МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 31 июля 1997 г. N 524
О СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЕ НЕДВИЖИМЫХ ПАМЯТНИКОВ
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ, НАХОДЯЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ
(ОБЩЕРОССИЙСКОЙ) СОБСТВЕННОСТИ
В целях мониторинга и обобщения опыта страховой защиты
недвижимых памятников истории и культуры, с последующим внедрением
в практику охранных мероприятий обеспечения финансовых гарантий
сохранения и восстановительного ремонта памятников в случае их
повреждения или частичной гибели, а также создания условий,
способствующих инвестициям в сферу культуры, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу страховой защиты недвижимых
памятников истории и культуры.
2. Утвердить прилагаемое Временное примерное положение о
порядке и условиях добровольного страхования недвижимых памятников
истории и культуры, находящихся в федеральной собственности.
3. Утвердить Положение о Координационном центре страховой
защиты недвижимых памятников истории и культуры.
4. Исполняющему обязанности Председателя Координационного
центра Андрееву Г.С. представить Экономическому управлению
(Савченко А.Б.) расчеты затрат, связанных с обеспечением
деятельности Координационного центра, и предложения о порядке их
финансирования.
5. Поручить Управлению охраны недвижимых памятников истории и
культуры (Маркиной И.А.) и исполняющему обязанности Председателя
Координационного центра Андрееву Г.С. сформировать персональный
состав Координационного центра в соответствии с Положением о нем.
6. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
Управление охраны недвижимых памятников истории и культуры
(Маркину И.А.).
Министр культуры
Российской Федерации
Е.СИДОРОВ
Утверждена
Приказом
Министерства культуры
Российской Федерации
от 31 июля 1997 г. N 524
ПРОГРАММА
СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЫ НЕДВИЖИМЫХ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
(КОНЦЕПЦИЯ)
1. Постановка проблемы
1.1. В настоящий период в условиях перехода к рыночным условиям
в сфере сохранения и реставрации культурного наследия России
необходим принципиально новый подход к финансовому обеспечению
мероприятий, гарантирующих реальную охрану недвижимых памятников
истории и культуры.
1.2. В условиях ограниченной возможности федерального и местных
бюджетов средства, направляемые на охранные мероприятия, должны
быть использованы максимально эффективно и в первую очередь
обеспечивать предупреждение разрушения памятников истории и их
восстановительный ремонт в случае повреждения или частичной
гибели, обусловленных действием непреодолимой силы, а также
распоряжением, владением или пользованием памятников. При этом
совершенно очевидно, что всех средств, направляемых на реставрацию
и восстановление культурного наследия, недостаточно, чтобы
обеспечить ими полный комплекс охранных мероприятий, откуда
возникает чрезвычайно острый вопрос о "значимости" объектов
культурного наследия с точки зрения очередности направления
бюджетных средств, хотя совершенно ясно, что с точки зрения
сохранения культурного достояния России приоритетов и
"второстепенных" объектов быть не может. Тем не менее практически
все средства федерального бюджета в настоящее время расходуются в
основном на предупредительные мероприятия. На целевые программы их
не хватает. Практически прекращены работы по научному изучению
культурного наследия, разработка комплексных проектов реставрации,
реставрация уникальных объектов федерального и мирового значения.
1.3. Отсутствие полной и достоверной информации об
имущественном составе федерального фонда недвижимых памятников и
его распределении по регионам порождает субъективный подход к
формированию части федерального бюджета, направляемого на
программу "Изучение, сохранение и реставрация культурного
наследия". Одновременно это делает невозможным и привлечение
инвестиций в культуру, так как любой частный инвестор вправе
знать, куда именно будут направлены его средства, какова его доля
в завершенном объекте реставрации и каким образом его инвестиции
защищены от случайностей.
1.4. Существующий в настоящее время порядок охраны памятников
истории и культуры в силу как объективных, так и субъективных
причин носит во многом декларативный характер. Госорганы по охране
памятников, лишенные финансовой поддержки и вынужденные
маневрировать между противоречиями в действующем законодательстве,
в отсутствие у них реального механизма воздействия на
пользователей памятников практически не могут гарантировать
сохранение памятников или их восстановление в случае неожиданного
повреждения или гибели.
1.5. Российский страховой рынок остается невостребованным с
точки зрения реального сохранения недвижимых памятников истории и
культуры, хотя он является важным звеном, гарантирующим
возвратность средств, необходимых для восстановительного ремонта
памятников, пострадавших от случайностей или неквалифицированного
использования. Кроме того, сфера страховых услуг никогда не
рассматривалась как аккумулятор финансовых средств, направляемых
на сохранение культурного наследия. Страховые услуги, оказываемые
отдельными региональными страховыми компаниями, не в состоянии
обеспечить весь потенциал, который необходимо задействовать для
рационального использования всех финансовых возможностей.
Ныне в России насчитывается около трех тысяч страховых
компаний. Большинство из них - малого и среднего "калибра".
Основная часть ресурсов сосредоточена в первой полусотне.
Очевидно, что формирование пула страховщиков, располагающего
крупными средствами с возможностью подключения к нему более мелких
региональных компаний, имеющих территориальное преимущество, может
обеспечить управление процессом страхования введением на
договорной основе нормативов по объемам инвестиций в различные
объекты, формированием фонда превентивных мероприятий, повышения
экономической эффективности страховой защиты и т.д. Участие
отдельных страховых компаний в страховании памятников истории и
культуры обеспечить этого в полном объеме не может.
1.6. В отечественной практике оценки недвижимости оценка
страховой стоимости недвижимости была наиболее разработана, в том
числе с применением расчетных методов и приемов экспертной оценки.
Вопросам оценочной деятельности в страховом деле, отработке
принципов, приемов и процедур оценки страховой стоимости объектов
недвижимости и их профессиональному обсуждению посвящено
значительное количество публикаций в специализированных изданиях
начала века. Вместе с тем недвижимые памятники истории и культуры
в отечественной практике никогда, по сути дела, не включались в
сферу страхования. Соответственно, в этих условиях даже не
вставала задача определения страховой стоимости недвижимых
памятников. Такое положение привело к тому, что при формировании
рынка страховых услуг первые опыты в деле разработки подходов к
оцениванию стоимости оказались, мягко говоря, не вполне адекватны
ни своему предмету, ни заявленным целям.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 7 декабря
1996 г. N 1442, целью которого является определение реальной
стоимости основных фондов организаций, регламентируется
"балансовая" стоимость, как определяемая по выбору пользователя
либо методом индексации существующей балансовой стоимости, либо
методом прямой оценки основных фондов.
К недвижимым памятникам истории и культуры относятся здания и
сооружения, в абсолютном большинстве пережившие свой естественный
срок жизни, обусловленный износом конструкций, строительной
технологии, долговечностью материалов, назначением имущества и
другими параметрами. Поэтому к недвижимым памятникам совершенно
неприменимы стандартные оценочные подходы к оценке недвижимости с
использованием таких категорий, как "процент износа", "норма
амортизации" и т.п. Отсутствие института квалифицированных
оценщиков недвижимых памятников истории и культуры дает
возможность пользователям в рамках действующих нормативных
документов фактически уходить от ответственности в случае
повреждения недвижимого памятника, ибо страховая компенсация
ущерба напрямую зависит от его балансовой стоимости. Поэтому
применительно к недвижимым памятникам истории и культуры их
"балансодержателям", пользователям и арендаторам переоценка
"основных фондов" должна производиться при участии экспертов-
оценщиков, специально уполномоченных Министерством культуры
Российской Федерации, и под контролем территориальных госорганов
по охране и использованию памятников истории и культуры.
1.7. Формирующийся в сфере культуры рынок страховых услуг носит
"дикий" характер в силу объективных и субъективных причин.
Основной из них является формирующийся в сфере пользователей
приоритет отношения к памятникам преимущественно с позиций
гражданского права (отношение собственности, гражданско-правовые
обязательства, функциональное назначение памятников как
недвижимого имущества). Роль "Госорганов" по охране и
использованию памятников при этом оказывается малоэффективной.
Отсутствие единого механизма страховой защиты недвижимых
памятников истории и культуры делает невозможным его анализ,
регулирование и соответственно затрудняет его использование как
наиболее эффективного охранного мероприятия.
1.8. Ассоциация "Росреставрация" с ее уникальным опытом
восстановительных работ на памятниках истории и культуры,
позволяющим обеспечить объективную и ответственную оценку
восстановительной стоимости памятников истории и культуры, а также
необходимой базой для профессиональной подготовки и переподготовки
кадров экспертов-оценщиков располагает техническими средствами
связи (в том числе электронными), позволяющими получать и
систематизировать информацию, обеспечить ее доступ к
заинтересованным пользователям.
Однако возможности данной организации, так же как и опыт работы
на рынке страховых услуг, оказываются невостребованными.
1.9. Настоящая Программа направлена на комплексное решение
перечисленных проблем путем внедрения в практику охранных
мероприятий в сфере сохранения, изучения и использования
недвижимых памятников истории и культуры, их эффективной страховой
защиты, подготовки профессиональных специалистов в области
оценивания историко-культурной недвижимости, создания
информационной системы в регионах России с подключением ее к
центральной информационной базе для контроля за состоянием
культурного наследия России и создания условий для привлечения
инвестиций страхового капитала в сферу культуры.
2. Цель Программы
2.1. Предлагаемая Программа ставит своей целью создание важного
звена общероссийской системы охраны недвижимых памятников истории
и культуры, страховой защиты культурного наследия, включающей в
себя добровольное страхование недвижимых памятников истории и
культуры через сеть страховщиков во всех регионах России, имеющих
лицензию на право страхования памятников истории и культуры,
объединенных в Национальный страховой пул, мониторинг и анализ
информации о страховой защите для обеспечения ее надежности и
привлечения инвестиций в сферу культуры.
В результате реализации данной Программы практически все
недвижимые памятники истории и культуры будут обеспечены страховой
защитой, гарантирующей их восстановление и ремонт в случае
повреждения. В процессе реализации органы охраны памятников за
счет формирования Страховщиками резерва предупредительных
мероприятий получат возможность оперативной связи и доступ к
единой информационной базе Министерства культуры Российской
Федерации.
2.2. Осуществление Программы будет идти по трем основным
направлениям.
1. Страхование недвижимых памятников истории и культуры на
основе "Временного примерного положения о порядке и условиях
добровольного страхования недвижимых памятников истории и
культуры, находящихся в федеральной собственности".
2. Профессиональная подготовка специалистов на базе учебного
центра ассоциации "Росреставрация", проведение конференций и
семинаров по вопросам страхования и оценки памятников истории и
культуры, консультации специалистов, преддоговорная экспертиза.
3. Централизованная регистрация информации о страховании
недвижимых памятников истории и культуры, обеспечение правовой
защиты интересов, страхователей памятников истории и культуры,
мониторинг и анализ информации, разработка нормативной
документации по вопросам страховой защиты недвижимых памятников
истории и культуры.
3. Сроки реализации Программы
Общий срок реализации Программы - 3 года: 1997 - 2000 годы.
4. Финансирование Программы
Финансирование Программы осуществляется:
4.1. Страхование памятников осуществляется за счет
пользователей (балансодержателей) и (или) арендаторов, если
договором аренды предусмотрена аренда памятника в целом как
имущественного комплекса.
4.2. Оценка (переоценка) памятников производится на тех же
условиях, что и страхование.
4.3. Проведение семинаров, конференций для заинтересованных
организаций, а также профессиональная подготовка специалистов
производятся на хозрасчетной основе по сметам, утвержденным
Министерством культуры Российской Федерации.
4.4. Финансирование средств связи (телекоммуникаций) происходит
за счет привлечения средств Страховщиков (резерва
предупредительных мероприятий).
4.5. Содержание учебного и Координационного центра
осуществляется Российской республиканской научно-реставрационной
ассоциацией "Росреставрация" на хозрасчетной основе.
Реализация Программы не предусматривает привлечение средств
федерального бюджета.
5. Организационная структура
5.1. Управление Программой (координация, контроль,
корректировка) осуществляет Управление охраны недвижимых
памятников истории и культуры. Начальник Управления - Маркина
Ирина Александровна.
Организацию мероприятий и отчетность осуществляет
Координационный центр страховой защиты недвижимых памятников
истории и культуры.
5.2. Управление в регионах осуществляют специально
уполномоченные государственные органы охраны и использования
памятников истории и культуры.
6. Преимущества Программы
Настоящая Программа решает важнейшую проблему реализации
конституционного принципа сохранения памятников, создает
предпосылки для привлечения внебюджетных источников финансирования
затрат на их восстановительный ремонт и возрождение в случае
случайного повреждения или утраты, обеспечивает имущественную
ответственность "пользователей" и соответственно расширяет их
потенциальный контингент, позволяет значительно повысить
эффективность инвестиций, позволяет сосредоточить бюджетные
средства (как федеральные, так и местные) на реализации целевых
программ, расширяет диапазон возможностей специально
уполномоченных государственных органов охраны и использования
памятников истории и культуры.
Утверждено
Приказом
Министерства культуры
Российской Федерации
от 31 июля 1997 г. N 524
ВРЕМЕННОЕ ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ДОБРОВОЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ НЕДВИЖИМЫХ
ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ, НАХОДЯЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ (РЕКОМЕНДАЦИИ)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение является инструктивным документом,
устанавливающим принципы, порядок и условия страховой защиты
недвижимых памятников истории и культуры, далее по тексту -
памятников, находящихся в государственной собственности, с целью
мониторинга, анализа и обобщения информации о добровольной
страховой защите недвижимых памятников истории и культуры, с
последующим внедрением в практику охранных мероприятий обеспечения
финансовых гарантий сохранения и восстановительного ремонта
эксплуатируемых памятников в случае их повреждения или частичной
гибели и создания цивилизованной формы рынка страховых услуг в
области культуры на стадии его формирования.
1.2. Настоящее Положение применяется при добровольном
имущественном страховании памятников с целью обеспечения
финансовых гарантий сохранения и восстановительного ремонта
памятников в случае причинения им вреда в результате их нецелевого
использования и стихийных бедствий.
1.3. Настоящее Положение распространяется на все виды страховых
рисков, обусловленных случаем или действием непреодолимой силы:
стихийные бедствия, пожары, взрывы, аварии технических систем,
техногенные нагрузки окружающей среды, разрушительные последствия
неквалифицированного менеджмента территорий, акты вандализма и
т.п.
1.4. Настоящее Положение применяется также для иных видов
страхования, связанных с распоряжением, владением или пользованием
памятниками, в том числе для страхования гражданской
ответственности арендаторами или пользователями памятников.
1.5. Добровольное страхование памятников на условиях настоящего
Положения производится при использовании памятников:
- эксплуатирующими организациями (балансодержателями), за
которыми памятники закреплены в оперативном управлении или
хозяйственном ведении;
- эксплуатирующими организациями, осуществляющими доверительное
управление памятниками;
- юридическими и физическими лицами, являющимися пользователями
памятников на основании арендных и охранно-арендных договоров.
2. Страхователи
2.1. Настоящее Положение распространяется на следующие
категории "пользователей"-страхователей:
- специально уполномоченные государственные органы охраны и
использования памятников, в том числе ведающие вопросами культуры;
- эксплуатирующие организации, которым памятники переданы на
праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
- эксплуатирующие организации, которым памятники переданы в
долгосрочную аренду как имущественные комплексы в целом и чья
уставная деятельность связана с сохранением памятников
(реставрационные предприятия и организации культуры);
- юридические и физические лица, инвестирующие свои средства в
культуру, если по договору страхования Выгодоприобретателем
является лицо, имеющее основанное на законе, ином правовом акте
или договоре интерес в сохранении памятника.
3. Страховщики
3.1. Страховщиками могут выступать юридические лица любой
организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством
Российской Федерации, созданные для осуществления страховой
деятельности и получившие лицензию Федеральной службы России по
надзору за страховой деятельностью на право страхования недвижимых
памятников истории и культуры, находящихся в федеральной
собственности, а также согласовавшие правила страхования
памятников истории и культуры государственным комитетом Российской
Федерации по управлению государственным имуществом и Министерством
культуры Российской Федерации.
3.2. Участие Страховщиков в страховании памятников истории и
культуры, находящихся в федеральной собственности на условиях
настоящего Положения, осуществляется на основании Соглашения о
создании Национального страхового пула. Участниками Национального
страхового пула может быть неограниченное количество Страховщиков
(в том числе территориальных страховых компаний), имеющих лицензию
на право страхования памятников истории и культуры.
4. Страховые случаи
4.1. Страхование памятников на условиях настоящего Положения
гарантирует незамедлительное возмещение ущерба в случае
повреждения или утраты (гибели, уничтожения) памятника вследствие:
- стихийных бедствий - необычных для данной местности и/или
непреодолимых явлений природы (наводнение, буря, ураган, град,
морозы и обильные снегопады, обвал, оползень, действие
подпочвенных вод, сель, удар молнии, землетрясение, цунами,
просадка грунта);
- аварии отопительных систем, водопроводных и канализационных
систем, проникновение воды из соседних помещений, прекращение
подачи электроэнергии, аварии систем автоматического
пожаротушения;
- пожара - возникновения огня, способного самостоятельно
распространяться вне мест, специально предназначенных для его
разведения и поддержания;
- взрыва (паровых котлов, газохранилищ, газопроводов, машин,
аппаратов и других аналогичных устройств), в том числе возникшего
вне застрахованного памятника;
- противоправных действий третьих лиц, за совершение которых
действующим законодательством предусмотрена административная,
гражданская или уголовная ответственность (кража со взломом,
грабеж, акты вандализма и т.д.);
- других рисков, предусмотренных договорами страхования.
4.2. Страховому возмещению в пределах страховой суммы подлежат:
стоимость погибшего имущества по страховой оценке, стоимость
ремонта поврежденного имущества с учетом его остаточной стоимости,
стоимость работ по спасению имущества и убытки, пришедшие
вследствие мер, принятых для тушения пожара или для предупреждения
его распространения. Из суммы ущерба исключается стоимость
поврежденных и неповрежденных остатков имущества, годных для
реставрации и использования. Страховщиком возмещаются также
разумные и целесообразные расходы, которые Страхователь произвел в
случае наступления убытков с целью их уменьшения.
4.3. Не возмещается ущерб, происшедший вследствие:
- военных действий всякого рода, гражданской войны, народных
волнений, массовых беспорядков, забастовок, локаутов, конфискаций,
реквизиций, уничтожения или повреждения памятников по распоряжению
военных или гражданских властей;
- воздействия ядерной энергии в любой форме;
- замысла или грубой неосторожности Страхователя или
Выгодоприобретателя или их представителей;
- обвала строений или части их, если не вызван страховым
случаем.
4.4. Не подлежат страхованию на условиях настоящего Положения
памятники, являющиеся аварийными или ветхими.
5. Страховая стоимость
5.1. Страховой стоимостью памятника является совокупность
расходов (затрат) на восстановление памятников в случае причинения
памятнику материального ущерба при наступлении страховых случаев,
классифицированных в пункте 4 настоящего Положения.
5.2. Оценка страховой стоимости памятников производится
экспертами, имеющими полномочия Министерства культуры Российской
Федерации. Полномочия экспертов удостоверяются документом
Министерства культуры Российской Федерации после внесения сведений
об эксперте в реестр оценщиков памятников истории и культуры.
5.3. Эксперты - оценщики памятников истории и культуры, далее
по тексту - оценщики, имеют право на доступ к любой информации и
документации, имеющей отношение к памятнику, в том числе к
соответствующей информации и документации, имеющейся в
государственных органах инвентаризации, а также органах охраны
памятников. Оценщики несут ответственность за качество, полноту и
достоверность результатов своей работы в соответствии с
действующим законодательством. Работа оценщиков направлена на
решение следующих задач:
- определение и документирование имущественного состава
памятника (его подлинной материальной основы) и его неотъемлемых
принадлежностей (в том числе реставрационных дополнений и
технических улучшений, обеспечивающих сохранность памятника) на
момент проведения оценки, составление подробной описи имущества;
- определение и документирование технического состояния
памятника и страховых рисков - рисков порчи, разрушения и
уничтожения памятника или его отдельных существенных частей на
момент проведения оценки;
- определение режима оптимизации страховых рисков;
- определение размера страховой стоимости памятника,
максимальной величины стоимости возмещения возможного ущерба в
натуре.
6. Страховая сумма
6.1. Страховой суммой является определяемая договором
страхования денежная сумма, исходя из которой устанавливается
размер страховой премии (страхового взноса) и страхового
возмещения (страховой выплаты).
6.2. Страховая сумма устанавливается в размере страховой
(действительной) стоимости памятника, определяемой уполномоченными
оценщиками.
6.3. Страховая сумма не может превышать размер страховой
стоимости.
6.4. По договору страхования может быть установлен размер
собственного участия Страхователя в возмещении ущерба (франшиза).
6.5. После выплаты страхового возмещения страховая сумма
считается уменьшенной на размер выплаты.
6.6. В период действия договора Страхователь по согласованию со
Страховщиком может увеличить размер страховой суммы в связи с
увеличением стоимости имущества.
7. Страховой взнос
7.1. Страховым взносом является плата за страхование, которую
Страхователь обязан вносить Страховщику до начала страхования.
7.2. Страховые взносы исчисляются Страховщиком при заключении
договоров страхования исходя из объема страховой ответственности,
страховых сумм и страховых тарифов, при этом страховые тарифы при
страховании памятников, утвержденные "Правилами добровольного
страхования памятников истории и культуры", являются едиными для
всех участников Национального страхового пула.
7.3. Страховой взнос за Страхователя может быть уплачен другим
лицом. В этом случае Страхователь несет ответственность за
действия такого лица в отношении полноты и срока внесения
страхового взноса.
8. Договор страхования
8.1. Договор страхования является соглашением между
Страхователем и Страховщиком, в силу которого Страховщик обязуется
при страховом случае произвести выплату Страхователю
(Выгодоприобретателю), а Страхователь обязуется уплатить страховую
премию в установленные сроки.
8.2. Договора страхования, заключаемые на условиях настоящего
Положения, являются типовыми для всех участников Национального
страхового пула и страхователей памятников.
8.3. Договора страхования заключаются на основании письменного
заявления Страхователя с приложением описи страхуемого памятника
(памятников) и акта оценки страховой стоимости объектов
страхования. После передачи Страховщику опись становится
неотъемлемой частью договора страхования.
8.4. Факт заключения договора страхования удостоверяется
выдачей Страхователю свидетельства (страхового полиса) на каждый
застрахованный памятник в пятидневный срок после уплаты страхового
взноса.
8.5. Общая информация о страховании памятников проходит
обязательную регистрацию в Министерстве культуры Российской
Федерации (или уполномоченной им организации).
9. Права и обязанности Страхователей и Страховщиков
9.1. Страховщик обязуется.
9.1.1. Ознакомить Страхователя с Правилами добровольного
страхования памятников истории и культуры (в дальнейшем - "Правила
страхования").
9.1.2. Выдать Страхователю Страховой полис на каждый памятник в
5-дневный срок с момента зачисления страховой премии на расчетный
счет Страховщика.
9.1.3. При страховом случае произвести выплату страхового
возмещения Страхователю в порядке, предусмотренном п. 10
настоящего Положения. Если выплата страхового возмещения не
произведена в срок, оговоренный в п. 10.1 настоящего договора,
Страховщик выплачивает Страхователю штраф в размере 1% от суммы
страхового возмещения за каждый день просрочки.
9.1.4. Договора страхования, заключенные Страховщиками, не
имеющими лицензии на право страхования недвижимых памятников
истории и культуры, находящихся в федеральной собственности,
являются недействительными.
9.2. Страховщик вправе.
9.2.1. При заключении конкретного договора страхования
произвести осмотр страхуемого имущества, а при необходимости
назначить экспертизу в целях установления его действительной
стоимости.
9.3. Страхователь обязуется.
9.3.1. При заключении конкретного договора страхования сообщить
Страховщику о всех известных ему обстоятельствах, имеющих
существенное значение для определения вероятности наступления
страхового случая и размера возможных убытков от его наступления,
если эти обстоятельства известны или должны быть известны
Страхователю, а также о всех заключенных или заключаемых договорах
страхования в отношении страхуемого имущества.
9.3.2. В период действия конкретного договора страхования
(Страхового полиса):
а) незамедлительно, но не позднее чем в суточный срок, сообщать
Страховщику о ставших ему известных изменениях в существенных
обстоятельствах, сообщенных Страховщику при заключении этого
договора, если эти изменения могут существенно повлиять на
увеличение страхового риска;
б) принимать все необходимые меры в целях предотвращения
страхового случая;
в) предоставлять Страховщику возможность беспрепятственного
осмотра и обследования застрахованного имущества.
9.3.3. При наступлении страхового случая:
а) незамедлительно, но не позднее чем в суточный срок с момента
наступления страхового случая, уведомить об этом Страховщика в
любой доступной ему письменной форме (посредством телеграфной,
почтовой, электронной или других видов связи или же
непосредственно);
б) принимать разумные и доступные в сложившихся обстоятельствах
меры с целью уменьшения возможных убытков;
в) сообщить в тот же срок, что и Страховщику, о страховом
случае в соответствующие компетентные органы;
г) сохранять поврежденное имущество (если это не противоречит
интересам безопасности или уменьшения ущерба) до осмотра его
Страховщиком в том виде, в котором оно оказалось после страхового
случая;
д) предоставить Страховщику возможность выяснения причин,
размера убытков и иных обстоятельств наступления страхового
случая, передать Страховщику все документы (в том числе заключение
соответствующих компетентных органов и доказательства), сообщить
ему все сведения, необходимые для составления страхового акта. Во
всех случаях, когда в расследовании обстоятельств, повлекших к
возникновению ущерба, принимали участие органы МВД, прокуратуры и
другие правоохранительные органы, - письменное сообщение о
возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела;
е) документально оформить передачу Страховщику права требования
к лицу, ответственному за убытки, предоставив при этом все
необходимые документы для реализации этого права.
9.4. Страхователь вправе.
9.4.1. Отказаться от заключенного конкретного договора
страхования в любое время, если к моменту отказа возможность
наступления страхового случая не отпала по обстоятельствам иным,
чем страховой случай.
9.4.2. В период заключения действия договоров страхования,
заключенных на условиях настоящего Положения, а также при
наступлении страхового случая обратиться для защиты своих
интересов в Министерство культуры Российской Федерации или в
Координационный центр страховой защиты недвижимых памятников
истории и культуры.
10. Порядок выплаты страхового возмещения и другие условия
10.1. Страховщик не позднее 30 дней (исключая выходные,
праздничные дни) после получения от Страхователя заявления о
выплате страхового возмещения и исполнения им других обязанностей,
указанных в п. 9.3.3 пп. "д", должен провести расследование причин
и обстоятельств уничтожения или повреждения застрахованного
объекта, определить размер ущерба и, при признании факта
наступления страхового случая, составить страховой акт и выплатить
страховое возмещение. Днем выплаты страхового возмещения считается
дата списания денег с расчетного счета Страховщика.
10.2. Если имелись основания для отказа в выплате страхового
возмещения, известить Страхователя об этом в письменной форме в
срок, указанный в п. 10.1, с обоснованием причин отказа.
10.3. Страховщик имеет право отсрочить выплату страхового
возмещения в том случае, если:
- по инициативе Страхователя проводится независимая экспертиза
причин и обстоятельств наступления страхового случая и определения
размера ущерба. При этом срок выплаты страхового возмещения
удлиняется на период времени, в течение которого проводилась
экспертиза;
- имеются основанные сомнения в правомочиях Страхователя (или
Выгодоприобретателя) на получение страхового возмещения.
10.4. Размер страхового возмещения определяется Страховщиком на
основании установленных им и представленных Страхователем данных:
а) при полной гибели памятников истории и культуры - в размере
стоимости по договору (страховой стоимости), но не свыше страховой
суммы;
б) при частичном повреждении или разрушении - в пределах
стоимости ремонтно-реставрационных расходов. При этом размер
страхового возмещения определяется пропорционально отношению
страховой суммы к страховой стоимости.
В случае частичной утраты (повреждении) имущества страховая
сумма, обусловленная настоящим договором, после выплаты страхового
возмещения уменьшается на величину этой выплаты.
10.5. Страховщик должен произвести также возмещение расходов
Страхователя, направленных на уменьшение убытков, если такие
расходы были разумны и необходимы или были произведены для
выполнения указаний Страховщика, даже при условии, что
соответствующие меры оказались безуспешными. Такие расходы
возмещаются пропорционально отношению страховой суммы к страховой
стоимости независимо от того, что вместе с возмещением других
убытков они могут превысить страховую сумму.
10.6. Для получения страхового возмещения Страхователь должен
документально подтвердить:
а) наличие страхового случая (представить официальные акты
соответствующих компетентных органов с указанием причины убытка);
б) размер своей претензии по убытку (представить акт,
составленный уполномоченным должностным лицом);
в) оправдательные документы на произведенные расходы и счета по
убытку.
10.7. Страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения
при наступлении страхового случая вследствие:
а) воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного
заражения;
б) военных действий, а также маневров или иных военных
мероприятий;
в) гражданской войны, народных волнений всякого рода или
забастовок.
10.8. Страховщик освобождается от возмещения убытков, возникших
вследствие того, что Страхователь умышленно не принял разумных и
доступных ему мер с целью уменьшения возможных убытков.
10.9. Страховщик освобождается от выплаты страхового
возмещения, если страховой случай наступил вследствие умысла
Страхователя.
10.10. Если Страхователь отказался от своего права требования к
лицу, ответственному за убытки, возмещенные Страховщиком, или
осуществление этого права стало невозможным по вине Страхователя,
Страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения
полностью или в соответствующей части и вправе потребовать
возврата полностью или в соответствующей части излишне выплаченной
суммы возмещения.
10.11. Страховщик освобождается от выплаты страхового
возмещения за убытки, возникшие вследствие изъятия, конфискации,
реквизиции, ареста или уничтожения застрахованного имущества по
распоряжению государственных органов.
11. Организация страховой защиты памятников
истории и культуры
11.1. Для формирования единой организационной системы
страхования памятников истории и культуры, для возможности анализа
и обобщения опыта страхования как элемента охраны культурного
наследия России Министерство культуры Российской Федерации
формирует Координационный центр страховой защиты недвижимых
памятников истории и культуры и наделяет его всеми необходимыми
полномочиями по вопросам организации страховой защиты памятников
истории и культуры, находящимися в компетенции Министерства
культуры Российской Федерации.
11.2. Координационный центр страховой защиты недвижимых
памятников истории и культуры, действующий на основании Положения
в соответствии с поручением Министерства культуры Российской
Федерации, организовывает проведение мероприятий, необходимых для
обеспечения надежности страхования недвижимости памятников истории
и культуры, включая, но не ограничиваясь:
- консультации специалистов по вопросам страхования памятников;
- преддоговорную экспертизу памятников;
- информационные услуги в области страхования памятников,
привлечение страховых капиталов в сферу культуры и т.д.;
- подготовку и сертификацию, а также ведение реестра экспертов-
оценщиков, имеющих полномочия Министерства культуры Российской
Федерации на определение страховой стоимости памятников истории и
культуры;
- экспертные услуги и участие в аварийном комиссариате при
наступлении страховых случаев на памятниках истории и культуры;
- согласование и содействие Страховщикам в выполнении плана
превентивных мероприятий;
- анализ и обобщение информации о страховании памятников,
заключаемых на условиях настоящего Положения;
- организацию семинаров-совещаний для заинтересованных
организаций по проблемам страхования памятников истории и
культуры;
- разработку нормативной документации по вопросам страхования
памятников истории и культуры;
- обеспечение правовой защиты интересов страхователей
памятников истории и культуры, действующих в соответствии с
настоящим Положением.
11.3. В своей деятельности по вопросам страховой защиты
памятников истории и культуры Координационный центр страховой
защиты недвижимых памятников истории и культуры подотчетен
Министерству культуры Российской Федерации и Государственному
комитету Российской Федерации по управлению государственным
имуществом.
11.4. Министерство культуры Российской Федерации (Управление
охраны недвижимых памятников истории и культуры) осуществляет
контроль за соблюдением настоящего Положения.
Утверждено
Приказом
Министерства культуры
Российской Федерации
от 31 июля 1997 г. N 524
ПОЛОЖЕНИЕ
О КООРДИНАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЫ НЕДВИЖИМЫХ
ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ КУЛЬТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Координационный центр страховой защиты недвижимых памятников
истории и культуры (далее именуется Центр) является постоянно
действующим консультативным органом, организующим мониторинг и
обобщение опыта страховой защиты недвижимых памятников истории и
культуры, информирующим Министра культуры о процессе внедрения в
практику охранных мероприятий внебюджетных финансовых гарантий
сохранения памятников в случае их повреждения или частичной гибели
и создании благоприятных условий для страховых инвестиций в сферу
культуры.
2. Центр в своей деятельности руководствуется Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, Положением о
Министерстве культуры Российской Федерации, приказами и
распоряжениями Министерства культуры Российской Федерации, а также
настоящим Положением.
3. Положение о Центре утверждается Министром культуры
Российской Федерации по представлению Начальника Управления охраны
недвижимых памятников истории и культуры Министерства культуры
Российской Федерации и исполняющего обязанности Председателя
Центра.
II. Основные задачи Центра
4. Основными задачами Центра являются:
оказание консультативной помощи Страхователям и специально
уполномоченным государственным органам охраны и использования
памятников истории и культуры, в том числе ведающим вопросами
культуры, эксплуатирующим организациям и пользователям памятников
по вопросам страхования памятников истории и культуры, находящихся
в федеральной (общероссийской) собственности;
информационное обеспечение заинтересованных организаций в
области страхования памятников;
привлечение Страховщиков и страховых инвестиций в сферу
культуры;
организация подготовки и аттестация, а также ведение реестра
экспертов-оценщиков, имеющих полномочия Министерства культуры
Российской Федерации на определение восстановительной и страховой
стоимости недвижимых памятников истории и культуры;
организация экспертных услуг и участие в аварийном комиссариате
при наступлении страховых случаев на памятниках истории и
культуры, находящихся в федеральной собственности;
согласование планов превентивных мероприятий и содействие
Страховщикам в их выполнении;
организация семинаров-совещаний и конференций для
заинтересованных организаций по проблемам страхования памятников
истории и культуры;
анализ и обобщение информации о страховой защите памятников
истории и культуры;
разработка нормативной документации по вопросам страховой
защиты памятников истории и культуры;
представление Министру культуры Российской Федерации
аналитических и информационных материалов по проблемам страховой
защиты памятников истории и культуры;
участие в подготовке федеральных законов и постановлений
Правительства Российской Федерации по вопросам страхования
памятников истории и культуры;
подготовка предложений Министру культуры по совершенствованию
Положения о порядке и условиях добровольного страхования
недвижимых памятников истории и культуры, находящихся в
федеральной собственности;
участие в координации деятельности государственных органов
охраны и использования памятников истории и культуры по пропаганде
страховой защиты памятников истории и культуры и привлечению
внебюджетных инвестиций, направляемых на восстановительный ремонт
памятников истории и культуры.
III. Обеспечение деятельности Центра
5. Центр для осуществления возложенных на него задач имеет
право:
запрашивать в установленном порядке необходимую информацию от
государственных органов, предприятий, учреждений и организаций
культуры;
приглашать на свои заседания должностных лиц специально
уполномоченных органов охраны и использования памятников истории и
культуры, представителей уполномоченных государственных органов
управления имуществом и надзора за страховой деятельностью при
обсуждении вопросов страховой защиты памятников истории и
культуры, находящихся в федеральной собственности;
привлекать в установленном порядке для осуществления отдельных
видов работ деятелей культуры, ученых, специалистов, в том числе
на договорной основе.
6. Члены Центра имеют право принимать участие в рассмотрении
соответствующими федеральными органами государственной власти,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации
вопросов страховой защиты памятников истории и культуры в пределах
полномочий Министерства культуры.
7. Организационное обеспечение деятельности Центра осуществляет
Российская республиканская научно-реставрационная ассоциация
"Росреставрация", действующая в соответствии с договором-
поручением Министерства культуры от 18 марта 1996 г.
8. Информационное, документационное и материально-техническое
обеспечение деятельности Центра осуществляют соответствующие
подразделения Министерства культуры Российской Федерации.
9. Состав Центра утверждается Министерством культуры Российской
Федерации.
Члены Центра принимают участие в его работе на общественных
началах.
10. Для проработки вопросов, обработки аналитических
материалов, проведения экспертных и аналитических работ,
аттестации экспертов-оценщиков Центр может создавать постоянные и
временные рабочие группы, действующие под руководством одного из
членов Центра.
11. Заседания Центра проводятся не реже одного раза в два
месяца. Заседание Центра правомочно, если на нем присутствует
более половины членов Центра. Члены Центра не вправе делегировать
свои полномочия другим лицам. Решения Центра принимаются простым
большинством голосов. Особое мнение членов Центра, голосовавших
против принятого решения, излагается в письменном виде и
прилагается к решению Центра.
Руководит заседаниями Центра председатель Центра либо по его
поручению один из заместителей председателя Центра.
12. Решения Центра носят рекомендательный характер.
Решения Центра направляются Министру культуры Российской
Федерации, а также в установленном порядке соответствующим органам
государственной власти.
|