ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 августа 1997 года
Дело N 69-Г97-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Нечаева В.И.,
судей Горохова Б.А.,
Зайцева В.Ю.
рассмотрела в судебном заседании от 19 августа 1997 г. по
кассационной жалобе Р. на решение суда Ханты-Мансийского
автономного округа от 23 июня 1997 г. дело по заявлению Р. о
назначении даты выборов главы администрации Луговской территории
Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Горохова Б.А.,
заключение прокурора Генеральной прокуратуры Корягиной Л.Л.,
полагавшей решение суда в части отказа в удовлетворении требования
заявителя о назначении даты выборов главы Луговской территории
подлежащим отмене, в остальной части - оставлению без изменения,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
установила:
житель п. Луговского Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского
автономного округа Р. обратился в суд с заявлением о признании
недействительными п. 5 ст. 41 Устава муниципального образования
"Ханты-Мансийский район" Ханты-Мансийского автономного округа и
Положения о территориальном самоуправлении на Луговской территории
Ханты-Мансийского района и о назначении даты выборов главы
администрации Луговской территории Ханты-Мансийского района,
ссылаясь на то, что в нарушение федерального законодательства и
законов Ханты-Мансийского автономного округа о местном
самоуправлении он лишен возможности реализовать свое право
избирать и быть избранным в органы местного самоуправления
Луговской территории, поскольку в соответствии с оспариваемыми
нормативными актами глава администрации Луговской территории не
избирается жителями территории, а назначается главой местного
самоуправления Ханты-Мансийского района.
Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа от 23 июня
1997 г. заявление Р. было признано обоснованным в части признания
недействительными нормативных актов, ограничивающих право граждан
Луговской территории избирать главу территориального
самоуправления; требование заявителя о назначении даты выборов
главы Луговской территории было оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Р. просит отменить решение в части отказа
в назначении даты выборов главы Луговской территории, как
вынесенное с нарушением норм материального и процессуального
права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда в части
отказа в удовлетворении требования заявителя о назначении даты
выборов главы Луговской территории подлежащим отмене, в остальной
части - оставлению без изменения.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 Конституции Российской Федерации
местное самоуправление осуществляется в городских, сельских и
других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.
Структура органов местного самоуправления определяется населением
самостоятельно.
П. Луговской в соответствии с Законом Ханты-Мансийского
автономного округа от 23 мая 1996 г. "Об административно-
территориальном устройстве Ханты-Мансийского автономного округа"
входит в состав Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского
автономного округа.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона Ханты-Мансийского
автономного округа от 20 декабря 1995 г. "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном
округе" и ст. 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 31
января 1996 г. субъектом местного самоуправления является Ханты-
Мансийский район.
П. Луговской, п. Кирпичный и д. Белогорье образуют Луговскую
территорию, на которой в соответствии со ст. 6 и ч. 2 ст. 39
Устава муниципального образования "Ханты-Мансийский район" Ханты-
Мансийского автономного округа осуществляется общественное
территориальное самоуправление.
В решении суда правильно указано на то, что органы
территориального самоуправления муниципального образования "Ханты-
Мансийский район", являющегося составной частью системы
муниципального образования (ст. 41 Устава), в соответствии со ст.
130 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 14, 27 Федерального
закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации", ст. ст. 57 - 63 Закона Ханты-Мансийского
автономного округа от 20 декабря 1995 г. "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном
округе" должны формироваться непосредственно населением территории
путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления
граждан.
П. 5 ст. 41 Устава муниципального образования "Ханты-Мансийский
район" Ханты-Мансийского автономного округа и Положение о
территориальном самоуправления на Луговской территории, в
соответствии с которыми глава администрации Луговской территории
назначается главой муниципального образования, обоснованно
признаны судом недействительными, как нарушающие право населения
территории самостоятельно избирать органы территориального
самоуправления, в том числе и его главу.
Решение суда в этой части является правильным, и участвующими в
деле лицами не оспаривается.
Вместе с тем, установив факт нарушения права заявителя избирать
и быть избранным в органы общественного территориального
самоуправления, суд неправомерно, в нарушение ч. 1 ст. 239.7 ГПК
РСФСР в защите этого права отказал, оставив без удовлетворения
требование Р. о назначении даты выборов главы Луговской
территории.
Несмотря на то что Луговская территория не является субъектом
местного самоуправления, ее жители имеют право на судебную защиту
своего права избирать и быть избранными в органы территориального
самоуправления, являющегося составной частью всего местного
самоуправления муниципального образования "Ханты-Мансийский
район". Это право гарантируется ст. 46 Конституции Российской
Федерации и закреплено в ст. 52 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", в Федеральном законе "Об обеспечении конституционных
прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в
органы местного самоуправления", в ст. 82 Закона Ханты-Мансийского
автономного округа "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе". В
соответствии с ч. 3 ст. 10 ГПК РСФСР при отсутствии правовых
механизмов защиты права граждан избирать и быть избранными в
органы территориального самоуправления, закрепленных в нормативных
актах субъекта Российской Федерации или субъекта местного
самоуправления, суд был вправе применить указанное федеральное
законодательство и законы Ханты-Мансийского автономного округа по
аналогии при разрешении вопроса о том, каким способом должно быть
устранено нарушение права заявителя участвовать в выборах главы
администрации территории.
При новом рассмотрении дела в части заявления Р. о назначении
даты выборов главы администрации Луговской территории суду следует
определить конкретный способ восстановления права заявителя
участвовать в выборах главы территориального самоуправления.
На основании п. 2 ст. 305, п. 4 ст. 306, п. 1 ст. 307 ГПК РСФСР
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
определила:
решение суда Ханты-Мансийского автономного округа от 23 июня
1997 г. в части отказа в удовлетворении заявления Р. о назначении
даты выборов главы администрации Луговской территории отменить.
Дело в этой части направить на новое рассмотрение в суд первой
инстанции.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
|