ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПРИКАЗ
от 29 июля 1997 г. N 338
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГИМС РОССИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
В целях реализации эксперимента по расширению полномочий и
привлечению государственных инспекций по маломерным судам
субъектов Российской Федерации к решению вопросов в области охраны
окружающей среды, предусмотренного Приказом Госкомэкологии России
от 16.01.97 N 10, и во исполнение п. 1 Приказа Госкомэкологии
России от 02.07.97 N 307 приказываю:
1. Утвердить Примерное положение по организации и проведению
контроля в области охраны окружающей среды на водных объектах
государственными инспекциями по маломерным судам субъектов
Российской Федерации (Приложение 1) и Перечень основных технико -
экономических показателей, характеризующих природоохранную
деятельность органов Государственной инспекции по маломерным судам
Российской Федерации (Приложение 2).
2. Территориальным органам Госкомэкологии России на основе
Примерного положения обеспечить разработку и утверждение положений
(инструкций) по проведению государственными инспекциями по
маломерным судам соответствующих субъектов Российской Федерации
контроля по охране окружающей среды на водных объектах с учетом
местных особенностей и действующего законодательства.
3. Главному управлению Государственной инспекции по маломерным
судам Российской Федерации (Антонов) совместно с территориальными
органами Госкомэкологии России внедрить во II полугодии 1997 года
механизм привлечения государственных инспекций по маломерным судам
субъектов Российской Федерации к охране окружающей среды на водных
объектах.
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа оставляю за
собой.
Первый заместитель Председателя
Госкомэкологии России
А.Ф.ПОРЯДИН
Приложение 1
к Приказу
Госкомэкологии России
от 29 июля 1997 г. N 338
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ИНСПЕКЦИЯМИ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1.1. Настоящее Примерное положение разработано в целях
обеспечения предусмотренного Приказом Госкомэкологии России от
16.01.97 N 10 эксперимента по расширению полномочий и привлечению
государственных инспекций по маломерным судам (ГИМС) субъектов
Российской Федерации к контролю в области охраны окружающей среды
на водных объектах.
1.2. Примерное положение предназначено для территориальных
органов Госкомэкологии России и ГИМС, участвующих в проведении
упомянутого эксперимента, и может быть использовано в других
субъектах Российской Федерации.
1.3. В субъектах Российской Федерации разрабатываются на
основе Примерного положения и с учетом местных условий конкретные
положения, которые в зависимости от подчиненности ГИМС
утверждаются либо органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, либо по его поручению территориальным
органом Госкомэкологии России.
II. Основные природоохранные задачи и функции ГИМС
2.1. В соответствии с Положением о Государственной инспекции
по маломерным судам Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.02.85 N 65 (с
изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями
Правительства Российской Федерации от 30.12.93 N 1354, от 25.05.94
N 540 и от 18.01.95 N 63), а также другими нормативными правовыми
актами и настоящим Примерным положением государственная инспекция
по маломерным судам субъекта Российской Федерации выполняет
следующие функции в области охраны окружающей среды:
- выявляет и пресекает нарушения требований
природоохранительного законодательства и нормативных правовых
актов в области охраны окружающей среды на водных объектах и их
прибрежных полосах;
- оказывает содействие соответствующим органам в осуществлении
мероприятий по борьбе с браконьерством и другими нарушениями
правил охоты и рыболовства;
- проверяет на базах (сооружениях) для стоянок маломерных
судов, других причальных сооружениях, лодочных прокатных станциях,
пляжах, других местах массового отдыха населения на водах,
переправах и судах наличие и использование мест и емкостей для
сбора бытовых отходов, промасленной ветоши, отработанных горюче -
смазочных материалов и другие вопросы экологического состояния
объекта;
- участвует в контроле по предотвращению вредного воздействия
на водные объекты судов и других плавучих средств независимо от их
ведомственной принадлежности и форм собственности;
- информирует природоохранные органы о фактах сброса в водоемы
нефтепродуктов, отходов, загрязненных сточных вод и вредных
веществ, а также незаконных порубках и сплаве леса;
- проводит работу по разъяснению и пропаганде
природоохранительного законодательства, используя в этих целях
печать, радио и телевидение;
- проводит по согласованию с территориальными органами
Госкомэкологии России водолазное обследование дна акваторий,
прилегающих к промышленным объектам, с целью выявления сбросов в
водоемы загрязненных сточных вод, отходов и других вредных
веществ;
- выявляет наличие на побережье опасных для окружающей среды
веществ, свалок мусора, которые могут быть смыты паводковыми
водами или попасть иным способом в водоемы;
- выявляет случаи самовольного производства гидротехнических
работ, строительства на водных объектах плотин, запруд, дамб,
мостов и других сооружений;
- выявляет места мойки автотранспортных средств в прибрежной
полосе.
2.2. По согласованию с Главным управлением ГИМС России
территориальные органы Госкомэкологии России применительно к
местным условиям могут расширять перечень возлагаемых на ГИМС
природоохранных задач и функций.
III. Права и обязанности государственных
инспекторов ГИМС
3.1. В целях осуществления возложенных на ГИМС субъекта
Российской Федерации задач и функций в области охраны окружающей
среды государственные инспекторы по маломерным судам имеют право:
- принимать в пределах, определенных настоящим Примерным
положением, меры по пресечению нарушений природоохранительного
законодательства и нормативных правовых актов в области охраны
окружающей среды;
- запрещать пользование поднадзорными судами и базами
(сооружениями) для их стоянок, состояние которых угрожает
окружающей среде;
- запрещать предприятиям, учреждениям и организациям открытие
пляжей и других мест массового отдыха населения на водоемах, а
также переправ, состояние которых не соответствует требованиям
действующих правил охраны жизни людей на воде и окружающей среды;
- в установленном порядке осматривать суда и другие плавучие
средства с целью проверки соблюдения ими требований
природоохранительного законодательства;
- проверять в местах стоянок и отстоя судов соблюдение
требований природоохранительного законодательства при проведении
операций с подсланевыми и хозяйственно-бытовыми сточными водами,
твердыми бытовыми и другими отходами (схему пломбирования емкостей
со сточными водами и сухими остатками; наличие пломб в точках,
указанных в схеме; наличие журнала регистрации записей в нем о
сдаче сухих остатков и сточных вод, заверенных печатью порта или
судна сборщика; наличие соответствующих записей в судовом
вахтенном журнале и др.);
- оформлять соответствующими актами (Приложение 1) факты
загрязнения окружающей среды нефтепродуктами, подсланевыми и
хозяйственно-бытовыми сточными водами, фекалиями, бытовыми и
другими отходами с судов;
- требовать от водопользователей устранения выявленных
нарушений, давать в пределах предоставленных прав указания или
обязательные предписания об устранении этих нарушений;
- вносить предложения о привлечении в установленном порядке
виновных юридических и физических лиц к административной или иной
ответственности;
- направлять предложения в территориальные и местные
природоохранные органы об ограничении, приостановлении,
прекращении производственной деятельности водопользователей,
причиняющих вред окружающей природной среде, вносить предложения о
проведении государственной экологической экспертизы и проверять
выполнение ее заключений;
- публиковать или передавать для публикации информацию,
имеющую отношение к экологической безопасности населения (кроме
информации, относящейся к государственной и военной тайне);
- получать необходимые консультации и методическую помощь от
должностных лиц территориального и местных природоохранных
органов;
- пользоваться иными правами, предоставленными действующим
законодательством и нормативными правовыми актами.
3.2. Государственный инспектор ГИМС обязан:
- при обнаружении загрязнения водного объекта нефтепродуктами,
отходами, сточными водами и другими загрязняющими веществами
установить источник загрязнения, оформить в установленном порядке
необходимые документы и передать их руководству ГИМС или в
ближайший местный природоохранный орган;
- при обнаружении загрязнения водного объекта и невозможности
установить источник загрязнения зафиксировать время обнаружения
загрязнения, характер, размер площади (составить карту - схему) и
незамедлительно направить информацию руководству ГИМС или в
ближайший местный природоохранный орган;
- при обнаружении на судах или других плавучих средствах
нарушений составить протокол о выявленных нарушениях
природоохранительного законодательства.
3.3. Конкретный объем прав и перечень обязанностей
государственных инспекторов ГИМС в области охраны окружающей среды
на водных объектах определяются их должностными инструкциями,
утверждаемыми начальником ГИМС субъекта Российской Федерации по
согласованию с руководителем территориального органа
Госкомэкологии России.
3.4. Принятие мер по устранению экологических правонарушений и
привлечению виновных к ответственности, а также оформление
документации осуществляются государственными инспекторами ГИМС в
пределах предоставленных им полномочий и в строгом соответствии с
Правилами осуществления государственного экологического контроля
должностными лицами Министерства охраны окружающей среды и
природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных
органов, утвержденными б. Минприроды России 17.04.96 и
зарегистрированными в Минюсте России 30.04.96 N 1076.
IV. Ответственность государственных инспекторов ГИМС
4.1. Государственные инспекторы ГИМС несут ответственность за:
- соблюдение требований законодательства при исполнении
служебных обязанностей;
- соблюдение установленного порядка по осуществлению контроля
на водных объектах в области охраны окружающей среды;
- надлежащее исполнение своих обязанностей и использование
предоставленных прав;
- объективность и достоверность материалов проводимых
проверок.
V. Организация и проведение контроля силами ГИМС
5.1. Контроль за состоянием окружающей среды и деятельностью
природопользователей силами ГИМС организуют руководители
территориальных природоохранных органов и ГИМС.
5.2. Контроль осуществляется, как правило, должностными лицами
ГИМС, отнесенными к категории государственных инспекторов по
маломерным судам (начальники ГИМС и его заместители, старшие
государственные инспекторы и государственные инспекторы по
маломерным судам, начальники спасательных станций и маневренных
поисковых групп), с участием других специалистов и работников
ГИМС.
5.3. Контроль проводится по квартальным (месячным) планам
проведения проверок состояния окружающей среды на водных объектах,
утверждаемым руководителем территориального природоохранного
органа по представлению начальника ГИМС.
5.4. Планы проведения проверок должны предусматривать:
маршруты и сроки патрулирований (рейдов), состав участников,
ответственных лиц, перечень проверяемых объектов и другие
необходимые сведения.
Планирование проведения проверок должно производиться с учетом
сроков и маршрутов, предусматриваемых планами, планами - графиками
и графиками контроля на воде подразделений ГИМС, с целью
комплексного решения задач по поддержанию правопорядка,
обеспечения безопасности плавания маломерных судов, охраны
окружающей среды на водных объектах.
5.5. Начальник ГИМС на основании утвержденных планов проверок
устанавливает задания ответственным за контроль лицам и
контролирует их выполнение, обеспечивает решение вопросов,
связанных с наличием на патрульных судах необходимого
оборудования, приборов и служебной документации.
5.6. Перед проведением проверки (выходом на патрулирование)
лицо, ответственное за ее проведение, инструктирует
государственных инспекторов, разъясняет их права и обязанности по
выявлению и пресечению нарушений природоохранительного
законодательства.
5.7. Во время проверок государственные инспекторы обязаны
строго руководствоваться действующим законодательством и
нормативными правовыми актами, не превышать предоставленных им
прав и полномочий в части пресечения выявленных правонарушений,
проявлять высокую культуру в работе, быть тактичными и вежливыми в
общении с гражданами.
5.8. При проведении проверок государственные инспекторы
принимают меры по предупреждению, пресечению и устранению
правонарушений с оформлением необходимой документации. Вынесение
постановлений о привлечении виновных к административной
ответственности производится только уполномоченными на то
государственными инспекторами по охране природы территориальных и
местных природоохранных органов.
5.9. По окончании проверки должностное лицо, ответственное за
контроль, подводит итоги работы, докладывает о результатах
руководству ГИМС и передает оформленные материалы (акты, протоколы
и др.) на правонарушителей для принятия мер по привлечению их к
ответственности.
VI. Учет и отчетность
6.1. Учет результатов контроля по охране окружающей среды на
водных объектах ведут руководители районных (межрайонных)
комитетов территориального органа Госкомэкологии России и
структурных подразделений ГИМС (старшие государственные инспекторы
и начальники спасательных пунктов) по формам, установленным
руководителем территориального природоохранного органа и ГИМС
субъекта Российской Федерации.
6.2. Ежемесячно результаты контроля с участием должностных лиц
ГИМС представляются местными комитетами по охране окружающей среды
в территориальный орган Госкомэкологии России, а инспекторскими
участками и спасательными пунктами ГИМС - в ГИМС субъекта
Российской Федерации (рекомендуемая форма учета результатов
работы - Приложение 2).
6.3. На основании поступивших с мест сведений результаты
контроля ГИМС в области охраны окружающей среды на водных объектах
обобщаются в ГИМС субъекта Российской Федерации, подписываются ее
начальником и утверждаются руководителем территориального
природоохранного органа.
6.4. Обобщенные сведения о результатах экологического контроля
и другой природоохранной деятельности территориальной ГИМС с
пояснительной запиской ежеквартально представляются в Главное
управление Государственной инспекции по маломерным судам
Российской Федерации Госкомэкологии России.
VII. Взимание и использование средств, полученных
в результате природоохранной деятельности ГИМС
7.1. Наложение штрафов за экологические правонарушения, расчет
и определение суммы по искам о возмещении вреда, реализация
конфискованных орудий охоты, рыболовства и незаконно добытой с их
помощью продукции, а также принятие других соответствующих мер за
экологические правонарушения, на основании представленных
должностными лицами ГИМС материалов, проводятся государственными
инспекторами по охране природы территориальных органов
Госкомэкологии России и их местных органов в пределах их
компетенции.
7.2. Часть средств, поступающих в экологические фонды в
результате деятельности ГИМС в области охраны окружающей среды на
водных объектах, используется в целях экономического
стимулирования и социальной защиты работников, развития
материально-технической базы ГИМС субъекта Российской Федерации.
7.3. Объемы и порядок расходования средств экологических
фондов на материальное поощрение сотрудников и развитие
материально-технической базы ГИМС устанавливаются трехсторонними
договорами (соглашениями) между соответствующими экологическими
фондами, природоохранными органами и государственной инспекцией по
маломерным судам Российской Федерации (при необходимости
согласовывается с органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации и органами местного самоуправления) в
зависимости от конкретных поступлений средств в экологические
фонды от природоохранной деятельности ГИМС.
7.4. На материальное стимулирование сотрудников ГИМС за
выполнение ими функций контроля по охране окружающей среды на
водных объектах может быть использовано до 10% средств, полученных
экологическими фондами за счет указанной деятельности.
7.5. Персональные размеры выплат участвовавшим в
природоохранной деятельности сотрудникам ГИМС утверждаются
руководством соответствующего природоохранного органа и
экологического фонда по представлению начальника ГИМС.
7.6. На развитие материально-технической базы ГИМС для
осуществления экологического контроля может быть использовано до
20% средств, поступивших в экологические фонды за счет
природоохранной деятельности ГИМС на водных объектах.
7.7. Перечень материально-технического оснащения и размеры
средств утверждаются руководством территориального
природоохранного органа и экологического фонда по представлению
начальника ГИМС.
Начальник Главного управления
Государственной инспекции
по маломерным судам
Российской Федерации
В.В.АНТОНОВ
Начальник Управления
экономики и финансов
Л.В.ВЕРШКОВ
Приложение N 1
к Примерному положению
__________________________________________________________________
(наименование территориального органа Госкомэкологии)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ
__________________________________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации)
_____________________________________________ ______________
(почтовый адрес) (телефон)
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА
АКТ N _________
проверки соблюдения природоохранного законодательства
___________________________ "__" _________ 19__ г.
(место составления)
__________________________________________________________________
(наименование объекта, предприятия, организации)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(местоположение, административный округ)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(почтовый адрес)
__________________________________________________________________
(руководитель - должность, Ф.И.О.)
__________________________________________________________________
(заместитель - должность, Ф.И.О.)
Классификация объекта ____________________________________________
__________________________________________________________________
Проверка проведена _______________________________________________
(должность, Ф.И.О. представителя
__________________________________________________________________
территориальной ГИМС)
при участии ______________________________________________________
__________________________________________________________________
в присутствии ____________________________________________________
(должность, Ф.И.О. представителя организации)
__________________________________________________________________
При проверке установлено:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Кем допущены нарушения ___________________________________________
__________________________________________________________________
Представитель территориальной ГИМС _______________ ____________
(подпись) (Ф.И.О.)
Представитель предприятия, _______________ ____________
организации (подпись) (Ф.И.О.)
На основании положений о государственном контроле за охраной
природы и Закона РФ "Об охране окружающей природной среды"
предписываю:
Предписание Основание Сроки выполнения
____________________________ _________________ _________________
____________________________ _________________ _________________
____________________________ _________________ _________________
____________________________ _________________ _________________
____________________________ _________________ _________________
____________________________ _________________ _________________
Должностное лицо,
выдавшее предписание _________________ _________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Акт принят к исполнению
Руководитель предприятия, _________________ _________________
организации (подпись) (Ф.И.О.)
"___"____________ 199__ г.
Приложение N 2
к Примерному положению
ЛИСТОК УЧЕТА РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА ГИМС
____________________________________________________
(наименование субъекта РФ)
_________________ за _______________ 199__ г.
(Ф.И.О.) (месяц)
(ПРИМЕРНАЯ ФОРМА)
-----T-------T-------T------T------T------T------T-------------------------T-------T------¬
¦Дата¦Кол-во ¦Кол-во ¦Кол-во¦Кол-во¦Сумма ¦Сведе-¦Административные штрафы ¦Сведе- ¦Прочие¦
¦ ¦выездов¦состав-¦пред- ¦прото-¦ущерба¦ния об+------T-----T------T-----+ния об ¦сведе-¦
¦ ¦(прове-¦ленных ¦писа- ¦колов ¦ ¦оплате¦кол-во¦сумма¦кол-во¦сумма¦оплате ¦ния ¦
¦ ¦рок) ¦актов ¦ний ¦по ¦ ¦сумм ¦штра- ¦штра-¦штра- ¦штра-¦адми- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦фактам¦ ¦ущерба¦фов на¦фа ¦фов на¦фа ¦нистра-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦нару- ¦ ¦ ¦физи- ¦ ¦юриди-¦ ¦тивных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦шений ¦(тыс. ¦ ¦ческих¦(тыс.¦ческих¦(тыс.¦штрафов¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦руб.) ¦ ¦лиц ¦руб.)¦лиц ¦руб.)¦ ¦ ¦
+----+-------+-------+------+------+------+------+------+-----+------+-----+-------+------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-------+-------+------+------+------+------+------+-----+------+-----+-------+------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-------+-------+------+------+------+------+------+-----+------+-----+-------+------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-------+-------+------+------+------+------+------+-----+------+-----+-------+------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----+-------+-------+------+------+------+------+------+-----+------+-----+-------+-------
Приложение N 2
к Приказу
Госкомэкологии России
от 29 июля 1997 г. N 338
ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ,
ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ПРИРОДООХРАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
----T------------------------------------------------T-----------¬
¦ N ¦ Наименование показателей ¦ Единица ¦
¦п/п¦ ¦ измерения ¦
+---+------------------------------------------------+-----------+
¦1. ¦Проведение патрулирований и рейдов ¦ед. ¦
¦ ¦(экологических проверок) ¦ ¦
+---+------------------------------------------------+-----------+
¦2. ¦Выявлено нарушений природоохранного ¦ед. ¦
¦ ¦законодательства ¦ ¦
+---+------------------------------------------------+-----------+
¦3. ¦Составлено материалов (протоколов, актов, ¦ед. ¦
¦ ¦предписаний и др.) по фактам нарушений ¦ ¦
+---+------------------------------------------------+-----------+
¦4. ¦Привлечено виновных к административной и иной ¦чел. ¦
¦ ¦ответственности ¦ ¦
+---+------------------------------------------------+-----------+
¦5. ¦Предъявлено штрафов и исков к нарушителям ¦тыс. руб. ¦
+---+------------------------------------------------+-----------+
¦6. ¦Изъято незаконно добытой продукции, запрещенных ¦шт. ¦
¦ ¦орудий добычи рыбы и других биоресурсов ¦ ¦
+---+------------------------------------------------+-----------+
¦7. ¦Водолазное обследование и очистка дна водоемов ¦кв. м ¦
+---+------------------------------------------------+-----------+
¦8. ¦Проведение эколого-разъяснительной работы ¦ед. ¦
¦ ¦(выступления в СМИ, лекции, беседы и т.д.) ¦ ¦
+---+------------------------------------------------+-----------+
¦9. ¦Поступление финансовых средств в территориальные¦тыс. руб. ¦
¦ ¦и местные экологические фонды по результатам ¦ ¦
¦ ¦природоохранной деятельности ГИМС ¦ ¦
L---+------------------------------------------------+------------
Начальник Главного
управления ГИМС России
Госкомэкологии России
В.В.АНТОНОВ
|