ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 августа 1997 г. N С5-7/ОЗ-556
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
ПРОИЗВОДСТВА"
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации информирует о
принятии Федерального закона от 14 июля 1997 г. N 100-ФЗ "О
государственном регулировании агропромышленного производства",
который опубликован в "Российской газете" 27 июля 1997 г. N 143.
При этом предлагается обратить внимание на отдельные положения
названного Федерального закона.
1. Товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства
согласно статье 5 гарантируется возможность свободной реализации
сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.
Органы государственной власти стимулируют формирование
рыночной системы сбыта и реализации сельскохозяйственных
продукции, сырья и продовольствия в соответствии с действующим
законодательством.
2. Залог сельскохозяйственных продукции, сырья и
продовольствия с участием государства осуществляется в
соответствии со статьей 6 Федерального закона. При этом
залогодержателями являются юридические лица, уполномоченные
Правительством Российской Федерации на осуществление залога, а
залогодателями - товаропроизводители в сфере агропромышленного
производства (п. 1 ст. 6).
Залог сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия
без участия государства осуществляется в соответствии с
положениями гражданского законодательства (п. 5 ст. 6).
3. Вопросы осуществления лизинга в сфере агропромышленного
производства с участием государства регламентируются в статье 9
данного Федерального закона. В пункте 2 этой статьи предусмотрено,
что лизинг без участия государства осуществляется в соответствии с
гражданским законодательством.
4. В статье 10 определено, в каких случаях применяются
гарантированные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырье и
продовольствие и каков порядок их расчета.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи перечень
сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, на которые
устанавливаются гарантированные цены, объемы (квоты) ее реализации
по гарантированным ценам, уровень гарантированных цен и их
индексация, а также порядок применения гарантированных цен
устанавливаются Правительством Российской Федерации.
5. В статье 11 определено, в каких целях используются целевые
цены (нормативные индикаторы), и установлено, что порядок их
использования определяется Правительством Российской Федерации.
6. В соответствии со статьей 12 для организаций первичной
переработки сельскохозяйственной продукции, производственно -
технического обслуживания и материально - технического обеспечения
агропромышленного комплекса, занимающих доминирующее положение,
может применяться регулирование цен. Порядок регулирования этих
цен, перечень продукции (услуг), на которую устанавливаются
федеральными органами исполнительной власти цены, определяет
Правительство Российской Федерации в соответствии с требованиями
антимонопольного законодательства Российской Федерации.
7. Согласно статье 15 безналичные расчеты юридических лиц,
являющихся потребителями (покупателями) сельскохозяйственных
продукции, сырья и продовольствия, с товаропроизводителями
(поставщиками), находящимися на территории Российской Федерации,
производятся по инкассо, если иной порядок не предусмотрен в
договоре.
Срок оплаты за сельскохозяйственные продукцию и сырье,
поставленные перерабатывающим и другим организациям, а также за
продовольствие, поставленное торговым и другим организациям,
устанавливается при инкассо до десяти дней, а по скоропортящимся
товарам до пяти дней после поступления расчетных документов в банк
плательщика.
При наличии устойчивых хозяйственных связей расчеты за
сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие
осуществляются посредством обязательных платежей не реже трех раз
в месяц.
Пунктом 2 статьи 15 Закона предусмотрено, что покупатель
сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия уплачивает
поставщику пеню в размере 2 процентов за каждый день просрочки
платежа от суммы несвоевременно оплаченной продукции, а при
просрочке оплаты более 30 дней - в размере 3 процентов. Взыскание
пени в пользу поставщика производится в безакцептном порядке на
основании требования поставщика в соответствии с банковскими
правилами банком покупателя продукции, с взиманием в пользу
последнего 5 процентов полученной пени.
8. В статье 18 предусмотрены меры государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности в сфере
агропромышленного производства, направленные на защиту интересов
отечественных товаропроизводителей и принимаемые Правительством
Российской Федерации в интересах продовольствия безопасности
Российской Федерации.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ
|