ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
от 5 сентября 1997 г.
(Извлечение)
Решением коллегии комитета по земельным ресурсам и
землеустройству Кемеровской области от 1 августа 1995 г.
утверждено Положение о кадастровом бюро в составе городского,
районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству в
Кемеровской области, пунктами 5.1, 5.2, 5.3 и 5.4 которого
предусмотрено оказание платных услуг при осуществлении возложенных
на бюро государственных функций с правом расходования полученных
средств на цели, связанные с выполнением работ по землеустройству,
а также на социальное и материальное обеспечение трудового
коллектива.
Первый заместитель прокурора области обратился в суд с
заявлением о признании названных пунктов Положения
недействительными, ссылаясь на то, что они приняты областным
комитетом по земельным ресурсам и землеустройству (облкомземом) с
превышением своих полномочий и в нарушение действующего
законодательства, предусматривающего, по его мнению, ведение
государственного земельного кадастра Комитетом по земельным
ресурсам и землеустройству Российской Федерации и его органами на
местах за счет средств федерального бюджета, а также средств,
полученных в виде земельного налога и арендной платы на землю.
Правом оказания населению платных услуг, связанных с выполнением
возложенных на них государственных функций и обязанностей, они не
наделены.
Кемеровский областной суд, рассмотрев дело по первой
инстанции, заявление прокурора удовлетворил.
Председатель областного комитета по земельным ресурсам и
землеустройству в кассационной жалобе просил об отмене решения,
указав, что утвержденное облкомземом 1 августа 1995 г. Положение
соответствует аналогичному Положению, утвержденному приказом
Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Российской
Федерации (Роскомземом) 26 ноября 1992 г. "О создании кадастровых
бюро и проведении инвентаризации земель населенных пунктов",
которое действует до настоящего времени. По его мнению, запрета в
оказании платных услуг некоммерческими организациями не
существует.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ
5 сентября 1997 г. решение областного суда оставила без изменения,
а кассационную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и
ст. 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об
основах налоговой системы" взиманию подлежат налоги и сборы,
установленные только законным порядком.
Налоги и сборы, взимаемые не на основе закона, к числу законно
установленных не относятся.
Обсуждая вопрос о незаконности указанных прокурором пунктов
Положения о кадастровом бюро в составе городского, районного
комитета по земельным ресурсам и землеустройству в Кемеровской
области, суд обоснованно пришел к выводу о том, что п. п. 5.1,
5.2, 5.3, 5.4 Положения приняты областным комитетом с превышением
своих полномочий и вопреки требованиям закона.
Исходя из положений п. "г" ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76
Конституции Российской Федерации о разграничении компетенции
Российской Федерации и ее субъектов по вопросам установления общих
принципов налогообложения в Российской Федерации и приоритете
федерального законодательства над законами и иными нормативными
актами субъекта Российской Федерации принимаемые последним
нормативные правовые акты по вопросам налогообложения и сборов не
должны противоречить федеральному законодательству.
Предусматривающим общие принципы налогообложения и сборов в
Российской Федерации и определяющим, в частности, местные налоги,
а также органы, их устанавливающие, Законом Российской Федерации
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с
последующими изменениями и дополнениями) сбор за осуществление
земельным комитетом и кадастровым бюро государственных функций не
установлен.
Утвержденное же приказом от 26 ноября 1992 г. первого
заместителя Председателя Комитета по земельным ресурсам и
землеустройству при Правительстве Российской Федерации Положение о
кадастровом бюро в составе районного (городского) комитета по
земельной реформе и земельным ресурсам, которым предусматривается
(п. 5) оказание платных услуг, судом обоснованно на основании ч. 5
ст. 76 Конституции Российской Федерации не принято во внимание как
противоречащее федеральному закону об основах налоговой системы.
При таких обстоятельствах решение Кемеровского областного суда
оставлено без изменения.
|