МИНИСТЕРСТВО ВНЕШНИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 августа 1997 г. N 21-261
О РЕАЛИЗАЦИИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Учитывая многочисленные запросы, поступающие от региональных
органов торговли и общественного питания, о толковании на местах
нормативных документов и торговых терминов, касающихся реализации
алкогольной продукции, Департамент регулирования и координации
внутренней торговли разъясняет, что основными документами,
регламентирующими порядок реализации отечественной и импортной
алкогольной продукции хозяйствующими субъектами в сфере торговли и
общественного питания, являются Правила розничной торговли
алкогольной продукцией на территории Российской Федерации,
утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от
19.08.96 N 987, а также дополнения и изменения, внесенные
Постановлением Правительства Российской Федерации от
14.07.97 N 867 "О внесении изменений и дополнений в Правила
розничной торговли алкогольной продукцией на территории Российской
Федерации и Положение о лицензировании розничной торговли
алкогольной продукцией".
Последним Постановлением запрещается реализация алкогольной
продукции с объемным содержанием спирта этилового более 12% в
организациях мелкорозничной торговой сети (ларьках, киосках,
палатках, павильонах, не имеющих торгового зала) и на оптовых
продовольственных рынках.
Пункт 5 Положения о лицензировании розничной торговли
алкогольной продукцией указанного Постановления дополнен
подпунктом "и" следующего содержания: "документ налогового органа
об отсутствии задолженности по уплате налогов и других
обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды".
Наибольшее число писем содержит просьбы разъяснить следующие
вопросы:
- Установлен ли единый порядок расчетов с применением
контрольно - кассовых машин при продаже алкогольной продукции?
Ответ:
Правилами розничной торговли алкогольной продукцией на
территории Российской Федерации установлен единый порядок,
предусматривающий продажу алкогольной продукции с применением
контрольно - кассовых машин независимо от места реализации.
- Что следует понимать под терминами палатки, ларьки, киоски,
павильоны, лоток?
Ответ:
При классификации организаций мелкорозничной торговой сети
следует руководствоваться Инструкцией по заполнению форм
государственной отчетности "Отчет о наличии торговой сети",
утвержденной Постановлением Госкомстата России от 22.07.94 N 104.
В соответствии с требованиями данной Инструкции к палаткам,
ларькам, киоскам относятся торговые предприятия, занимающие
обособленные помещения, но не имеющие торгового зала для
покупателей. Павильоны, не имеющие торгового зала, учитываются в
числе палаток, киосков. Павильоны, имеющие торговый зал,
учитываются в числе магазинов.
Понятие "лоток" специалистами традиционно трактуется как
выносной столик, который ежедневно убирается после окончания
торговли либо устанавливается на определенный период (как правило,
весенне - летний) вблизи торговых предприятий, на улицах городов,
при проведении зрелищных, спортивных и других мероприятий. При
этом лотки могут быть оборудованы для удобства и защиты продавца и
товара от атмосферных воздействий навесами, зонтиками,
металлическими каркасами, обтянутыми парусиной, брезентом,
полиэтиленовой пленкой и т.д.
- Входит ли площадь, занимаемая торгово - технологическим
оборудованием, в общую площадь торгового зала?
Ответ:
Под торговым залом следует понимать часть площади магазина, на
которой производится продажа товаров.
В соответствии с таким подходом площадь торгового зала
включает два вида площадей: площадь для размещения торгово -
технологического оборудования, предназначенного для выкладки
товаров, и площадь для движения покупателей.
- Каким нормативным документом определена минимальная площадь
торгового зала для реализации алкогольной продукции?
Ответ:
Минимальная площадь торгового зала для реализации алкогольной
продукции в размере 10 кв. м предусмотрена (таблица 2) Приказом
Минторга РСФСР от 25.06.82 N 176 "О введении в действие
Номенклатуры типов магазинов и общедоступных предприятий
общественного питания, методических указаний по составлению
перспективных планов (схем) развития и размещения этой сети",
Примерным распределением торговой площади по группам товаров и
дополнительным услугам в продовольственных магазинах.
Площадь складских помещений магазинов определена
СНИПом 11-7780 (часть 2, глава 77) "Строительные нормы и правила.
Магазины" таблица N 9 - на каждые 10 кв. м площади торгового зала
для продажи вина, пива, напитков приходится складской площади не
менее 4,3 кв. м).
- Разрешается ли реализация алкогольной продукции в кафе,
закусочных, в предприятиях общественного питания на летних
площадках?
Ответ:
Предприятия общественного питания на летних площадках, не
примыкающие непосредственно к стационарным предприятиям
общественного питания и не имеющие условий для хранения и
реализации алкогольной продукции, предназначены только для
быстрого обслуживания посетителей.
Для формирования их ассортимента целесообразно использовать
Примерный ассортимент продукции предприятий общественного питания
на летних площадках (приложение к Положению о предприятиях
общественного питания на летних площадках, утвержденное Приказом
Минторга РСФСР от 25.07.85 N 184), который не предусматривает
реализацию алкогольной продукции.
Организации и индивидуальные предприниматели могут
осуществлять реализацию алкогольной продукции исключительно в
местах, определенных органами местного самоуправления при наличии
лицензий, выданных в установленном порядке.
- Являются ли обязательными требования ГОСТа Р 50762-95
"Общественное питание. Классификация предприятий" в части
ассортимента продукции, реализуемой в ресторанах, барах, кафе,
закусочных, столовых?
Ответ:
Безусловному исполнению подлежат регламенты ГОСТов,
направленные на обеспечение безопасности для жизни и здоровья
потребителей. Требования, в том числе и по ассортименту
реализуемой продукции, установленные ГОСТом Р 50762-95
"Общественное питание. Классификация предприятий" (таблицы 2, 3,
4), являются минимальными.
- Возможна ли продажа алкогольной продукции, произведенной на
территории Российской Федерации, маркированной специальными
марками, отпечатанными методом офсетной печати?
Ответ:
С 1 сентября 1997 года запрещены производство и продажа
отечественной алкогольной продукции, маркированной специальными
марками, отпечатанными методом офсетной печати, с двузначным кодом
региона, без номеров разряда и порядковой нумерации.
С 1 сентября вводятся специальные марки, отпечатанные методом
металлографской печати и имеющие двузначный код региона, номер
разряда и порядковую нумерацию (Постановление Правительства
Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 836).
Начальник Департамента регулирования
и координации внутренней торговли
В.И.БОДРЯГИН
------------------------------------------------------------------
|