МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ от 29 сентября 1997 г. N 1956
О ПРАВИЛАХ ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ И ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
Объявляю для руководства постановление Правительства Российс-
кой Федерации:
"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 1997 г. N 1009
г. Москва
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
И ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
В целях дальнейшего совершенствования работы по подготовке
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной
власти и их государственной регистрации Правительство Российской
Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемые Правила подготовки нормативных пра-
вовых актов федеральных органов исполнительной власти и их госу-
дарственной регистрации.
Установить, что разъяснения о применении указанных Правил да-
ет Министерство юстиции Российской Федерации.
2. Федеральным органам исполнительной власти:
обеспечивать своевременное принятие нормативных правовых ак-
тов во исполнение федеральных конституционных законов, федераль-
ных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федера-
ции, постановлений и распоряжений Правительства Российской Феде-
рации;
исключить случаи направления для исполнения нормативных пра-
вовых актов, не прошедших государственную регистрацию и не опуб-
ликованных в установленном порядке;
осуществить меры по укреплению юридических служб и повышению
эффективности их деятельности;
привести в месячный срок свои нормативные правовые акты в со-
ответствие с настоящим постановлением.
Установить, что руководители федеральных органов исполнитель-
ной власти несут персональную ответственность за несоблюдение
Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти и их государственной регистрации.
3. Министерству юстиции Российской Федерации:
обобщать практику государственной регистрации нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затра-
гивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, ус-
танавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомс-
твенный характер, и ежеквартально представлять в Правительство
Российской Федерации соответствующую информацию, в том числе о
нормативных правовых актах, в государственной регистрации которых
отказано;
представить в 2-месячный срок предложения по правилам кодифи-
кации нормативных правовых актов федеральных органов исполнитель-
ной власти.
4. Министерство юстиции Российской Федерации вправе:
осуществлять в федеральных органах исполнительной власти про-
верку работ по отбору нормативных правовых актов, подлежащих го-
сударственной регистрации, и при необходимости запрашивать норма-
тивные правовые акты на государственную регистрацию;
привлекать в случае необходимости высококвалифицированных
специалистов и научных работников в качестве внештатных экспертов
для подготовки заключений по нормативным правовым актам федераль-
ных органов исполнительной власти, представленным на государс-
твенную регистрацию.
Оплата труда внештатных экспертов производится за счет
средств федерального бюджета, предусматриваемых Министерству юс-
тиции Российской Федерации.
5. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая
1992 г. N 305 "О государственной регистрации ведомственных норма-
тивных актов",
постановление Совета Министров - Правительства Российской Фе-
дерации от 23 июля 1993 г. N 722 "Об утверждении Правил подготов-
ки ведомственных нормативных актов" (Собрание актов Президента и
Правительства Российской Федерации, 1993, N 31, ст. 2857).
Председатель Правительства
Российской Федерации В.ЧЕРНОМЫРДИН
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 августа 1997 г. N 1009
ПРАВИЛА
ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
И ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
I. ПОДГОТОВКА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнитель-
ной власти (далее именуются - нормативные правовые акты) издаются
на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряже-
ний Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений
Правительства Российской Федерации, а также по инициативе феде-
ральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
2. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами
исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряже-
ний, правил, инструкций и положений.
Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не
допускается.
Структурные подразделения и территориальные органы федеральных
органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные пра-
вовые акты.
3. Нормативный правовой акт может быть издан совместно нес-
колькими федеральными органами исполнительной власти или одним из
них по согласованию с другими.
Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с за-
интересованными министерствами и ведомствами, если такое согласо-
вание является обязательным в соответствии с законодательством
Российской Федерации, а также если в нормативном правовом акте со-
держатся положения, нормы и поручения, касающиеся других минис-
терств и ведомств. Согласование нормативного правового акта оформ-
ляется визами.
Виза включает в себя наименование должности руководителя ми-
нистерства (ведомства) или его заместителя и личную подпись визи-
рующего, расшифровку подписи и дату.
Визы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего
листа подлинника нормативного правового акта.
4. Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается
на одно или несколько структурных подразделений федерального орга-
на исполнительной власти с учетом их функций и компетенции. При
этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготов-
ку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости -
организации, привлекаемые к этой работе.
В подготовке проекта нормативного правового акта участвует
юридическая служба федерального органа исполнительной власти.
Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта
во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президен-
та Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительст-
ва Российской Федерации, как правило, не должен превышать одного
месяца, если не установлен другой срок.
Для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных
правовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими
федеральными органами исполнительной власти, могут создаваться ра-
бочие группы.
5. В процессе работы над проектом нормативного правового акта
должны быть изучены относящиеся к теме проекта законодательство
Российской Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и
полномочий между органами государственной власти Российской Феде-
рации и органами государственной власти субъектов Российской Феде-
рации, практика применения соответствующих нормативных правовых
актов, научная литература и материалы периодической печати по
рассматриваемому вопросу, а также данные социологических и иных
исследований, если таковые проводились.
6. Структура нормативного правового акта должна обеспечивать
логическое развитие темы правового регулирования.
Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия норматив-
ного правового акта, то в проекте дается вступительная часть -
преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включа-
ются.
Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые
нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пунк-
ты могут продразделяться на подпункты, которые могут иметь буквен-
ную или цифровую нумерацию.
Значительные по объему нормативные правовые акты могут делить-
ся на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.
При необходимости полноты изложения вопроса в нормативных пра-
вовых актах могут воспроизводиться отдельные положения законода-
тельных актов Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на
эти акты и на официальный источник их опубликования.
Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики,
карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде при-
ложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти
приложения.
7. Одновременно с разработкой проекта нормативного правового
акта должны быть подготовлены предложения об изменении и дополне-
нии или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных
актов или их частей.
Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласо-
ванию с другими федеральными органами исполнительной власти, изме-
няются, дополняются или признаются утратившими силу по согласова-
нию с этими федеральными органами исполнительной власти.
Положения об изменении, дополнении или признании утратившими
силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст норма-
тивного правового акта.
8. Если при подготовке нормативного правового акта выявились
необходимость внесения существенных изменений и дополнений в ранее
изданные нормативные правовые акты или наличие по одному и тому же
вопросу нескольких актов, то в целях их упорядочения разрабатыва-
ется единый новый акт. В проект такого акта включаются новые, а
также содержащиеся в ранее изданных актах нормативные предписания,
которые сохраняют свою силу.
9. Подготовленный проект нормативного правового акта до его
подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие за-
конодательству Российской Федерации, а также правилам русского
языка и завизирован руководителем юридической службы федерального
органа исполнительной власти.
Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руково-
дителем федерального органа исполнительной власти или его замести-
телем.
Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен
иметь следующие реквизиты:
наименование органа (органов), издавшего акт;
наименование вида акта и его название;
дата подписания (утверждения) акта и его номер;
наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.
II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
10. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые
акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и граж-
данина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие меж-
ведомственный характер, независимо от срока их действия, в том
числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тай-
ну, или сведения конфиденциального характера.
11. Государственная регистрация нормативных правовых актов
осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое
ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федераль-
ных органов исполнительной власти.
Государственная регистрация нормативного правового акта вклю-
чает в себя:
юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательст-
ву Российской Федерации;
принятие решения о необходимости государственной регистрации
данного акта;
присвоение регистрационного номера;
занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти.
12. Подлежащие государственной регистрации нормативные право-
вые акты не позднее 5 дней со дня их подписания (утверждения)
представляются в 4 экземплярах (подлинник и 3 копии) в Министерс-
тво юстиции Российской Федерации.
Представление на государственную регистрацию нормативного пра-
вового акта, изданного совместно несколькими федеральными органами
исполнительной власти, возлагается на орган, который указан первым
в числе подписавших (утвердивших) акт.
К нормативному правовому акту прилагается справка, содержащая:
основания издания нормативного правового акта;
сведения о всех действующих нормативных правовых актах по дан-
ному вопросу и информацию о сроках их приведения в соответствие с
принятым актом;
сведения о согласовании акта с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти и другими государственными органа-
ми, если такое согласование является обязательным.
Представленный на государственную регистрацию нормативный пра-
вовой акт должен быть завизирован, а прилагаемая справка подписана
руководителем юридической службы федерального органа исполнитель-
ной власти, представляющего акт на регистрацию.
13. Государственная регистрация нормативных правовых актов
производится Министерством юстиции Российской Федерации в срок до
15 дней с даты получения акта.
В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Ми-
нистерством юстиции Российской Федерации, но не более чем на 10
дней.
14. В регистрации нормативного правового акта может быть отка-
зано, если при проведении юридической экспертизы будет установлено
несоответствие этого акта законодательству Российской Федерации.
15. Нормативные правовые акты, в государственной регистрации
которых отказано, возвращаются Министерством юстиции Российской
Федерации издавшему их органу с указанием причин отказа.
16. Нормативный правовой акт может быть возвращен Министерс-
твом юстиции Российской Федерации федеральному органу исполнитель-
ной власти без регистрации по просьбе федерального органа исполни-
тельной власти, представившего этот акт на государственную регист-
рацию, а также если нарушены установленный порядок представления
акта на государственную регистрацию или настоящие Правила.
17. В течение суток после государственной регистрации подлин-
ник нормативного правового акта с присвоенным ему регистрационным
номером направляется Министерством юстиции Российской Федерации в
федеральный орган исполнительной власти, представивший акт на го-
сударственную регистрацию.
Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обя-
занности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус
организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат офици-
альному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или от-
дельных их положений, содержащих сведения, составляющие государс-
твенную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, передаются
Министерством юстиции Российской Федерации в редакцию газеты "Рос-
сийские вести", а также в издательство "Юридическая литература" в
течение суток после государственной регистрации.
При опубликовании и рассылке нормативного правового акта ука-
зание на номер и дату государственной регистрации является обяза-
тельным.
18. Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые
акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат регистрации
в порядке, установленном настоящими Правилами.
19. Федеральные органы исполнительной власти направляют для
исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной
регистрации, только после их регистрации и официального опублико-
вания.
При нарушении указанных требований нормативные правовые акты,
как не вступившие в силу, применяться не могут.
20. В случае обнаружения несоответствия действующего норматив-
ного правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным
законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации,
постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации
Министерство юстиции Российской Федерации в течении 3 дней предс-
тавляет в Правительство Российской Федерации предложение об отмене
такого акта с обоснованием и проектом соответствующего постановле-
ния."
Во исполнение указанного постановления Правительства Российс-
кой Федерации п р и к а з ы в а ю:
1. Управлению по обеспечению законотворческой деятельности и
связям с общественными организациями (Волоховой Е. Д.):
1.1. Осуществлять регулярную работу по отбору ведомственных
нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистра-
ции.
1.2. При визировании проектов нормативных правовых актов, тре-
бующих государственной регистрации, поручать структурным подразде-
лениям подготовку справки, прилагающейся к нормативно правовому
акту (п. 12 Правил подготовки нормативных правовых актов федераль-
ных органов исполнительной власти и их государственной регистра-
ции).
1.3. Оказывать правовую организационно-методическую помощь ра-
ботникам Министерства в подготовке материалов, необходимых для го-
сударственной регистрации нормативных правовых актов, издаваемых
Министерством.
2. Руководителям структурных подразделений Министерства:
2.1. Ознакомить с настоящим приказом всех работников структур-
ного подразделения.
2.2. При подготовке нормативных правовых актов, требующих го-
сударственной регистрации, обеспечивать представление справки,
предусмотренной пп. 1.2. настоящего приказа.
2.3. Исключить случаи направления в органы управления образо-
ванием субъектов Российской Федерации, образовательные учреждения,
федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых нахо-
дятся образовательные учреждения, ведомственных нормативных право-
вых актов, подлежащих государственной регистрации в Министерстве
юстиции Российской Федерации и опубликованию в установленном по-
рядке, до их регистрации и опубликования.
3. Считать утратившими силу приказы Комитета по высшей школе
Миннауки России от 13 июля 1992 г. № 448 и Министерства образова-
ния Российской Федерации от 4 июня 1992 г. №240, п. 2 приказа Ми-
нобразования России от 30 апреля 1993 г. № 173.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на за-
местителя Министра Е. Е. Чепурных.
Министр В. КИНЕЛЕВ
|