ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 августа 1997 года
Дело N 9-Г97-10
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Нечаева В.И.,
судей Горохова Б.А.,
Василевской В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 12 августа 1997 г. по
кассационному протесту прокурора Нижегородской области на решение
Нижегородского областного суда от 11 июня 1997 г. дело по
заявлению прокурора Нижегородской области о признании
недействительным постановления губернатора Нижегородской области
от 24 июля 1996 г. N 214 "Об упорядочении системы оплаты
населением жилищно-коммунальных услуг".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Горохова Б.А.,
заключение прокурора Генеральной прокуратуры Гермашевой М.М., не
согласившейся с кассационным протестом и полагавшей решение суда
оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением губернатора Нижегородской области от 24 июля
1996 г. N 214 "Об упорядочении системы оплаты населением жилищно-
коммунальных услуг" на территории Нижегородской области с 1
августа 1996 г. была введена дифференцированная оплата гражданами
жилищно-коммунальных услуг в зависимости от общей площади
занимаемых жилых помещений.
Прокурор Нижегородской области обратился в суд с заявлением о
признании указанного постановления недействительным, ссылаясь на
то, что оно противоречит ст. 682 ГК РФ и ст. 55 ЖК РСФСР, в
которых предусмотрена оплата гражданами жилищно-коммунальных услуг
в зависимости от размера жилой площади занимаемых жилых помещений,
и нарушает права некоторых категорий граждан, имеющих право на
льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Решением Нижегородского областного суда от 11 июня 1997 г.
заявление прокурора было оставлено без удовлетворения.
В кассационном протесте прокурора Нижегородской области
поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением
норм материального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения
суда на усматривает.
В ст. 55 ЖК РСФСР, принятого в соответствии с Основами
жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, было
установлено, что размер платы за пользование жилым помещением в
домах государственного и общественного жилищного фонда
устанавливался Советом Министров СССР и связывался с размером
жилой площади занимаемого гражданами жилого помещения.
Такой порядок платы за пользование жилым помещением в домах
государственного и общественного жилищного фонда и оплаты жилищно-
коммунальных услуг был рассчитан на государственные дотации
расходов по содержанию государственного и общественного жилищного
фонда, поскольку вносимые гражданами жилищно-коммунальные платежи
обеспечить компенсацию расходов на эти цели не могли.
С принятием Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 г.
"Об основах федеральной жилищной политики" (с последующими
изменениями и дополнениями) этот порядок возмещения расходов по
содержанию жилищного фонда изменился. В ст. 15 этого Закона
предусмотрено, что оплата жилья и коммунальных услуг по договору
найма устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение
издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные
услуги. Переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг
осуществляется поэтапно в течение 10 лет с использованием
указанных в части второй настоящей статьи мер социальной защиты
граждан. Этапы и порядок перехода на новую систему оплаты жилья и
коммунальных услуг определяются Правительством Российской
Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.
С учетом этого положения Закона Российской Федерации от 24
декабря 1992 г. "Об основах федеральной жилищной политики", а
также п. "к" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации,
отнесшего жилищное законодательство к совместному ведению
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, суд пришел
к правильному выводу о правомерности принятия Правительством
Российской Федерации и органами государственной власти и
управления Нижегородской области нормативных актов, определяющих
порядок оплаты гражданами расходов по содержанию жилья в
зависимости от размера общей площади занимаемых жилых помещений.
Довод протеста о том, что указанные нормативные акты являются
незаконными в силу их противоречия ст. 55 ЖК РСФСР, является
необоснованным, поскольку изменение порядка взимания квартирной
платы и оплаты коммунальных услуг произведено Правительством
Российской Федерации и органами государственной власти и
управления Нижегородской области в соответствии с Законом
Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. "Об основах федеральной
жилищной политики"; ранее принятые законодательные акты Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 2
Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О введении в
действие Закона Российской Федерации "Об основах федеральной
жилищной политики" применяются в части, не противоречащей
указанному Закону.
Не противоречат эти акты и ст. 682 ГК РФ, в которой размер
платы за жилое помещение (а не за его часть, относящуюся к жилой
площади) определяется сторонами договора найма жилого помещения
самостоятельно и ограничивается только законом об установлении
максимального размера платы за жилое помещение.
Кроме того, указанная норма не распространяется на отношения,
возникающие в связи с заключением договора социального найма
жилого помещения в домах государственного и муниципального
жилищного фонда, регулируемые ст. 672 ГК РФ в силу прямого
указания на это в ч. 3 этой статьи.
Довод протеста о том, что постановление губернатора
Нижегородской области от 24 июля 1996 г. N 214 "Об упорядочении
системы оплаты населением жилищно-коммунальных услуг" является
незаконным потому, что было основано на Постановлении
Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. "О
переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и
порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате
жилья и коммунальных услуг", утратившем силу до принятия
обжалуемого постановления губернатора Нижегородской области в
связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации
от 18 июня 1996 г. N 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и
коммунальных услуг", не может быть признан обоснованным потому,
что принцип полного возмещения затрат на содержание и ремонт жилья
и на коммунальные услуги за счет платежей граждан, занимающих
жилые помещения в домах государственного и муниципального
жилищного фонда по договорам социального найма, в Постановлении
Правительства Российской Федерации от 18 июня 1996 г. N 707 не
отменялся (и не мог быть отменен, так как этот принцип был
установлен в федеральном законе), в этом Постановлении
дополнительно регламентировался механизм реализации нового порядка
оплаты жилья и коммунальных услуг и предусматривались
дополнительные социальные гарантии для граждан.
Суд обоснованно принял во внимание и то обстоятельство, что
обжалуемое прокурором постановление губернатора Нижегородской
области от 24 июля 1996 г. N 214 "Об упорядочении системы оплаты
населением жилищно-коммунальных услуг" соответствует концепции
проводимой в стране реформы жилищно-коммунального хозяйства,
сформулированной в Указе Президента Российской Федерации от 28
апреля 1997 г. N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в
Российской Федерации", и принятому в соответствии с этим Указом
Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 г.
"О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и
коммунальных услуг", в которых федеральные стандарты социальной
нормы жилой площади и расчета стоимости коммунальных услуг
определяются на основе учета общей, а не жилой площади жилых
помещений.
На основании п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Нижегородского областного суда от 11 июня 1997 г.
оставить без изменения, кассационный протест прокурора
Нижегородской области - без удовлетворения.
|