ПИСЬМО ДЕПАРТАМЕНТА НАЛОГОВЫХ РЕФОРМ МИНФИНА РФ
ОТ 31 ИЮЛЯ 1997 Г. N 01-10/04-2877
В соответствии с протоколом от 1 июля 1997 г. N ЯУ-П6-25пр
группой по анализу налогообложения субъектов малого
предпринимательства рассмотрен комплекс, связанных с этим
вопросов.
Вопросы поддержки субъектов малого предпринимательства через
систему налогообложения нашли свое отражение как в действующем
налоговом законодательстве, так и отражены в проекте Налогового
Кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге
на прибыль предприятий и организаций" малые предприятия,
соответствующие критериям, установленным Федеральным законом от
14.06.95. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации", осуществляющие
производство и переработку сельскохозяйственной продукции;
производство продовольственных товаров народного потребления,
строительных материалов, медицинской техники, лекарственных
средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов
жилищного, производственного, социального и природоохранного
назначения (включая ремонтно-строительные работы) - при условии,
если выручка от указанных видов деятельности превышает 70
процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ,
услуг), в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль.
В третий и четвертый год работы указанные предприятия
уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 процентов от
установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных
видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы
выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Кроме того, в соответствии с указанным Законом Российской
Федерации малые предприятия освобождены от уплаты авансовых
платежей, налога на прибыль и от уплаты их по месячным расчетам
от фактической прибыли. Уплату этого налога малые предприятия
производят один раз в квартал по фактически полученной прибыли.
В соответствии с действующим законодательством субъекты
малого предпринимательства вправе применять ускоренную
амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат
на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы,
установленные для соответствующих видов основных фондов.
Наряду с применением механизма ускоренной амортизации
субъекты малого предпринимательства могут списывать дополнительно
как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной
стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.
Кроме того, субъекты Российской Федерации вправе
устанавливать дополнительные льготы по налогообложению субъектов
малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний,
кредитных и страховых организаций, а также предприятий,
учреждений и организаций, создаваемых в целях выполнения работ
для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг.
При подготовке Налогового Кодекса Российской Федерации
учитывалась практика работы субъектов малого предпринимательства,
а также поступающие предложения по этому вопросу.
Отчетные данные за 1996 год, полученные от отдельных
регионов Российской Федерации показывают, что численность
работающих в малых предприятиях, как правило, составляет не более
10-20 человек. Так, по г.Твери количество предприятий с
численностью до 10 человек составило 81 процент общего числа
зарегистрированных малых предприятий. В Первомайском районе
Оренбургской области число таких предприятий за 1996 год
составило 86 процентов общего количества малых предприятий.
Размер выручки от реализации продукции по малым предприятиям
в основном не превышает 1,0 млрд. рублей в год. Так, в г. Нижний
Новгород количество предприятий с выручкой от реализации
продукции до 1,0 млрд. рублей за 1996 год составило 81 процент от
общего количества малых предприятий. С выручкой от 1,0 млрд. руб.
до 10,0 млрд. рублей - 17 процентов и свыше 50,0 млрд. руб.- 0,1
процента. Аналогичное положение и в г. Твери, где удельный вес
малых предприятий с выручкой от реализации продукции до 1,0 млрд.
рублей составил за 1996 год 77 процентов общего количества малых
предприятий.
Исходя из вышеизложенного, считаем экономически обоснованным
предусмотренные в проекте Налогового Кодекса критерии отнесения
предприятий к малым предприятиям с численностью не превышающей 50
человек в промышленности, строительстве, на транспорте, в
сельском хозяйстве и других отраслях производственной сферы и не
превышающем 15 человек в научно-технической сфере, в оптовой и
розничной торговле, бытовом обслуживании и других отраслях
непроизводственной сферы.
Вторым критерием отнесения предприятий к малым считаем
необходимым сохранить долю участия в уставном капитале Российской
Федерации, общественных организаций, благотворительных и иных
фондов в размере не превышающем 25 процентов, долю, принадлежащую
одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами
малого предпринимательства, не превышающем 25 процентов.
Необходимость введения этого критерия поддерживает также
Государственный Комитет Российской Федерации по поддержке и
развитию малого предпринимательства.
По нашему мнению следует установить также предельный размер
выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания
услуг), полученный в течение четырех кварталов (ежеквартально) в
размере, не превышающем 2500-кратного установленного Федеральным
законом минимального размера оплаты труда. Годовой размер оборота
в этом случае составит свыше 800,0 млн. рублей, что соответствует
отчетным данным малых предприятий за 1996 год ряда регионов
Российской Федерации.
Одной из форм поддержки малого предпринимательства,
предусмотренных в Налоговом Кодексе, является также применение
малыми предприятиями специальных норм амортизации, которые
значительно выше основной нормы, применяемой всеми другими
предприятиями, предусматривается также применение пониженной
ставки налога на прибыль для малых предприятий до 23 процентов в
отношении первых 100,0 млн. рублей налоговой базы и 35 процентов
- в отношении части налоговой базы, превосходящей 100 млн.
рублей.
Кроме того, Кодексом предусматривается сохранить для малых
предприятий уплату налога на прибыль один раз в квартал исходя из
фактически полученной прибыли без взносов авансовых платежей.
Проектом Налогового Кодекса предусматривается также
сохранить применение упрощенной системы налогообложения, учета и
отчетности для малых предприятий с численностью работающих до 15
человек. Анализ показал, что предельный размер численности,
предусмотренный в Кодексе вполне соответствует действующей
практике применения этой системы и расширять его до размеров,
предусмотренных Федеральным законом от 14.06.95. N 88-ФЗ "О
государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации" экономически неоправданно.
Предложения, выработанные по результатам работы рабочей
группы представляется целесообразным внести на рассмотрение
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в
пакете общих поправок к Налоговому Кодексу, которые готовятся в
настоящее время Правительством Российской Федерации в
соответствии с решением Государственной Думы от 19.06.97.
С.Д.Шаталов
|