ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 4 сентября 1997 г. N 21-19-97
О НЕЗАКОННОЙ ПРАКТИКЕ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ
ПРИЕМА В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
Пункт 3 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантирует
право каждого гражданина на конкурсной основе бесплатно получить
высшее образование в государственном или муниципальном
образовательном учреждении и на предприятии.
Механизм реализации этого права закреплен в Федеральном законе
"О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (ч. 1, 3
ст. 11), а также в Типовом положении об образовательном учреждении
высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)
Российской Федерации (п. п. 16 - 19), утвержденном Постановлением
Правительства Российской Федерации от 26.06.93 N 597. Согласно
данным нормативным актам прием в высшие учебные заведения
производится по результатам вступительных испытаний, на которых
высшие учебные заведения должны обеспечить объективность оценки
способностей и склонностей поступающих, чтобы выявить наиболее
способных к освоению программы высшей школы.
В соответствии с разъяснением Госкомвуза России от 02.04.96
N 31-32-38ин/08, вытекающим из Федерального закона
"Об образовании", вступительные испытания не являются
дополнительной образовательной услугой, и взимание за них платы не
допускается. Между тем практика ряда вузов свидетельствует о том,
что вступительные испытания под разными предлогами
коммерциализируются, что подрывает конституционный принцип
конкурсности получения высшего образования, справедливости отбора
в высшие учебные заведения.
Формированию такой практики способствуют некоторые
постановления и разъяснения бывшего Госкомвуза России,
направленные на места и имеющие нормативный характер.
Так, пунктом 10 Постановления от 27 декабря 1995 г. N 9
Госкомвуз разрешил вузам засчитывать в качестве результатов
вступительных испытаний результаты выпускных экзаменов слушателей
подготовительных отделений высших учебных заведений. Однако
известно, что подготовительные отделения работают на платной
основе, а поскольку выпускные экзамены являются частью
образовательного процесса подготовительных отделений, то
соответственно и оплачиваются из средств слушателей. Такой порядок
не способствует утверждению единых конкурсных требований и делит
поступающих в вузы на тех, кто может заплатить деньги, и тех, кто
такой возможности не имеет.
В письме заместителя председателя Госкомвуза России от
25.01.96 N 10-34-017ин/018 " О проведении репетиционных экзаменов
и вступительных испытаний в ранние сроки", направленном
министерствам (ведомствам) и ректорам высших учебных заведений,
была осуждена незаконная практика вузов, которые проводили на
платной основе начиная с февраля так называемые репетиционные
экзамены, результаты которых затем засчитывали в качестве
вступительных испытаний. В письме справедливо отмечалось, что
такая практика ставит учащихся в неравные условия в зависимости от
материального положения родителей и места жительства. Но вместо
принятия принципиального решения о запрещении подобной
коммерциализации вступительных испытаний Госкомвуз ограничился
рекомендациями по снижению негативных последствий незаконного
нововведения. При этом главный порок - платность вступительных
испытаний - не только оставлен без реагирования, но и фактически
легализован: рекомендовано по результатам "ранних вступительных
испытаний" выдавать каждому выдержавшему эти испытания так
называемый сертификат, который при поступлении в вуз может
засчитываться в качестве результата "общих вступительных
испытаний".
Письмо, затрагивающее права и интересы граждан и носящее
нормативный характер, было издано и направлено на места в
нарушение Постановлений Правительства Российской Федерации от
08.05.92 N 305 "О государственной регистрации нормативных актов" и
от 23.07.93 N 722 "Об утверждении Правил подготовки ведомственных
нормативных актов". Данное письмо не прошло регистрации в
Министерстве юстиции Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 24
Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прошу:
1. Привести в соответствие указанные нормативные акты
Госкомвуза со статьей 43 Конституции Российской Федерации и
законодательством об образовании.
2. Принять меры к пресечению практики введения в
государственных и муниципальных вузах платности вступительных
испытаний в любой форме.
Представление подлежит рассмотрению в месячный срок с момента
его получения.
О результатах рассмотрения сообщить в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации.
Заместитель Генерального прокурора
Российской Федерации
В.И.ДАВЫДОВ
|