МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 18 июля 1997 г. N С-864у
О ПИСЬМЕ ГОССТРОЯ РОССИИ
Министерство путей сообщения Российской Федерации направляет
для сведения информационное письмо Госстроя России от 2 июля
1997 г. N АБ-19-30/23 "О мерах по ускорению реформы жилищно -
коммунального хозяйства Российской Федерации".
Заместитель Министра
путей сообщения РФ
В.Т.СЕМЕНОВ
Приложение
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЖИЛИЩНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
ПИСЬМО
от 2 июля 1997 г. N АБ-19-30/23
Госстрой России направляет для использования в работе
Постановление Межведомственного совета по вопросам строительства,
архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства от 29.05.97 N 1 "О
мерах по ускорению реформы жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации".
Указанный документ подготовлен с участием руководства
администраций субъектов Российской Федерации и городов,
представителей органов государственной власти, территориальных
организаций и служб жилищно-коммунального хозяйства, Российских
академий архитектуры и строительных наук и коммунального
хозяйства, научно-исследовательских и проектных институтов,
общественных организаций и др.
Первый заместитель
Министра строительства
Российской Федерации
А.А.БАБЕНКО
МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО ВОПРОСАМ СТРОИТЕЛЬСТВА,
АРХИТЕКТУРЫ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 1997 г. N 1
О МЕРАХ ПО УСКОРЕНИЮ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Межведомственный совет по вопросам строительства, архитектуры
и жилищно-коммунального хозяйства рассмотрел ход проведения и
перспективные планы реализации реформы жилищно-коммунального
хозяйства, которая осуществляется в соответствии с Законом
Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики",
посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию,
Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской
Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от
28 апреля 1997 г. N 425, и отмечает следующее.
В целях создания нормативно-правовой базы преобразований в
жилищно-коммунальной сфере за последние годы подготовлено и
принято более 40 законодательных и нормативных актов, основными из
которых являются: Законы Российской Федерации "О приватизации
жилищного фонда в РСФСР", "Об основах федеральной жилищной
политики", "О товариществах собственников жилья"; Указы Президента
Российской Федерации "О новом этапе реализации Государственной
целевой программы "Жилище" и "О развитии конкуренции при
предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и
муниципального жилищных фондов", Постановление Правительства
Российской Федерации от 18 июня 1996 г. N 707 "Об упорядочении
системы оплаты жилья и коммунальных услуг", в которых закреплены
основные принципы реформы жилищно-коммунального хозяйства,
направленные на повышение эффективности и снижение затрат при
предоставлении услуг жилищно-коммунального хозяйства, повышение их
качества и усиление мер социальной защиты населения.
Совершенствуется структура государственного и муниципального
управления жилищно-коммунальным хозяйством. В настоящее время в
56 субъектах Российской Федерации сформированы и функционируют
органы управления ЖКХ в системе исполнительной власти территорий и
городов в форме комитетов и департаментов (управлений).
Для обеспечения государственного контроля за использованием,
сохранностью жилищного фонда и предоставлением населению
жилищно-коммунальных услуг требуемого качества создана система
государственной жилищной инспекции, состоящая из образованной в
структуре Минстроя России Главной государственной жилищной
инспекции и государственных жилищных инспекций субъектов
Российской Федерации, которые в настоящее время созданы в
65 регионах.
В результате проведенной работы удалось добиться положительных
изменений в механизме функционирования жилищно-коммунального
хозяйства.
Произошло разделение собственности, а следовательно
ответственности, в результате которой жилье и объекты
коммунального назначения, в основном, вошли в состав муниципальной
собственности, что привело к кардинальному изменению как в
управлении ими, так и в механизме финансирования деятельности,
связанной с предоставлением жилищно-коммунальных услуг.
Проводится работа по внедрению договорных отношений между
субъектами собственности жилищного фонда, объектов коммунального
назначения и субъектами хозяйствования - организациями различных
организационно-правовых форм, осуществляющими свою деятельность в
жилищно-коммунальной сфере. Происходит функциональное разделение
заказчиков на жилищно-коммунальные услуги и подрядчиков,
обеспечивающих их предоставление.
Важнейшим элементом реформы является снижение затрат на
производство жилищно-коммунальных услуг. С этой целью в настоящее
время во многих городах Российской Федерации: Москве, Самаре,
Новгороде, Рязани, Нижнем Новгороде, Тамбове, Новочеркасске,
Петрозаводске и др. проводится работа по внедрению
ресурсосберегающих технологий, прогрессивных материалов,
регулирующей аппаратуры, оборудования и приборов учета расхода
ресурсов, созданию конкурентной среды при обслуживании жилья и
коммунальных объектов.
Продолжается постепенный переход к безубыточному
функционированию жилищно-коммунального хозяйства: доля оплаты
населением жилищно-коммунальных услуг увеличилась с 1 - 2% в
1992 году до 20 - 40%.
На территориях, где внедряются новые механизмы хозяйствования
в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, заметно
улучшилось состояние ЖКХ, что привело к улучшению в целом
финансово-экономической ситуации этих территорий - уменьшается
задолженность бюджетов, в том числе на выплату пенсий и зарплаты
работникам бюджетной сферы (г. г. Санкт-Петербург, Самара,
Новгород, Красноярск и др.).
Развивается система социальной защиты малоимущих граждан через
предоставление им компенсаций (субсидий) на оплату жилья и
коммунальных услуг. В настоящее время жилищными субсидиями
охвачено около 7% семей, пользующихся основным набором
жилищно-коммунальных услуг.
Увеличивается число товариществ собственников жилья как новой
эффективной формы управления многоквартирными жилыми домами.
Несмотря на то, что в ряде регионов администрации скептически
относятся к этой форме и не создают благоприятных условий для ее
развития, к концу 1996 года в России было создано более
600 товариществ собственников жилья.
Проводится работа по привлечению отечественных и зарубежных
внебюджетных инвестиций на строительство и реконструкцию
инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства.
В то же время анализ показывает, что сегодня тарифы
значительно отличаются в городах с аналогичными природно -
климатическими условиями. Предприятия, занимающие монопольное
положение на рынке коммунальных услуг, порой перекладывают на
население расходы, связанные с повышенной зарплатой работников,
строительством собственного жилья, приобретением транспортных
средств, и другие затраты, не заинтересованы в повышении
эффективности производства, внедрении новых ресурсов и технологий,
направленных на снижение себестоимости услуг.
Крайне тяжелым остается финансовое состояние предприятий
жилищно-коммунального хозяйства. Как следствие продолжает расти
недоремонт жилищного фонда, снижается надежность, устойчивость и
экологическая безопасность эксплуатации инженерных систем. Потери
воды в сетях и у потребителей в связи с отсутствием стимулов ее
экономии в отдельных городах достигают 50 - 70%, надежность систем
теплоснабжения в 2,5 раза ниже, чем в европейских странах. Более
300 тыс. км из 650 тыс. км городских подземных трубопроводов
отслужили свой срок, более 50 тыс. км находятся в аварийном
состоянии. Ежегодно заменяется менее одного процента общей
протяженности сетей вместо 3%, минимально необходимых для
предотвращения переизноса.
Учитывая изложенное, Межведомственный совет по вопросам
строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства
постановляет:
1. Отметить, что реформа жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации является приоритетным вопросом
государственной экономической и социальной политики и должна
осуществляться путем:
подготовки и введения в действие федеральными органами власти
федеральных законов и иных нормативно-правовых актов,
обеспечивающих реализацию определенных Конституцией России прав
граждан на жилище, неприкосновенность жилища, социальную защиту, а
также на основе обобщения и распространения положительного опыта
реализации реформы в регионах;
разработки на уровне субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований на основе Концепции реформы жилищно -
коммунального хозяйства региональных и местных программ
реформирования ЖКХ, а также нормативно-правовых актов по их
реализации.
2. Государственному комитету Российской Федерации по жилищной
и строительной политике, органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органам местного самоуправления принять меры
по переводу в 1997 - 2003 годах жилищно-коммунального хозяйства на
рыночные, социально ориентированные принципы функционирования,
обеспечению населения жилищно-коммунальными услугами необходимого
качества в соответствии с Концепцией, одобренной Указом Президента
от 28.04.97 N 425, предусматривающей:
- снижение издержек на предоставляемые жилищно-коммунальные
услуги;
- разграничение прав собственности, управления и обслуживания
объектов жилищно-коммунального хозяйства;
- переход на договорные отношения собственников жилищного
фонда и объектов коммунального назначения, заказчиков на жилищно -
коммунальные услуги и подрядных организаций - жилищных
ремонтно-эксплуатационных и коммунальных предприятий, а также
потребителей жилищных и коммунальных услуг;
- развитие конкуренции в сфере жилищно-коммунального
обслуживания и антимонопольное регулирование деятельности
естественных и локальных монополий в сфере ЖКХ;
- поэтапный переход от дотирования предприятий жилищно -
коммунального хозяйства к предоставлению адресной социальной
помощи (жилищных субсидий) низкодоходным группам населения;
- привлечение внебюджетных источников финансирования развития
жилищно-коммунальной инфраструктуры, в том числе зарубежных
инвестиций (фонды ресурсо- и энергосбережения).
3. Государственному комитету Российской Федерации по жилищной
и строительной политике на основе генерального соглашения о
взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и протокольного решения Правительства
Российской Федерации от 12.05.97 N 7:
обеспечить контроль за прохождением в Федеральном Собрании
законопроекта об освобождении от налога на добавленную стоимость
услуг и работ организаций - подрядчиков по обслуживанию жилья,
возникающего при разделении функций заказчика и подрядчика на
предоставление данных услуг;
принять участие в подготовке и принятии решений по снижению
цен на товары и услуги естественных монополистов, деятельность
которых регулируется на федеральном уровне, - на электроэнергию,
газ, железнодорожные тарифы;
на регулярной основе анализировать и обобщать имеющийся опыт
проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства в регионах для
учета при разработке нормативно-методических материалов по
реализации концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в
Российской Федерации;
обеспечивать координацию деятельности субъектов Российской
Федерации, муниципальных образований, предприятий, учреждений и
организаций жилищно-коммунального хозяйства по проведению реформы
жилищно-коммунального хозяйства;
усилить методологическую и методическую помощь субъектам
Российской Федерации, муниципальным образованиям в вопросах
реформирования жилищно-коммунальной сферы, уделять больше внимания
вопросам подготовки и переподготовки кадров, регулярнее проводить
семинары с выездом на места по проблемным вопросам реформирования
жилищно-коммунального хозяйства, разъяснять социально -
экономическую значимость реформы с привлечением объединений
жилищных движений граждан.
4. Считать необходимым органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и местного самоуправления разработать
региональные программы реформирования жилищно-коммунального
хозяйства до 1 августа с.г. на основе базовых принципов,
заложенных в Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства,
уделив особое внимание реализации программ социальной поддержки
населения и организации муниципальных центров по предоставлению
гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных
услуг, установив при этом конкретные этапы реализации программы
(первоочередные, среднесрочные и т.д.).
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и местного самоуправлению до 1 сентября
1997 года:
а) совместно с подразделениями Государственного комитета
Российской Федерации по антимонопольной политике и региональными
энергетическими комиссиями провести анализ ценообразования в
структурах тепло-, водо- и энергоснабжения с привлечением к этой
работе аудиторских компаний;
б) ввести форму ежемесячной квитанции населению на оплату
жилья и коммунальных услуг с разделением на виды услуг, выделением
платежей населения и размеров бюджетных дотаций, а также указанием
размера жилищных компенсаций (субсидий) низкодоходным группам
населения (используя, в частности, опыт г. Санкт-Петербурга);
в) принять комплекс необходимых мер по оснащению зданий,
строений, помещений и других объектов, занимаемых предприятиями,
учреждениями и иными организациями бюджетной сферы, приборами
учета и регулирования потребления электроэнергии (для работы по
двухставочному тарифу), тепла, газа и воды;
г) усилить работу по разъяснению целей и задач реформы
жилищно-коммунального хозяйства с использованием средств массовой
информации;
д) провести организаторскую работу по обязательной установке
приборов учета на магистральных тепловых сетях на границах с
источниками тепла;
е) обеспечить приоритетный переход на самоокупаемость и
предоставление на конкурсной основе отдельных услуг
жилищно-коммунального хозяйства (уборка мусора, текущий ремонт
жилья, обслуживание лифтов, антенного хозяйства и т.д.);
ж) с участием на местах органов Главгосэкспертизы,
архстройконтроля, жилищных инспекций и других заинтересованных
организаций осуществить в двухмесячный срок сплошную проверку
утвержденных проектов и выполненных объектов жилищного и
культурно-бытового строительства в части соответствия их новым
требованиям СНиПов по теплотехническим качествам зданий, установке
приборов учета и регулирования потребления коммунальных услуг,
принять меры к исправлению выявленных нарушений;
з) создать необходимые предпосылки для образования и
функционирования товариществ собственников жилья (упрощенный
порядок регистрации с минимальными затратами, льготы по местным
налогам и сборам, предоставление дотаций наравне с муниципальным
жильем), оказывать в дальнейшем всемерную поддержку жилищным
движениям.
6. Одобрить предложения Государственного комитета Российской
Федерации по жилищной и строительной политике о разработке
первоочередных правовых и нормативно-технических документов на
1997 год.
Председатель Госстроя России,
Председатель Межведомственного совета
по вопросам строительства, архитектуры
и жилищно-коммунального хозяйства
Е.В.БАСИН
|