ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 1997 г. No. 975/97
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации на постановление апелляционной инстанции
Арбитражного суда Омской области от 06.11.96 по делу No. К/У-55.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил
следующее.
Товарищество с ограниченной ответственностью "Транспортно -
экспедиционное предприятие "ТЭП" обратилось в Арбитражный суд
Омской области с иском о признании недействительным постановления
Государственной налоговой инспекции по Ленинскому району города
Омска от 17.04.96 No. 03-28/1055 в части взыскания 135478000
рублей пеней за несвоевременную уплату налога на реализацию
горюче-смазочных материалов.
Решением от 06.08.96 в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.11.96 решение
отменено, исковые требования удовлетворены.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации предлагается постановление апелляционной
инстанции отменить и оставить решение суда первой инстанции без
изменения.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Государственная налоговая инспекция по Ленинскому району
города Омска провела тематическую проверку правильности
исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на
реализацию горюче-смазочных материалов товариществом с
ограниченной ответственностью "Транспортно-экспедиционное
предприятие "ТЭП" (далее ТОО "ТЭП") за 1995 год. В акте проверки
зафиксировано, что в период с января по май ТОО "ТЭП" не
представляло в налоговую инспекцию расчет по данному налогу, а в
последующие периоды исчисляло налог не в полном объеме.
По результатам проверки госналогинспекцией принято
постановление от 17.04.96 No. 03-28/1055 о применении к
товариществу санкций, в том числе 7314000 рублей штрафа за
непредставление расчета и 174926000 рублей пеней за
несвоевременную уплату налога.
Принимая постановление о признании недействительным акта
налогового органа в части взыскания 135478000 рублей пеней,
апелляционная инстанция сослалась на то, что Законом Российской
Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" срок уплаты
налога на реализацию горюче-смазочных материалов не установлен и,
следовательно, санкции за несвоевременную уплату этого налога
применяться не должны.
Однако согласно статье 2 Закона Российской Федерации
"О дорожных фондах в Российской Федерации" порядок образования и
использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации
определялся Верховным Советом Российской Федерации.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от
23.01.92 No. 2235-1 утвержден порядок образования и использования
Федерального дорожного фонда Российской Федерации, в пункте 10
которого установлен срок уплаты налога на реализацию
горюче-смазочных материалов: ежемесячно в сроки, установленные для
уплаты налога на добавленную стоимость.
Таким образом, постановление суда апелляционной инстанции
является неправильным и подлежит отмене.
Вместе с тем решение арбитражного суда также подлежит отмене
по следующим основаниям.
Оспаривая акт налогового органа в части размера пеней
ТОО "ТЭП" ссылалось на то, что при их исчислении госналогинспекция
необоснованно определила период окончания просрочки уплаты
налога - в зависимости от срока представления расчета
налогоплательщиком, а не от срока фактической уплаты налогового
платежа в бюджет. Кроме того, при исчислении санкций не была
учтена переплата налога в отдельные периоды 1995 года.
Арбитражный суд отклонил доводы налогоплательщика, поскольку
налоговые платежи перечислялись в отдельные периоды товариществом
до представления расчета, и заявления об имевших место переплатах
в госналогинспекцию не направлялись.
Однако в соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
обязанность юридического лица по уплате налога прекращается
уплатой им налога.
Пунктом 62.5 инструкции Госналогслужбы России от 15.05.95
No. 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в
дорожные фонды", излишне внесенные суммы налога засчитываются в
счет очередных платежей или возвращаются плательщику налоговым
органом или органом, ведущим учет налоговых платежей, в 10-дневный
срок со дня получения его письменного заявления.
В материалах дела имеются платежные поручения товарищества о
перечислении налога на реализацию горюче-смазочных материалов в
1995 году и контррасчет налогоплательщика, однако эти документы не
были исследованы и надлежаще оценены судом.
При таких обстоятельствах судебные акты Арбитражного суда
Омской области подлежат отмене с направлением дела на новое
рассмотрение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
п о с т а н о в и л:
решение от 06.08.96 и постановление апелляционной инстанции от
06.11.96 Арбитражного суда Омской области по делу No. К/У-55
отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской
области.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф. ЯКОВЛЕВ
|