ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 августа 1997 г. N 01-15/16354
О НАПРАВЛЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ КООРДИНАЦИОННОГО
СОВЕЩАНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 23.06.97
Направляем для сведения и использования в работе Постановление
координационного совещания руководителей правоохранительных
органов Российской Федерации от 23.06.97.
Заместитель Председателя
ГТК России
И.А.МЕЖАКОВ
Приложение
к письму ГТК России
от 26.08.97 N 01-15/16354
КООРДИНАЦИОННОЕ СОВЕЩАНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 1997 года
Рассмотрев вопрос о состоянии и мерах по усилению борьбы с
правонарушениями в кредитно-финансовой сфере, координационное
совещание отмечает, что банковские и иные кредитные учреждения во
многом поражены в настоящее время такими негативными проявлениями,
как злоупотребления, связанные с получением кредитов и их
присвоением; умышленные банкротства субъектов хозяйствования,
получивших кредиты; нарушения при выпуске и обращении ценных
бумаг; хищения с использованием кредитных карточек, платежных
документов, мемориальных ордеров; "отмывание" криминальных
денежных средств; взяточничество; коммерческий подкуп; преступная
деятельность с целью устранения конкурентов; задержка платежей;
сокрытие доходов и др. Перечисленные противоправные действия
способствовали формированию мощного финансового теневого капитала
(по оценкам специалистов около 100 трлн. руб.) и дальнейшей
криминализации кредитно-финансовой сферы.
Принимаемые контролирующими и правоохранительными органами
меры по борьбе с правонарушениями в кредитно-финансовой сфере
неадекватны сложившейся криминогенной обстановке. Некоторые
руководители соответствующих служб примиренчески относятся к
получившей невиданный размах преступной деятельности на рынке
кредитно-финансовых услуг, ее возрастающей организованности, не в
полной мере используют предоставленные им полномочия для выявления
и пресечения правонарушений.
Решения о привлечении виновных к уголовной ответственности
нередко принимаются с большим опозданием. Эффективность раскрытия,
расследования преступлений, а также качество оперативно-розыскного
обеспечения расследований уголовных дел, предупредительно -
профилактической работы остается не на должном уровне.
Распространение новых видов преступлений в результате
реформирования экономических отношений в стране обусловлено также
слабым взаимодействием контролирующих и правоохранительных
органов. До настоящего времени еще не найдены эффективные
механизмы сотрудничества указанных органов, не преодолены
ведомственные барьеры.
Не претерпела серьезного изменения практика взаимного
информационного обеспечения правоохранительных органов.
Правоохранительные органы не уделяют достаточного внимания
анализу состояния и мер по борьбе с преступностью,
правонарушениями в сфере кредитно-финансовых услуг, не проявляют
должной активности, допускают послабления в отношении
правонарушителей.
Координационное совещание постановляет:
1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, министрам
внутренних дел республик, начальникам ГУВД, УВД, руководителям
управлений ФСБ России, начальникам федеральных органов налоговой
полиции, Государственного таможенного комитета Российской
Федерации разработать и осуществить конкретные меры по усилению
контроля и надзора за исполнением законов в кредитно-финансовой
сфере. Комплексно использовать предоставленные полномочия, меры
уголовно-, административно-, и гражданско-правового характера в
борьбе с нарушителями законов на рынке кредитно-финансовых услуг
при строжайшем соблюдении прав и законных интересов граждан и
юридических лиц.
2. Генпрокуратуре, МВД, ФСНП, ГТК, ФСБ России подготовить и
направить подчиненным органам указание "Об усилении борьбы с
преступностью и правонарушениями в кредитно-финансовой сфере".
Срок исполнения - II полугодие 1997 года.
3. МВД, Генпрокуратуре, ФСБ, ФСНП, ГТК России подготовить и
направить на места Методические рекомендации по организации
выявления, раскрытия и расследования преступлений в
кредитно-банковской сфере, обратив особое внимание на особенности
проведения следственных действий и оперативных мероприятий в
банковских учреждениях.
Срок исполнения - II полугодие 1997 года.
4. МВД, ФСНП России при наличии в прекращенных и
приостановленных уголовных делах данных о причинении ущерба
государству направлять материалы в прокуратуру для организации
взыскания этих средств в судебном порядке в бюджет.
5. МВД, ФСБ, Генпрокуратуре, ФСНП, ГТК России во исполнение
Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью
на 1996 - 1997 годы ввести в действие систему информационного
взаимодействия правоохранительных органов.
Срок исполнения - 1998 год.
6. Управлениям кадров МВД, Генпрокуратуры, ФСНП, ГТК России
совместно с Центральным банком Российской Федерации разработать
систему переподготовки работников правоохранительных органов с
учетом особенностей функционирования кредитно-финансовой системы.
Срок исполнения - 1997 - 1998 год.
7. Генпрокуратуре России в порядке контроля проверить в
Центральном банке Российской Федерации и его территориальных
органах исполнение банковского законодательства.
Срок исполнения - II полугодие 1998 года.
8. Генеральной прокуратуре России проверить исполнение законов
Главным управлением федерального казначейства Минфина России.
Срок исполнения - 1998 год.
9. ФСБ, МВД, ФСНП, ГТК, Генеральной прокуратуре Российской
Федерации совместно с ФАПСИ разработать комплекс мер, исключающих
утечку экономически значимой информации при привлечении
иностранных фирм к работам по модернизации и развитию
информационно-телекоммуникационных банковских систем. Создать
рабочую группу для разработки указанных мер.
Срок исполнения - II полугодие 1997 года.
10. Генпрокуратуре, МВД, ФСНП, ГТК России в установленном
законом порядке использовать возможности ФАПСИ по вопросам
осуществления контроля за информационными системами, средствами и
каналами связи.
11. Генпрокуратуре, МВД, ФСНП России провести сверку
направленных в следственные органы материалов о нарушениях
действующего финансово-кредитного законодательства.
Срок исполнения - II полугодие 1997 года.
12. Прокурорам субъектов Российской Федерации:
12.1. Проверить законность прекращения, приостановления
уголовных дел по фактам хищений денежных средств в
кредитно-банковской сфере, в том числе хищений с использованием
фиктивных авизо, средств вкладчиков, бюджетных средств.
Срок исполнения - II полугодие 1997 года.
12.2. Проанализировать по имеющимся в прокуратуре материалам
практику рассмотрения заявлений о надзорном опротестовании
судебных актов по арбитражным делам, спорам, связанным с
применением кредитно-финансового законодательства.
Срок исполнения - I полугодие 1998 года.
12.3. Не реже одного раза в полугодие обобщать состояние
законности в кредитно-финансовой сфере.
12.4. Совместно с органами МВД, ФСБ, ФАПСИ, ГТК, ФСНП России
организовать проверку исполнения законодательства, направленного
на пресечение незаконной деятельности (без наличия лицензий)
организаций в области разработки, производства и эксплуатации, а
также распространения и использования несертифицированных ФАПСИ
отечественных и импортных программно-аппаратных шифросредств.
13. НИИ федеральных правоохранительных органов рекомендовать
организовать:
13.1. Подготовку и выпуск периодического специального
информационно-аналитического бюллетеня "Преступления в сфере
кредитно-финансовых отношений".
Срок исполнения - 1998 год.
13.2. Межведомственную конференцию по проблемам борьбы с
преступностью в кредитно-финансовой сфере.
Срок исполнения - 1998 год.
14. Генпрокуратуре России информировать Президента,
Правительство, Совет Федерации, Государственную Думу, Совет
Безопасности Российской Федерации о проведенном координационном
совещании, состоянии законности и мерах по усилению борьбы с
преступлениями и правонарушениями в кредитно-финансовой сфере и
внести предложения об изменении и дополнении действующего
законодательства.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
Действительный государственный
советник юстиции
Ю.И.СКУРАТОВ
И.о. Министра внутренних дел
Российской Федерации
генерал-полковник
А.Т.МОСЛОВ
Директор Федеральной
службы безопасности
Российской Федерации
генерал-полковник
Н.Д.КОВАЛЕВ
Директор Федеральной службы
налоговой полиции
Российской Федерации
генерал-лейтенант
налоговой полиции
С.Н.АЛМАЗОВ
Председатель Государственного
таможенного комитета
Российской Федерации
Действительный государственный
советник таможенной службы
А.С.КРУГЛОВ
|