Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 25.07.97 N 06-51-39ИН/25-01 О ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


          МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                 ПИСЬМО
                 от 25 июля 1997 г. N 06-51-39ин/25-01
   
       В соответствии    с    Законом    Российской   Федерации   "Об
   образовании",  нормативными  правовыми  актами,  принятыми  в  его
   развитие   федеральными   органами   управления   образованием,  в
   настоящее  время  происходит  становление   и   развитие   системы
   лицензирования,    аттестации   и   государственной   аккредитации
   образовательных учреждений.
       Учитывая актуальность   вопросов,   связанных  с  организацией
   деятельности  органов  управления  образованием  по  использованию
   новых    механизмов   государственного   контроля   за   качеством
   образования,  министерство  в  1997  году  провело  2  семинара  -
   совещания.   По   итогам  указанных  семинаров  -  совещаний  были
   подготовлены информационно - аналитические  материалы,  в  которых
   отмечены  наиболее типичные проблемы,  возникающие на практике при
   организации   лицензирования,   аттестации    и    государственной
   аккредитации, предложены некоторые подходы к их решению.
       В связи с тем, что многие из рассмотренных проблем носят общий
   характер для всех  субъектов  Российской  Федерации,  рекомендуем,
   используя прилагаемые материалы, провести с участием муниципальных
   органов управления образованием совещания по вопросам  организации
   и   проведения   лицензирования,   аттестации   и  государственной
   аккредитации.
       При этом   прошу   учесть,   что  министерством  запланировано
   проведение межрегиональных  совещаний  по  указанным  проблемам  в
   сентябре   1997  года  в  г. Астрахани и  в  ноябре  1997  года  в
   г. Ростове - на - Дону.
   
                                                              Министр
                                                          В.Г.КИНЕЛЕВ
   
   
   
   
   
   
                                                           Приложение
   
                               РЕЗОЛЮЦИЯ
                 МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СЕМИНАРА - СОВЕЩАНИЯ
         "ПРОБЛЕМЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ, АТТЕСТАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ
                АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ"
   
       Настоящая резолюция  подготовлена  работниками   федерального,
   региональных  и  муниципальных  органов  управления  образованием,
   научных учреждений,  региональных государственных аттестационных и
   аттестационно - диагностических служб Урала и Сибири,  Севера, Юга
   и Центра России в ходе семинара в г. Сочи Краснодарского края 14 -
   19 мая 1997 года, обсуждена и дополнена на семинаре, проходившем в
   г.  Москве 26 - 28 мая 1997 года.  Всего в подготовке и обсуждении
   данных материалов участвовали представители 20 регионов России.
   
              1. Аттестация и аккредитация образовательных
                               учреждений
   
                             Общая ситуация
   
       Обсуждение на   семинаре   процессов,   связанных  с  анализом
   деятельности образовательных учреждений, показало, что в настоящее
   время  в  различных  регионах России ведется работа по определению
   параметров,  критериев   и   процедуры   оценки   результативности
   деятельности образовательного учреждения.
       Накоплен значительный опыт в осуществлении  новых  подходов  к
   этой   деятельности.   Отмечаются   также   различия   в  практике
   осуществления   лицензирования,   аттестации   и   государственной
   аккредитации в разных регионах.
       Современные подходы   к   аттестации   инициируются   органами
   управления   образованием   и   постепенно  получают  признание  в
   образовательных  учреждениях,  причем  последние  в  ряде  случаев
   рассматривают  их  не  только в качестве государственной (внешней)
   оценки своей деятельности,  но и в качестве инструмента  оценки  и
   поддержки собственного развития.
       Для современной   ситуации   характерна   определяющая    роль
   Министерства  общего  и  профессионального  образования Российской
   Федерации в разработке и совершенствовании технологий аттестации и
   государственной    аккредитации    учреждений    профессионального
   образования  и  ведущая  роль  субъектов  Российской  Федерации  в
   формировании    практики    аттестации   учреждений,   реализующих
   общеобразовательные программы.
       Вместе с тем  констатируется  общее  отставание  в  разработке
   нормативно    -    методического    обеспечения,    аттестации   и
   государственной    аккредитации     учреждений     дополнительного
   профессионального    образования,    соотнесения    аттестации   и
   государственной аккредитации.
       Дальнейшее развитие  единой  системы  оценки  и   установления
   статуса  образовательных  учреждений  на основе их лицензирования,
   аттестации и аккредитации  связано  с  разрешением  ряда  ключевых
   проблем и основных задач по их разрешению.
   
                                Проблемы
   
       Применительно к    общему    и   дополнительному   образованию
   отсутствуют  принятые  в  установленном  порядке   государственные
   стандарты  либо заменяющие их нормативные документы.  В силу этого
   система   объективной    государственной    оценки    деятельности
   образовательных   учреждений  (аттестация)  складывается  на  базе
   параметров и критериев,  формируемых  путем  экспертных  подходов,
   экспериментальной   апробации,   а   нередко  эмпирическим  путем.
   Обеспечивая решение локальных  задач,  это  не  позволяет  создать
   единое  информационное  поле,  необходимое  для  оценки  состояния
   образовательного пространства страны.
       В связи  с имеющимся отставанием теории от практики аттестации
   не разрешен ряд принципиальных вопросов,  связанных с определением
   параметров  и  критериев,  применяемых  в  процессе  аттестации  и
   аккредитации школы:
       - о  возможности  включения  в их состав позиций,  связанных с
   воспитанием и развитием личности учащихся;
       - об   удельном  весе  и  способах  интегрирования  оценок  по
   отдельным параметрам и критериям;
       - об  определении  уровня  требований  к содержанию и качеству
   подготовки  выпускников  ("от  эталона",  заданного   нормативными
   документами,  или "от среднего достигнутого уровня", определенного
   эмпирическим путем);
       - о корреляции оценки деятельности образовательного учреждения
   с условиями этой деятельности (когда  последние  не  соответствуют
   нормативам или значительно ниже по сравнению с другими).
       Серьезные проблемы возникают в связи  с  определением  статуса
   аттестационных служб как независимых. С одной стороны, вывод их из
   ведения органов управления  образованием  порождает  конфликты  во
   взаимоотношениях с последними и по крайней мере на начальном этапе
   делает их полнокровную  деятельность  практически  невозможной.  С
   другой   -   жесткое   подчинение   аттестационных  служб  органам
   управления фактически  затрудняет  объективность  выполняемых  ими
   процедур,  так  как  ставит  их  в  ситуацию косвенного оценивания
   деятельности организации,  являющейся учредителем как  аттестуемых
   образовательных  учреждений,  так  и  самой службы.  Важную роль в
   решении  этой  проблемы   может   сыграть   включение   в   состав
   аттестационных комиссий представителей общественности.
   
                                 Задачи
   
       Участники выделили следующие задачи, требующие первоочередного
   решения:
       - разработать    необходимую    нормативную    правовую   базу
   аттестации,  прежде всего - Закон "Об  аттестации  и  аккредитации
   образовательных   учреждений",   в   котором   прописать   порядок
   взаимодействия   аттестационных   служб   разного    уровня,    их
   взаимоотношения   с  органами  управления  образованием,  принципы
   делегирования    полномочий    федеральной,    региональными     и
   муниципальными  аттестационными службами,  участие бюджетов разных
   уровней в финансировании аттестационных служб и др.;
       - определить   особенности  оценивания  в  ходе  аттестации  и
   аккредитации  образовательных  учреждений,  не   имеющих   типовых
   положений    (лицеи,    гимназии,    а   также   инновационные   и
   экспериментальные школы);
       - уточнить позицию, связанную с наличием или отсутствием права
   негосударственных   образовательных   учреждений   не    проходить
   аттестацию и аккредитацию;
       - регламентировать право государственной аттестационной службы
   на  хоздоговорную  деятельность  и  порядок  оплаты  за  услуги по
   аттестации;
       - уточнить      последствия      получения      отрицательного
   аттестационного заключения для образовательного учреждения;
       - уточнить    распределение   компетенции   -   полномочий   и
   ответственности   -    между    федеральными    и    региональными
   аттестационными    службами,   условия,   при   которых   возможно
   делегирование функций ГАС на муниципальный уровень.
   
                  2. Некоторые тенденции в становлении
            современной системы аттестации и государственной
                аккредитации образовательных учреждений
   
       Наличие общественной потребности в  осуществлении  объективной
   оценки   деятельности   образовательных   учреждений   на   основе
   аттестации   и   государственной   аккредитации   при    отстающем
   нормативно - правовом,  финансовом и научном обеспечении привело к
   появлению следующих тенденций в организации этой деятельности.
       Наблюдается дублирование проверки одних и  тех  же  параметров
   при лицензировании, аттестации и государственной аккредитации.
       Разработка процедур и технологий  аттестационной  деятельности
   опережает  становление  четко  оформленной  системы  параметров  и
   критериев объективной оценки работы образовательного учреждения.
       Несмотря на  предполагаемую  объективность оценки деятельности
   образовательного учреждения в  ходе  аттестации,  руководители  их
   высказывают  сомнения  в беспристрастности подхода соответствующих
   экспертных групп, а также обосновывают необходимость специфических
   подходов    при    работе    с   определенными   типами   (видами)
   образовательных учреждений, прежде всего с инновационными.
       В регионах  формируются  разные  модели  аттестационных служб,
   действующие:
       а) в разрешительно - запретительном режиме;
       б) в  режиме  организации,  выдающей  наряду   с   разрешением
   (запрещением) предписания по устранению недостатков;
       в) в  режиме  службы,  осуществляющей  как  оценочные,  так  и
   мониторинговые  функции,  что,  на  взгляд  участников  совещаний,
   является наиболее приемлемым для будущей ГАС.
       Не всегда  обоснована  складывающаяся практика функционального
   разделения служб по уровням и типам образовательных учреждений.
       Положительно зарекомендовало   себя   сочетание   деятельности
   государственных аттестационных служб и  общественных  формирований
   (аттестационных   комиссий),   действующих   при   них   или   при
   управленческой структуре.
   
                        3. Рекомендации семинара
   
       Участники семинара (руководители  и  специалисты  федеральных,
   региональных,  муниципальных  органов  управления  образованием  и
   аттестационных  служб,  ученые,  другие   работники   образования)
   считают  необходимым  переход  к новой практике объективной оценки
   деятельности образовательного  учреждения.  Орган,  который  будет
   участвовать в реализации этой практики, должен создаваться:
       - с учетом сложившихся традиций отечественной школы  в  данной
   области и результатов, достигнутых в последние годы;
       - на основе учета интересов органов  управления  образованием,
   аттестационных служб и образовательных учреждений;
       - путем выработки и принятия единой методологии  аттестации  и
   аккредитации,  учитывающей  специфику  аттестационных процедур для
   отдельных уровней образования.
       Признаны необходимыми разработка, обсуждение и принятие Закона
   РФ "О государственной аттестации  и  аккредитации  образовательных
   учреждений".
       В этих целях участники семинара рекомендуют  в  первоочередном
   порядке:
       1. Государственной Думе Федерального Собрания РФ:
       1.1. Отрегулировать в указанном Законе:
       1.1.1. Порядок     взаимодействия     аттестационных     служб
   федерального, регионального и муниципального уровней.
       1.1.2. Участие бюджетов  различных  уровней  в  финансировании
   аттестационных служб.
       1.1.3. Принципы     взаимного     делегирования     полномочий
   федеральной,   региональными   и   муниципальными  аттестационными
   службами.
       1.1.4. Взаимоотношения Государственной аттестационной службы и
   органов управления образованием.
       1.2. Обеспечить  формирование  указанного закона как правового
   акта   прямого   действия   в   части   деятельности   федеральной
   аттестационной  службы  и  основ  законодательства применительно к
   службам субъектов Федерации и муниципальным.
       2. Министерству общего и профессионального образования РФ:
       2.1. При  разработке нормативно - правовой базы,  регулирующей
   вопросы аттестации образовательных учреждений:
       2.1.1. Отнести к ведению  федеральных  органов  исполнительной
   власти:
       - определение общего порядка деятельности служб;
       - содержание  и  параметры  аттестации  в  части  федерального
   компонента;
       - инструментарий  аттестации  в  части федерального компонента
   образовательных стандартов.
       2.1.2. Отнести к ведению субъектов Федерации:
       - разработку  процедуры  проведения  аттестации  и   структуры
   аттестационной службы в субъекте аттестации;
       - разработку  содержания  и  параметров  аттестации  в   части
   национально - регионального компонента образовательных стандартов.
       2.1.3. Определить, что:
       - аттестационные   службы   субъектов   Российской   Федерации
   действуют  при  наличии  доверенности  федеральной  аттестационной
   службы (Министерства общего и профессионального образования);
       - муниципальные аттестационные службы  действуют  при  наличии
   доверенности  аттестационной  службы субъекта Российской Федерации
   (органа управления образованием);
       - аттестационные  службы  реализуют  в  установленном  порядке
   функции  государственного  управления  и   сервисные   функции   в
   интересах развития аттестуемых образовательных учреждений;
       - решение  аттестационной  службы  может  быть  обжаловано   в
   вышестоящей аттестационной службе.
       2.2. Создать  в  Краснодарском  крае  Федеральный   центр   по
   лицензированию,    аттестации   и   аккредитации   образовательных
   учреждений. Основными функциями этого Центра могут быть следующие:
       - разработка   методологии   лицензирования,   аттестации    и
   аккредитации  образовательных  учреждений,  нормативно  - правовой
   базы,  в том числе предложений в проект Закона "О  лицензировании,
   аттестации и аккредитации образовательных учреждений";
       - сертификация аттестационных материалов, в том числе создание
   унифицированных аттестационных измерителей и процедур измерения;
       - разработка и описание моделей сети и процедур аттестации;
       - организация   подготовки   и    переподготовки    работников
   аттестационных служб Российской Федерации;
       - создание базы данных о  результатах  работы  образовательных
   учреждений Российской Федерации.
       2.3. Провести цикл семинаров по проблемам:
       - аттестации  образовательных  учреждений  различных уровней и
   типов;
       - нормативно - правовой базы деятельности аттестационных служб
   различного уровня;
       - финансирования аттестационных служб;
       - взаимодействия региональных и  муниципальных  аттестационных
   служб;
       - сертификации  региональных  аттестационно  - диагностических
   материалов.
       2.4. Подготовить  примерные  (типовые)  программы   подготовки
   экспертов, осуществляющих аттестацию образовательных учреждений, и
   организовать на базе Академии  повышения  квалификации  работников
   образования (г.   Москва)  подготовку  руководителей  региональных
   аттестационных служб и специалистов,  курирующих данный  вопрос  в
   субъектах Российской Федерации.
       3. Органам   государственной   власти   субъектов   Российской
   Федерации:
       3.1. Организовать   региональные   семинары   -  совещания  по
   проблемам аттестационной  деятельности  в  системе  образования  с
   учетом   информационно   -   аналитических  материалов  настоящего
   семинара и представить в Министерство общего  и  профессионального
   образования РФ информацию об их итогах для анализа и обобщения.
       3.2. Рассмотреть     вопрос     о     возможности     создания
   специализированных учреждений (структурных подразделений)  органов
   управления   образованием,  ведающих  аттестацией  образовательных
   учреждений.
       3.3. Оказать  содействие в формировании аналогичных структур в
   муниципальных образованиях (городах и районах),  делегировав им на
   основе соглашений необходимые полномочия.
       3.4. При  формировании  системы   аттестации   образовательных
   учреждений регионов использовать материалы настоящего семинара.
       3.5. Поддержать практику проведения общественной  аккредитации
   образовательных  учреждений,  в  первую  очередь  инновационных  и
   экспериментальных.
       3.6. Организовать    подготовку    экспертов,   осуществляющих
   аттестацию образовательных учреждений.
       3.7. Учесть   в   практической   деятельности  опыт  регионов,
   представленных на семинаре.
   
   


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz