ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июля 1997 года
Дело N 21-Г97-1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Соловьева В.Н.,
Еременко Т.И.
рассмотрела в судебном заседании от 24 июля 1997 г. дело по
заявлению прокурора Кабардино-Балкарской Республики о прекращении
деятельности общественно-политической организации "Тере" и ее
отделений на местах по кассационной жалобе председателя этой
организации на решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской
Республики от 10.04.97, которым деятельность "Тере" и ее отделений
прекращена, а организация как таковая ликвидирована.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Соловьева В.Н., объяснения представителя общественно-политической
организации "Тере" Мисирова М.Х., заключение помощника
Генерального прокурора Российской Федерации Гермашевой М.М.,
поддержавшей выводы суда, изложенные в решении, Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного Суда РФ
установила:
прокурор Кабардино-Балкарской Республики обратился в суд с
заявлением о прекращении деятельности общественно-политической
организации "Тере" и ее отделений, функционирующих на территории
КБР, в связи с нарушением ею законодательства Российской Федерации
и Кабардино-Балкарской Республики, мотивируя тем, что она
осуществляет свою деятельность без обязательной государственной
регистрации.
Вступившим в законную силу решением Нальчикского городского
суда от 2 апреля 1995 г. деятельность общественной организации
"Тере" и ее отделений была приостановлена до регистрации устава и
программы организации в Министерстве юстиции КБР, однако,
уклонившись от исполнения решения суда, она продолжила свою
деятельность и в январе 1997 г. выпустила газету "Тере" N 1 (32) и
газету "Балкарский форум".
В судебном заседании прокурор свое требование поддержал,
пояснив, что "Тере" осуществляет свою деятельность без
государственной регистрации, преследуя цель - нарушение
государственного суверенитета Кабардино-Балкарской Республики.
Представитель ответчика, председатель правления "Тере" - Этезов
Б.Т., иск не признал и показал, что общественно-политическая
организация "Тере" действует на основании устава и программы,
зарегистрированных постановлением Верховного Совета Кабардино-
Балкарской АССР от 11 июля 1990 г. Требования о перерегистрации
незаконны, поскольку в соответствии со ст. 52 Закона РФ "Об
общественных объединениях" государственная перерегистрация
общественных объединений, созданных до вступления в силу
указанного Федерального закона, может быть проведена до 1 июля
1999 г.
Решением Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от
10.04.97 ликвидирована и прекращена деятельность общественно-
политической организации "Тере" и ее отделений, функционирующих на
территории Республики.
В кассационной жалобе председатель НОПО "Тере" Этезов Б.Т.
утверждал, что вынесенное судом решение является незаконным,
просил его отменить и передать дело на новое рассмотрение в другую
республику.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации, проверив материалы дела, изучив доводы
кассационной жалобы, находят ее подлежащей оставлению без
удовлетворения, а решение суда - без изменения по следующим
основаниям.
Общественно-политическая организация "Тере" была
зарегистрирована постановлением Верховного Совета КБАССР от 11
июля 1990 г. на основании Положения о добровольных общественных
союзах, утвержденного Постановлением Всероссийского центрального
исполнительного комитета и Совета народных комиссаров РСФСР от 10
июля 1932 г. (л.д. 65).
Были утверждены устав и программа организации.
В гл. 2 программы указано, что "Тере" считает анахронизмом
существующее национально-государственное устройство СССР, РСФСР и
КБАССР, договор между Кабардой и Балкарией в 1922 г. Не признает
национальную политику, исходящую из представлений о том, что
социальный прогресс неизбежно ведет к исчезновению национальных
особенностей, осуждает ассимиляционную политику, приводящую к
смешению людей разных национальностей, формированию "лишенной
корней людской массы" (л. д. 72, 74).
Во исполнение этих положений программы в п. 5.2 устава было
указано, что основной задачей "Тере" является восстановление и
развитие Балкарии как суверенной национально-территориальной
единицы (л.д. 52). Представитель ответчика Этезов Б.Т. признал в
суде, что организация "Тере" до настоящего времени осуществляла
свою деятельность на основании именно этих устава и программы.
Постановлением Верховного Совета КБССР от 31 января 1991 г.
регистрация уставов политических партий и общественных объединений
была возложена на Министерство юстиции КБР.
19 мая 1992 г. вступил в действие Закон КБР "Об общественных
объединениях".
В соответствии со ст. 11 этого Закона все местные общественные
организации обязаны были зарегистрировать свои уставы (положения и
иные акты) в Министерстве юстиции КБР, а через каждые два года там
же перерегистрировать их.
По настоящему делу установлено, что организация "Тере" не
зарегистрировала свои устав и программу в установленном указанным
Законом порядке и ни разу не ставила вопрос о перерегистрации этих
актов.
В силу этого суд обоснованно признал несостоятельным довод
представителя "Тере" о том, что в силу ст. 53 Закона РФ "Об
общественных объединениях" от 19.05.95 организация могла не
перерегистрироваться до 01.06.99.
В сентябре 1994 г. она обратилась в Министерство юстиция КБР с
заявлением о регистрации устава и программы, оплатив
регистрационную пошлину (л.д. 79). В регистрации было отказано по
мотиву включения в устав в качестве основной задачи "Тере"
определения политического статуса Республики Балкария (л.д. 80).
Доводы ответчика о незаконности отказа в регистрации
мотивируются тем, что включение указанного положения в устав
направлено на реализацию решения Первого съезда балкарского народа
от 17 ноября 1991 г. о провозглашении Республики Балкария.
Однако это обстоятельство не означает, что общественные
объединения (движения) вправе принимать решения, нарушающие
положения как федерального, так и республиканского
законодательства.
В связи с принятием в декабре 1993 г. Конституции Российской
Федерации, внесением изменений в Конституцию КБР, вызванных
подписанием Федерального договора, принятием Закона РФ "Об
установлении переходного периода по государственно-
территориальному разграничению в Российской Федерации",
установившего переходный период по государственно-территориальному
разграничению в РФ до 1 июля 1995 г. и признавшего любые действия,
направленные на самовольное изменение границ в РФ, преступными,
изменением правовых основ государственного устройства Парламент
КБР постановлением от 21 июня 1994 г. признал утратившим силу
постановление Верховного Совета КБССР от 19 ноября 1991 г. "Об
обращении Первого съезда балкарского народа к Верховному Совету
КБССР в связи с провозглашением Республики Балкария" и аналогичное
постановление от 6 февраля 1992 г. "О решении Первого съезда
кабардинского народа "О восстановлении Кабардинской Республики".
Данное постановление вступило в силу и не отменено.
Тщательно проверив все обстоятельства деятельности политической
организации "Тере", суд обоснованно пришел к выводу о том, что она
действуя с 1990 г. и по настоящее время на основании устава и
программы, утвержденных 11 июля 1990 г., преследуя цель -
нарушение государственной целостности КБР путем определения
политического статуса не предусмотренной государственным
устройством Российской Федерации Республики Балкария, неоднократно
и грубо нарушала требования законов: Конституции Российской
Федерации о том, что народ осуществляет свою власть через органы
государственной власти и органы местного самоуправления,
запрещается присвоение власти и отдельных властных полномочии
иными органами (ст. 3); Федеративного договора о том, что
территория и статус республики в составе Российской Федерации не
могут быть изменены без ее согласия (ст. 3); Конституции КБР о
том, что государственное устройство, территория и статус КБР,
административно-территориальное устройство отнесены к ведению
высших органов государственной власти и управления КБР, присвоение
властных полномочий иными органами преследуется по закону (ст. ст.
3, 66); Закона КБССР "Об общественных объединениях" от 19 мая 1992
г. о том, что не допускается деятельность общественных
объединений,, имеющих целью нарушение единства государственного
суверенитета КБР и не зарегистрированных в Министерстве юстиции
КБР (ст. ст. 3, 11); Закона КБР "Об общественных объединениях" от
14 октября 1996 г. о том, что запрещается создание и деятельность
общественных объединении цели и действия которых направлены на
нарушение целостности КБР и не прошедших государственную
регистрацию в Министерстве юстиции КБР.
Судом правильно обращено внимание на то, что решением
Нальчикского городского суда от 02.04.96 приостановлена
деятельность организации "Тере" до утверждения устава и программы
организации в Министерстве юстиции КБР.
Решение вступило в законную силу, но ответчиком исполнено не
было.
Решение вступило в силу и подлежало безусловному исполнению
ответчиком.
В силу ст. 43 указанного Федерального закона в случае
приостановления деятельности общественного объединения
приостанавливаются его права как учредителя средств массовой
информации, ему запрещается организовывать собрания, митинги,
демонстрации и другие публичные мероприятия.
Ответчиком нарушены и эти требования Закона.
Свою деятельность организация не приостанавливала.
В январе 1997 г. ответчик, будучи учредителем газеты "Тере",
выпустила ее, напечатав в издательстве "Кавказская здравница",
затем в г. Орехово-Зуеве Московской области выпустила
незарегистрированную газету "Балкарский форум" (л.д. 83 - 84).
Выпустив незарегистрированную газету ответчик нарушил ст. 3
Закона РФ "О средствах массовой информации", в соответствии с
которой деятельность средств массовой информации может
осуществляться только после их регистрации, а зарегистрированными
они считаются только со дня выдачи свидетельства о регистрации, и
ст. 17, предусматривающую, что права и обязанности учредителя и
редакции возникают с момента регистрации.
Судом правильно отмечено в решении, что эти издания нарушают
положения закона, запрещающие разжигание национальной розни.
В силу ст. 43 Федерального закона РФ "Об общественных
объединениях" и ст. 38 Закона КБР "Об общественных объединениях" в
случае неустранения общественным объединением нарушений закона,
послуживших основанием для приостановления его деятельности, перед
судом может быть поставлен вопрос о его ликвидации.
В соответствии со ст. 44 Федерального Закона и ст. 39 Закона
НБР общественное объединение может быть ликвидировано по решению
суда в случае неоднократных или грубых нарушений законов и иных
правовых актов.
Вывод суда о том, что по делу добыто достаточно доказательств,
подтверждающих наличие оснований для ликвидации общественно-
политической организации "Тере", следует признать правильным.
Доводы кассационной жалобы сделанные судом выводы не
опровергают, по существу, не имеют правового значения, а потому не
могут быть приняты во внимание.
Поскольку по делу постановлено законное и обоснованное решение,
то оно подлежит оставлению без изменения, а жалоба - без
удовлетворения.
Вместе с тем коллегия полагает необходимым исключить из
резолютивной части решения слово "прекратить", так как указание на
ликвидацию деятельности организации "Тере" по смыслу закона уже
означает запрет на ее деятельность независимо от каких-либо
обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 304, 305 ГПК
РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от
10.04.97 оставить без изменения, исключив из резолютивной части
слово "прекратить".
Кассационную жалобу председателя общественно-политической
организации "Тере" Этезова Б.Т. оставить без удовлетворения.
|