ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 1997 г. N Ф 04/999-200/А46-97
КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ ПО ПРОВЕРКЕ ЗАКОННОСТИ
И ОБОСНОВАННОСТИ РЕШЕНИЙ (ПОСТАНОВЛЕНИЙ)
АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ, ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ
г. Тюмень Дело N Ф 04/999-200/А46-97
11 августа 1997 г.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в
составе:
председательствующего Фугаевой Л.П.
судей Рудаковой В.К, Клиновой Г.Н.
при участии в заседании:
от истца: представитель не прибыл
от ответчика: Подгорбунских А.В. - дов. N 01-3130 от
04.08.97 г.;
заявитель - Нестеренко А.Н. - дов. б/н от 05.08.97 г.
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента финансов, контроля и налоговой политики
администрации г. Омска на постановление апелляционной инстанции
Арбитражного суда Омской области от 14.10.96 г. по делу N 184/а,
установил:
АОЗТ "Марина-О" обратилось к ГНИ по Кировскому району г.
Омска о возврате из бюджета 7 993 965 руб. составляющих сбор за
уборку территории, пеню за несвоевременную уплату сбора и штраф
10% за непредставление расчета .
Решением от 9.08.96 г. (судья Семенова Т.П.) Арбитражный суд
Омской области отказал в удовлетворении исковых требований со
ссылкой на п. п. 7.1.1 Положения "О местных налогах и сбора на
территории г. Омска", принятого решением Омского горсовета от
5.07.95 г. N 70, согласно которому плательщиками сбора за уборку
территории являются расположенные на территории г. Омска
предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими
лицами по законодательству РФ, независимо от
организационно-правовой формы. Суд первой инстанции не нашел
противоречий между указанным Положением и ст. 21 п. 1 "х" Закона
РФ "Об основах налоговой системы в РФ", поскольку, по его
мнению, признак владения строением для плательщиков указанного
сбора относится только к физическим лицам (л.д. 21-22).
Постановлением апелляционной инстанции от 14.10.96 г. (судьи
Стрелкова Г.В., Погосткина Е.А., Штаненко П.Т.) решение по делу
отменено и принято новое решение: возвратить АОЗТ "Марина-О"
г.Омска их местного бюджета 7 579 000 руб. сбора за уборку
территории за 1995 г., 265 265 руб. пени за несвоевременную
уплату сбора, 149 000 руб. штрафа за непредставление расчета
(л.д. 31-33).
Суд апелляционной инстанции посчитал решение подлежащим
отмене в связи с неправильным применением судом первой инстанции
норм материального права, нашел ссылку суда на п.п 7.1.1
Положения "О местных налогах и сборах на территории г. Омска"
несостоятельной, поскольку данный подпункт противоречит п.п. "х"
п. 1 ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", т.к.
расширяет перечень плательщиков сбора за уборку территории.
Апелляционная инстанция пришла к выводу, что АОЗТ "Марина-О" не
является плательщиком налога за уборку территории, т.к. в его
владении не имеется каких-либо строений, и ГНИ не представлено
доказательств о нахождении во владении АОЗТ строений.
В кассационной жалобе Департамент финансов, контроля и
налоговой политики администрации г. Омска просит отменить
постановления апелляционной инстанции от 14.10.96 г. в связи с
нарушением судом норм материального права, выразившемся в
неправильном толковании Закона РФ "Об основах налоговой системы в
РФ", и норм процессуального права, т.к. судом принято решение о
правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле,
ссылаясь на п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и
Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1.07.96 г. п 6/8.
ГНИ по Кировскому району г. Омска считает кассационную жалобу
обоснованной, постановление апелляционной инстанции подлежащим
отмене.
АОЗТ "Марина-О" отзыв на кассационную жалобу не представило. О
дне слушания дела стороны были извещены надлежащим образом.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. 174 АПК РФ,
кассационная инстанция находит их подлежащими отмене, а дело
направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям:
Как видно из материалов дела, с АОЗТ "Марина-О" налоговой
инспекцией взысканы в бюджет налог на уборку территории в сумме 7
579 000 руб., пени 265 265 руб. за несвоевременную плату сбора и
149 000 руб. штраф 10% за непредставление расчета, санкции
применены на основании ст. 13 Закона РФ "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации", п. 7.1.1 Положения "О местных
налогах и сборах на территории г. Омска", утвержденного решением
Омского горсовета N 70 от 5.07.95 г. АОЗТ "Марина-0" обратилось с
иском о возврате списанной суммы. Постановлением апелляционной
инстанции Арбитражного суда Омской области от 14.10.96 г. спорная
сумма возвращена из бюджета города Омска через соответствующий
финансовый орган, в данном случае Департамент финансов, контроля
и налоговой политики администрации г. Омска.
В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда
РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ п 6/8 от 1.07.96 г. "О
некоторых вопросах, связанных с применением части первой
Гражданского Кодекса РФ" в случае предъявления гражданином или
юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в
результате незаконных действий (бездействия) государственных
органов, органов местного самоуправления, необходимо иметь в
виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться
Российская Федерация, соответствующий субъект Российской
Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего
финансового или иного управленческого органа. Следовательно, суду
первой инстанции необходимо было привлечь в качестве ответчика
Департамент финансов, контроля и налоговой политики администрации
г. Омска.
Согласно ст. 21 п/п 1 "х" Закона РФ "Об основах налоговой
системы в РФ" к местным налогам отнесен сбор за уборку территории
населенных пунктов, который вносят юридические и физические лица
(владельцы строений) в размере, устанавливаемом представительными
органами власти.
Положением "О местных налогах и сборах на территории г.
Омска" N 70 от 5.07.95 г. п. 7.1.1 установлено , что
плательщиками сбора за уборку территорий г. Омска являются
предприятия, организации, учреждения - юридические лица по
законодательству РФ, независимо от организационно - правовой
формы.
Согласно п. 2 ст. 11 АПК РФ, арбитражный суд, установив при
рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа,
органа местного самоуправления, иного органа Закону, принимает
решение в соответствии с Законом.
При таких обстоятельствах арбитражный суд должен был
установить владельца строения или помещения, занимаемого
ответчиком. В материалах дела такие документы отсутствуют.
Из принятых судебных актов видно, что АОЗТ "Марина-О"
зарегистрировано по адресу г. Омск, улица Дианова 2/3 - 36.
Устава, решения о регистрации, подтверждающих данное
обстоятельство, истцом не представлено и судом не истребовано.
Согласно справки ГНИ по г. Омску N 15-17/3819 от 08.08.97 г. по
указанному в учредительных документах адресу находится частная
квартира. В связи с этим, суду через БТИ г. Омска следует
установить, кто является владельцем жилого дома по улице Дианова
2/3 г. Омска и владельцем жилой квартиры N 36 по этому же адресу.
Кроме того, истцом не представлены и судом не истребованы
доказательства отсутствия у истца в собственности каких-либо
строений (помещений), основания, по которым юридическим
адресом АОЗТ "Марина-О" указано спорное помещение. С учетом
собранных дополнительных доказательств суду следует определить
правомерность списания налога.
С учетом изложенного, решение и постановление суда подлежат
отмене в связи с неправильным применением норм материального
права и нарушением норм процессуального права.
Руководствуясь п. З ст. 175, п. 1 ст. 174, ст. 177, 178
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
кассационной инстанцией постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 09.08.96 г. и
постановление апелляционной инстанции от 14.10.96 г. по делу
N 184/А отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую
инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия
и обжалованию не подлежит.
Председательствующий
Л.П.Фугаева
Судьи
Г.Н.Клинова
В.К.Рудакова
|