестиций, в том числе осуществлять
торговые операции и реинвестирование на территории Российской
Федерации, в соответствии с законодательными актами Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законодательством, действующим на территории Российской
Федерации, определены отрасли и объекты, инвестирование в которые
запрещено, ограничено или не влечет за собой непосредственно
приобретения права собственности на них, но не исключает
возможности последующего владения оперативного управления или
участия инвестора в доходах от эксплуатации этих объектов.
6. Инвестор вправе приобретать необходимое ему имущество у
граждан и юридических лиц непосредственно или через посредников по
ценам и на условиях, определяемых по договоренности сторон, без
ограничений по объему и номенклатуре, если это не противоречит
законодательству, действующему на территории Российской Федерации.
Статья 6. Обязанности субъектов инвестиционной деятельности
Субъекты инвестиционной деятельности обязаны:
выполнять требования государственных стандартов, строительных
норм и правил и других нормативных актов, действующих на
территории Российской Федерации;
выполнять требования государственных органов и должностных
лиц, предъявляемые в пределах их компетенции;
использовать средства федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по целевому
назначению в соответствии с законодательством, действующим на
территории Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 7. Отношения между субъектами инвестиционной
деятельности
1. Основным правовым документом, регулирующим
производственно - хозяйственные и другие взаимоотношения между
субъектами инвестиционной деятельности, в соответствии с
Гражданским кодексом Российской Федерации является договор и (или)
государственный контракт между ними.
Заключение договоров и (или) государственных контрактов, выбор
партнеров, определение обязательств, любых других условий
хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, является
правом субъектов инвестиционной деятельности. В осуществление
договорных отношений между ними не допускается вмешательство
государственных органов и должностных лиц, выходящее за пределы их
компетенции.
2. Условия договоров и (или) государственных контрактов,
заключенных между субъектами инвестиционной деятельности,
сохраняют свою силу на весь срок их действия, кроме случаев,
предусмотренных пунктом 1 статьи 14 настоящего Закона.
3. Незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются
в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации долевой
собственностью субъектов инвестиционного процесса до момента
приемки и оплаты инвестором (заказчиком) выполненных работ и
услуг. В случае отказа инвестора (заказчика) от дальнейшего
инвестирования проекта он обязан компенсировать возникающие в
связи с таким отказом затраты другим его участникам, если иное не
предусмотрено договором и (или) государственным контрактом.
Статья 8. Источники финансирования инвестиционной деятельности
и использование получаемых средств
Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет:
собственных средств инвестора, в том числе иностранного,
амортизационных отчислений, прибыли, выручки от реализации
имущества или имущественных прав, денежных накоплений и сбережений
граждан и юридических лиц; средств, выплачиваемых страховщиками в
виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий;
заемных средств (кредиты, ссуды и облигационные займы);
привлеченных средств (средства, получаемые от продажи
эмитируемых акций, паевые и иные взносы граждан, юридических лиц);
денежных средств, централизуемых объединениями предприятий, в
установленном порядке;
ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных бюджетов;
средств гуманитарной и технической помощи зарубежных
государств, международных организаций и других источников.
Статья 9. Взаимодействие органов государственной власти всех
уровней в инвестиционной деятельности на территории Российской
Федерации
1. Взаимодействие Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления в инвестиционной
деятельности осуществляется путем:
участия субъектов Российской Федерации в разработке концепции
и прогноза социально - экономического развития Российской
Федерации, составления и реализации соответствующих федеральных
программ, включая научно - технические, экономические, в том числе
аграрные, социальные, природоохранные и другие программы, а также
выполнения работ по предотвращению и ликвидации последствий
стихийных бедствий, катастроф, аварий, других чрезвычайных
ситуаций;
совместной разработки и реализации органами власти субъектов
Российской Федерации и местного самоуправления региональных
программ по развитию экономики и привлечению отечественных и
зарубежных инвестиций. Субъекты Российской Федерации на своей
территории в пределах своей компетенции устанавливают порядок
осуществления инвестиций и обеспечивают их защиту;
разработки и утверждения органами власти субъектов Российской
Федерации и местного самоуправления в пределах имеющихся у них
полномочий прогнозов социально - экономического развития
соответствующих территорий, а также согласования вопросов по
созданию экономических и социальных объектов, использованию
природных ресурсов и охране окружающей природной среды.
2. Права принятия решений по инвестициям и условия
инвестирования на территории Российской Федерации в объекты
совместной собственности Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации определяются на основании соответствующих
договоров.
Государственные инвестиции на безвозвратной основе в объекты,
находящиеся в федеральной собственности, осуществляются за счет
средств федерального бюджета, в объекты собственности субъектов
Российской Федерации - из бюджетных средств субъектов Российской
Федерации.
III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 10. Формы и методы государственного регулирования
инвестиционной деятельности
Государственное регулирование инвестиционной деятельности
обеспечивается федеральными органами исполнительной власти,
органами власти субъектов Российской Федерации и местного
самоуправления в пределах их компетенции путем проведения
инвестиционной политики.
Инвестиционная политика государства предусматривает:
1. Прямое управление государственными инвестициями путем:
формирования перечней строек для федеральных нужд, которые
могут быть объектами федеральных и межгосударственных
инвестиционных программ, для осуществления которых привлекаются
средства бюджета. Порядок формирования перечня строек для
федеральных нужд утверждается Правительством Российской Федерации;
предоставления государственных инвестиционных ресурсов
акционерным обществам на возвратной основе по формам:
предоставление средств из федерального бюджета, с определением
процентной ставки в законе о бюджете,
на условиях соответствующего закрепления в государственной
собственности части акций акционерных обществ, с последующей
реализацией на фондовом рынке;
обеспечения гарантий под инвестиционные средства, привлекаемые
для создания объектов, предусмотренных федеральными и
региональными инвестиционными программами за счет соответствующих
бюджетов. Порядок предоставления гарантий определяется
Правительством Российской Федерации;
вовлечения в хозяйственный оборот (продажа, сдача в аренду)
приостановленных и законсервированных строек;
предоставления концессий отечественным и иностранным
инвесторам по итогам конкурсов и аукционов;
выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов
для финансирования крупных проектов, предусмотренных федеральной
инвестиционной программой.
2. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной
деятельности:
стимулирование инвестиционной деятельности путем
совершенствования системы налогов, механизма начисления и
использования амортизации;
зашита интересов российских инвесторов за рубежом и
иностранных инвесторов в России путем заключения международных
соглашений и договоров;
установление требований по обоснованию эффективности и
экологической безопасности инвестиционных проектов, введение
федеральных и территориальных норм и правил ввода в эксплуатацию
законченных строительством объектов;
формирование и контроль за соблюдением государственных норм и
стандартов, применяемых в капитальном строительстве;
экспертиза инвестиционных проектов и программ;
создание условий пользования землей и другими природными
ресурсами в соответствии с законодательством, действующим на
территории Российской Федерации;
меры таможенной политики и валютного регулирования, связанные
с инвестиционной деятельностью;
выпуски жилищных сертификатов для расширения использования
средств населения и иных внебюджетных источников финансирования в
жилищном строительстве;
организация и развитие информационно - аналитических центров,
содействующих становлению и развитию рыночных отношений в
инвестиционной сфере с помощью регулярного проведения и публикации
рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности, условий
инвестирования;
антимонопольные меры, приватизация и национализация объектов
собственности, в том числе объектов незавершенного строительства,
в соответствии с действующим на территории Российской Федерации
законодательством;
использование залогов при кредитовании и финансовом лизинге;
защита российских организаций от поставок устаревших и
некачественных технологий, оборудования, конструкций и материалов.
Использование иных форм и методов государственного
регулирования допускается только по решению законодательных
органов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 11. Государственное регулирование инвестиционной
деятельности в особых условиях
Порядок и цели инвестиционной деятельности по предотвращению и
ликвидации последствий крупномасштабных бедствий, катастроф и иных
чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации
определяются федеральными органами государственной власти и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Юридические лица, осуществляющие инвестиционную деятельность,
обязаны по решению органов государственной власти, принятому в
пределах их компетенции, участвовать в предотвращении и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, в обеспечении нормальных
условий жизнедеятельности населения и функционирования народного
хозяйства. Понесенные при этом издержки подлежат возмещению за
счет соответствующих бюджетов.
Статья 12. Порядок принятия решений по государственным
инвестициям из федерального бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации
1. Решения по использованию государственных инвестиций из
федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации
принимаются федеральными законодательными и исполнительными
органами Российской Федерации, органами власти субъектов
Российской Федерации на основе прогнозов экономического и
социального развития Российской Федерации, схем развития и
размещения производительных сил, федеральных и региональных
целевых социально - экономических и научно - технических программ,
межгосударственных целевых программ на основе их технико -
экономических обоснований, определяющих целесообразность и
экономическую эффективность инвестиций.
2. Проекты федеральных целевых программ и межгосударственных
целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская
Федерация (далее именуются целевые программы), разрабатываются в
порядке, определяемом Правительством Российской Федерации с
участием органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
При этом целевые программы должны включать в себя увязанные по
ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы научно -
исследовательских, опытно - конструкторских, производственных,
социально - экономических, организационно - хозяйственных и других
мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области
государственного, экономического, экологического, социального и
культурного развития Российской Федерации.
Утвержденные Правительством Российской Федерации целевые
программы реализуются за счет средств федерального бюджета,
привлекаемых для выполнения программ внебюджетных источников,
средств из бюджетов субъектов Российской Федерации по объектам
совместного ведения.
3. Соответствующие комплексы взаимоувязанных работ по решению
социально - экономических и других задач местного значения
образуют региональные целевые программы, подготовка, разработка и
осуществление которых находятся в ведении органов власти субъектов
Российской Федерации. Финансирование региональных целевых программ
осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской
Федерации, привлеченных внебюджетных источников и средств из
местных бюджетов.
4. Правительство Российской Федерации, органы власти субъектов
Российской Федерации принимают решения о подготовке соответственно
федеральных и региональных целевых программ, сроках и стоимости их
разработки, утверждают разработанные и прошедшие государственную
экспертизу целевые программы и государственных заказчиков.
Решения по межгосударственным программам принимаются при этом
после заключения соответствующих межгосударственных соглашений.
5. Перечни инвестиционных проектов федеральных и региональных
целевых программ на периоды их реализации образуют соответствующие
целевые инвестиционные программы.
Заказы на капитальное строительство по объектам целевых
инвестиционных программ размещают государственные заказчики путем
проведения открытых или закрытых торгов (конкурсов и (или)
аукционов).
При проведении подрядных торгов (конкурсов и (или) аукционов)
по выбору подрядчиков (поставщиков) при равенстве показателей,
полученных по результатам оценки предложений претендентов,
преимущество отдается российским подрядным организациям
(поставщикам).
6. Порядок инвестирования и осуществления контроля за целевым
и эффективным использованием бюджетных средств, выделяемых на
целевые программы и другие федеральные и местные государственные
нужды, устанавливается Правительством Российской Федерации,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 13. Экспертиза и утверждение инвестиционных проектов,
проектов федеральных и региональных целевых программ
1. Государственная экспертиза является обязательным этапом
инвестиционного процесса в строительстве и проводится в целях
предотвращения строительства объектов, создание и использование
которых не отвечает требованиям государственных норм и правил или
наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан,
юридических лиц и государства, а также в целях контроля за
соблюдением социально - экономической и природоохранной политики.
Проекты строительства независимо от источников финансирования,
форм собственности и принадлежности объектов до их утверждения
подлежат государственной экспертизе.
Дополнительной целью государственной экспертизы проектов
федеральных и региональных инвестиционных программ, инвестиционных
проектов, с использованием государственных средств является
проверка эффективности использования инвестиционных средств.
Порядок проведения государственной экспертизы и утверждения
инвестиционных проектов и программ устанавливается Правительством
Российской Федерации.
2. Проекты федеральных и региональных целевых программ, в
случае необходимости, проходят государственную специализированную
и комплексную экспертизу.
Специализированная экспертиза проектов целевых программ
устанавливает их соответствие требованиям экономической,
экологической, технологической и других видов безопасности,
действующим стандартам и нормативным актам.
Комплексная экспертиза проектов целевых программ устанавливает
достаточность программных мероприятий для эффективного решения
задач социально - экономической, научно - технической, оборонной и
экологической политики.
3. Инвестиционные проекты и целевые программы, связанные с
региональными интересами населения Российской Федерации, после их
экспертизы независимыми комиссиями в случае необходимости подлежат
рассмотрению федеральными законодательными органами представлению
Правительства Российской Федерации.
Независимые экспертные комиссии создаются по решению
Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, и в их состав включаются
представители соответствующих территорий, научных, общественных и
других организаций, независимые эксперты, в том числе привлекаемые
из-за рубежа.
IV. ГАРАНТИИ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ЗАЩИТА ИНВЕСТИЦИЙ
Статья 14. Государственные гарантии прав субъектов
инвестиционной деятельности
1. Государство гарантирует стабильность прав субъектов
инвестиционной деятельности. В случаях принятия законодательных
актов, положения которых ограничивают права субъектов
инвестиционной деятельности, предоставленные им ранее заключенными
договорами, то условия этих договоров сохраняются, кроме случаев,
когда в законе установлено, что его действие распространяется на
отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
2. Государственные органы и органы местного самоуправления, их
должностные лица не вправе ограничивать права инвесторов в выборе
объектов инвестирования, за исключением случаев, предусмотренных
настоящим Законом.
В случаях незаконных действий государственных органов, органов
местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том
числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту
акта государственного органа или органа местного самоуправления,
убытки, причиненные субъектам инвестиционной деятельности,
подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим
субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статья 15. Защита инвестиций
1. Государство гарантирует в соответствии с законодательством,
действующим на территории Российской Федерации, защиту инвестиций,
в том числе иностранных, независимо от форм собственности. При
этом инвесторам, в том числе иностранным, обеспечиваются
равноправные условия деятельности, исключающие применение мер
дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать
управлению и распоряжению инвестициями.
2. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы,
реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные
указанным по последствиям. Применение таких мер возможно лишь с
полным возмещением инвестору всех убытков, причиненных отчуждением
инвестированного имущества, включая упущенную выгоду, и только на
основе законодательных актов, действующих на территории Российской
Федерации. Порядок возмещения убытков инвестору определяется в
указанных актах.
Внесенные платежи за приобретенное имущество, а также арендные
права в случаях их изъятия в соответствии с законодательством,
действующим на территории Российской Федерации, возмещаются
инвесторам, за исключением сумм, использованных или утраченных в
результате действий самих инвесторов или предпринятых с их
участием.
3. Инвестиции, в том числе иностранные, могут, а в случаях,
предусмотренных действующим на территории Российской Федерации
законодательством, должны быть застрахованы.
Статья 16. Ответственность субъектов инвестиционной
деятельности
1. При несоблюдении требований действующего на территории
Российской Федерации законодательства, обязательств,
предусмотренных в договорах и (или) государственных контрактах
между субъектами инвестиционной деятельности, последние, включая
иностранных, несут имущественную и иную ответственность в порядке,
установленном указанными актами.
2. Государственные органы исполнительной власти всех уровней
при реализации государственных заказов, инвестиционных проектов и
программ несут имущественную ответственность по своим
обязательствам, предусмотренным заключенными контрактами,
договорами и соглашениями.
3. Споры, возникающие при осуществлении инвестиционной
деятельности, рассматриваются в порядке, установленном
законодательством, действующим на территории Российской Федерации
и международными договорами с участием Российской Федерации
Статья 17. Прекращение или приостановление инвестиционной
деятельности
1. Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности
производятся в порядке, установленном действующим на территории
Российской Федерации законодательством.
Инвесторы возмещают другим участникам инвестиционной
деятельности убытки, в том числе упущенную выгоду, вызванные
прекращением выполнения своих обязательств по договорам и (или)
государственным контрактам с ними.
2. Правомочные государственные органы исполнительной власти в
установленном законодательством порядке, действующем на территории
Российской Федерации, могут прекратить или приостановить
инвестиционную деятельность в случаях:
признания инвестора банкротом;
стихийных и иных бедствий, катастроф;
введения чрезвычайного положения;
если продолжение инвестиционной деятельности может привести к
нарушению установленных законом экологических, санитарно -
гигиенических и других норм и правил, охраняемых законом прав и
интересов физических и юридических лиц и государства.
Порядок возмещения ущерба участникам инвестиционной
деятельности в этих случаях определяется законодательством,
действующим на территории Российской Федерации."
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Президенту Российской Федерации, Правительству Российской
Федерации, органам государственной власти субъектов Российской
Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим
Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
------------------------------------------------------------------
|