ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 16 июля 1997 г. N 40
О СЕРЬЕЗНЫХ НЕДОСТАТКАХ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ
ПРОКУРАТУРЫ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Коллегия Генеральной прокуратуры, обсудив отчеты прокурора
Ставропольского края Лушникова Ю.М., заместителя прокурора края -
начальника управления прокуратуры края на Кавказских Минеральных
Водах Кравченко В.П. и сообщение начальника управления Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Захарова Ю.С. о результатах
проверки, отметила, что органы прокуратуры Ставропольского края в
условиях сложной криминогенной обстановки принимали меры,
направленные на решение актуальных проблем прокурорского надзора,
борьбы с преступностью. Улучшена координация деятельности
правоохранительных органов региона. Расследован ряд тяжких и
опасных преступлений, виновные привлечены к законной
ответственности.
Вместе с тем уровень организации работы прокуратуры края и
подчиненных прокуратур не в полной мере обеспечивал решение задач
борьбы с преступностью и укрепления законности.
Со стороны прокуратуры края ослаблен контроль за деятельностью
подчиненных органов.
Отсутствовала четкая система исполнения требований приказов
Генерального прокурора в части организации прокурорского надзора
за предварительным следствием и раскрытием преступлений,
соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В прокуратурах г.
Невинномысска, Грачевского, Шпаковского и некоторых других районов
поступающие из Генеральной прокуратуры Российской Федерации,
прокуратуры края руководящие документы в большинстве своем без
должной проработки списывались в наряд и в практической
деятельности не использовались. Проверки и выезды на места в ряде
случаев носили поверхностный характер, нарушения и просчеты в
работе прокуратур своевременно не выявлялись и меры по их
устранению не принимались.
Принижен спрос с прокуроров и следователей за серьезные
упущения и просчеты в работе, нарушения законности при
расследовании преступлений, порочащие проступки.
Прокурор Благодарненского района Васильев В.А. длительное
время халатно относился к исполнению служебных обязанностей,
однако неоднократными проверками этой прокуратуры факты беззакония
в его деятельности своевременно выявлены не были. После увольнения
Васильева В.А. в прокуратуре обнаружено 122 подлежащих направлению
в суд уголовных дела, по которым решения в установленном законом
порядке длительное время не принимались. Прокурор края Лушников
Ю.М. не дал принципиальной оценки этим грубейшим нарушениям
законности. Генеральной прокуратурой в отношении Васильева
возбуждено уголовное дело.
Руководители прокуратуры края крайне редко выезжали с
проверками и оказанием помощи, особенно в прокуратуры отдаленных
районов.
В организаторской деятельности краевой прокуратуры проявлялся
формализм и заорганизованность. На места направлялись
многочисленные задания и поручения. Планы работы ряда прокуратур
полностью дублируют мероприятия прокуратуры края.
В выполнении задач, стоящих перед органами прокуратуры края,
явно недостаточна организующая роль коллегии: на обсуждение
коллегии вносилось по четыре - пять вопросов, порой без должной
проработки; решения зачастую носили декларативный характер. Редко
практиковалось заслушивание на заседаниях коллегии отчетов
руководителей структурных подразделений аппарата, подчиненных
прокуроров.
Не обеспечивалось необходимое взаимодействие структурных
подразделений аппарата краевой прокуратуры в руководстве
деятельностью горрайпрокуроров.
Организационные просчеты сказались на уровне работы органов
прокуратуры края, результативности прокурорского надзора.
Установлены серьезные недостатки в организации надзора за
исполнением законов и законностью правовых актов, издаваемых
органами исполнительной и законодательной власти края. В ряде
случаев не проявлялась должная принципиальность и настойчивость в
устранении нарушений закона.
Слабо использовались возможности аналитической работы для
своевременного выявления негативных тенденций в структуре и
динамике преступности, которая из года в год остается высокой.
Распространены преступления, совершенные с применением оружия и
взрывных устройств, похищением людей. Сохраняется сложная
обстановка с преступностью несовершеннолетних.
Проверкой выявлены серьезные просчеты в организации работы
следственного аппарата прокуратуры края и прокурорского надзора за
расследованием преступлений. Ослаблен надзор за исполнением
законов органами внутренних дел при приеме, регистрации, учете и
разрешении заявлений и сообщений о преступлениях. Многочисленные
факты необоснованного прекращения уголовных дел по реабилитирующим
основаниям, в том числе по тяжким преступлениям, вскрываются
несвоевременно, незаконные решения отменяются спустя длительное
время.
Из числа прекращенных уголовных дел свыше половины составляют
дела, прекращенные за отсутствием события и состава преступления.
В 1996 г. 371 уголовное дело прекращено за смертью обвиняемых.
Законность таких решений не проверялась.
На 11 процентов увеличилось количество уголовных дел,
приостановленных за неустановлением виновных.
На всех стадиях расследования влияние и роль надзирающих
прокуроров явно недостаточны: на места происшествий они выезжают
редко, конкретных указаний дают мало, обоснованность принимаемых
решений лично не проверяют.
По большинству изученных уголовных дел о нераскрытых тяжких
преступлениях выявлены многочисленные недостатки в организации
следствия, что сказалось на установлении виновных. Расследование
по этим делам проводилось поверхностно, необходимое взаимодействие
с оперативно - розыскными службами не осуществлялось. Не было
должного надзора за реализацией процессуальных полномочий по
руководству следствием начальниками следственных и оперативно -
розыскных подразделений органов внутренних дел.
Не обеспечивалось строгое соблюдение законности при арестах и
задержаниях граждан. Распространены факты изменения меры
пресечения в виде заключения под стражу на подписку о невыездах:
только за 3 месяца 1997 г. - в отношении 96 человек, в том числе
по делам об особо тяжких и тяжких преступлениях. Увеличилось число
лиц, оправданных судами.
Не наступило коренного перелома в организации работы по
надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам и
поддержанию государственного обвинения. Ухудшились показатели,
характеризующие участие прокуроров в судебных процессах и
кассационном опротестовании судебных постановлений.
Не уделялось достаточного внимания положению дел в
следственных изоляторах и местах лишения свободы. Надзорные
мероприятия планировались без учета реального состояния дел в
колониях.
Не всегда предъявлялась требовательность к кадрам за состояние
работы по жалобам и заявлениям граждан.
Серьезные просчеты допущены в руководстве управлением на
Кавказских Минеральных Водах. Организационные принципы
разграничения управленческих функций и компетенции структур
аппарата прокуратуры края и управления глубоко проработаны не
были.
Несмотря на нарастание негативных процессов в регионе и
существенных недостатков в организации работы управления
прокуратуры края, длительное время кардинальные меры по устранению
причин такого положения не принимались.
Прокурор края Лушников Ю.М. и его заместитель - начальник
управления Кравченко В.П. не проявили должной настойчивости и
принципиальности в устранении недостатков и нарушений, выявленных
проверкой Генеральной прокуратуры в 1994 году, попустительствовали
нарушениям законности и не обеспечили делового взаимодействия в
работе.
В марте 1997 г. коллегия прокуратуры края при односторонней
оценке причин допущенных просчетов и недостатков в работе
управления приняла поспешное решение о его реорганизации и
наказании должностных лиц управления.
На основании изложенного приказываю:
1. За серьезные недостатки в организации работы, ненадлежащее
исполнение приказов и указаний Генерального прокурора Российской
Федерации, ослабление требовательности к кадрам за строжайшее
соблюдение законности и служебного долга:
прокурору Ставропольского края - государственному советнику
юстиции 2 класса Лушникову Ю.М. объявить строгий выговор;
заместителю прокурора Ставропольского края - начальнику
Управления прокуратуры края на Кавказских Минеральных Водах -
старшему советнику юстиции Кравченко В.П. объявить строгий
выговор.
Предупредить Лушникова Ю.М. и Кравченко В.П., что если они в
ближайшее время не примут исчерпывающих мер к исправлению
положения дел, к ним будут приняты более строгие меры воздействия,
вплоть до освобождения от занимаемых должностей.
Приказ прокурора Ставропольского края от 04.06.97 N 85-б в
части наказания Кравченко В.П. отменить.
2. Первому заместителю Генерального прокурора Чайке Ю.Я.,
заместителям Генерального прокурора Катышеву М.Б., Розанову А.А.,
начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры взять на
особый контроль деятельность прокуратуры Ставропольского края по
укреплению законности и правопорядка, борьбе с преступностью,
осуществлению мер по улучшению работы с кадрами.
Провести в I квартале 1998 г. в порядке контроля проверку
организации работы прокуратуры Ставропольского края и фактического
устранения вскрытых недостатков.
С участием прокуратуры края в двухмесячный срок разработать и
внести Генеральному прокурору Российской Федерации предложения о
полномочиях и направлениях деятельности структурного подразделения
прокуратуры на Кавказских Минеральных Водах.
3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации
Чайку Ю.Я.
Приказ направить прокурорам субъектов Федерации и приравненным
к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных
прокуратур, прокурорам городов и районов Ставропольского края.
Генеральный прокурор
Российской Федерации,
Действительный
государственный
советник юстиции
Ю.И.СКУРАТОВ
|