ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 сентября 1997 г. N 1655-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТЕЛЕВИЗИОННОМ
ВЕЩАНИИ И РАДИОВЕЩАНИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
телевизионном вещании и радиовещании", внесенный депутатами
Государственной Думы Злобиной Ларисой Афанасьевной, Лукашевым
Игорем Львовичем, Финько Олегом Александровичем, Цоем Валентином
Евгеньевичем и членами Совета Федерации Саловым Евгением
Ивановичем, Сударенковым Валерием Васильевичем.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по информационной
политике и связи до 1 октября 1997 года.
3. Комитету Государственной Думы по информационной политике и
связи доработать указанный законопроект с учетом поступивших
поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во
втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ТЕЛЕВИЗИОННОМ ВЕЩАНИИ И РАДИОВЕЩАНИИ
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования и применение настоящего
Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области
телерадиовещания в Российской Федерации.
2. Настоящий Закон применяется в отношении вещателей и
производителей телерадиопродукции, учрежденных в Российской
Федерации, а для создаваемых вне ее пределов - только в части,
касающейся распространения их информации в Российской Федерации.
3. Правила, установленные настоящим Федеральным законом для
эфирного телерадиовещания, применяются в полном объеме при
осуществлении телерадиовещания с использованием кабельной,
проводной, цифровой компьютерной и иных сетей, если
законодательством Российской Федерации не установлено иное.
Статья 2. Цели настоящего Закона
Настоящий Федеральный закон принимается в целях:
обеспечения правовой основы организации и деятельности
вещателя,
обеспечения конституционного права на свободный поиск,
получение и распространение массовой информации,
обеспечения объективности и полноты информации о всех сторонах
жизни общества, как в целом, так и отдельных субъектов Российской
Федерации,
реализации государственной политики в области телевизионного и
радиовещания,
обеспечения приоритета национальных интересов Российской
Федерации, отечественной тематики программ и передач,
обеспечения учета интересов потребителей, отражения мнений
политических, религиозных, национальных, социальных, возрастных и
иных групп населения при соблюдении общественных и государственных
интересов,
обеспечения духовного и эстетического развития, сохранения и
распространения отечественных культурных ценностей,
создания необходимых условий для сохранения национальной
культуры,
установления приоритета национальных производителей,
установления особенностей лицензирования в области
телерадиовещания.
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о
телерадиовещании
1. Законодательство Российской Федерации о телерадиовещании
является частью законодательства Российской Федерации о средствах
массовой информации и состоит из Закона Российской Федерации "О
средствах массовой информации", настоящего Федерального закона,
законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
2. Законодательство Российской Федерации о связи применяется в
части регулирования использования технических средств
распространения теле- и радиопрограмм.
3. Если международным договором, в котором участвует
Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые
содержатся в законодательстве Российской Федерации о
телерадиовещании, то применяются правила международного договора.
Статья 4. Свобода телерадиовещания
1. В Российской Федерации право граждан на свободный поиск,
получение, производство и распространение массовой информации
посредством телерадиовещания гарантируется государством.
2. Телерадиовещание в Российской Федерации осуществляется
свободно и не подлежит ограничениям, за исключением случаев,
предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законами
Российской Федерации.
3. Государство способствует развитию телерадиовещания в целях
удовлетворения разнообразных информационных потребностей
телезрителей и радиослушателей, сохранения и укрепления
национальной безопасности, общественного согласия, свобод и прав
граждан, развития образования и культуры, утверждения законности и
общественной морали, здорового образа жизни и укрепления семьи.
4. В области телерадиовещания не допускаются цензура и
создание организационных структур, в обязанности которых входит
осуществление цензорских функций, за исключением случаев,
предусмотренных федеральными законами.
5. Свобода телерадиовещания несовместима с оскорблением или
унижением телезрителей, радиослушателей или других лиц.
Ответственность в случае подобных злоупотреблений наступает
согласно действующему законодательству.
Свобода телерадиовещания также несовместима с распространением
теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач, побуждающих к
совершению уголовно наказуемых деяний, прямо угрожающих
безопасности личности или государства, а также теле- и
радиопрограмм, теле- и радиопередач, разглашающих сведения,
составляющие государственную или иную специально охраняемую
законом тайну, содержащих призывы к насильственному изменению
конституционного строя и нарушению целостности государства,
способствующих разжиганию социальной, расовой, национальной и
религиозной розни, пропагандирующих войну и жестокость.
6. Распространение теле- и радиопрограмм эротического и
порнографического характера осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации, регулирующим оборот
продукции и услуг сексуального характера.
Статья 5. Основные понятия
Понятия, используемые для целей настоящего Федерального
закона:
1) телерадиовещание - распространение с использованием
электромагнитных волн телевизионных программ (телевизионное
вещание), звуковых программ (радиовещание) и дополнительной
информации, осуществляемое по эфиру (наземным или спутниковым
передатчиком) или по кабельным (проводным, цифровым компьютерным и
иным) сетям в открытой или закодированной форме, предназначенное
для индивидуального приема неограниченным кругом лиц;
2) телерадиовещательный сигнал - радиоизлучение, одна или
несколько характеристик которого могут изменяться для передачи
телевизионных (звуковых) программ и дополнительной информации;
3) дополнительная информация - любая (буквенная, цифровая,
графическая, звуковая) информация, не связанная с содержанием
основной программы, передаваемая в составе телерадиовещательного
сигнала и предназначенная для индивидуального приема
неограниченным кругом лиц;
4) телепередача или радиопередача - отдельная законченная в
организационном и тематическом отношении часть телевизионной
программы (телепрограммы) или радиовещательной программы
(радиопрограммы), содержащая сообщения и (или) материалы,
подготовленная и предназначенная для телевизионного вещания или
радиовещания;
5) лицензия на вещание - письменное разрешение, дающее право
на телерадиовещание с использованием определенной частоты,
кабельной или проводной сети, с учетом местоположения передающих
устройств и зоны обслуживания;
6) сетка вещания - перечень, последовательность, наименования,
время вещания теле- или радиопрограмм, теле- или радиопередач или
дополнительной информации, определяющие основные направления
вещательной политики вещателя на определенный период времени без
подробной детализации;
7) вещатель - юридическое или физическое лицо, действующее на
основании лицензии на вещание, формирующее сетку вещания,
организующее распространение теле- и (или) радиопрограмм и
дополнительной информации и несущее ответственность за содержание
распространяемых им программ;
8) общероссийский вещатель - вещатель, осуществляющий
телевизионное вещание и (или) радиовещание в зоне обслуживания,
включающей территории более чем половины субъектов Российской
Федерации;
9) территориальный вещатель - вещатель, осуществляющий
телевизионное вещание и (или) радиовещание в зоне обслуживания,
включающей территории одного или нескольких, но не более половины
субъектов Российской Федерации;
10) ретрансляция - прием и одновременная, независимо от
используемых технических средств, полная и неизменяемая передача
теле- или радиопрограмм, теле- или радиопередач, передаваемых
вещателем для неограниченного круга лиц;
11) индивидуальный прием - непосредственный прием от
передающих устройств теле- и (или) радиопрограмм, теле- и (или)
радиопередач простыми бытовыми устройствами с антеннами небольших
размеров, без права последующей ретрансляции;
12) производитель теле- и радиопродукции - физическое и (или)
юридическое лицо, специализирующееся на производстве теле- и (или)
радиопрограмм, теле- и (или) радиопередач;
13) зона обслуживания - зона действия существующего или
планируемого телерадиовещательного передатчика, на которой условия
индивидуального приема соответствуют требованиям действующих
стандартов и норм;
14) перечень частот телерадиовещания - документ, содержащий
списки частот, выделенных соответствующими уполномоченными
федеральными органами исполнительной власти для целей
телерадиовещания;
15) сеть телевизионного вещания или радиовещания -
совокупность радиочастот, каналов кабельных и проводных сетей,
используемых вещателем для целей телевизионного вещания или
радиовещания;
16) технические средства телерадиовещания - оборудование,
обеспечивающее подготовку теле- или радиопрограмм и их передачу на
технические средства связи;
17) трансграничное телерадиовещание - телерадиовещание, при
котором зона обслуживания включает в себя территории(ю) других(го)
государств(а).
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ
Статья 6. Порядок осуществления телерадиовещания
1. Телерадиовещание в Российской Федерации осуществляется на
основании лицензии на вещание за исключением случаев,
предусмотренных настоящим Федеральным законом.
2. Частоты, выделенные для телевизионного вещания и
радиовещания, являются достоянием государства и предоставляются
вещателю для использования для целей телерадиовещания.
Техническое обеспечение права вещателя на использование частот
для целей телерадиовещания осуществляется оператором связи,
действующим на основании лицензии на осуществление деятельности в
области связи, выдаваемой федеральным органом исполнительной
власти в области связи на основании Федерального закона "О связи".
3. Телевизионное и (или) радиовещание с территории Российской
Федерации, рассчитанное на прием исключительно на территориях
одного или нескольких иностранных государств, осуществляется на
основании специального разрешения, содержание и порядок выдачи
которого определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 7. Поиск звуковой, визуальной и аудиовизуальной
массовой информации
1. Журналисты, производящие телерадиопродукцию, не могут быть
ограничены в праве искать и запрашивать информацию, производить
записи, в иных своих правах, за исключением случаев,
предусмотренных законами Российской Федерации.
2. Журналисты, производящие телерадиопродукцию, могут быть
аккредитованы при государственных органах, коммерческих и
некоммерческих организациях на условиях, устанавливаемых
аккредитующим органом в соответствии с законодательством
Российской Федерации о средствах массовой информации.
3. Аккредитующие органы (пресс - службы, пресс - центры,
пресс - бюро, пресс - агентства) не вправе отказывать в
аккредитации журналистам, осуществляющим производство
телерадиопродукции, если издан правовой акт об открытии таких
пресс - служб (о назначении лиц по связям с прессой). Правовой
статус аккредитованного журналиста определяется в соответствии с
законодательством Российской Федерации о средствах массовой
информации.
Статья 8. Производство звуковой, визуальной и аудиовизуальной
массовой информации
1. Производство звуковой, визуальной и аудиовизуальной
массовой информации и дополнительной информации осуществляется
производителями теле- и радиопродукции либо самостоятельно
вещателем.
2. Отношения между производителями теле- и радиопродукции и
вещателем регулируются гражданским законодательством Российской
Федерации.
Статья 9. Защита отечественных производителей теле- и
радиопродукции
Доля теле- и радиопередач отечественного производства,
транслируемых по одной сети телевизионного вещания или
радиовещания государственного вещателя не может быть менее двух
третей суммарного еженедельного времени телерадиовещания.
Под теле- и (или) радиопередачами отечественного производства
понимаются передачи, производство которых контролируется
российскими физическими или юридическими лицами. При этом в данном
случае под контролем понимается определяющее влияние на принятие
решений.
Статья 10. Телерадиовещание
1. Вещатель осуществляет распространение теле- и
радиопрограмм, зарегистрированных в качестве средств массовой
информации в соответствии с Законом Российской Федерации "О
средствах массовой информации".
Теле- и радиопрограммы, распространяемые вещателем, могут
производиться как самим вещателем, так и иными производителями
теле- и радиопрограмм.
2. Телерадиовещание осуществляется вещателем посредством
использования ими собственных либо арендуемых технических средств
связи.
3. При распространении сообщений и материалов, произведенных
вещателем, другим средством массовой информации, ссылка на этого
вещателя обязательна.
4. Ретрансляция теле- или радиопрограмм, теле- или
радиопередач допускается только на основании договора,
заключенного между вещателем и организацией, осуществляющей
ретрансляцию.
Статья 11. Распространение официальных сообщений и материалов
федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления
1. Порядок распространения вещателем официальных сообщений или
материалов о деятельности федеральных органов государственной
власти устанавливается федеральным законом.
2. Должностные лица указанных выше органов не могут принимать
решения об обязательном распространении вещателем сообщений или
материалов, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
Статья 12. Распространение рекламы
Условия и порядок распространения вещателем рекламы
устанавливается законодательством Российской Федерации о рекламе.
Статья 13. Антимонопольные ограничения
Условия и порядок ограничения концентрации массовой
информации, распространяемой вещателями, регулируются нормами
законодательства Российской Федерации о конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках.
Статья 14. Распространение предвыборной агитации
Условия и порядок распространения государственными вещателями
предвыборных агитационных материалов устанавливается
законодательством Российской Федерации о выборах и
законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 15. Экстренное телерадиовещание
1. Экстренное телерадиовещание от имени федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации осуществляется в случаях объявления
чрезвычайного или военного положения, а также при стихийных
бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, катастрофах.
2. Сеть телевизионного вещания или радиовещания и время для
экстренного телерадиовещания предоставляется Президенту Российской
Федерации, в случае объявления им чрезвычайного положения.
Кроме того, сеть телевизионного вещания или радиовещания и
время для экстренного телерадиовещания вправе затребовать Совет
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,
Правительство Российской Федерации в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
Сеть телевизионного вещания или радиовещания государственного
территориального вещателя и время для экстренного телерадиовещания
предоставляется органам законодательной (представительной) власти
и высшим должностным лицам органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах
установленной компетенции.
Правила такого вещания устанавливаются законодательством
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
3. В случае установления несоответствия закону Указа
Президента Российской Федерации об объявлении чрезвычайного
положения, либо несоответствия закону иных законодательных актов,
касающихся чрезвычайного положения, Конституционный Суд Российской
Федерации также вправе затребовать сеть телевизионного вещания или
радиовещания и время для экстренного телерадиовещания.
Статья 16. Осуществление телерадиовещания в особых ситуациях
В интересах обеспечения безопасности военнослужащих и
сотрудников правоохранительных органов, выполняющих законные
действия по восстановлению законности и правопорядка, а также
членов их семей, не допускается обнародование вещателем сведений о
местах дислокации (передислокации) воинских частей, о ходе
специальных операций, персональных данных военнослужащих, и других
сведений, которые могут быть использованы лицами, в отношении
которых указанные действия производятся.
Статья 17. Ограничения на телевизионное и радиовещание
1. Федеральная комиссия по телерадиовещанию в целях защиты
нравственности граждан, в особенности детей и подростков, может
рекомендовать федеральному органу исполнительной власти по
государственному регулированию и контролю в области
телерадиовещания устанавливать градацию теле- и (или)
радиопрограмм по возрастным категориям, влекущую за собой
выполнение вещателем соответствующих требований.
2. Объявление о теле- и радиопрограммах, теле- и
радиопередачах, получивших ограничение для определенных возрастных
категорий, должно осуществляться перед началом показа и после
окончания каждой рекламной паузы. При анонсировании данной
продукции обязательное указание о возрастной рекомендации
просмотра также включается в анонсы.
3. В течение всей теле- и радиопрограммы, теле- и
радиопередачи, получивших ограничения для определенных возрастных
категорий, должен присутствовать установленный федеральным органом
исполнительной власти по государственному регулированию и контролю
в области телерадиовещания символ, надпись, звуковой сигнал,
предупреждающие о характере программы или передачи.
Статья 18. Обязанности вещателей
1. Вещатели обязаны:
предупреждать телезрителей и радиослушателей о платности их
программ;
не разглашать данные предварительного следствия, ставшие
известными в связи с выполнением должностных обязанностей, без
письменного разрешения прокурора, следователя или лица,
производящего дознание;
не распространять информацию, нарушающую презумпцию
невиновности, либо предопределяющую решение суда, а также
нарушающую права потерпевших;
не разглашать информацию о частной жизни лица, его
персональных данных без его согласия, за исключением случаев,
предусмотренных федеральными законами Российской Федерации.
2. Вещатели не вправе:
существенным образом менять характер и объемы вещания без
предварительного - не менее чем за два месяца - оповещения
телезрителей и радиослушателей в своих передачах, если они взимают
плату за свои теле- и (или) радиопрограммы, теле- и (или)
радиопередачи;
увеличивать в одностороннем порядке размер платы за теле-
и (или) радиопрограммы до истечения срока договора или подписки,
если иное не оговорено условиями договора или подписки.
Статья 19. Получение звуковой, визуальной и аудиовизуальной
массовой информации
1. Потребители вправе свободно принимать теле- и
радиопрограммы, отдельные теле- и радиопередачи и дополнительную
информацию, в том числе и со спутников, бесплатно или за плату как
с использованием декодирующих устройств, так и по открытым сетям
телевизионного вещания и радиовещания.
2. Федеральные органы государственной власти, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации создают
необходимые условия и принимают меры для гарантированного
получения без декодирующих устройств на территории каждого
субъекта Российской Федерации теле- и радиопрограмм,
распространяемых не менее чем одним общероссийским государственным
федеральным вещателем и теле- и радиопрограмм, распространяемых не
менее чем одним территориальным государственным федеративным или
региональным вещателем. При этом распространяемые программы не
могут прерываться программами других вещателей.
3. Вещатель, осуществляющий кабельное, проводное или иное
неэфирное телерадиовещание, не должен ограничивать право
телезрителей и радиослушателей на получение теле- и (или)
радиопрограмм, распространяемых по эфиру, в областях совпадения
соответствующих зон обслуживания.
Статья 20. Хранение материалов телерадиовещания
1. Вещатели обязаны хранить аудио- и видеозаписи всех теле-
и (или) радиопрограмм (в том числе выходящих в прямой эфир) в
течение двух месяцев после их выпуска и вести журнал регистрации
программ и передач, в котором фиксируются тема, краткое
содержание, дата выхода в эфир, время начала и окончания, фамилии
авторов, редактора, выпускающего теле- и (или) радиопередачи,
теле- и (или) радиопрограммы.
2. По истечении двух месяцев аудио- и видеозаписи теле- и
радиопрограмм могут быть уничтожены, если в течение этого срока не
поступило заявления об опровержении сообщенных в них сведений,
либо запроса на предоставление указанных программ и (или) передач,
в том числе от федерального органа исполнительной власти по
регулированию и контролю в области телерадиовещания. В противном
случае указанные аудио- или видеозаписи уничтожаются только после
завершения спора (принятия судебного решения, заключения мирового
соглашения в суде).
Статья 21. Деятельность в области связи для целей
телерадиовещания
1. Юридическим и физическим лицам, имеющим в собственности или
на иных законных основаниях средства связи, используемые для целей
телерадиовещания, либо имеющим намерение приобрести право
собственности на средства связи для целей телерадиовещания,
федеральные органы исполнительной власти в области связи в
соответствии с законодательством Российской Федерации
осуществляют:
1) присвоение радиочастот, занесенных в Перечень частот
телерадиовещания, используемых и планируемых для целей
телерадиовещания;
2) оформление лицензий и других документов, необходимых для
осуществления деятельности в области связи для целей
телерадиовещания.
2. Государственные предприятия связи (операторы связи),
действующие в области телерадиовещания, предоставляют услуги по
распространению теле- и радиопрограмм, отдельных теле- и
радиопередач вещателей на основе тарифов, регулируемых
государством в соответствии с законодательством Российской
Федерации. Размеры тарифов устанавливаются Правительством
Российской Федерации.
Статья 22. Благотворительная и спонсорская деятельность в
области телерадиовещания
1. Благотворительная и спонсорская деятельность в области
телерадиовещания является некоммерческой деятельностью физических
и юридических лиц, осуществляющих финансирование вещателей и (или)
производителей теле- или радиопрограмм, отдельных теле- или
радиопередач.
2. Благотворительное финансирование и спонсирование
государственных вещателей не допускается.
3. Запрещается благотворительное финансирование и
спонсирование:
информационных теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач;
со стороны политических партий, иных политических объединений,
а также лиц, занимающихся политической деятельностью, влияющей на
формирование общественного мнения.
4. Теле- или радиопрограмма, теле- или радиопередача,
финансируемая субъектом благотворительной деятельности или
спонсором, должна содержать четкие и понятные сообщающие об этом
титры, символы, надписи или объявления, транслируемые
исключительно в начале или конце теле- или радиопрограмм, теле-
или радиопередачи.
5. В случае если субъектами благотворительной деятельности и
спонсорами в области телерадиовещания являются юридические и
физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность,
объектом которой являются товары и услуги, теле- и радиореклама
которых запрещена законодательством Российской Федерации, такие
теле- и радиопрограммы, теле- и радиопередачи, не должны содержать
сведения о субъектах благотворительной деятельности и спонсорах.
Глава III. ВЕЩАТЕЛИ
Статья 23. Виды вещателей
1. В Российской Федерации действуют коммерческие и
некоммерческие вещатели.
Вещатели, не имеющие извлечение прибыли в качестве цели своей
деятельности и не распределяющие полученную прибыль между
участниками, являются некоммерческими вещателями. К ним относятся:
- государственные вещатели;
- общественные вещатели;
- муниципальные вещатели;
- иные некоммерческие вещатели.
На государственных вещателей распространяется статус
учреждений культуры.
Вещатели, преследующие извлечение прибыли в качестве основной
цели своей деятельности, являются коммерческими вещателями.
2. Физическое лицо, имеющее статус индивидуального
предпринимателя, может выступать в качестве вещателя. При этом по
отношению к нему применяются правила, установленные для
коммерческих вещателей.
Статья 24. Государственные вещатели
1. Государственный вещатель - юридическое лицо, имеющее статус
государственного учреждения, образуемое федеральными органами
государственной власти, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации.
2. Учредители государственного вещателя образуют на паритетных
началах Совет учредителей, являющийся высшим органом управления
государственного вещателя.
Совет учредителей назначает руководителя государственного
вещателя, который несет ответственность перед Советом учредителей
согласно действующему законодательству и учредительным документам.
Руководитель государственного вещателя является государственным
служащим и получает вознаграждение за исполнение своих
обязанностей в размере, определяемом соглашением между ним и
Советом учредителей.
Совет учредителей осуществляет контроль за реализацией целей и
задач государственного вещателя, устанавливаемых настоящим
Федеральным законом, а также за соответствием тематического
содержания программ указанным целям и задачам.
Совет учредителей осуществляет также и иные функции,
определяемые действующим законодательством и учредительными
документами.
3. Государственные вещатели создаются с целью обеспечения
государством конституционного права граждан на свободное получение
информации, в том числе политической, экономической,
художественной, образовательной, научно - просветительской и иной
социально - значимой информации.
4. Задачи государственных вещателей определяются целью их
создания и заключаются:
1) в отражении официальной позиции органов государственной
власти в тех или иных вопросах политической и общественной жизни
страны;
2) в осуществлении национального телерадиовещания в
соответствии с лучшими традициями отечественной культуры на
уровне, отвечающем мировым техническим стандартам,
3) в осуществлении обязанности государства обеспечить право на
свободный поиск и получение информации гражданам с определенными
физическими недостатками;
4) в осуществлении такой информационной политики, которая
способствовала бы сохранению безопасности, в том числе
информационной, и целостности государства.
5. В соответствии с указанными задачами государственный
вещатель обязан обеспечивать разнообразие тематики
распространяемой информации путем передачи информационных,
экономических, образовательных, художественных, музыкальных,
культурно - просветительских, научно - популярных, спортивных
теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач, а также теле- и
радиопрограмм, теле- и радиопередач для детей и юношества, иных
сообщений и материалов.
6. Государственный вещатель разрабатывает сетку вещания исходя
из интересов граждан и органов государственной власти. При этом он
обязан:
1) предоставлять гражданам возможность знать официальную
позицию органов государственной власти путем распространения
официальных сообщений в удобное для граждан время;
2) освещать в равной мере деятельность всех органов
государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации, политическую жизнь страны, избегая предоставления
преимущественного положения отдельным политическим движениям;
3) предоставлять равные возможности предоставления в эфире
мнения различных национальных, социальных, возрастных и иных групп
населения;
4) предоставлять в распространяемых программах и передачах
информацию о политической и общественной жизни Российской
Федерации и ее субъектов;
5) способствовать сохранению и приумножению российских
культурных ценностей, культурного достояния и наследия народов
Российской Федерации;
6) способствовать сохранению и пропаганде русского языка и
языков других народов, населяющих Российскую Федерацию;
7) способствовать распространению продукции для детей и
подростков, а также продукции, предназначенной для семейного
просмотра;
8) распространять сообщения и материалы для глухих и
слабослышащих;
9) предоставлять телезрителям и радиослушателям возможность
выбора теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач.
7. Государственные вещательные организации не имеют права
заниматься производством и распространением коммерческой рекламы.
8. Государственному вещателю запрещается производство и
распространение продукции порнографического и эротического
характера.
Распространение государственным вещателем продукции, чрезмерно
выделяющей насилие, включая художественные фильмы, осуществляется
в соответствии с правилами, установленными пунктами 2 и 3 ст. 17
настоящего Федерального закона.
9. Каждый государственный вещатель может получить лицензии на
вещание по одной сети телевизионного вещания и одной сети
радиовещания, с соответствующими зонами обслуживания.
Статья 25. Типы государственного вещателя.
1. В Российской Федерации могут быть образованы следующие типы
государственного вещателя:
государственный федеральный вещатель - учреждается
федеральными органами государственной власти Российской Федерации;
государственный федеративный вещатель - учреждается органами
государственной власти двух или более субъектов Российской
Федерации, или органами государственной власти двух или более
субъектов Российской Федерации и федеральными органами
государственной власти;
государственный региональный вещатель - учреждается органами
государственной власти субъекта Российской Федерации или органами
государственной власти субъекта Российской Федерации и
федеральными органами государственной власти.
2. Порядок образования и деятельности государственных
федеративных и государственных региональных вещателей
устанавливается законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 26. Финансирование государственных вещателей
1. Финансирование деятельности государственных вещателей
осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации.
2. Объемы вещания государственных вещателей, утверждаемые
федеральным органом исполнительной власти по государственному
регулированию и контролю в области телерадиовещания, являются
обязательными к исполнению и их финансирование гарантируется
государством.
Статья 27. Муниципальные вещатели
1. Муниципальный вещатель - юридическое лицо, имеющее статус
некоммерческой организации, образуемое органами местного
самоуправления.
2. Муниципальные вещатели могут создаваться с целью
обеспечения права граждан на получение информации о местных
событиях и на участие в решении различных вопросов, имеющих
местное значение.
Статья 28. Финансирование муниципальных вещателей
Финансирование муниципальных вещателей осуществляется
преимущественно за счет муниципального бюджета.
Статья 29. Общественный вещатель
Порядок образования и деятельности общественных вещателей
определяется федеральным законом об общественном вещании.
Статья 30. Иные некоммерческие вещатели
1. Некоммерческие вещатели, не являющиеся государственными,
общественными или муниципальными вещателями, относятся к иным
некоммерческим вещателям, и образуются согласно действующему
законодательству.
2. Указанные некоммерческие вещатели формируют сетку вещания
самостоятельно с учетом требований настоящего Закона, иных
федеральных законов.
3. Вмешательство государственных органов в деятельность
указанных некоммерческих вещателей не допускается, за исключением
предусмотренных законом случаев.
Статья 31. Коммерческие вещатели
1. Коммерческие вещатели формируют сетку вещания
самостоятельно с учетом требований настоящего Закона, иных
федеральных законов и в соответствии с лицензией на вещание.
2. Вмешательство государственных органов в деятельность
коммерческих вещателей не допускается, за исключением
предусмотренных законом случаев.
Статья 32. Финансовая основа деятельности коммерческих
организаций
Финансовая деятельность коммерческих вещателей основывается на
продаже эфирного времени вещателя под размещение рекламы,
спонсорских поступлениях и доходах от иных, не запрещенных
законодательством, видов хозяйственной деятельности.
Статья 33. Продукция для государственных нужд
1. Любой вещатель, независимо от формы собственности, может
брать на себя выполнение заказа государственных организаций по
изготовлению и распространению продукции для государственных нужд,
и, прежде всего, для нужд обороны, безопасности, охраны
правопорядка, культуры, науки, образования и здравоохранения.
2. Оплата продукции для государственных нужд, произведенной
вещателями, не являющимися государственными, осуществляется из
соответствующих бюджетов.
3. Правительство Российской Федерации имеет право формировать
перечень программ и передач, прежде всего для детей и юношества,
глухих и плохо слышащих, а также справочных, учебных и
образовательных, которые относятся к продукции для федеральных
государственных нужд и объявлять конкурс на их производство.
Статья 34. Контроль вышедших в эфир теле- и радиопрограмм,
теле- и радиопередач
1. В вышедших в эфир теле- и радиопрограммах, теле- и
радиопередачах осуществляется контроль:
1) телерадиовещания в период проведения выборов или
референдума;
2) распространения рекламы;
3) распространения специализированных теле- и радиопрограмм,
теле- и радиопередач эротического характера;
4) соблюдения установленных возрастных ограничений;
5) осуществления благотворительной деятельности и спонсорства
в области телерадиовещания;
6) распространения дополнительной информации, в том числе
теле- и видеотекста, за исключением дополнительной информации,
связанной с содержанием основной программы;
7) распространения вступивших в законную силу решений суда,
содержащих адресные требования об их опубликовании;
8) соблюдения законодательства Российской Федерации, в том
числе - об авторском праве и смежных правах и о средствах массовой
информации;
9) осуществления телерадиовещания на территориях, на которых в
соответствии с федеральным конституционным законом введено
чрезвычайное положение;
10) соблюдения государственной тайны,
11) технического качества теле- и радиопрограмм, теле- и
радиопередач.
2. По запросу уполномоченного Правительством Российской
Федерации органа по государственному регулированию и контролю в
области телерадиовещания, направленному в течение установленного
настоящим Федеральным законом срока хранения фонограмм или
видеофонограмм вышедших в эфир или распространенных по кабельной
или проводной сети теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач,
вещатели предоставляют запрашиваемые материалы в срок, не
превышающий десяти дней с момента получения запроса и в объемах,
ограниченных конкретным предметом соответствующего запроса.
Статья 35. Выходные данные
Вещатели обязаны ежедневно сообщать в эфире свои наименования,
сведения о символике (позывной, эмблема), а также иные выходные
данные, если это предусмотрено законодательством Российской
Федерации.
Статья 36. Кодексы вещания
Каждый вещатель с соблюдением требований законодательства
принимает кодекс вещания - внутренний документ, определяющий
концептуальные положения организации телерадиовещания, правила
журналистской этики, профессиональной ответственности сотрудников,
требования к культурному уровню, художественному качеству и
профессиональному мастерству создания теле- и радиопрограмм, теле-
и радиопередач определенной тематики или специализации, иные
стандарты производства и распространения программ и передач, а
также дополнительной информации.
Статья 37. Деятельность вещателей в области распространения
культуры и образования
1. Вещатели должны способствовать развитию культуры и
образования в Российской Федерации.
2. Государство посредством лицензионной и иной законной
политики поощряет создание теле- и радиопрограмм, теле- и
радиопередач, направленных на повышение уровня образования
общества, эстетическое и нравственное воспитание телезрителей и
радиослушателей, их приобщение к духовному богатству отечественной
и мировой культуры, формирование у них творческих начал и
художественных вкусов.
Глава IV. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ
Статья 38. Цели государственного регулирования в области
телерадиовещания
Государственное регулирование в области телерадиовещания
осуществляется в целях обеспечения свободы слова и свободы
массовой информации, прав и законных интересов телезрителей и
радиослушателей, производителей и распространителей массовой
звуковой, визуальной и аудиовизуальной информации и дополнительной
информации, разработки и осуществления государственной политики в
области телерадиовещания, в том числе в области лицензирования
телерадиовещания, а также рационального использования естественно
ограниченного ресурса частот, выделенных для целей
телерадиовещания.
Государственное регулирование в области телерадиовещания
осуществляет Правительство Российской Федерации в лице
уполномоченного федерального органа исполнительной власти по
государственному регулированию и контролю в области
телерадиовещания.
Статья 39. Полномочия Правительства Российской Федерации по
государственному регулированию и контролю в области
телерадиовещания
1. Правительство Российской Федерации через уполномоченные им
органы в пределах своей компетенции осуществляет:
1) разработку и обеспечение реализации государственной
политики в области телерадиовещания, в том числе в области
лицензирования телерадиовещания;
2) гласное распределение частот для целей телерадиовещания;
3) составление Перечня частот телерадиовещания;
4) контроль за соблюдением держателями лицензий на вещание при
осуществлении телерадиовещания условий, указанных в лицензиях на
вещание, требований настоящего Федерального закона, а также за
соблюдением иных требований законодательства Российской Федерации,
касающихся телерадиовещания;
5) составление и публикацию государственного реестра
держателей лицензий на вещание и формирование открытых баз данных
об условиях предоставления лицензий на вещание, выданных на
территории Российской Федерации;
6) принятие решения о выдаче, приостановлении действия или
аннулировании лицензий на вещание;
7) разработку и осуществление мероприятий в области развития,
реконструкции, эксплуатации, стандартизации и сертификации
технической базы телерадиовещания, контроля за техническим
качеством вещания;
8) координацию деятельности общероссийских и территориальных
государственных вещателей и их материально - техническое
обеспечение, методическую и организационную помощь общероссийским
и территориальным государственным вещателям;
9) контроль за финансированием общероссийских и
территориальных государственных вещателей и контроль за целевым
расходованием выделяемых средств;
10) назначение на должность и освобождение от должности
руководителей общероссийских и территориальных государственных
вещателей по согласованию с органами государственной власти
субъектов Российской Федерации;
11) иные функции в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
2. Правительство Российской Федерации в своей деятельности по
регулированию и контролю в области телерадиовещания
руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим
Федеральным законом, иными законодательными актами Российской
Федерации, международными соглашениями в области средств массовой
информации и телекоммуникаций.
3. Уполномоченные Правительством Российской Федерации органы
по государственному регулированию и контролю в области
телерадиовещания являются юридическими лицами. Их деятельность
финансируется за счет средств федерального бюджета, внебюджетных и
иных фондов, образованных в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Руководитель федерального органа исполнительной власти по
государственному регулированию и контролю в области
телерадиовещания по должности входит в состав Федеральной комиссии
по телерадиовещанию.
4. Уполномоченные Правительством Российской Федерации органы
по государственному регулированию и контролю в области
телерадиовещания не вправе осуществлять собственного
телерадиовещания.
Статья 40. Федеральная комиссия по телерадиовещанию
1. Федеральная комиссия по телерадиовещанию - специально
уполномоченный орган общественного регулирования и контроля в
области телерадиовещания, действующий на общественных началах при
Президенте Российской Федерации. Федеральная комиссия по
телерадиовещанию может образовывать территориальные комиссии по
телерадиовещанию, действующие на основании разрабатываемого ею
положения.
Федеральная комиссия по телерадиовещанию участвует в выработке
государственной политики в области телерадиовещания.
2. При осуществлении своей деятельности Федеральная комиссия
(территориальные комиссии) по телерадиовещанию независимы от
органов государственной власти и органов местного самоуправления.
3. Срок полномочий Федеральной комиссии по телерадиовещанию
четыре года.
Статья 41. Порядок формирования Федеральной комиссии по
телерадиовещанию
1. Федеральная комиссия по телерадиовещанию формируется
палатами Федерального Собрания Российской Федерации,
Правительством Российской Федерации и утверждается Президентом
Российской Федерации.
2. Члены Федеральной комиссии по телерадиовещанию предлагаются
из числа наиболее авторитетных и квалифицированных специалистов в
области журналистики, юриспруденции, телерадиовещания, управления,
видных деятелей науки, культуры и искусства.
3. Федеральная комиссия по телерадиовещанию состоит из восьми
членов. Два члена Федеральной комиссии по телерадиовещанию
назначаются Президентом Российской Федерации. Два члена
Федеральной комиссии по телерадиовещанию предлагаются
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Два члена Федеральной комиссии по телерадиовещанию предлагаются
Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Два
члена Федеральной комиссии по телерадиовещанию представляют в
комиссии Правительство Российской Федерации, при этом один из них
является руководителем федерального органа исполнительной власти
по государственному регулированию и контролю в области
телерадиовещания по должности, другой - руководителем федерального
органа исполнительной власти по государственному регулированию и
контролю в области связи по должности.
Председатель Федеральной комиссии по телерадиовещанию
избирается членами комиссии путем рейтингового голосования.
Председатель Федеральной комиссии по телерадиовещанию при
принятии решений Федеральной комиссией по телерадиовещанию имеет
дополнительный голос в случаях, когда голоса членов Комиссии
распределились поровну.
Члены комиссии по телерадиовещанию в осуществлении своей
деятельности руководствуются нормами закона, профессиональными
знаниями и навыками.
Члены комиссии по телерадиовещанию не могут быть членами
политических партий или иных общественных объединений,
преследующих политические цели, а также использовать свой статус в
интересах политических партий и иных общественных объединений.
Члены комиссии по телерадиовещанию участвуют в работе комиссии
по телерадиовещанию на общественных началах.
4. Полномочия члена комиссии по телерадиовещанию могут быть
досрочно прекращены в следующих случаях:
заявления члена комиссии по телерадиовещанию о сложении своих
полномочий;
утраты членом комиссии по телерадиовещанию гражданства
Российской Федерации, либо приобретения гражданства другого
государства;
вступлением в законную силу обвинительного приговора суда в
отношении члена комиссии по телерадиовещанию;
признания члена комиссии по телерадиовещанию решением суда,
вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно
дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
смерти члена комиссии по телерадиовещанию.
5. Не позднее двух месяцев со дня досрочного прекращения
полномочий члена Федеральной комиссии по телерадиовещанию
соответствующие органы предлагают нового члена Федеральной
комиссии по телерадиовещанию.
Статья 42. Территориальные комиссии по телерадиовещанию
1. Федеральная комиссия по телерадиовещанию в случае
необходимости может передавать часть своих полномочий формируемым
ею территориальным комиссиям по телерадиовещанию.
2. Территориальные комиссии по телерадиовещанию являются
структурными подразделениями Федеральной комиссии по
телерадиовещанию. Порядок деятельности Федеральной
(территориальной) комиссии по телерадиовещанию устанавливается
Регламентом Федеральной (территориальной) комиссии по
телерадиовещанию, принимаемым не менее чем двумя третями членов
Федеральной комиссии по телерадиовещанию.
Статья 43. Полномочия Федеральной комиссии по телерадиовещанию
1. Федеральная комиссия по телерадиовещанию осуществляет
общественный контроль за гласным распределением частот для целей
телерадиовещания Правительством Российской Федерации в лице
федерального органа исполнительной власти по государственному
регулированию и контролю в области телерадиовещания.
2. Федеральная комиссия по телерадиовещанию:
1) выработка предложений для Президента Российской Федерации
по осуществлению государственной политики в области
телерадиовещания;
2) при проведении конкурса готовит рекомендации о выдаче
лицензии на вещание по результатам конкурса;
3) оказывает содействие Правительству Российской Федерации в
лице федерального органа исполнительной власти по государственному
регулированию и контролю в области телерадиовещания в
осуществлении контроля за соблюдением держателями лицензий на
вещание при осуществлении телерадиовещанием условий, указанных в
лицензиях на вещание, а также за соблюдением требований настоящего
Федерального закона и иных законов Российской Федерации в части,
касающейся осуществления телерадиовещания;
4) консультирует по вопросам телерадиовещания Президента
Российской Федерации, Правительство Российской Федерации,
Федеральное Собрание Российской Федерации и их специальные
комиссии и комитеты;
5) рассматривает жалобы на действия уполномоченного
Правительством Российской Федерации федерального органа
исполнительной власти по государственному регулированию и контролю
в области телерадиовещания;
6) определяет возрастную категорию просмотра в установленных
настоящим Законом случаях.
3. Для осуществления своих полномочий вправе образовывать
рабочие комиссии, а также привлекать консультантов и экспертов.
4. Федеральная комиссия по телерадиовещанию ежегодно публикует
отчет о своей деятельности.
Статья 44. Деятельность некоммерческих профессиональных
объединений вещателей и производителей теле- и радиопрограмм,
теле- и радиопередач
Некоммерческие профессиональные объединения (ассоциации,
союзы), осуществляют общественный контроль, участвуют в
общественном регулировании в области телерадиовещания и в этом
качестве:
привлекаются к участию в разработке требований к
телевизионному вещанию и радиовещанию, в том числе проектов
законов и иных нормативных правовых актов;
участвуют в разработке и принятии вещателями кодексов вещания;
в предусмотренном законом порядке содействуют защите законных
прав и интересов телезрителей и радиослушателей, вещателей и их
сотрудников;
имеют право вносить на рассмотрение Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской
Федерации кандидатуры членов Федеральной комиссии по
телерадиовещанию;
проводят независимую экспертизу телевизионного вещания и
радиовещания на предмет их соответствия требованиям
законодательства Российской Федерации о телевизионном вещании и
радиовещании и направляют соответствующие рекомендации вещателям,
в федеральный орган исполнительной власти по государственному
регулированию и контролю в области телерадиовещания, в Федеральную
комиссию по телевизионному вещанию и радиовещанию (территориальные
комиссии);
могут привлекаться федеральным органом исполнительной власти
по государственному регулированию и контролю в области
телерадиовещания при осуществлении ими выдачи и аннулировании
лицензий на вещание, а также контроля за соблюдением
законодательства Российской Федерации о телевизионном вещании и
радиовещании.
Глава V. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ОБЛАСТИ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ
Статья 45. Лицензирование телерадиовещания
Лицензирование телерадиовещания осуществляется Правительством
Российской Федерации в лице федерального органа исполнительной
власти по государственному регулированию и контролю в области
телерадиовещания (лицензионным органом) в соответствии с
законодательством Российской Федерации о лицензировании и
положениями настоящего Федерального закона, устанавливающими
особенности лицензирования в области телерадиовещания.
Статья 46. Право на обладание лицензией на вещание
Держателями лицензий на вещание не могут быть коммерческие и
некоммерческие организации, контролируемые иностранными
юридическими или физическими лицами. При этом, в данном случае,
под контролем понимается определяющее влияние на принятие решений.
Возможность такого контроля устанавливает суд.
Статья 47. Конкурс на получение лицензии на вещание
1. В случае подачи заявления на получение лицензии на вещание
на организацию телерадиовещания с использованием одной и той же
частоты из Перечня частот телерадиовещания, либо в случае сходных
условий телерадиовещания, предложенных несколькими заявителями, в
пределах одной зоны обслуживания, лицензии на вещание выдаются на
конкурсной основе.
Предпочтение отдается заявителю, победившему в творческом
конкурсе.
2. В определенных случаях может быть объявлен открытый конкурс
на получение лицензии на вещание. Данный конкурс может проводится
как на творческой основе, так и на основе максимального
финансового предложения. В этом случае разрабатывается положение о
конкурсе, и его условия обнародуются не позднее, чем за один месяц
до окончания принятия заявок на участие в конкурсе.
3. Конкурсы проводятся лицензионным органом при содействии
Федеральной комиссии по телерадиовещанию. Лицензионный орган
осуществляет окончательный выбор претендента с учетом рекомендации
Федеральной комиссии по телерадиовещанию.
4. Заявители, изъявившие желание участвовать в конкурсе,
должны внести единовременный сбор, в размере, определяемом
Правительством Российской Федерации.
Статья 48. Гарантии прав вещателей
1. Лицензия на вещание является единственным необходимым
законным основанием для использования частот, кабельной или
проводной сети на территории Российской Федерации для целей
телерадиовещания, если иное не установлено настоящим Федеральным
законом.
2. Лицензии на вещание, дающие право на использование частот
для целей эфирного телерадиовещания (радиочастот), предоставляются
в соответствии с Перечнем частот телерадиовещания.
3. Граждане, общественные объединения, федеральные органы
государственной власти, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические
лица независимо от их организационно - правовой формы и форм
собственности не вправе ограничивать вещателя в осуществлении
прав, приобретенных ею в соответствии с лицензией на вещание.
4. Лицензия на вещание является основанием для заключения
договора аренды средств связи для целей телерадиовещания между
вещателем и собственником средств связи либо государственным или
муниципальным унитарным предприятием, владеющим указанными
средствами связи на правах хозяйственного ведения или оперативного
управления, либо для приобретения вещателем права собственности на
средства связи для целей телерадиовещания.
Статья 49. Перечень частот телерадиовещания
1. Перечень частот телерадиовещания составляется федеральными
органами исполнительной власти по государственному регулированию и
контролю в области связи и в области телерадиовещания на основе
списка используемых и планируемых к использованию частот для целей
эфирного (радиочастоты) телерадиовещания на территории Российской
Федерации с учетом федеральной таблицы распределения полос частот
между радиослужбами Российской Федерации.
2. В Перечень частот телерадиовещания для наземного эфирного,
кабельного и проводного телерадиовещания на территории Российской
Федерации включаются сведения о месторасположении работающих или
планируемых и предполагаемых к работе на частотах средств связи, с
указанием вещателя и операторов связи в области телерадиовещания,
номеров лицензий и потенциальной зоны обслуживания.
3. В Перечень частот телерадиовещания для непосредственного
спутникового телерадиовещания на территорию Российской Федерации
включаются сведения о позициях спутников на орбите и частотах,
закрепленных за Российской Федерацией, с указанием вещателей и
операторов связи в области телерадиовещания, номеров лицензий и
потенциальной зоны обслуживания;
4. Федеральные органы исполнительной власти по
государственному регулированию и контролю в области
телерадиовещания и связи ежегодно публикуют Перечень частот
телерадиовещания.
Статья 50. Заявление на получение лицензии на вещание
1. В заявлении на получение лицензии на вещание указываются:
1) способ распространения информации;
2) примерная тематика и специализация телерадиовещания;
3) периодичность и максимальный объем телерадиовещания;
4) языки телерадиовещания;
5) предполагаемая зона обслуживания;
6) сведения о наличии у заявителя ранее выданных лицензий на
вещание и об учрежденных им средствах массовой информации, а также
перечень средств массовой информации, производством или
распространением которых занимается заявитель.
К заявлению на получение лицензии на вещание прилагается
свидетельство о регистрации средства массовой информации.
2. Заявления на получение лицензии на вещание подаются в
соответствии с Перечнем частот телерадиовещания. Заявления на
получение лицензии на вещание с использованием частот, не вошедших
в Перечень частот телерадиовещания должны содержать также сведения
о возможности использования этих частот для целей телерадиовещания
и квалифицированные сведения о предлагаемом заявителем техническом
обеспечении использования этих частот. Федеральные органы
исполнительной власти по государственному регулированию и контролю
в области связи и в области телерадиовещания согласовывают
возможность использования этих частот для целей телерадиовещания и
вносят соответствующие изменения в Перечень частот
телерадиовещания, с последующим опубликованием этих изменений.
3. Заявления на получение лицензий на вещание, поданные с
нарушением требований, установленных настоящим Федеральным
законом, не подлежат рассмотрению.
Отклонение заявления на получение лицензии на вещание по
причине нарушения требований к данному заявлению не лишает
заявителя возможности подать повторное заявление после исправления
указанных нарушений, при этом повторная уплата государственной
пошлины не требуется.
Статья 51. Предоставление лицензии на вещание
1. При предоставлении лицензии на вещание учитываются:
1) интересы телезрителей или радиослушателей и интересы
государства;
2) соответствие условий заявителя конкурсным условиям;
3) профессиональные, технические и финансовые возможности
заявителя осуществлять телерадиовещание с заявленными
характеристиками;
4) результаты открытого заслушивания представителей заявителей
и иных конкурсных процедур.
2. Заявитель, претендующий на получение лицензии на вещание,
дающей право на использование кабельной или проводной сети для
целей телерадиовещания, должен представить техническое предложение
создания кабельной или проводной сети, согласованное с органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и органами
местного самоуправления в пределах их компетенции.
3. Согласование с заявителем необходимых условий лицензии на
вещание и выбор вещателя должны быть осуществлены не позднее чем
через шестьдесят дней после регистрации заявления в лицензионном
органе или не позднее чем через тридцать дней после истечения
срока, установленного для подачи заявлений на получение лицензии
на вещание в соответствии с Перечнем частот телерадиовещания.
4. Государственным вещателям, с целью создания и (или)
расширения ими своих сетей телевизионного вещания и радиовещания,
лицензии на вещание оформляются без проведения конкурса.
Статья 52. Отказ в выдаче лицензии на вещание
Отказ в выдаче лицензии на вещание возможен по следующим
основаниям:
1) если заявление на получение лицензии на вещание подано
лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не
может являться держателем лицензии на вещание;
2) если в результате конкурса заявитель не выбран.
Отказ в выдаче лицензии на вещание может быть обжалован в суд.
Статья 53. Содержание лицензии на вещание
1. Лицензия на вещание содержит следующие данные, сообщаемые
заявителем:
1) вид вещателя;
2) способ распространения массовой информации;
2. Лицензия на вещание содержит следующие данные, включаемые
лицензионным органом:
1) зона обслуживания;
2) время телерадиовещания;
3) сведения об ответственности за нарушение условий лицензии
на вещание;
3. Лицензия на вещание содержит следующие условия, согласуемые
заявителем и лицензионным органом:
1) частота (частоты) телерадиовещания;
2) месторасположение средств связи, используемых для целей
телерадиовещания, в том числе являющихся источниками
электромагнитного излучения;
3) предполагаемая аудитория;
4) языки вещания;
5) список каналов кабельных или проводных сетей,
предоставляемых держателем лицензии на вещание по договору для
распространения программ общефедерального и общерегионального
значения (для лицензии на вещание, дающей право на использование
кабельной или проводной сети для целей телерадиовещания);
6) особые условия деятельности государственных вещателей;
7) дата начала вещания.
Статья 54. Выдача лицензии на вещание
Лицензионный орган выдает лицензию на вещание после
представления соискателем лицензии документа, подтверждающего
оплату лицензионного сбора, при этом некоммерческие организации
освобождаются от уплаты лицензионного сбора.
Статья 55. Срок действия лицензии на вещание
1. Первоначальный срок действия лицензии на вещание
составляет:
1) двенадцать лет - на использование кабельных или проводных
сетей;
2) шесть лет - на использование частот для эфирного
телевещания (радиочастот);
3) пять лет - на использование частот для эфирного
радиовещания (радиочастот).
2. Продление действия лицензии на вещание на новый срок
производится в соответствии с законодательством Российской
Федерации о лицензировании.
Статья 56. Право на распространение дополнительной информации
1. Вещатель может осуществлять вещание (распространение)
дополнительной информации, включая теле- и видеотекст, с
соблюдением требований настоящего Федерального закона.
2. Вещание дополнительной информации, передаваемой в составе
телерадиовещательного сигнала и не связанной с содержанием
основной программы, осуществляется на основании лицензии на
вещание, получаемой в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности
и настоящим Федеральным законом.
Статья 57. Ограничение на использование эфирных частот
Если зоны обслуживания совпадают полностью или более чем на
две трети, заявитель не может получить лицензию на вещание, дающую
право на использование:
1) более чем одной радиочастоты в каждом диапазоне
радиочастот, за исключением случаев, установленных законом;
2) более чем двух радиочастот для целей радиовещания в
ультракоротком диапазоне волн, соответственно одной в поддиапазоне
до 87,5 МГц и одной в поддиапазоне от 87,5 до 108,0 Мгц.
Статья 58. Приостановление действия и аннулирование лицензии
на вещание
1. Действие лицензии на вещание может быть приостановлено в
случаях, предусмотренных законодательством о лицензировании.
2. Аннулирование лицензии на вещание, помимо оснований,
предусмотренных законодательством о лицензировании, возможно в
следующих случаях:
1) если нарушены ограничения числа сетей телевизионного
вещания или радиовещания для одного вещателя;
2) если держателем лицензии на вещание повторно, после
письменного предупреждения, были нарушены положения настоящего
Федерального закона или особые условия ее предоставления;
3) если держатель лицензии на вещание в пределах срока ее
действия в течение шести и более месяцев не осуществлял
телерадиовещание;
4) если держатель лицензии на вещание не представил или
представил с нарушением сроков фонограмм и (или) видеофонограмм
вышедших в эфир или распространенных по кабельной или проводной
сети теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач, запрошенных в
установленном настоящим Федеральным законом порядке уполномоченным
Правительством Российской Федерации органом по государственному
регулированию и контролю в области телерадиовещания.
Правомерность аннулирования лицензии на вещание может быть
обжалована в судебном порядке. Уплаченный лицензионный сбор
возврату не подлежит. За убытки, понесенные вещателем вследствие
правомерного аннулирования лицензии на вещание лицензионный орган
ответственности не несет.
Глава VI. ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЕ БЕЗ ЛИЦЕНЗИИ НА ВЕЩАНИЕ
Статья 59. Условия телерадиовещания без лицензии на вещание
1. Для использования кабельной или проводной сети не требуется
лицензия на вещание, если:
1) число приемных устройств сети не превышает десяти;
2) зона обслуживания ограничена помещениями зданий и
территорией, на которой находится одно юридическое лицо, за
исключением гостиниц, гостиничных комплексов, домов отдыха и иных
юридических лиц, использующих собственные либо арендуемые
помещения для временного пребывания физических лиц за плату.
2. Не требуется лицензия на вещание, если телерадиовещание
предполагается осуществлять в течение срока, не превышающего
сорока пяти дней, в связи с проведением массовых, спортивных
мероприятий или торжеств на основании временного разрешения
(упрощенной формы лицензии на вещание), выдаваемого лицензионным
органом.
3. Экстренное телерадиовещание осуществляется в соответствии с
настоящим Федеральным законом без лицензии на вещание.
4. Телерадиовещание без лицензии на вещание не должно
приводить к ухудшению качества индивидуального приема населением
теле- или радиопрограмм иных вещателей в зоне обслуживания
телерадиовещания без лицензии, а также создавать помехи иным
радиопередающим и (или) радиоприемным средствам связи.
5. Телерадиовещание без лицензии на вещание, осуществляемое с
нарушением требований настоящего Федерального закона, не
допускается и подлежит немедленному прекращению.
Статья 60. Уведомление о телерадиовещании без лицензии на
вещание
1. Лицо, ответственное за осуществление телерадиовещания без
лицензии на вещание, обязано направить в лицензионный орган
уведомление в письменной форме об организации такого
телерадиовещания в срок не позднее сорока дней до начала вещания.
2. Указанное уведомление должно содержать сведения о:
1) лице, ответственном за осуществление такого
телерадиовещания;
2) зоне обслуживания;
3) предполагаемом максимальном числе телезрителей или
радиослушателей;
4) примерной тематике и специализации телерадиовещания;
5) времени телерадиовещания.
Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИИ
Статья 61. Ответственность за нарушение настоящего
Федерального закона
Ответственность за нарушение законодательства Российской
Федерации о телерадиовещании наступает на основании и в порядке,
установленных настоящим Федеральным законом и иными
законодательными актами Российской Федерации.
Статья 62. Разрешение споров
Споры, возникающие из правоотношений, регулируемых настоящим
Федеральным законом, разрешаются судом, арбитражным судом или
третейским судом в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Статья 63. Возмещение убытков
Убытки, причиненные вещателю или вещателем в результате
незаконных деяний в области телерадиовещания, подлежат возмещению
в соответствии с гражданским законодательством Российской
Федерации.
Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 64. О вступлении настоящего Федерального закона в силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Статья 65. Переходные положения
1. Нормы статей, регламентирующие состав заявления на
предоставление лицензии на вещание, содержание лицензии на
вещание, а также порядок выдачи и срок действия лицензии на
вещание, после принятия федерального закона, регулирующего
лицензирование отдельных видов деятельности в Российской Федерации
действуют в части, не противоречащей упомянутому федеральному
закону.
2. До принятия федерального закона, регулирующего
лицензирование отдельных видов деятельности в Российской
Федерации, лицензирование телевизионного вещания и радиовещания
осуществляется в порядке, предусмотренном действующим
законодательством.
3. Лицензии на вещание, выданные до вступления настоящего
Федерального закона в силу, действительны до определенного в них
срока действия.
Статья 66. О приведении правовых актов в соответствие с
настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить
Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в
соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
------------------------------------------------------------------
|