22 июля 1997 года
------------------------------------------------------------------
ПИСЬМО
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской
Федерации отклоняю принятый Государственной Думой, одобренный
Советом Федерации и направленный Президенту Российской Федерации
для подписания и обнародования Федеральный закон "О военно -
техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными
государствами".
Отдельные положения представленного Федерального закона
противоречат Конституции Российской Федерации, федеральному
законодательству и нормам международного права.
Абзац четвертый статьи 1 Федерального закона необходимо
привести в соответствие со статьей 5 Федерального закона "Об
оружии", так как гражданское и служебное оружие на вооружение не
принимаются.
Ряд понятий, используемых для целей Федерального закона
(статья 1), таких как вывоз, ввоз, экспорт, импорт продукции
(работ, услуг) военного назначения, необходимо привести в
соответствие со статьей 2 Федерального закона "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности" и статьями 68, 97 и
другими статьями Таможенного кодекса Российской Федерации.
Абзац второй статьи 2, абзац девятый статьи 5 и пункт 1
статьи 7 Федерального закона противоречат пункту "м" статьи 71
Конституции Российской Федерации, согласно которому определение
порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и
другого военного имущества находится в ведении Российской
Федерации. В связи с этим в Федеральном законе следует
использовать термин "федеральные органы государственной власти".
Положения пункта 1 статьи 6 Федерального закона ограничивают
полномочия Президента Российской Федерации принимать решения об
экспорте в отдельные страны продукции военного назначения, не
включенной в единые перечни продукции военного назначения,
разрешенной к вывозу из Российской Федерации. Исходя из текста
Федерального закона такой экспорт может осуществляться только на
основании федеральных законов, что не соответствует существующей
практике экспорта продукции военного назначения и принципу
разделения властей.
Аналогичное ограничение полномочий Президента Российской
Федерации содержится в пункте 2 статьи 6 Федерального закона,
поскольку в настоящее время к исключительной компетенции
Президента Российской Федерации отнесено принятие решений по
вопросам экспорта и временного вывоза продукции военного
назначения в государства, с которыми военно-техническое
сотрудничество приостановлено или прекращено.
Положения пункта 1 статьи 6 и абзаца шестого статьи 9
Федерального закона об утверждении единого перечня продукции
военного назначения, разрешенной к вывозу из Российской Федерации,
следует признать неправильными, так как вывоз продукции военного
назначения производится и в режиме экспорта, и в режиме временного
вывоза (например, для проведения выставок и испытаний). Принятие
указанного единого перечня продукции военного назначения
автоматически приведет к значительному расширению номенклатуры
вооружения и военной техники, разрешенных к экспорту. Кроме того,
положения Федерального закона об утверждении Президентом
Российской Федерации перечня продукции военного назначения,
разрешенной к вывозу из Российской Федерации, не соответствуют
положениям статьи 16 Федерального закона "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности", которыми
предусмотрено, что указами Президента Российской Федерации
утверждаются перечни вооружения и военной техники, поставляемых на
экспорт.
В связи с изложенным, положения пунктов 1, 2 и 3 статьи 6, а
также абзаца шестого статьи 9 Федерального закона должны быть
переработаны.
В Уставе ООН не используется термин "санкции в отношении
государства", поэтому вряд ли правомерно применение этого термина
в пункте 3 статьи 6 и пункте 4 статьи 15 Федерального закона при
характеристике мер, которые может принять Совет Безопасности ООН.
Положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона об
осуществлении государством контроля за деятельностью в области
военно-технического сотрудничества (в том числе за деятельностью
федеральных органов исполнительной власти) должны быть либо
конкретизированы, либо исключены, в противном случае возникнут
основания для неоправданного вмешательства в оперативную
деятельность за осуществлением военно-технического сотрудничества
со стороны всех ветвей государственной власти.
Противопоставление международных договоров Российской
Федерации и международных обязательств Российской Федерации (абзац
четвертый пункта 2 статьи 7 Федерального закона) не соответствует
общепризнанному пониманию: понятие "международные обязательства"
включает в себя и обязательства, вытекающие из международных
договоров.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона Президент
Российской Федерации устанавливает порядок предоставления
российским юридическим лицам права осуществления военно -
технического сотрудничества, а в соответствии со статьей 11
Федерального закона предоставление им и лишение их этого права
осуществляются Правительством Российской Федерации. Таким образом,
положения статьи 11 Федерального закона ограничивают компетенцию
Президента Российской Федерации, установленную в статье 9 этого же
Закона, поскольку орган, реализующий установленный Президентом
Российской Федерации порядок, должен определяться Президентом
Российской Федерации. Аналогичные замечания относятся и к
положениям пункта 1 статьи 13 Федерального закона.
Поскольку процедура принятия федеральных законов Федеральным
Собранием - парламентом Российской Федерации и полномочия его
палат урегулированы Конституцией Российской Федерации (глава 5), а
попытка предоставления им федеральным законом каких-либо
дополнительных полномочий противоречит Конституции Российской
Федерации, полагаем необходимым статью 10 Федерального закона
исключить.
В соответствии с абзацем одиннадцатым статьи 11 Федерального
закона Правительства Российской Федерации определяет
государственного заказчика в области военно-технического
сотрудничества, а в соответствии с абзацем седьмым статьи 9 и
абзацем вторым статьи 12 Федерального закона таким государственным
заказчиком определен федеральный орган исполнительной области,
созданный (назначенный, уполномоченный) Президентом Российской
Федерации.
В связи с изложенным, положения Федерального закона,
устанавливающие компетенцию Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации, необходимо переработать и
согласовать, в том числе с действующими федеральными законами.
В пункте 2 статьи 13 Федерального закона установлены
ограничения на осуществление российскими юридическими лицами
военно-технического сотрудничества в зависимости от происхождения
уставного капитала и участия в нем государства, что противоречит
закрепленному в пункте 1 статьи 4 Федерального закона в качестве
основного принципу условий участия в осуществлении военно -
технического сотрудничества для организаций - разработчиков и
производителей продукции военного назначения. Указанные положения
Федерального закона необходимо взаимно согласовать.
Положения пункта 4 статьи 13 Федерального закона содержат
нормы, регулирующие порядок осуществления военно-технического
сотрудничества. В то же время определение этого порядка в
соответствии с абзацем восьмым статьи 9 Федерального закона
является компетенцией Президента Российской Федерации. Из текста
пункта 4 статьи 13 Федерального закона следует, что импорт
продукции военного назначения, ранее поставленной иностранным
государствам или изготовляемой по российским лицензиям,
производится без оформления решений Правительства Российской
Федерации. Реализация указанных положений в отрыве от общего
порядка осуществления военно-технического сотрудничества может
привести к бесконтрольному ввозу на территорию Российской
Федерации (а также реимпорту) вооружения и военной техники, в том
числе и организациями, не имеющими права осуществления военно -
технического сотрудничества, в связи с чем эти положения из
Федерального закона необходимо исключить.
В пунктах 3 и 5 статьи 14 Федерального закона не учтены
принципы бюджетного законодательства, в соответствии с которыми из
федерального бюджета выделяются только бюджетные ссуды для
финансирования расходов, определенных в федеральном законе о
бюджете на определенный год, а средства на возмещение
Правительством Российской Федерации убытков, понесенных
российскими организациями в связи с несвоевременным бюджетным
финансированием, должны быть заложены в самом бюджете. Без
тщательной доработки указанные положения Федерального закона на
практике реализовываться не будут.
Положения, содержащиеся в абзаце втором пункта 1 статьи 15
Федерального закона, вызывают сомнения. Во-первых, возникает
вопрос, всегда ли военно-техническое сотрудничество Российской
Федерации с иностранными государствами будет осуществляться на
основе международных договоров Российской Федерации. Во-вторых,
Правительство Российской Федерации не подписывает международные
договоры, а принимает (в пределах своей компетенции) решения о
подписании таких договоров.
Следует иметь в виду, что ратификация является частью процесса
заключения международных договоров. Выделение ратификации из этого
процесса (пункт 2 статьи 15 Федерального закона) неправомерно.
Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации"
определяет порядок заключения, выполнения и прекращения
международных договоров независимо от объекта договора. В связи с
этим представляется целесообразным исключить пункт 2 из статьи 15
Федерального закона.
Пункт 4 статьи 15 Федерального закона противоречит Конституции
Российской Федерации и Федеральному закону "О международных
договорах Российской Федерации". Во-первых, явно надуманными
являются "международные договоры, касающиеся присоединения
Российской Федерации к международным санкциям, предусматривающим
принятие обязательств по ограничению деятельности в области
военно-технического сотрудничества" (в том числе и с учетом того,
что в Уставе ООН не используется термин "санкции"). Механизм
выполнения Российской Федерации соответствующих мер в отношении
какого-либо государства обусловлен Уставом ООН. Во-вторых, в
Конституции Российской Федерации (часть 4 статьи 15) говорится о
международных договорах Российской Федерации, устанавливающих иные
правила, чем предусмотренные законом. В пункте "а" пункта 1
статьи 15 Федерального закона "О международных договорах
Российской Федерации" сформулировано общее правило, определяющее,
что ратификации подлежат международные договоры, исполнение
которых требует изменения действующих или принятия новых
федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем
предусмотренные законом.
Предлагаемый новый критерий для ратификации международных
договоров - "содержащие изъятия из законодательства Российской
Федерации" - не соответствует Конституции Российской Федерации,
Федеральному закону "О международных договорах Российской
Федерации" и находится в противоречии с пунктом 2 статьи 15
Федерального закона. В связи с этим предлагается пункт 4 из
статьи 15 Федерального закона исключить.
Кроме того, Федеральный закон нуждается в существенной
доработке в целях приведения его в соответствие с правилами
юридической техники и редактировании.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
22 июля 1997 года
|