ПРИЗНАНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ - ПРИКАЗ ГТК РФ ОТ 26.03.2004 N 369
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 августа 1997 г. N 02-07/16648
О НАПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТА ПОЛОЖЕНИЯ
О ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ
"КРАСНОГО" И "ЗЕЛЕНОГО" КАНАЛОВ
Направляем на согласование проект Положения о проведении
таможенного контроля товаров физических лиц с использованием
системы "красного" и "зеленого" каналов. Прошу до 15.09.97
предоставить замечания либо предложения.
Заместитель Начальника
Управления
В.В.ДЬЯЧЕНКО
Проект
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ "КРАСНОГО"
И "ЗЕЛЕНОГО" КАНАЛОВ
Настоящее Положение разработано в соответствии со ст. ст. 109,
126, 169, 179 и 180 Таможенного кодекса Российской Федерации
международных стандартов и рекомендуемой практики Международной
организации гражданской авиации по упрощению формальностей в целях
совершенствования таможенного оформления товаров, перемещаемых
физическими лицами в Российскую Федерацию в сопровождаемом багаже.
Положение определяет порядок работы системы "красного" и
"зеленого" каналов, права и обязанности должностных лиц таможенных
органов, работающих по этой системе, а также права и обязанности
физических лиц, перемещающих товары с использованием системы
"красного" и "зеленого" каналов.
1. Общие положения
1.1. Таможенные органы Российской Федерации, в регионе
деятельности которых расположены пункты пропуска через
государственную границу Российской Федерации имеют право
использовать систему "красного" и "зеленого" каналов (далее -
двухканальная система) при проведении таможенного оформления и
таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами в
Российскую Федерацию в упрощенном льготном порядке.
Двухканальная система представляет собой систему выбора
таможенного оформления и контроля, в том числе в упрощенном
порядке, которая дает возможность эффективно контролировать товары
при значительном увеличении количества физических лиц, следующих
через границу, без ущерба надежности таможенного контроля и без
соответствующего увеличения числа таможенного персонала.
Двухканальная система не обязательно несовместима с другими
видами контроля, как например, контроль обмена валюты, если
соответствующие правила не требуют полного контроля пассажиров и
багажа.
1.2. Товары, перемещаемые физическими лицами в Российскую
Федерацию в пунктах пропуска через государственную границу
Российской Федерации, где применяется двухканальная система,
подлежат декларированию таможенному органу на условиях,
предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации и
настоящим Положением.
1.3. Двухканальная система проведения таможенного контроля
применяется в пунктах пропуска через государственную границу
Российской Федерации в следующих целях:
- ускорение таможенного оформления товаров, перемещаемых через
таможенную границу Российской Федерации физическими лицами, при
сохранении уровня надежности таможенного контроля;
- упрощения порядка декларирования товаров физических лиц;
- повышение эффективности и качества таможенного контроля;
- улучшение культуры таможенного контроля.
1.4. Двухканальная система состоит из информационной зоны, а
также "красного" и "зеленого" каналов таможенного контроля.
1.5. Для работы двухканальной системы должно быть выделено не
менее одного канала (стойки или прохода) в качестве "зеленого"
канала и не менее одного канала в качестве "красного" канала.
Общее количество каналов определяется таможенным органом
самостоятельно с учетом объемов пассажиропотока и имеющихся
возможностей.
1.6. Информационной зоной условно называется специально
выделенная территория зоны таможенного контроля в местах
таможенного оформления товаров, располагаемая в месте накопления
пассажиров от линии пограничного (паспортного) контроля и перед
линией таможенного контроля, предназначенная для того, чтобы
физическое лицо при перемещении товаров имело возможность сделать
правильный выбор формы декларирования товаров и соответствующего
канала таможенного контроля.
Информационная зона оборудуется специальными носителями
визуальной информации (стенды, щиты, табло, плакаты, буклеты и
иные информационные материалы) о таможенных правилах и порядке
использования "красного" и "зеленого" каналов. В информационной
зоне должны также располагаться стойки (столы) для заполнения при
необходимости таможенных деклараций с запасом чистых бланков и
образцами их заполнения.
Информация о таможенных правилах перемещения товаров
физическими лицами и порядке таможенного оформления и таможенного
контроля с применением двухканальной системы может также
предварительно распространяться транспортными организациями,
туристическими агентствами и другими заинтересованными
организациями.
1.7. Каналы располагаются за пределами мест выдачи багажа с
тем, чтобы при выборе канала физические лица имели при себе весь
свой багаж. Кроме того, каналы должны быть направлены таким
образом, чтобы поток пассажиров из этой зоны до выхода был по
возможности прямым.
Расстояние между местом выдачи багажа и входами в каналы
является достаточным для того, чтобы пассажиры могли выбрать канал
и войти в него, не создавая скученности.
1.8. "Зеленый" канал предназначен для следования по нему
физических лиц, не имеющих при себе и в сопровождаемом багаже
товаров, подлежащих таможенному оформлению, либо товаров, на
которые установлены количественные либо стоимостные ограничения
при перемещении через таможенную границу в Российскую Федерацию в
упрощенном льготном порядке, не предназначенных для
производственной или иной коммерческой деятельности, а также не
имеющих несопровождаемого багажа.
1.9. "Красный" канал предназначен для следования по нему
физических лиц, перемещающих через таможенную границу при себе и в
сопровождаемом багаже товары, подлежащие таможенному оформлению,
либо имеющие несопровождаемый багаж.
1.10. Вход в каждый канал и направление движения к нему должны
иметь четко различимые отличительные признаки, чтобы физические
лица могли легко различить их. Решение о выборе следования для
таможенного оформления по "красному" или "зеленому" каналу
осуществляется физическим лицом самостоятельно с учетом их
отличительных признаков.
Для возможного оказания помощи физическим лицам при выборе
"красного" или "зеленого" канала и проведения при необходимости
разъяснений о порядке таможенного контроля и таможенного
оформления с применением двухканальной системы в информационной
зоне должны находиться должностные лица таможенного органа.
1.11. "Красный" канал обозначается специальным графическим
символом в виде квадрата красного цвета на белом фоне, а также
надписями "Красный канал" ("RED CHANNEL") и "Товары, подлежащие
декларированию" ("GOODS TO DECLARE") на русском и английском
языках, выполненными красным цветом.
1.12. "Зеленый" канал обозначается специальным графическим
символом в виде восьмиугольника зеленого цвета на белом фоне, а
также надписями "Зеленый канал" ("GREEN CHANNEL") и "Декларировать
нечего" ("NOTHING TO DECLARE") на русском и английском языках,
выполненными зеленым цветом.
1.13. Допускается использование для надписей вместо
английского любого другого языка или языков, которые будут сочтены
целесообразными для конкретного пункта пропуска. Кроме того,
каналы следует обозначать надписями, включающими слово "Таможни"
("CUSTOMS").
1.14. В "красном" и "зеленом" каналах рабочие места
должностных лиц таможенного органа должны быть оборудованы
досмотровыми столами с учетом выполнения ими своих обязанностей по
проведению таможенного оформления. "Красный" канал дополнительно
оборудуется рентгеновской аппаратурой и другими техническими
средствами таможенного контроля. В непосредственной близости от
двухканальной системы должны располагаться комнаты для проведения
личного досмотра.
1.15. Для проведения таможенного оформления в "зеленом" канале
привлекаются специально подготовленные и наиболее опытные
сотрудники таможенного органа, имеющие не менее 2-летний стаж
работы по оформлению физических лиц, перемещающих товары через
таможенную границу.
1.16. Двухканальная система исключает применение специальных
проходов для физических лиц, пользующихся таможенными льготами в
соответствии с международными договорами Российской Федерации и в
случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации.
Такие физические лица могут проследовать как по "зеленому", так и
по "красному" каналу в зависимости от того, какие товары они
перемещают через границу Российской Федерации. Таможенное
оформление товаров, ввозимых такими физическими лицами,
производится без таможенного досмотра.
2. Порядок проведения таможенного оформления
в "красном" канале
2.1. Физические лица, имеющие при себе или в несопровождаемом
багаже товары, подлежащие таможенному оформлению, обязаны
следовать через "красный" канал.
2.2. Таможенному оформлению подлежат товары:
- подлежащие обязательному декларированию либо контроль за
оборотом которых на территории России в соответствии с
нормативно-правовыми актами Российской Федерации возложен на
таможенные и другие государственные органы (а именно: национальная
и иная наличная валюта в части превышения установленных норм;
валютные ценности, изделия из драгоценных металлов и драгоценных
камней в любом виде и состоянии; оружие и боеприпасы; взрывчатые
вещества; наркотикосодержащие и психотропные вещества; предметы
старины и искусства; печатные и другие носители информации;
ядовитые и сильнодействующие вещества и лекарства; радиоактивные
материалы; объекты флоры и фауны, их части и полученная из них
продукция; высокочастотные радиоэлектронные устройства и средства
связи, транспортные средства);
- превышающие стоимостные и количественные ограничения,
установленные Общими правилами перемещения физическими лицами
через границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для
производственной или иной коммерческой деятельности, и подлежащие
обложению таможенными платежами;
- временно ввозимые либо ранее вывезенные и оформленные в
таможенном отношении товары, находящиеся на контроле в таможенных
органах;
- перемещаемые в сопровождаемом багаже в случае отправления в
Российскую Федерацию несопровождаемого багажа.
2.3. Предъявленные добровольно для таможенного оформления в
"красном" канале товары, запрещенные к ввозу в Российскую
Федерацию исходя из соображений государственной безопасности,
защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и
здоровья человека, защиты животных и растений, окружающей
природной среды, защиты художественного, исторического и
археологического достояния народов Российской Федерации и
зарубежных стран, защиты права собственности, в том числе на
объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов
российских потребителей ввозимых товаров и исходя из других
интересов Российской Федерации на основании актов законодательства
Российской Федерации и международных договоров Российской
Федерации подлежат соответственно немедленному вывозу за пределы
территории Российской Федерации, если не предусмотрена конфискация
этих товаров.
Вывоз товаров производится физическим лицом, перемещающим
товары, за собственный счет. При невозможности или в случае
неосуществления немедленного вывоза передаются на хранение на
склады временного хранения, владельцами которых являются
таможенные органы Российской Федерации. Предельный срок хранения
таких товаров составляет трое суток.
2.4. Физическое лицо, выбравшее для таможенного оформления
"красный" канал, должно в соответствии с порядком декларирования
товаров, перемещаемых физическими лицами, заполнить декларацию
установленного образца в письменной форме и представить ее
сотруднику таможенного органа вместе с другими документами и
сведениями, необходимыми для проведения таможенного контроля.
2.5. Должностные лица таможенного органа, осуществляющие
таможенное оформление в "красном" канале, обязаны:
- проверять документы и сведения, необходимые для таможенного
контроля;
- проверять правильность заполнения таможенной декларации;
- вызывать при необходимости представителей иных контрольных
органов;
- информировать физическое лицо об окончании таможенного
контроля;
- при обнаружении контрабанды составлять протокол о нарушении
таможенных правил.
2.6. Должностные лица таможенного органа, осуществляющие
таможенное оформление в "красном" канале, имеют право:
- производить устный опрос физических лиц о наличии товаров,
указанных в п. 2.2 и п. 2.3 настоящего Положения;
- производить выборочный таможенный досмотр и учет товаров,
заявленных в декларации и находящихся в сопровождаемом багаже;
- принимать решение о выпуске товаров;
- в случае определения при устном опросе наличие товаров,
указанных в п. 2.2 и п. 2.3 настоящего Положения, требовать
внесения выявленных сведений в таможенную декларацию;
- производить личный досмотр физических лиц как исключительную
форму таможенного контроля в порядке, установленном таможенным
законодательством;
- использовать при проведении таможенного контроля технические
средства, безопасные для жизни и здоровья физических лиц, животных
и растений и не причиняющие ущерба товарам и лицам.
3. Порядок проведения таможенного оформления
в "зеленом" канале
3.1. Таможенный контроль в "зеленом" канале должен в
достаточной мере обеспечивать соблюдение законодательства
Российской Федерации о таможенном деле, иного законодательства
Российской Федерации и международных договоров Российской
Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные
органы Российской Федерации.
Неприменение других форм таможенного контроля в "зеленом"
канале не должно означать, что лица освобождаются от обязанности
соблюдать таможенное законодательство Российской Федерации.
При необходимости должностные лица таможенного органа могут
использовать все формы таможенного контроля, предусмотренные в
Таможенном кодексе Российской Федерации, за исключением случаев,
указанных в ст. 188 Таможенного кодекса Российской Федерации.
3.2. В пунктах пропуска через таможенную границу Российской
Федерации, где применяется двухканальная система таможенного
оформления и контроля физические лица, не имеющие при себе или в
несопровождаемом багаже товары, указанные в п. 2.2 и п. 2.3
настоящего Положения, могут выбрать следование через "зеленый"
канал.
3.3. Выбор физическим лицом "зеленого" канала является одной
из форм декларирования товаров в упрощенном порядке, при которой
физическим лицом декларируется отсутствие у него товаров,
указанных в п. 2.2 и п. 2.3. При этом заполнение декларации в
письменной форме не требуется.
Выбор физическим лицом "зеленого" канала должен осуществляться
самостоятельно с учетом добровольного волеизъявления и
ответственности за последствия своего выбора.
3.4. Должностные лица таможенного органа, осуществляющие
таможенное оформление в "зеленом" канале, обязаны:
- вести визуальный осмотр перемещаемых в "зеленом" канале
товаров;
- проводить при необходимости устный опрос физического лица об
имеющихся у него товарах;
- при наличии оснований полагать попытку недостоверного
декларирования направлять физических лиц, выбравших "зеленый"
канал, для таможенного оформления в "красный" канал либо
производить выборочный таможенный контроль ввозимых в Российскую
Федерацию товаров в специально отведенном месте для таможенного
досмотра;
- при обнаружении товаров, указанных в п. 2.2 и 2.3,
составлять протокол о нарушении таможенных правил.
3.5. При составлении на физических лиц, следующих через
"зеленый" канал, протокола о нарушении таможенных правил,
декларация лица в письменной форме не прилагается, о чем делается
соответствующая отметка в протоколе.
4. Заключительные положения
4.1. Вне зависимости от выпуска товаров с таможенным
оформлением в двухканальной системе, в том числе через "зеленый"
канал, таможенный контроль за ними может проводиться в любое
время, если имеются достаточные основания полагать о наличии
нарушения таможенного законодательства Российской Федерации.
В указанном случае должностные лица таможенного органа вправе
проверить наличие товаров и провести повторный таможенный досмотр.
При обнаружении правонарушений допустившие их физические лица
несут ответственность в соответствии с таможенным
законодательством Российской Федерации.
|