Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N ГКПИ 97-298 ОТ 29 ИЮЛЯ 1997 Г. ПО ЖАЛОБЕ НА П.5 РАЗЪЯСНЕНИЙ МИНТРУДА РФ ОТ 22.05.96 № 5

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ
                  от 29 июля 1997 г. No. ГКПИ97-298

       Именем Российской Федерации

       Верховный Суд Российской Федерации в лице
       судьи Верховного Суда Российской Федерации       - Федина А.И.
       при секретаре                                   - Богатко Л.Н.
       с участием прокурора -                          Федотовой А.В.

       Рассмотрев  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   жалобам  Любаевой  В.М.  и  Антоновой  Л.О.  на п.  5  разъяснений
   Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года No.  5
   и письмо Минтруда Российской Федерации 1996 года No. 523-ВК,

                              установил:

       Любаева  В.М.  и  Антонова  Л.О.  обратились  в Верховный  Суд
   Российской  Федерации с жалобами  на п. 5 разъяснений Министерства
   труда   Российской   Федерации   от  22  мая  1996  года  No.   5,
   установивший,  в частности,  что право на пенсию в связи с особыми
   условиями  труда  имеют  работники,  постоянно занятые выполнением
   работ,  предусмотренных  Списками  (списками  производств,  работ,
   профессий,   должностей  и показателей,  дающих  в соответствии  с
   Законом РСФСР  "О государственных пенсиях" право на пенсию в связи
   с  особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет),  в течение
   полного   рабочего   дня;   под  полным  рабочим  днем  понимается
   выполнение работы в условиях труда,  предусмотренных списками,  не
   менее 80% рабочего времени.
       По мнению заявительниц,  указание в разъяснениях на постоянную
   занятость работников выполнением работ, предусмотренных Списками в
   течение  полного  рабочего  дня,  как условие для реализации права
   этих работников на пенсию в связи с особыми условиями труда (п. г)
   ст. 12  Закона   РСФСР   "О   государственных   пенсиях   в РСФСР"
   предусматривает для женщин,  достигших 50 лет, установление пенсий
   в связи с особыми условиями труда,  если они трудились не менее 20
   лет   в  текстильной   промышленности   на   работах  с повышенной
   интенсивностью  и тяжестью),  противоречит положению ст. 12 Закона
   РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", не содержащему указания
   на необходимость выполнения таких работ в течение полного рабочего
   дня.
       Кроме   того,   заявительницы   поставили  вопрос  о признании
   недействительным  письма Минтруда Российской Федерации No.  523-ВК
   от  24  октября  1996  года в связи с тем,  что это письмо не было
   опубликовано.
       В  судебное заседание заявители не явились,  о времени и месте
   судебного разбирательства были извещены.
       Представитель   Министерства   труда   и социального  развития
   Российской Федерации Евтихеев В.З.  возражал против удовлетворения
   жалоб.
       Заслушав   объяснения   представителя   Министерства  труда  и
   социального   развития   Российской   Федерации   Евтихеева  В.З.,
   возражавшего  против  удовлетворения жалоб,  исследовав письменные
   доказательства   и  выслушав   заключение   прокурора  Генеральной
   прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей жалобы
   Любаевой  и Антоновой  необоснованными,  Верховный  Суд Российской
   Федерации  находит,  что  жалобы  не  подлежат  удовлетворению  по
   следующим основаниям.
       Согласно   п.   г  ст.   12  Закона  Российской  Федерации  "О
   государственных  пенсиях  в Российской Федерации" пенсия в связи с
   особыми  условиями  труда устанавливается женщинам - по достижении
   50  лет,   если  они  трудились  не  менее  20  лет  в текстильной
   промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью.
       Пунктом 2 Постановления Совета  Министров  РСФСР  No. 517 от 2
   октября  1991 года "О пенсиях на льготных условиях по старости (по
   возрасту) и за выслугу лет" Министерству труда РСФСР предоставлено
   право давать разъяснения о порядке применения списков производств,
   работ,   профессий,  должностей  и показателей,  дающих  право  на
   льготное  пенсионное  обеспечение;   списков  работ,  профессий  и
   должностей,   дающих  право  на  пенсию  за  выслугу  лет:  правил
   исчисления выслуги и назначения пенсий.
       Реализуя  это  право,  Министерство труда Российской Федерации
   принимало   соответствующие   постановления,   в   том   числе   и
   Постановление No.   29   от  22  мая  1996  года  "Об  утверждении
   разъяснения  "О  порядке  применения  списков производств,  работ,
   профессий,  должностей  и показателей,  дающих  в соответствии  со
   статьями 12, 78 и  78.1  Закона РСФСР "О государственных пенсиях в
   РСФСР"  право  на  пенсию  по старости в связи с особыми условиями
   труда и на пенсию за выслугу лет".
       В   обжалуемом  заявителями  п.   5  данного  разъяснения,   в
   частности,  указано  на то,  что право на пенсию в связи с особыми
   условиями  труда  имеют  работники,  постоянно занятые выполнением
   работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
       Считая  данное  положение  разъяснения  незаконным,  заявители
   ссылаются на то, что в п.  г ст. 12 Закона Российской Федерации "О
   государственных  пенсиях  в Российской  Федерации"  не  содержится
   такого  условия,  как  основания  для включения указанной работы в
   специальный  стаж,  дающих  работнику  право на получение пенсии в
   связи с особыми условиями труда.
       Между тем,  как полагает суд, само по себе отсутствие в Законе
   указания на то,  что лишь работники, постоянно занятые выполнением
   работ,  предусмотренных Списками,  в течение полного рабочего дня,
   имеют  право  на  пенсию  в связи  с особыми  условиями труда,  не
   свидетельствует    о  незаконности   содержащегося   в  обжалуемом
   положении разъяснения такого указания,  поскольку из смысла ст. 12
   Закона   Российской   Федерации   "О   государственных  пенсиях  в
   Российской  Федерации"  следует,  что именно постоянное выполнение
   женщинами   в течение  полного  рабочего  дня  работ  с повышенной
   интенсивностью  и тяжестью  в текстильной промышленности в течение
   не  менее  20 лет является льготным основанием для установления им
   пенсии в связи с особыми условиями труда (по достижении 50 лет).
       Иное  понимание содержания ст.  12 Закона Российской Федерации
   "О  государственных  пенсиях в Российской Федерации" (непостоянное
   выполнение  такой  работы  и не  в течение  полного  рабочего дня)
   возможно  было  лишь  в том случае,  если бы приведенное положение
   закона    содержало    специальное    указание   на   допустимость
   непостоянного  выполнения  работ  (определяющих  право на льготную
   пенсию)  в течение  неполного  рабочего  дня.  А  поскольку такого
   указания  в законе не содержится,  обжалуемое разъяснение Минтруда
   Российской  Федерации   соответствует  требованиям  ст. 12  Закона
   Российской   Федерации  "О  государственных  пенсиях  в Российской
   Федерации".
       Более  того,  данное  Министерством труда Российской Федерации
   разъяснение   содержит   отсутствующие   в  Законе  дополнительные
   гарантии,  улучшающие  положение  работников,  занятых на работах,
   связанных с особыми условиями труда.
       Так, в п.  5 разъяснения предусмотрено, что под полным рабочим
   днем    понимается    выполнение    работы    в  условиях   труда,
   предусмотренных  Списками,  не менее 80% рабочего времени,  а не в
   течение  всего рабочего дня (100% рабочего времени),  что также не
   противоречило   бы   ст.   12   Закона   Российской  Федерации  "О
   государственных  пенсиях  в Российской  Федерации"  и ранее  имело
   место  в практике  (в разъяснении Государственного комитета Совета
   Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата
   ВЦСПС  от  2 апреля 1976 года No.  5/8 уже имелось указание на то,
   что   правом   на   льготное   пенсионное  обеспечение  пользуются
   работники,   занятые   полный   рабочий  день  выполнением  работ,
   связанных с особыми условиями труда).
       Как  пояснил  представитель  Министерства  труда и социального
   развития  Российской Федерации в настоящем судебном заседании,  на
   практике  в период  действия  приведенного разъяснения Госкомтруда
   СССР  и ВЦСПС под полным рабочим днем понималось выполнение работы
   в  условиях  труда,   предусмотренного  Списками  в течение  всего
   рабочего  дня  (т.е.  100%  рабочего времени) и лишь в разъяснении
   Министерства  труда  и занятости  населения  РСФСР  и Министерства
   социальной  защиты населения РСФСР  No. 1  от  8 января  1992 года
   впервые  было  дано  указание  на то,  что под полным рабочим днем
   следует  понимать  выполнение  работы в условиях,  предусмотренных
   списками, не менее 80% рабочего времени (при принятии аналогичного
   по  этому  вопросу  разъяснения  No. 29  от 22 мая 1996 года ранее
   действовавшее   разъяснение No.   1 от  8 января  1992  года  было
   признано утратившим силу).
       Кроме  того,  в  обжалуемом  заявителями  пункте 5 разъяснения
   предусмотрены  и другие  (улучшающие правовое положение работников
   при  особых  условиях труда),  не установленные Законом Российской
   Федерации   "О  государственных  пенсиях  в Российской  Федерации"
   гарантии.  В  частности,  предусмотрено,  что в указанное время (в
   течение 80% дневного рабочего времени) включается время выполнения
   подготовительных   и  вспомогательных   работ,   а   у работников,
   выполняющих  работу  при  помощи  машин и механизмов,  также время
   выполнения   ремонтных   работ   текущего   характера  и работ  по
   технической  эксплуатации  оборудования:  в  указанное время может
   включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места
   с целью обеспечения основных трудовых функций.
       Также   указанным   разъяснением   предусмотрена   возможность
   исчисления работникам специального трудового стажа,  дающего право
   на  пенсию  в связи  с особыми  условиями  труда,  если  в связи с
   сокращением  объемов  производства эти работники работали в режиме
   неполной  рабочей недели,  но выполняли в течение полного рабочего
   дня такие работы - по фактически отработанному времени.
       Предусмотрено  в пункте 5 разъяснения и то,  что в специальный
   трудовой стаж,  дающий право на пенсию в связи с особыми условиями
   труда,   засчитываются   периоды  временной  нетрудоспособности  и
   ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
       Таким  образом,  в  обжалуемой  заявителями  части разъяснения
   Министерства  труда  Российской Федерации не содержатся какие-либо
   положения,  которые  бы  ограничивали  или  ущемляли  их  права  и
   интересы,   предусмотренные   Законом   Российской   Федерации  "О
   государственных пенсиях в Российской Федерации".
       По  изложенным  выше  основаниям  суд не может согласиться и с
   доводом  заявителей о том,  что неуказание законодателем в ст.  12
   Закона   Российской   Федерации   "О   государственных  пенсиях  в
   Российской  Федерации"  на  необходимость  выполнения  работниками
   работ  с особыми условиями труда в течение полного рабочего дня (в
   сравнении   с  подобным  указанием  в ст.   78  этого  Закона  при
   назначении пенсии за выслугу лет) в качестве обязательного условия
   для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда   якобы не
   позволяло  Министерству  труда  Российской  Федерации давать такое
   разъяснение.
       При  разрешении  жалоб суд учитывает и то обстоятельство,  что
   вопрос  о соответствии  разъяснения  Минтруда Российской Федерации
   также   проверялся  при  регистрации  этого  нормативного  акта  в
   Министерстве  юстиции  Российской  Федерации,   имевшей  место  24
   октября 1996 года.
       Довод   заявителей   о  том,   что  сложившееся  в текстильной
   промышленности  положение  (резкий спад производства) не позволяет
   выдерживать  режим,  при  котором работа с особыми условиями труда
   имелась  бы в течение полного рабочего времени (не менее 80% его),
   не  может  служить основанием для признания незаконным обжалуемого
   разъяснения,  так  как  приведенное  обстоятельство не относится к
   предмету    настоящего    спора   (заключающегося   в  оспаривании
   нормативного акта по мотиву его незаконности),  а при определенных
   условиях   может   являться   основанием  для  обращения  в суд  с
   требованием   к  администрации   о  соблюдении  условий  трудового
   договора и возмещении ущерба.
       Не   подлежат   удовлетворению  жалобы  заявителей  и в  части
   оспаривания письма Министерства труда Российской Федерации от 1996
   года No. 523-ВК.
       Во-первых,   письмо   за   указанным   номером   в  1996  году
   Министерство  труда  Российской  Федерации принимало не 24 октября
   1996 года,  как об этом указано в жалобах,  а 15 марта 1996 года и
   направило  в Пенсионный  фонд  Российской Федерации и в Московский
   областной  Совет  профсоюзов  (в связи с обращением последнего) 19
   марта 1996 года (л.д. 79).
       Во-вторых,   в   этом   письме  Министерство труда  Российской
   Федерации изложило по вопросу об исчислении специального трудового
   стажа   при  режиме  неполной  рабочей  недели  (специальный  стаж
   рекомендовано  в этом случае исчислять по фактически отработанному
   времени) ту  же  позицию,  что и в п. 5 разъяснения от 22 мая 1996
   года,  также не противоречащую ст.  12 Закона Российской Федерации
   "О  государственных  пенсиях в Российской Федерации"  (как об этом
   изложено ранее в настоящем судебном решении).
       А  поскольку  само  разъяснение  Минтруда Российской Федерации
   No. 29  от  22  мая  1996  года  было  официально  опубликовано  в
   "Российских   вестях"   21  ноября  1996  года,   необходимости  в
   опубликовании  письма,  содержащего одно из положений разъяснения,
   не имеется.
       Руководствуясь ст.  ст.  191 - 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный
   Суд Российской Федерации

                                решил:

       Любаевой  Валентине  Михайловне и Антоновой Людмиле Олимпиевне
   отказать  в удовлетворении жалоб на п.  5 разъяснений Министерства
   труда  Российской Федерации No.  5 от 22 мая 1996 года и на письмо
   Министерства  труда  Российской  Федерации No.  523-ВК от 19 марта
   1996 года.
       Решение  Верховного  Суда  Российской Федерации в кассационном
   порядке обжалованию и опротестованию не подлежит.

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz