СОВМЕСТНАЯ РОССИЙСКО-АРМЯНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
(Москва, 29 августа 1997 года)
По приглашению Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина в
России 28 - 30 августа 1997 г. с официальным визитом находился
Президент Республики Армения Л.А. Тер-Петросян. Между Президентами
двух дружественных стран состоялся всесторонний обмен мнениями по
всему комплексу двустороннего сотрудничества, включая перспективы
дальнейшего развития российско-армянских связей, а также по
ситуации в Закавказье и вокруг него, и широкому кругу
международных проблем. Встреча двух Президентов проходила в
атмосфере искренности, доверия и взаимного понимания.
Прошедшие в ходе визита встречи и беседы подтвердили широкое
совпадение интересов двух государств в политической, военно -
стратегической и экономической областях, близость подходов к
глобальным и региональным проблемам. Они стали ярким
свидетельством стремлений России и Армении всемерно укреплять
традиционные отношения тесной дружбы и всестороннего
сотрудничества, сохранять и приумножать все то доброе, что на
протяжении столетий сближало и объединяло наши народы.
1. Президенты подчеркнули, что отношения между Российской
Федерацией и Республикой Армения как суверенными и равноправными
государствами неуклонно крепнут и развиваются в соответствии с
Уставом ООН, целями, принципами и обязательствами ОБСЕ, на основе
общепризнанных принципов и норм международного права. Динамика
двустороннего сотрудничества в последние годы позволила вывести
эти отношения на уровень стратегического партнерства.
Выражая волю народов России и Армении к объединению усилий во
имя сохранения мира, укрепления безопасности и процветания обоих
государств, Б.Н. Ельцин и Л.А. Тер-Петросян подписали Договор о
дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который станет
основополагающим правовым актом для отношений между Российской
Федерацией и Республикой Армения. Договор отвечает долгосрочным и
насущным интересам обеих стран, служит делу дальнейшего укрепления
доверия и расширения всестороннего сотрудничества между ними.
Между Российской Федерацией и Республикой Армения в ходе
визита подписаны также Договор о правовом статусе граждан
Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской
Федерации, и граждан Российской Федерации, постоянно проживающих
на территории Республики Армения; Соглашение по вопросам
юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с
нахождением российской военной базы на территории Республики
Армения; Соглашение об условиях учреждения и деятельности
Российско-Армянского университета в г. Ереване, а также ряд других
межправительственных соглашений.
Российская Федерация и Республика Армения будут поддерживать
усилия друг друга, направленные на продолжение и углубление
демократических преобразований и рыночных реформ, осуществляемых
ими в соответствии с самостоятельно разработанными программами,
учитывающими специфику каждой из стран.
2. Главы двух государств констатировали совпадение и близость
их позиций по ключевым международным вопросам, подтвердили
стремление и дальше тесно взаимодействовать в области внешней
политики, в том числе в рамках Организации Объединенных Наций и
других международных организаций.
Президенты отметили, что прекращение "холодной войны" и
вступление человечества в постконфронтационный период знаменует
собой переход от биполярного мира к многополярному. Этот мир
создается общими усилиями всех государств, больших и малых. Ему
надлежит стать безопасным, стабильным и взаимозависимым. Стороны
подчеркнули, что не должно быть рецидивов блоковой политики,
попыток вновь воздвигать разделительные барьеры.
Б.Н. Ельцин и Л.А. Тер-Петросян высказались за укрепление
Организации Объединенных Наций как фундамента системы упрочения
мира, безопасности и международного сотрудничества, за повышение
ее действенности и результативности в новых условиях.
Осуществление общеприемлемой схемы адаптации системы ООН, по
мнению Президентов, будет способствовать продвижению к этим целям.
Вместе с тем при проведении реформы этой организации важно не
растерять полезный багаж, наработанный ею за более чем полувековую
деятельность на благо международного мира и безопасности и
наращивать ее позитивный вклад в решение мировых проблем.
Президенты отмечают особую важность ведущейся в ОБСЕ по
решению Лиссабонского саммита этой организации работы над Хартией
европейской безопасности - документом, который по своему значению
мог бы быть сопоставим с Хельсинкским Заключительным актом. Хартия
призвана стать стержнем новой архитектуры безопасности, в которой
надежно обеспечивались бы интересы безопасности всех государств.
Президенты считают, что центральную роль в обеспечении
безопасности и стабильности в Евроатлантическом регионе должна
играть ОБСЕ. В этой связи они выступают в пользу дальнейшего
укрепления ОБСЕ как универсальной общеевропейской организации,
включая формирование ее собственной правовой базы, за придание
ОБСЕ координирующей функции по отношению к другим объединениям и
группировкам, занимающимся вопросами европейской безопасности.
Исходя из необходимости формирования в Европе единого
пространства безопасности, Б.Н. Ельцин подтвердил негативное
отношение к планам расширения НАТО. Президенты отметили важность
подписания Основополагающего акта Россия - НАТО как вклада в
укрепление безопасности и стабильности в Евроатлантическом
регионе.
Президенты двух стран выразили готовность к углубленному
взаимодействию с Европейским Союзом. Россия и Армения подтверждают
свою линию на интеграцию в европейскую и мировую экономику.
Россия поддерживает стремление Армении стать полноправным
членом Совета Европы. Президенты подтверждают приверженность их
стран общепринятым стандартам в области прав человека и основных
свобод. Предстоящий в октябре с.г. саммит этой организации призван
принять важные решения, направленные на укрепление демократической
безопасности и социальной стабильности в Европе.
Российская Федерация и Республика Армения подтверждают свое
намерение совместно с другими государствами вести активную работу
по адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе с тем,
чтобы повысить его жизнеспособность и эффективность в обеспечении
равной безопасности всех участников Договора в условиях
современной военно-политической обстановки в Европе.
3. Как главы стран - учредителей Содружества Независимых
Государств Президенты России и Армении заявляют о своей твердой
приверженности его целям и принципам. Они будут целеустремленно
способствовать укреплению и повышению эффективности Содружества,
максимальному задействованию его потенциала, который сегодня
реализуется не в полной мере.
С удовлетворением отмечено, что СНГ как региональная
организация все более утверждается на мировой арене, активно
взаимодействует с ООН, ОБСЕ, другими региональными объединениями.
Президенты приветствуют активизацию взаимных контактов и
добрососедского сотрудничества в рамках СНГ на многосторонней и
двусторонней основе. Они считают, что усиление интеграционных
процессов в Содружестве отвечало бы объективным потребностям его
развития. Эти процессы не следует ни искусственно форсировать, ни
сдерживать. Последнее слово здесь принадлежит государствам -
участникам, каждое из которых самостоятельно определяет наиболее
подходящие для него формы интеграции.
4. Считая Черноморское экономическое сотрудничество важным
направлением внешней политики своих стран, Президенты подчеркнули
готовность содействовать превращению ЧЭС в полноформатную
организацию экономического взаимодействия стран региона, как это
было согласовано на Московской встрече глав государств и
правительств стран - участниц ЧЭС.
Была проявлена взаимная заинтересованность в скорейшем запуске
Черноморского банка торговли и развития, а также инвестиционных и
торгово-экономических проектов ЧЭС. Стороны выразили уверенность в
том, что предстоящее председательство Армении в ЧЭС даст новые
импульсы развитию этого перспективного механизма регионального
сотрудничества.
Была проявлена взаимная заинтересованность в развитии и других
форм регионального сотрудничества в целях стимулирования
интеграционных процессов в регионе.
5. Б.Н. Ельцин и Л.А. Тер-Петросян подтвердили намерение своих
стран претворять в жизнь положения Кисловодской декларации "За
межнациональное согласие, мир, экономическое и культурное
сотрудничество на Кавказе", принятой 3 июня 1996 г. на встрече
Президентов Азербайджанской Республики, Республики Армения, Грузии
и Российской Федерации в присутствии руководителей
северокавказских субъектов Федерации, закреплять итоги этой
встречи и ее уникальный формат.
Обстоятельно обсудив проблему нагорно-карабахского конфликта,
Президенты подчеркнули необходимость его всеобъемлющего решения
исключительно мирными средствами на справедливой, приемлемой для
всех сторон основе.
Б.Н. Ельцин подтвердил содержащееся в Заявлении Президентов
России, США и Франции в Денвере обращение к руководителям всех
конфликтующих сторон проявить позитивный подход и на основе единых
предложений сопредседателей Минской конференции ОБСЕ достичь путем
переговоров скорейшего урегулирования.
Л.А. Тер-Петросян отметил вклад России в достижение
договоренности о прекращении огня в Нагорном Карабахе, позитивно
оценил роль и посреднические усилия Минской группы ОБСЕ.
6. Президенты относят к числу приоритетных вопросы дальнейшего
развития и укрепления российско-армянских отношений и будут
постоянно держать их в поле зрения. Задача состоит в том, чтобы
практически претворить в жизнь положения подписанного в ходе
визита Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между
Россией и Арменией, последовательно реализовывать уже имеющиеся
двусторонние соглашения, расширять и далее правовую базу
сотрудничества во всех областях.
Б.Н. Ельцин и Л.А. Тер-Петросян договорились продолжать
политический диалог. По вопросам, представляющим взаимный интерес,
будут регулярно проводиться консультации, в том числе на высшем
уровне. Президенты высказались за расширение связей между
представителями законодательной и исполнительной властей, а также
на уровне субъектов Российской Федерации и областей Армении.
Главы государств выразили единство взглядов по проблемам
обеспечения взаимной безопасности, охраны внешней границы СНГ,
высказались за дальнейшее развитие сотрудничества по военной и
военно-технической линии, между пограничными войсками обеих стран
на долгосрочной основе. Отмечена большая роль, которую играет
Договор о российской военной базе на территории Армении от
16 марта 1995 года в интересах укрепления их союзнических
отношений. Они подчеркнули, что это сотрудничество не направлено
против третьих стран.
7. Принципиальное значение Президенты придают развитию
устойчивых долгосрочных торгово-экономических связей между Россией
и Арменией как на межгосударственном уровне, так и на уровне
предприятий всех форм собственности, а также в сфере взаимного
привлечения инвестиций.
Было отмечено, что нынешние объемы экономического
сотрудничества не соответствуют потенциальным возможностям двух
стран и должны быть существенно увеличены. Большая ответственность
в этом плане ложится на российско-армянскую Межправительственную
комиссию по экономическому сотрудничеству.
Было подчеркнуто, что во всем спектре экономических,
производственных и научно-технических связей между Россией и
Арменией стратегическая роль принадлежит энергетике. Важнейшим
объектом сотрудничества остается Армянская АЭС. Президенты
приветствовали состоявшееся во время визита подписание документов
между правительством Республики Армения и РАО "Газпром" о создании
совместного предприятия в целях обеспечения газоснабжения
Республики Армения и строительства газопровода Россия - Турция
через территорию Армении.
Перспективными направлениями сотрудничества являются развитие
пооперационных связей в горно-металлургической, химической,
ювелирной и легкой промышленности, отраслях машиностроения,
производства стройматериалов, ВПК и АПК, формирование
межгосударственных промышленно-финансовых групп и совместных
предприятий, взаимодействие транспортных ведомств, согласование
действий банковских систем Армении и России, другие совместные
шаги, предпринимаемые с учетом взаимных экономических интересов
двух стран.
Президенты с удовлетворением отметили укрепление контактов
между деловыми кругами России и Армении, поддерживают их
инициативу по проведению в Ереване осенью 1997 г.
представительного двустороннего бизнес-форума.
Ценнейшим достоянием народов России и Армении является их
исторически сложившаяся духовная и культурная близость. Президенты
полны решимости всемерно содействовать упрочению российско -
армянских связей в области культуры, науки, образования, туризма,
спорта и информации, поощрять контакты между людьми и
общественными организациями.
Крупным событием станет открытие в 1998 году в Ереване
Российско-Армянского университета. Будут созданы необходимые
условия для углубленного изучения русского языка в Армении и
армянского в России.
Достигнута договоренность об открытии информационно-культурных
центров России в Ереване и Армении в Москве.
Президенты подтвердили, что Стороны надежно обеспечат
проживающим на их территориях гражданам другой Стороны права и
свободы в соответствии с международными нормами, многосторонними
договорами, в которых они участвуют, а также соглашениями между
ними.
Президент Республики Армения Л.А. Тер-Петросян пригласил
Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина посетить Армению с
государственным визитом. Приглашение с благодарностью принято.
Сроки визита будут согласованы дополнительно.
Москва, 29 августа 1997 г.
(Подписи)
|