МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 июля 1997 г. N 06-51-39ин/25-01
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об
образовании", нормативными правовыми актами, принятыми в его
развитие федеральными органами управления образованием, в
настоящее время происходит становление и развитие системы
лицензирования, аттестации и государственной аккредитации
образовательных учреждений.
Учитывая актуальность вопросов, связанных с организацией
деятельности органов управления образованием по использованию
новых механизмов государственного контроля за качеством
образования, министерство в 1997 году провело 2 семинара -
совещания. По итогам указанных семинаров - совещаний были
подготовлены информационно - аналитические материалы, в которых
отмечены наиболее типичные проблемы, возникающие на практике при
организации лицензирования, аттестации и государственной
аккредитации, предложены некоторые подходы к их решению.
В связи с тем, что многие из рассмотренных проблем носят общий
характер для всех субъектов Российской Федерации, рекомендуем,
используя прилагаемые материалы, провести с участием муниципальных
органов управления образованием совещания по вопросам организации
и проведения лицензирования, аттестации и государственной
аккредитации.
При этом прошу учесть, что министерством запланировано
проведение межрегиональных совещаний по указанным проблемам в
сентябре 1997 года в г. Астрахани и в ноябре 1997 года в
г. Ростове - на - Дону.
Министр
В.Г.КИНЕЛЕВ
Приложение
РЕЗОЛЮЦИЯ
МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СЕМИНАРА - СОВЕЩАНИЯ
"ПРОБЛЕМЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ, АТТЕСТАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ
АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ"
Настоящая резолюция подготовлена работниками федерального,
региональных и муниципальных органов управления образованием,
научных учреждений, региональных государственных аттестационных и
аттестационно - диагностических служб Урала и Сибири, Севера, Юга
и Центра России в ходе семинара в г. Сочи Краснодарского края 14 -
19 мая 1997 года, обсуждена и дополнена на семинаре, проходившем в
г. Москве 26 - 28 мая 1997 года. Всего в подготовке и обсуждении
данных материалов участвовали представители 20 регионов России.
1. Аттестация и аккредитация образовательных
учреждений
Общая ситуация
Обсуждение на семинаре процессов, связанных с анализом
деятельности образовательных учреждений, показало, что в настоящее
время в различных регионах России ведется работа по определению
параметров, критериев и процедуры оценки результативности
деятельности образовательного учреждения.
Накоплен значительный опыт в осуществлении новых подходов к
этой деятельности. Отмечаются также различия в практике
осуществления лицензирования, аттестации и государственной
аккредитации в разных регионах.
Современные подходы к аттестации инициируются органами
управления образованием и постепенно получают признание в
образовательных учреждениях, причем последние в ряде случаев
рассматривают их не только в качестве государственной (внешней)
оценки своей деятельности, но и в качестве инструмента оценки и
поддержки собственного развития.
Для современной ситуации характерна определяющая роль
Министерства общего и профессионального образования Российской
Федерации в разработке и совершенствовании технологий аттестации и
государственной аккредитации учреждений профессионального
образования и ведущая роль субъектов Российской Федерации в
формировании практики аттестации учреждений, реализующих
общеобразовательные программы.
Вместе с тем констатируется общее отставание в разработке
нормативно - методического обеспечения, аттестации и
государственной аккредитации учреждений дополнительного
профессионального образования, соотнесения аттестации и
государственной аккредитации.
Дальнейшее развитие единой системы оценки и установления
статуса образовательных учреждений на основе их лицензирования,
аттестации и аккредитации связано с разрешением ряда ключевых
проблем и основных задач по их разрешению.
Проблемы
Применительно к общему и дополнительному образованию
отсутствуют принятые в установленном порядке государственные
стандарты либо заменяющие их нормативные документы. В силу этого
система объективной государственной оценки деятельности
образовательных учреждений (аттестация) складывается на базе
параметров и критериев, формируемых путем экспертных подходов,
экспериментальной апробации, а нередко эмпирическим путем.
Обеспечивая решение локальных задач, это не позволяет создать
единое информационное поле, необходимое для оценки состояния
образовательного пространства страны.
В связи с имеющимся отставанием теории от практики аттестации
не разрешен ряд принципиальных вопросов, связанных с определением
параметров и критериев, применяемых в процессе аттестации и
аккредитации школы:
- о возможности включения в их состав позиций, связанных с
воспитанием и развитием личности учащихся;
- об удельном весе и способах интегрирования оценок по
отдельным параметрам и критериям;
- об определении уровня требований к содержанию и качеству
подготовки выпускников ("от эталона", заданного нормативными
документами, или "от среднего достигнутого уровня", определенного
эмпирическим путем);
- о корреляции оценки деятельности образовательного учреждения
с условиями этой деятельности (когда последние не соответствуют
нормативам или значительно ниже по сравнению с другими).
Серьезные проблемы возникают в связи с определением статуса
аттестационных служб как независимых. С одной стороны, вывод их из
ведения органов управления образованием порождает конфликты во
взаимоотношениях с последними и по крайней мере на начальном этапе
делает их полнокровную деятельность практически невозможной. С
другой - жесткое подчинение аттестационных служб органам
управления фактически затрудняет объективность выполняемых ими
процедур, так как ставит их в ситуацию косвенного оценивания
деятельности организации, являющейся учредителем как аттестуемых
образовательных учреждений, так и самой службы. Важную роль в
решении этой проблемы может сыграть включение в состав
аттестационных комиссий представителей общественности.
Задачи
Участники выделили следующие задачи, требующие первоочередного
решения:
- разработать необходимую нормативную правовую базу
аттестации, прежде всего - Закон "Об аттестации и аккредитации
образовательных учреждений", в котором прописать порядок
взаимодействия аттестационных служб разного уровня, их
взаимоотношения с органами управления образованием, принципы
делегирования полномочий федеральной, региональными и
муниципальными аттестационными службами, участие бюджетов разных
уровней в финансировании аттестационных служб и др.;
- определить особенности оценивания в ходе аттестации и
аккредитации образовательных учреждений, не имеющих типовых
положений (лицеи, гимназии, а также инновационные и
экспериментальные школы);
- уточнить позицию, связанную с наличием или отсутствием права
негосударственных образовательных учреждений не проходить
аттестацию и аккредитацию;
- регламентировать право государственной аттестационной службы
на хоздоговорную деятельность и порядок оплаты за услуги по
аттестации;
- уточнить последствия получения отрицательного
аттестационного заключения для образовательного учреждения;
- уточнить распределение компетенции - полномочий и
ответственности - между федеральными и региональными
аттестационными службами, условия, при которых возможно
делегирование функций ГАС на муниципальный уровень.
2. Некоторые тенденции в становлении
современной системы аттестации и государственной
аккредитации образовательных учреждений
Наличие общественной потребности в осуществлении объективной
оценки деятельности образовательных учреждений на основе
аттестации и государственной аккредитации при отстающем
нормативно - правовом, финансовом и научном обеспечении привело к
появлению следующих тенденций в организации этой деятельности.
Наблюдается дублирование проверки одних и тех же параметров
при лицензировании, аттестации и государственной аккредитации.
Разработка процедур и технологий аттестационной деятельности
опережает становление четко оформленной системы параметров и
критериев объективной оценки работы образовательного учреждения.
Несмотря на предполагаемую объективность оценки деятельности
образовательного учреждения в ходе аттестации, руководители их
высказывают сомнения в беспристрастности подхода соответствующих
экспертных групп, а также обосновывают необходимость специфических
подходов при работе с определенными типами (видами)
образовательных учреждений, прежде всего с инновационными.
В регионах формируются разные модели аттестационных служб,
действующие:
а) в разрешительно - запретительном режиме;
б) в режиме организации, выдающей наряду с разрешением
(запрещением) предписания по устранению недостатков;
в) в режиме службы, осуществляющей как оценочные, так и
мониторинговые функции, что, на взгляд участников совещаний,
является наиболее приемлемым для будущей ГАС.
Не всегда обоснована складывающаяся практика функционального
разделения служб по уровням и типам образовательных учреждений.
Положительно зарекомендовало себя сочетание деятельности
государственных аттестационных служб и общественных формирований
(аттестационных комиссий), действующих при них или при
управленческой структуре.
3. Рекомендации семинара
Участники семинара (руководители и специалисты федеральных,
региональных, муниципальных органов управления образованием и
аттестационных служб, ученые, другие работники образования)
считают необходимым переход к новой практике объективной оценки
деятельности образовательного учреждения. Орган, который будет
участвовать в реализации этой практики, должен создаваться:
- с учетом сложившихся традиций отечественной школы в данной
области и результатов, достигнутых в последние годы;
- на основе учета интересов органов управления образованием,
аттестационных служб и образовательных учреждений;
- путем выработки и принятия единой методологии аттестации и
аккредитации, учитывающей специфику аттестационных процедур для
отдельных уровней образования.
Признаны необходимыми разработка, обсуждение и принятие Закона
РФ "О государственной аттестации и аккредитации образовательных
учреждений".
В этих целях участники семинара рекомендуют в первоочередном
порядке:
1. Государственной Думе Федерального Собрания РФ:
1.1. Отрегулировать в указанном Законе:
1.1.1. Порядок взаимодействия аттестационных служб
федерального, регионального и муниципального уровней.
1.1.2. Участие бюджетов различных уровней в финансировании
аттестационных служб.
1.1.3. Принципы взаимного делегирования полномочий
федеральной, региональными и муниципальными аттестационными
службами.
1.1.4. Взаимоотношения Государственной аттестационной службы и
органов управления образованием.
1.2. Обеспечить формирование указанного закона как правового
акта прямого действия в части деятельности федеральной
аттестационной службы и основ законодательства применительно к
службам субъектов Федерации и муниципальным.
2. Министерству общего и профессионального образования РФ:
2.1. При разработке нормативно - правовой базы, регулирующей
вопросы аттестации образовательных учреждений:
2.1.1. Отнести к ведению федеральных органов исполнительной
власти:
- определение общего порядка деятельности служб;
- содержание и параметры аттестации в части федерального
компонента;
- инструментарий аттестации в части федерального компонента
образовательных стандартов.
2.1.2. Отнести к ведению субъектов Федерации:
- разработку процедуры проведения аттестации и структуры
аттестационной службы в субъекте аттестации;
- разработку содержания и параметров аттестации в части
национально - регионального компонента образовательных стандартов.
2.1.3. Определить, что:
- аттестационные службы субъектов Российской Федерации
действуют при наличии доверенности федеральной аттестационной
службы (Министерства общего и профессионального образования);
- муниципальные аттестационные службы действуют при наличии
доверенности аттестационной службы субъекта Российской Федерации
(органа управления образованием);
- аттестационные службы реализуют в установленном порядке
функции государственного управления и сервисные функции в
интересах развития аттестуемых образовательных учреждений;
- решение аттестационной службы может быть обжаловано в
вышестоящей аттестационной службе.
2.2. Создать в Краснодарском крае Федеральный центр по
лицензированию, аттестации и аккредитации образовательных
учреждений. Основными функциями этого Центра могут быть следующие:
- разработка методологии лицензирования, аттестации и
аккредитации образовательных учреждений, нормативно - правовой
базы, в том числе предложений в проект Закона "О лицензировании,
аттестации и аккредитации образовательных учреждений";
- сертификация аттестационных материалов, в том числе создание
унифицированных аттестационных измерителей и процедур измерения;
- разработка и описание моделей сети и процедур аттестации;
- организация подготовки и переподготовки работников
аттестационных служб Российской Федерации;
- создание базы данных о результатах работы образовательных
учреждений Российской Федерации.
2.3. Провести цикл семинаров по проблемам:
- аттестации образовательных учреждений различных уровней и
типов;
- нормативно - правовой базы деятельности аттестационных служб
различного уровня;
- финансирования аттестационных служб;
- взаимодействия региональных и муниципальных аттестационных
служб;
- сертификации региональных аттестационно - диагностических
материалов.
2.4. Подготовить примерные (типовые) программы подготовки
экспертов, осуществляющих аттестацию образовательных учреждений, и
организовать на базе Академии повышения квалификации работников
образования (г. Москва) подготовку руководителей региональных
аттестационных служб и специалистов, курирующих данный вопрос в
субъектах Российской Федерации.
3. Органам государственной власти субъектов Российской
Федерации:
3.1. Организовать региональные семинары - совещания по
проблемам аттестационной деятельности в системе образования с
учетом информационно - аналитических материалов настоящего
семинара и представить в Министерство общего и профессионального
образования РФ информацию об их итогах для анализа и обобщения.
3.2. Рассмотреть вопрос о возможности создания
специализированных учреждений (структурных подразделений) органов
управления образованием, ведающих аттестацией образовательных
учреждений.
3.3. Оказать содействие в формировании аналогичных структур в
муниципальных образованиях (городах и районах), делегировав им на
основе соглашений необходимые полномочия.
3.4. При формировании системы аттестации образовательных
учреждений регионов использовать материалы настоящего семинара.
3.5. Поддержать практику проведения общественной аккредитации
образовательных учреждений, в первую очередь инновационных и
экспериментальных.
3.6. Организовать подготовку экспертов, осуществляющих
аттестацию образовательных учреждений.
3.7. Учесть в практической деятельности опыт регионов,
представленных на семинаре.
|