ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 1997 г. N 1117
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
САНАТОРНОГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ
ЛЕЧЕНИИ, И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ И ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
(с изм., согл. Постановлений Правительства РФ
от 23.12.2002 N 919, от 01.02.2005 N 49)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Типовое положение об оздоровительном
образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся
в длительном лечении.
2. В абзаце втором пункта 1 Типового положения об
общеобразовательной школе-интернате, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 612
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст.
2671), исключить слова: "санаторно-лесных школ, санаторных школ-
интернатов".
3. В пункте 1 Типового положения об образовательном учреждении
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
1 июля 1995 г. N 676 (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1995, N 28, ст. 2693), исключить абзац шестой.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 августа 1997 г. N 1117
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
САНАТОРНОГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ
В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ
(в ред. Постановлений Правительства РФ
от 23.12.2002 N 919, от 01.02.2005 N 49)
I. Общие положения
1. Настоящее Типовое положение регулирует образовательную,
финансово-хозяйственную, реабилитационную и лечебно-
оздоровительную деятельность оздоровительных образовательных
учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном
лечении.
Настоящее Положение является типовым для государственных и
муниципальных оздоровительных образовательных учреждений
санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении
(санаторных школ-интернатов, санаторно-лесных школ, санаторных
детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей).
Для оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа
для детей, нуждающихся в длительном лечении, иной организационно-
правовой формы настоящее Типовое положение выполняет функции
примерного.
На основе настоящего Типового положения оздоровительное
образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся
в длительном лечении (далее именуется - учреждение), разрабатывает
свой устав.
2. Учреждение создается в целях оказания помощи семье в
воспитании и получении образования, обеспечения проведения
реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации
к жизни в обществе, социальной защиты и разностороннего развития
детей, нуждающихся в длительном лечении.
3. Деятельность учреждения осуществляется на принципах
демократии и гуманизма, общедоступности, приоритета
общечеловеческих ценностей, свободного развития личности,
автономности и светского характера образования.
4. Учреждение несет в установленном законодательством
Российской Федерации порядке ответственность перед органами
государственной власти, органами местного самоуправления,
обучающимися и их родителями (законными представителями) за
реализацию конституционного права граждан на получение бесплатного
образования, качество образования и его соответствие
государственным образовательным стандартам, за адекватность
применяемых форм, методов и средств организации образовательного
процесса, реабилитационной и лечебно-оздоровительной работы
возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям,
способностям, интересам, требованиям охраны жизни и здоровья
детей.
5. Учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления
образованием, настоящим Типовым положением.
II. Организация деятельности учреждения
6. Учреждение создается учредителем (учредителями) при наличии
необходимых условий для обучения, воспитания, лечения и проживания
детей и регистрируется в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
7. Порядок открытия, реорганизации и ликвидации учреждения
определяется законодательством Российской Федерации.
8. Статус учредителя (учредителей) определяет организационно-
правовую форму учреждения.
Учредителями государственного учреждения могут быть федеральные
органы исполнительной власти и органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.
Учредителями муниципального учреждения являются органы местного
самоуправления.
Допускается совместное учредительство учреждения.
Учредительными документами учреждения являются решение о его
создании или договор учредителей, а также устав учреждения.
Передача государственного учреждения в ведение органов местного
самоуправления допускается только с согласия этих органов.
9. Отношения между учредителем (учредителями) и учреждением
определяются договором, заключенным между ними в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
10. Права юридического лица в части ведения уставной финансово-
хозяйственной деятельности, направленной на подготовку
образовательного процесса, возникают у учреждения с момента его
регистрации. Как юридическое лицо оно имеет устав, закрепленное за
ним имущество, расчетный и другие счета в банковских учреждениях,
печать установленного образца, штамп, бланки со своим
наименованием.
11. Право на ведение образовательной деятельности и льготы,
предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают
у учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
12. Учреждение проходит государственную аккредитацию и
аттестацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации
"Об образовании".
13. Учреждение в соответствии с законодательством Российской
Федерации вправе участвовать в образовании объединений в форме
ассоциаций и союзов.
14. Количество классов в учреждении определяется в зависимости
от санитарных норм и условий, необходимых для осуществления
образовательного процесса и лечебно-оздоровительной работы.
При наличии соответствующих санитарно-гигиенических условий в
учреждении могут открываться группы для детей дошкольного
возраста. Работа в них осуществляется в соответствии с Типовым
положением о дошкольном образовательном учреждении.
15. В городском учреждении предельная наполняемость классов не
должна превышать 20 человек, а воспитательных групп - 10, в
сельских учреждениях - соответственно 15 и 7 человек.
При наличии необходимых условий и средств (в том числе
внебюджетных) возможно комплектование классов и воспитательных
групп с меньшей наполняемостью.
При проведении занятий в 4 - 11 классах по иностранному языку,
в 5 - 11 классах по трудовому обучению, в 10 - 11 классах по
информатике, вычислительной технике, физике и химии (во время
практических занятий), в 1 - 11 классах по лечебной физической
культуре, в бассейне допускается деление класса на две группы.
При наличии необходимых условий и средств (в том числе
внебюджетных) возможно деление на группы классов с меньшей
наполняемостью, а также 1 - 3 классов при изучении иностранного
языка.
III. Образовательный процесс
16. Учреждение реализует образовательные программы начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Образовательный процесс в учреждении осуществляется на основе
учебного плана, разрабатываемого и утверждаемого учреждением
самостоятельно, и регламентируется расписанием занятий,
составляемым с учетом лечебно-охранительного режима,
предусматривающего проведение комплекса профилактических и
лечебных мероприятий с детьми.
17. Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание
обучения, труда, лечения и отдыха, составляется с учетом
продолжительности пребывания детей в учреждении.
Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного
года не менее 36 календарных дней, летом - не менее 10 недель.
Для обучающихся в первом классе в течение года устанавливаются
дополнительные недельные каникулы.
18. Трудовое воспитание детей осуществляется на основе
соединения обучения с приобретением трудовых навыков с учетом
медицинских показаний и рекомендаций врачей-специалистов
учреждения.
19. В учреждении могут создаваться различные клубы, секции,
кружки, студии и другие объединения по интересам.
20. В соответствии с законодательством Российской Федерации об
образовании учреждение может реализовывать дополнительные
образовательные программы и оказывать платные дополнительные
образовательные услуги за рамками соответствующих образовательных
программ и государственных образовательных стандартов.
IV. Участники учебно-воспитательного процесса,
работники учреждения, их права и обязанности
21. Участниками учебно-воспитательного процесса в учреждении
являются дети, педагогические и медицинские работники, родители
(законные представители).
22. Направление детей в учреждение осуществляется органами
управления образованием в порядке, установленном Министерством
образования и науки Российской Федерации и Министерством
здравоохранения и социального развития Российской Федерации, при
согласии родителей (законных представителей).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
Прием детей в учреждение осуществляется в порядке, определяемом
его уставом.
23. Зачисление детей в учреждение производится по заявлению
родителей (законных представителей), а в отдельных случаях - по
решению органов опеки и попечительства, муниципальных органов
управления образованием в соответствии с заключением клинико-
экспертной комиссии амбулаторно-поликлинического учреждения или
комиссии противотуберкулезного диспансера по месту жительства
ребенка на основании документов, перечень которых определяется
уставом учреждения.
24. Срок пребывания детей в учреждении зависит от медицинских
показаний по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения
и социального развития Российской Федерации. Конкретные сроки
пребывания детей в учреждении определяются врачами-специалистами
данного учреждения.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
25. Плата за содержание детей в учреждении с родителей
(законных представителей) не взимается.
26. При поступлении в учреждение дети должны иметь необходимый
комплект одежды и обуви, указанный в путевке (направлении),
выданной соответствующим органом управления образованием.
27. Администрация учреждения при поступлении детей в учреждение
обязана ознакомить родителей (законных представителей) с уставом
данного учреждения.
28. Права и обязанности детей, их родителей (законных
представителей) определяются уставом учреждения и иными,
предусмотренными этим уставом актами.
29. Порядок комплектования работниками учреждения
регламентируется его уставом. Для работников учреждения
работодателем является администрация данного учреждения.
На педагогическую и медицинскую работу принимаются лица,
имеющие необходимую профессионально-педагогическую и медицинскую
квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности,
подтвержденную документами об образовании.
30. Отношения работника и администрации учреждения регулируются
трудовым договором (контрактом), условия которого не могут
противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.
Срок действия трудового договора (контракта) определяется
работником и работодателем при его заключении.
31. Работники учреждения имеют право на участие в управлении
учреждением в порядке, определяемом уставом учреждения, а также на
защиту своей профессиональной чести и достоинства.
32. Права и обязанности работников учреждения, а также
предоставляемые им социальные гарантии и льготы определяются
законодательством Российской Федерации, настоящим Типовым
положением, уставом учреждения, правилами внутреннего распорядка,
квалификационными характеристиками работников образовательных
учреждений и учреждений здравоохранения.
33. Психологическую реабилитацию детей, консультативную и
психопрофилактическую работу с педагогическими и медицинскими
работниками, родителями (законными представителями) в учреждении
осуществляет педагог-психолог.
34. Медицинские работники доводят до сведения педагогических
работников результаты углубленных осмотров детей, дают
рекомендации по их медико-педагогической реабилитации; совместно с
педагогами решают вопросы выбора профилей трудовой подготовки и
профориентации детей, их участия в трудовой деятельности.
35. Медицинские работники совместно с педагогом-психологом
оказывают помощь педагогическим работникам в организации
индивидуального и дифференцированного подхода к детям при
осуществлении образовательного процесса с учетом особенностей их
развития и состояния здоровья, в выполнении медико-психологических
рекомендаций; ведут просветительскую работу среди детей, родителей
(законных представителей), педагогических работников по
ознакомлению с санитарно-гигиеническим режимом учреждения,
особенностями медицинской реабилитации, формирования у детей
навыков здорового образа жизни.
V. Организация лечебно-оздоровительной работы
36. Лечебно-оздоровительные, реабилитационные, санитарно-
гигиенические и профилактические мероприятия, направленные на
оздоровление детей, осуществляются в учреждении штатными
медицинскими или закрепленными за учреждением органами
здравоохранения медицинскими работниками, а также педагогическими
работниками учреждения.
В своей работе медицинские работники руководствуются
соответствующими нормативными и методическими материалами органов
здравоохранения.
37. Под руководством врачей-специалистов в учреждении
проводятся лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия,
направленные на профилактику рецидивов болезни и улучшение
здоровья детей.
Учреждение помимо осуществления медико-оздоровительных программ
и гарантированного объема бесплатной медицинской помощи может
оказывать в установленном порядке дополнительно платные лечебные
услуги.
Занятия по лечебной физкультуре проводятся инструктором
лечебной физкультуры или преподавателем, имеющим соответствующую
подготовку.
38. Режим дня устанавливается с учетом максимального пребывания
детей на воздухе, где предусматривается проведение уроков и
внеклассных мероприятий, большой перемены и дневной сон.
Принятие процедур, определенных курсом лечения, планируется для
каждого ребенка индивидуально при условии согласования с
расписанием занятий.
В целях охраны здоровья детей в период проведения лечения
медицинские работники могут рекомендовать детям со сниженной
работоспособностью щадящий режим с предоставлением дополнительных
дней отдыха в течение недели, а также выделение одного дня в
неделю на проведение занятий физической культурой, спортивных
мероприятий на воздухе, прогулок, походов, посещение выставок.
39. В учреждении на каждого ребенка заводится медицинская
карта, выписка из которой выдается родителям (законным
представителям) по окончании срока пребывания ребенка в
учреждении.
40. Контроль за организацией и проведением комплекса
реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий в
учреждении осуществляется органами управления здравоохранением по
месту нахождения данного учреждения.
Органы управления здравоохранением оказывают помощь учреждению
в укомплектовании его штата медицинским персоналом, повышении
квалификации медицинских работников, привлечении научно-
исследовательских и медицинских институтов для оказания
консультативной помощи и во внедрении современных методов лечебно-
оздоровительной работы.
VI. Управление учреждением
41. Управление учреждением осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и уставом учреждения.
42. Управление учреждением осуществляется на принципах
единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления учреждения
являются совет учреждения, попечительский совет, общее собрание,
педагогический совет и др. Порядок выборов органов самоуправления
учреждения и их компетенция определяются его уставом.
43. Непосредственное руководство учреждением осуществляет
прошедший соответствующую аттестацию директор.
Найм (прием) на работу директора государственного учреждения
осуществляется в порядке, определяемом уставом учреждения, и в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
44. Директор учреждения несет ответственность за исполнение
своих функциональных обязанностей, предусмотренных
квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и
уставом учреждения.
VII. Имущество и средства учреждения
45. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет
имущество за учреждением.
Земельные участки закрепляются за учреждением в постоянное
(бессрочное) пользование.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2002 N 919)
Объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в
его оперативном управлении.
Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за
ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с
назначением имущества, уставом, законодательством Российской
Федерации.
Изъятие и (или) отчуждение имущества, закрепленного за
учреждением, допускается только в случаях и в порядке, которые
предусмотрены законодательством Российской Федерации.
46. Учреждение в соответствии с установленными нормативами
должно иметь необходимые помещения, сооружения для организации
образовательного процесса, лечебно-оздоровительной работы,
трудового обучения, быта и отдыха обучающихся.
Оснащение, монтаж и установка медицинского оборудования,
контроль за его эксплуатацией и ремонт проводятся по договорам
организациями, имеющими государственную лицензию на выполнение
этих работ.
47. Учреждение несет ответственность перед собственником
имущества (уполномоченным им органом) за сохранность и эффективное
использование имущества. Контроль за деятельностью учреждения в
этой области осуществляется собственником имущества
(уполномоченным им органом).
48. Деятельность учреждения финансируется его учредителем
(учредителями) в соответствии с договором между ними.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов
учреждения являются:
собственные средства учредителя (учредителей);
бюджетные и внебюджетные средства;
имущество, закрепленное за учреждением собственником имущества
(уполномоченным им органом);
кредиты банков и других кредитных организаций;
средства спонсоров; добровольные пожертвования физических и
юридических лиц и другие источники в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Финансирование учреждения осуществляется на основе
государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов в
расчете на одного ребенка в зависимости от вида учреждения.
Привлечение учреждением дополнительных средств не влечет за
собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его
финансирования из бюджета учредителя (учредителей).
49. Учреждение вправе осуществлять самостоятельную
хозяйственную деятельность и распоряжаться доходами от этой
деятельности в соответствии со своим уставом и с законодательством
Российской Федерации, регулирующим предпринимательскую
деятельность.
50. Учреждение устанавливает работникам ставки заработной платы
(должностные оклады) на основе Единой тарифной сетки по оплате
труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-
квалификационными требованиями и на основании решения
аттестационной комиссии, виды и размеры надбавок, доплат и других
выплат стимулирующего характера в пределах средств, направляемых
на оплату труда, а также определяет структуру управления
деятельностью учреждения, штатное расписание, распределение
должностных обязанностей.
51. Учреждение может осуществлять международное сотрудничество
и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
52. При ликвидации учреждения учитываемые на отдельном балансе
доходы, полученные от предпринимательской деятельности, и
приобретенное за счет этих доходов имущество за вычетом платежей,
связанных с выполнением обязательств, направляются на развитие
образования в соответствии с уставом учреждения.
|