Утвержден
Постановлением
Пленума Экономического Суда
Содружества Независимых Государств
10 июля 1997 года
РЕГЛАМЕНТ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Настоящий Регламент определяет порядок процессуальной
деятельности Экономического Суда Содружества Независимых
Государств (далее - Экономический Суд) при рассмотрении отнесенных
к его компетенции споров и запросов о толковании.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Основные понятия, применяемые в настоящем Регламенте.
Акты Содружества - договоры, решения, заявления, обращения и
иные волеизъявления глав государств, глав правительств, а также
акты, принятые (изданные) органами и институтами Содружества.
Органы и институты Содружества - организационные структуры
Содружества, созданные в соответствии с его Уставом, а также
договорами (решениями) государств - участников Содружества.
Полномочный орган государства - орган или должностное лицо,
который в силу национального законодательства государства или
специального полномочия имеет право представлять интересы и
совершать действия от имени данного государства.
2. Целью деятельности Экономического Суда является обеспечение
единообразного применения договоров государств - участников
Содружества, а также актов Содружества.
3. Деятельность Экономического Суда по осуществлению
правосудия неподотчетна и неподконтрольна никаким должностным
лицам и органам Содружества. Государство - участник Содружества не
может воспрепятствовать деятельности Экономического Суда по
причине несогласия с позицией, занятой Экономическим Судом.
4. Экономический Суд в своей деятельности руководствуется:
Соглашением о статусе Экономического Суда Содружества
Независимых Государств от 6 июля 1992 года (далее - Соглашение о
статусе Экономического Суда);
Уставом Содружества Независимых Государств от 22 января
1993 года;
Договором о создании Экономического союза от 24 сентября
1993 года;
иными договорами, заключенными в рамках Содружества;
актами Содружества;
общепризнанными принципами международного права;
настоящим Регламентом и иными документами, регулирующими
деятельность Экономического Суда.
5. Сторонами спора или иными заинтересованными в деле лицами в
Экономическом Суде могут являться государства - участники
Содружества, органы и институты Содружества, а также иные
государства, если рассмотрение такого спора в Экономическом Суде
предусмотрено международным договором и настоящим Регламентом.
6. Экономический Суд работает постоянно.
Во время судебных каникул (отпусков судей) действует одна
коллегия, состав которой определяется Экономическим Судом.
Глава 2. СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА
7. Экономический Суд образуется из равного числа судей от
каждого государства - участника Соглашения о статусе
Экономического Суда.
Каждый судья обязан при вступлении в должность на заседании
Экономического Суда принять присягу следующего содержания:
"Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои
обязанности, быть беспристрастным и справедливым, как велят долг
судьи и моя совесть".
При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.
Описание мантии судьи Экономического Суда и порядок ее выдачи
определяется Экономическим Судом.
8. Экономический Суд как судебный орган действует в составе
коллегий Экономического Суда, полного состава Экономического Суда
и Пленума Экономического Суда.
9. Коллегии Экономического Суда создаются полным составом
Экономического Суда из числа судей Экономического Суда в
количестве трех или пяти судей сроком на один год для рассмотрения
споров, указанных в пунктах 22 и 23 настоящего Регламента.
10. Деятельностью коллегии Экономического Суда руководит
председательствующий, избираемый полным составом Экономического
Суда из числа судей Экономического Суда, входящих в состав
коллегии.
Полномочия председательствующего коллегии определяются
настоящим Регламентом.
11. Коллегия Экономического Суда правомочна принимать решения
в случае, если в ее составе не менее трех судей.
Судья Экономического Суда - член коллегии имеет один голос и
не вправе воздерживаться от голосования при принятии решения по
делу. Решение коллегии считается принятым, если за него
проголосовало простое большинство (50 процентов + 1 голос) от
числа членов коллегии, принимающих решение по делу. При равенстве
голосов принятым считается решение, за которое проголосовал
председательствующий коллегии.
12. Полный состав Экономического Суда состоит из всех судей
Экономического Суда.
Полный состав Экономического Суда правомочен принимать решения
в случае, если на его заседании присутствуют более половины
избранных (назначенных) и приступивших к исполнению своих
обязанностей судей Экономического Суда.
Судья Экономического Суда при голосовании полным составом
Экономического Суда имеет один голос и не вправе воздерживаться от
голосования при принятии решения по делу. Полный состав
Экономического Суда принимает решение простым большинством голосов
(50 процентов + 1 голос) от общего числа присутствующих на
заседании судей Экономического Суда. При равенстве голосов
принятым считается решение, за которое проголосовал
председательствующий полного состава Экономического Суда.
13. Высшим коллегиальным органом Экономического Суда является
Пленум Экономического Суда.
В состав Пленума Экономического Суда входят:
судьи Экономического Суда;
председатели высших хозяйственных (арбитражных) судов
государств - участников Соглашения о статусе Экономического Суда
или иных высших государственных органов, разрешающих в данных
государствах экономические споры.
14. Председатель Экономического Суда является Председателем
Пленума Экономического Суда. Секретарь Пленума Экономического Суда
избирается членами Пленума Экономического Суда из его состава
большинством голосов открытым голосованием сроком на пять лет.
15. Пленум Экономического Суда является правомочным при
условии участия на его заседании не менее двух третей от общего
числа его членов.
По предложению Председателя Экономического Суда либо не менее
одной трети состава Пленума Экономического Суда созывается
внеочередное заседание Пленума Экономического Суда.
16. На заседаниях Пленума Экономического Суда по приглашению
Председателя Экономического Суда могут присутствовать
представители органов, институтов Содружества и другие лица.
17. Вопросы, выносимые на рассмотрение заседания Пленума
Экономического Суда, подготавливаются Председателем Экономического
Суда совместно с секретарем Пленума Экономического Суда. Вопросы,
требующие безотлагательного решения, а также иные вопросы в
повестку дня очередного и внеочередного заседания Пленума
Экономического Суда включаются по предложению более половины
членов Пленума Экономического Суда, а также по инициативе
Председателя Экономического Суда.
Повестка дня заседания Пленума Экономического Суда доводится
до сведения членов Пленума Экономического Суда за пятнадцать дней
до даты созыва заседания Пленума Экономического Суда, кроме
случаев созыва внеочередного заседания, когда повестка дня должна
быть доведена до сведения членов Пленума Экономического Суда за
три дня до заседания.
18. Работой заседания Пленума Экономического Суда руководит
Председатель Экономического Суда.
19. Очередность рассматриваемых на заседании Пленума
Экономического Суда вопросов определяется повесткой, если Пленум
Экономического Суда не решит иное.
20. Пленум Экономического Суда принимает решения простым
большинством голосов входящих в состав Пленума Экономического Суда
лиц, участвующих на его заседании. При равенстве голосов "за" и
"против" голосуемое предложение считается отклоненным.
Участвующие в заседании члены Пленума Экономического Суда не
вправе воздерживаться от голосования.
Решение Пленума Экономического Суда является окончательным,
принимается в форме постановления и подписывается Председателем
Экономического Суда и секретарем Пленума Экономического Суда.
Глава 3. КОМПЕТЕНЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА
21. Компетенция Экономического Суда определяется Соглашением о
статусе Экономического Суда и настоящим Регламентом.
22. Экономический Суд разрешает споры между государствами -
участниками Соглашения о статусе Экономического Суда:
возникающие при исполнении экономических обязательств,
предусмотренных международными договорами государств - участников
Содружества, а также актами Содружества;
о соответствии нормативных и других актов государств -
участников Содружества, принятых по экономическим вопросам,
международным договорам государств - участников Содружества, а
также актам Содружества.
23. Экономический Суд также разрешает споры, отнесенные к его
ведению соглашениями между:
государствами - участниками Содружества, не являющимися
участниками Соглашения о статусе Экономического Суда;
государствами - участниками Содружества, являющимися
участниками Соглашения о статусе Экономического Суда, с одной
стороны, и государствами - участниками Содружества, не являющимися
участниками Соглашения о статусе Экономического Суда, с другой;
государствами, одно из которых является участником Соглашения
о статусе Экономического Суда, а другое не является участником
Содружества;
государствами, не являющимися участниками Содружества;
органами и институтами Содружества;
органом и институтом Содружества, с одной стороны, и
государством - участником Содружества, не являющимся участником
Соглашения о статусе Экономического Суда, с другой;
органом и институтом Содружества, с одной стороны, и
государством, не являющимся участником Содружества, с другой;
хозяйствующими субъектами одного транснационального
объединения государств - участников Содружества;
другими субъектами.
Указанные споры рассматриваются Экономическим Судом по
процедуре, установленной настоящим Регламентом.
24. Экономический Суд осуществляет толкование:
международных договоров государств - участников Содружества, а
также актов Содружества;
актов законодательства бывшего Союза ССР на период
взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости
применения этих актов, как не противоречащих международным
договорам государств - участников Содружества, а также актам
Содружества.
25. Пленум Экономического Суда:
рассматривает жалобы на решения коллегий Экономического Суда;
принимает рекомендации по обеспечению единообразной практики
применения договоров, а также актов Содружества при разрешении
экономических споров;
разрабатывает и вносит на рассмотрение государств - участников
Соглашения о статусе Экономического Суда, органов и институтов
Содружества предложения по устранению коллизий в законодательстве
государств - участников Содружества;
принимает и утверждает иные акты, регулирующие деятельность
Экономического Суда.
26. Вопрос о компетенции Экономического Суда в отношении
конкретного дела решает Экономический Суд (коллегия, полный
состав, Пленум).
Экономический Суд не принимает к рассмотрению, не разрешает
споры и не осуществляет толкование, если решение этих вопросов
предусмотрено иными процедурами.
Экономический Суд не может отказаться от разрешения спора за
отсутствием или неясностью подлежащей применению нормы права.
Глава 4. ПРОИЗВОДСТВО ПО РАЗРЕШЕНИЮ ДЕЛ В КОЛЛЕГИЯХ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА
27. Дело в Экономическом Суде рассматривается коллегией
Экономического Суда, как правило, в одном и том же составе судей.
Если один из судей по каким-либо причинам не может продолжать
участвовать в заседании Экономического Суда и при этом не
нарушаются требования пункта 11 настоящего Регламента, то это
обстоятельство не препятствует дальнейшему рассмотрению дела.
Если при рассмотрении дела количество судей в коллегии
Экономического Суда окажется менее трех, в слушании дела
объявляется перерыв. В случае, если в течение пятнадцати дней в
период рассмотрения спора количество судей в коллегии
Экономического Суда не достигло трех, коллегия Экономического Суда
обращается к Председателю Экономического Суда с просьбой о замене
отсутствующего судьи (судей) на время рассмотрения дела.
28. Судопроизводство в коллегии Экономического Суда
осуществляется на языке межгосударственного общения, принятого в
Содружестве. Все касающиеся судопроизводства документы
представляются участниками процесса в Экономический Суд на том же
языке.
29. Коллегии Экономического Суда рассматривают дела и
разрешают споры на основе норм материального права, применяя:
международные договоры государств - участников спора;
акты Содружества;
взаимоприменяемые нормы актов бывшего Союза ССР;
национальное законодательство государств - участников спора;
международные конвенции как общие, так и специальные,
устанавливающие правила, признанные спорящими сторонами;
общепризнанные принципы международного права, международные
обычаи как доказательство всеобщей практики, признанные в качестве
правовой нормы;
общие принципы права, признанные в государствах - участниках
Содружества;
постановления Пленума Экономического Суда и иные решения
Экономического Суда, носящие прецедентный характер;
постановления Пленума Экономического Суда и иные решения
Экономического Суда, обладающие преюдициальной силой в отношении
конкретного дела.
30. На всех этапах судопроизводства коллегия Экономического
Суда применяет положения настоящего Регламента.
Вопросы, не урегулированные настоящим Регламентом, разрешаются
по справедливости и доброй совести при условиях:
равного отношения к спорящим сторонам;
предоставления каждой стороне возможности надлежащей защиты
своих интересов.
31. Доказательствами по делу являются любые фактические
данные, на основании которых коллегия Экономического Суда
устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих
требования или возражения сторон, а также иные обстоятельства,
имеющие значение для полного, всестороннего и объективного
разрешения спора. Каждая сторона должна доказывать те
обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих
требований или возражений. Коллегия Экономического Суда принимает
только те доказательства, которые имеют отношение к
рассматриваемому делу.
Проверка доказательств производится в порядке, установленном
коллегией Экономического Суда, рассматривающей спор.
32. Процессуальные действия в Экономическом Суде должны
совершаться в сроки, предусмотренные настоящим Регламентом.
Сроки начинают исчисляться со следующего дня после календарной
даты или наступления события, которыми определяется их начало.
Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно
может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня
срока.
Если в государстве, где документ должен быть предъявлен или
иная обязанность выполнена, день, следующий за названной датой,
является нерабочим или праздничным, срок начинает исчисляться в
первый последующий рабочий день.
Если последний день соответствующего срока является нерабочим
или праздничным в государстве, в котором документ считается
предъявленным или иная обязанность выполненной, срок истекает в
двадцать четыре часа первого последующего рабочего дня.
Право на совершение процессуальных действий прекращается с
истечением установленного настоящим Регламентом или назначенного
Экономическим Судом срока. Документы, поданные в Экономический Суд
по истечении процессуального срока, оставляются без рассмотрения и
возвращаются обратившейся стороне, если Экономическим Судом не
будет принято иное решение.
33. Коллегия Экономического Суда вправе в ходе подготовки дела
к судебному разбирательству и на любой стадии судебного процесса
обращаться устно и письменно к специалистам за консультациями,
знакомиться с хозяйственной, правоприменительной и иной практикой.
34. Коллегия Экономического Суда может на любой стадии
судопроизводства:
потребовать от сторон предоставления дополнительных документов
или объяснений;
запросить необходимые материалы от органов и институтов
Содружества, а также иных юридических и физических лиц;
при достижении сторонами мирового соглашения, надлежаще
оформленного, утвердить его и прекратить дело производством;
поручить проведение расследования генеральному советнику
Экономического Суда, экспертизы - конкретному лицу, организации, а
также органу или институту Содружества по своему усмотрению.
Требования Экономического Суда, предъявляемые в пределах его
компетенции, являются обязательными для лиц, к которым они
предъявляются.
35. Для передачи извещений и других процессуальных документов
иным лицам, кроме полномочных представителей сторон спора,
коллегия Экономического Суда на всех стадиях судопроизводства
вправе обратиться непосредственно к правительству того
государства, на территории которого извещение или иной
процессуальный документ должен быть вручен. То же правило
применяется в случаях, когда необходимо принять меры к получению
доказательств на месте.
36. Участниками процесса являются стороны спора, третьи лица,
генеральные советники, эксперты и переводчики.
37. Сторонами по рассматриваемому в коллегии Экономического
Суда спору являются сторона - заявитель и сторона - ответчик.
При осуществлении правосудия стороны имеют равные права.
38. До начала судебного разбирательства сторона - ответчик
вправе предъявить встречные требования, которые оформляются в том
же порядке, что и основные.
39. Если государство либо орган или институт Содружества
считает, что решение Экономического Суда по делу сможет затронуть
его интерес правового характера, он может до вынесения решения по
существу спора обратиться с ходатайством о вступлении в дело для
присоединения к одной из сторон или для защиты самостоятельного
интереса.
В случае удовлетворения ходатайства коллегия Экономического
Суда выносит определение о вступлении в дело государства либо
органа или института Содружества, обратившегося с ходатайством на
стороне - заявителя или стороне - ответчика, либо как третье лицо,
и направляет другим участникам спора копии заявления о вступлении
в дело, иных документов, приложенных к заявлению.
40. Стороны и третьи лица вправе знакомиться с материалами
дела, делать выписки, снимать копии, заявлять отводы, ходатайства,
представлять доказательства, задавать вопросы с разрешения
председательствующего, давать письменные и устные объяснения,
представлять свои доводы по возникающим в ходе судебного
разбирательства вопросам, возражать против ходатайств и доводов
участников процесса, обжаловать решения и определения коллегии
Экономического Суда, а также совершать иные действия,
предусмотренные настоящим Регламентом. Участники процесса обязаны
добросовестно пользоваться процессуальными правами,
предоставленными настоящим Регламентом.
Кроме того, стороны пользуются правом заключения мирового
соглашения. Сторона - заявитель до вынесения решения по существу
вправе отказаться от заявленного требования, увеличить или
уменьшить размер требований, а сторона - ответчик - признать или
не признать заявленные требования.
Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет
спора, пользуются всеми правами и несут все обязанности стороны по
делу.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на
предмет спора, могут вступить в дело на стороне заявителя или
ответчика, если решение по делу может затронуть их интересы,
повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон.
Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству
сторон процесса или по инициативе коллегии Экономического Суда.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на
предмет спора, несут процессуальные обязанности и пользуются
правами стороны, кроме прав на отказ от заявленных требований,
увеличения или уменьшения размера имущественных требований,
признания заявленного требования, заключения мирового соглашения,
требования принудительного исполнения судебного решения.
41. К участию в деле могут быть привлечены в качестве
свидетелей должностные лица и иные работники органов, институтов
Содружества, других предприятий, организаций и учреждений, органов
государственной власти и управления, общественных организаций
государств - участников Содружества, международных органов и
организаций, граждане государств - участников Содружества.
Свидетели обязаны явиться по вызову Экономического Суда,
сообщить известные им сведения и обстоятельства по делу; по
предложению Экономического Суда дать объяснения в письменном виде,
ответить на вопросы судей и участвующих в деле других лиц.
42. Переводчик, приглашенный коллегией Экономического Суда к
участию в деле, обязан переводить объяснения, заявления лиц, не
владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, а этим
лицам - всю информацию, установленную коллегией Экономического
Суда в ходе заслушивания других участников процесса, а также
распоряжения председательствующего в заседании, определение и
решение Экономического Суда.
43. Экспертам, свидетелям и переводчикам разъясняются их права
и обязанности, о чем они дают подписку.
44. Коллегия Экономического Суда в случае необходимости сбора
доказательств вне места расположения Экономического Суда вправе
обратиться к соответствующему органу, разрешающему экономические
споры в государстве - участнике Содружества, с просьбой произвести
определенные процессуальные действия. Такое обращение оформляется
определением, в котором кратко излагается существо спора,
указываются обстоятельства, подлежащие выяснению, уточнению, а
также срок его исполнения, и направляется в вышеуказанный орган.
45. Работа Экономического Суда носит открытый характер.
Процесс обсуждения коллегией Экономического Суда вопросов при
вынесении решений, определений и постановлений всегда и при любых
обстоятельствах носит сугубо конфиденциальный характер и
разглашению не подлежит.
46. Судебные расходы состоят из издержек, связанных с
рассмотрением дела.
47. К издержкам, связанным с рассмотрением дела в коллегии
Экономического Суда, относятся:
суммы, подлежащие выплате экспертам, привлекаемым для дачи
заключений или участия в судебном процессе;
расходы по переводу материалов дела;
расходы, связанные с рассмотрением спора с выездом на место;
расходы, связанные с исполнением судебного решения;
расходы, связанные с вызовом свидетелей;
иные расходы, связанные с рассмотрением дела.
48. Расходы по экспертизе и переводу материалов дела, когда
они производятся за вознаграждение, определяются Экономическим
Судом с учетом установленных в надлежащем порядке ставок.
Экспертам и свидетелям возмещаются понесенные ими в связи с
явкой в Экономический Суд расходы по проезду и найму жилого
помещения и выплачиваются суточные в размерах, установленных для
работников, направляемых в служебные командировки,
законодательством государства, из которого они прибыли.
Переводчик получает вознаграждение за работу, выполненную им
по поручению Экономического Суда, если эта работа не входит в круг
его служебных обязанностей.
Расходы, связанные с исполнением решения Экономического Суда,
возмещаются по фактическим затратам.
49. Государство, не являющееся участником Соглашения о статусе
Экономического Суда, при обращении в Экономический Суд помимо
судебных расходов уплачивает судебную пошлину в размере десяти
процентов от суммы предъявленных требований (в валюте требований),
а при обращении в Экономический Суд с требованиями
неимущественного характера уплачивает судебную пошлину в размере
десяти минимальных заработных плат Российской Федерации на момент
осуществления платежа.
Указанные суммы зачисляются на расчетный счет Экономического
Суда.
50. Издержки, связанные с рассмотрением дела, и судебная
пошлина (в случае ее уплаты) относятся:
на виновную сторону;
пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Если дело возникло вследствие неправильных действий стороны,
Экономический Суд вправе отнести на нее расходы в полном размере.
Отводы
51. До вынесения решения судья, секретарь судебного заседания,
генеральный советник и переводчик, участвующие в рассмотрении
дела, должны сообщить председательствующему коллегии
Экономического Суда любые факты и обстоятельства, которые могут
вызвать сомнения в его непредвзятости и независимости от любой из
сторон по делу, для решения вопроса о возможном их отводе.
52. Стороны, а также третьи лица могут заявить требование об
отводе судьи, секретаря судебного заседания, генерального
советника, эксперта и переводчика от участия в рассмотрении дела
по обстоятельствам, указанным в пункте 51 настоящего Регламента.
Требование об отводе оформляется заявлением, передаваемым
председательствующему коллегии Экономического Суда до начала
судебного заседания. В заявлении указываются факты и
обстоятельства, на которых основывается требование об отводе.
В ходе судебного заседания сообщение о самоотводе и заявление
об отводе допускаются лишь в случаях, когда основание самоотвода
или отвода стало известно лицу, заявляющему самоотвод или отвод,
после начала рассмотрения дела.
Основанием для заявления требования об отводе не может служить
национальная принадлежность судьи, секретаря судебного заседания,
генерального советника, эксперта и переводчика или их гражданство.
53. Председательствующий коллегии Экономического Суда, получив
сообщение судьи, секретаря судебного заседания, генерального
советника, эксперта и переводчика о самоотводе или заявление
сторон или третьих лиц об отводе, передает его в трехдневный срок
на рассмотрение коллегии Экономического Суда.
Коллегия Экономического Суда решает вопрос о принятии либо
отклонении заявленных требований об отводе или самоотводе судьи,
секретаря судебного заседания, генерального советника, эксперта
или переводчика, о чем выносит определение, которое является
окончательным. В случае отклонения коллегией Экономического Суда
заявленного судьей самоотвода этот судья обязан участвовать в
рассмотрении дела.
В случае удовлетворения отвода или самоотвода судьи
Председатель Экономического Суда при необходимости производит
замену его на время рассмотрения дела.
Возбуждение и подготовка дела к рассмотрению
54. С заявлениями в Экономический Суд о разрешении споров
(о реализации Экономическим Судом полномочий, предусмотренных
пунктами 22 и 23 настоящего Регламента) обращаются
заинтересованные государства, а также органы, институты
Содружества в лице их полномочных органов или полномочных
представителей.
55. Заявления и другие документы, адресованные Экономическому
Суду, должны быть доставлены фиксированным видом связи, оформлены
в соответствии с правилами о документации и подписаны должностным
лицом, полномочия которого у Экономического Суда не вызывают
сомнений, либо подтверждены специальной доверенностью или иным
надлежащим документом.
Фиксированный вид связи - любой вид связи, обеспечивающий
фиксирование отправления документа или иную информацию в
письменном виде. Сторона, отправляющая документ или иную
информацию в письменном виде, должна представить достаточные
доказательства отправки документа или информации конкретному
адресату.
56. В заявлении, предъявляемом в Экономический Суд,
обязательно указываются: предмет спора, фактические
обстоятельства, на которых сторона - заявитель основывает свои
требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства,
правовое основание требований, а также другие обстоятельства,
необходимые для всестороннего, полного и объективного рассмотрения
дела. Заявления и приложенные к нему материалы (документы или их
копии) подаются в Экономический Суд с копиями по числу ответчиков.
Сторона - заявитель вправе соединить в одном заявлении
несколько требований, связанных между собой.
57. Поступившее заявление регистрируется в порядке,
установленном Экономическим Судом.
Председатель Экономического Суда в десятидневный срок
направляет заявление с приложенными материалами коллегии
Экономического Суда и одновременно назначает судью - докладчика и
генерального советника.
58. Коллегия Экономического Суда в срок не позднее тридцати
дней с момента получения заявления проводит заседание, в котором
выносит определение о принятии заявления к рассмотрению либо об
отказе в его принятии. При отказе заявление остается в
Экономическом Суде, а приложенные материалы возвращаются
обратившейся стороне.
Основанием для отказа в принятии заявления к рассмотрению
является неподсудность дела Экономическому Суду.
Определение коллегии Экономического Суда о принятии заявления
к рассмотрению либо об отказе в его принятии подписывается
составом коллегии Экономического Суда.
Определение об отказе в принятии заявления к рассмотрению
может быть обжаловано в Пленум Экономического Суда.
В случае отмены указанного определения заявление считается
поданным в день первоначального обращения в Экономический Суд.
Коллегия Экономического Суда вправе объединить несколько
однородных дел, в которых участвуют одни и те же стороны, в одно
производство.
Коллегия Экономического Суда вправе выделить одно или
несколько соединенных требований в отдельное производство.
Об объединении дел и выделении требований в отдельное
производство коллегия Экономического Суда выносит определение.
В случае принятия заявления к рассмотрению копии определения
коллегии Экономического Суда с приложением копий документов,
подтверждающих требования заявителя, в десятидневный срок со дня
вынесения определения направляются всем сторонам по делу и
заинтересованным государствам, а при необходимости также органам и
институтам Содружества.
59. Коллегия Экономического Суда возвращает заявление и
приложенные к нему документы в случаях:
если заявление не подписано или подписано неполномочным лицом;
если до вынесения определения о принятии заявления к
рассмотрению заявитель обратился с просьбой о возвращении
заявления и приложенных к нему документов.
Возвращение коллегией Экономического Суда заявления не
препятствует вторичному обращению с ним в Экономический Суд в
общем порядке после устранения допущенных нарушений.
60. При вынесении определения о принятии заявления к
рассмотрению коллегия Экономического Суда может указать в
определении любые временные меры, обеспечивающие права сторон.
Сообщение о предлагаемых временных мерах немедленно доводится до
сведения всех заинтересованных сторон, которым, по мнению коллегии
Экономического Суда, это сообщение необходимо направить.
В определении о принятии заявления к рассмотрению одновременно
с указанием временных мер для обеспечения прав сторон спора могут
быть указаны действия по подготовке дела к разбирательству.
61. Коллегия Экономического Суда в срок не позднее тридцати
дней после вынесения определения о принятии дела к производству
проводит распорядительное заседание, на котором решает вопросы:
об уточнении требований и возражений сторон с указанием срока
представления необходимых дополнительных материалов;
о действиях, которые должна совершить каждая из сторон в
процессе подготовки к судебному заседанию с указанием сроков
совершения этих действий;
о назначении экспертизы;
о поручении генеральному советнику Экономического Суда;
другие вопросы.
62. По результатам распорядительного заседания Экономический
Суд выносит определение, которое в десятидневный срок направляется
сторонам по делу и при необходимости другим адресатам.
В определении должны быть указаны:
персональный состав коллегии Экономического Суда и генеральный
советник Экономического Суда;
стороны в деле и их адреса, по которым должны направляться
уведомления, сообщения и другие процессуальные документы;
предмет спора;
какие действия должна совершить каждая из сторон к
установленному сроку;
поручение о проведении экспертизы с указанием лица, которому
поручается ее проведение;
вопросы, которые ставятся перед экспертом;
какие свидетели должны быть вызваны на заседание
Экономического Суда;
время и место заседания Экономического Суда;
другие обстоятельства, которые Экономический Суд считает
необходимыми для вынесения решения.
Определение подписывается всеми членами коллегии
Экономического Суда.
Рассмотрение дела
63. Дело рассматривается в открытом заседании, если коллегией
Экономического Суда не будет принято иное решение.
64. Неявка стороны, надлежащим образом извещенной о времени и
месте судебного заседания, не препятствует разбирательству дела.
Если одна из сторон отказывается участвовать в заседании,
судебное производство осуществляется, несмотря на такой отказ.
Сторона может просить Экономический Суд о разбирательстве дела
в ее отсутствие.
65. Генеральный советник Экономического Суда, эксперт и
переводчик обязаны явиться в судебное заседание.
Дело может рассматриваться и в случае отсутствия генерального
советника Экономического Суда и эксперта.
66. Судебное заседание ведется под руководством
председательствующего коллегии Экономического Суда, который:
открывает заседание;
сообщает, какое дело слушается;
объявляет состав коллегии Экономического Суда;
секретаря судебного заседания;
сообщает, кто участвует в качестве представителей сторон
генерального советника Экономического Суда, эксперта, иных
участников процесса;
разъясняет участникам процесса права и обязанности;
принимает необходимые меры к полному и всестороннему выяснению
обстоятельств дела;
устраняет все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу;
лишает участников судебного заседания слова при двукратном
неисполнении его требований;
удаляет из зала судебного заседания участников процесса,
нарушивших установленный порядок;
ставит перед коллегией Экономического Суда вопрос о
необходимости рассмотрения дела в закрытом судебном заседании;
объявляет перерыв в заседании коллегии Экономического Суда для
отдыха с наступлением нерабочего времени, для обеспечения
участникам судебного заседания возможности подготовиться к
заключительному выступлению, а также при возникновении
обстоятельств, препятствующих нормальному ходу судебного
заседания, либо в силу иных причин.
Распоряжения председательствующего коллегии Экономического
Суда для лиц, присутствующих в зале судебного заседания, являются
обязательными.
67. Все присутствующие в зале судебного заседания встают при
входе коллегии Экономического Суда в зал и выходе ее из зала.
Участники судебного заседания обращаются к коллегии
Экономического Суда, выступают, дают объяснения, произносят речи
стоя.
Присутствующие обращаются к членам коллегии Экономического
Суда со словами: "Уважаемый судья!", "Уважаемая коллегия
Экономического Суда!", "Уважаемый председательствующий коллегии
Экономического Суда!", "Ваша Честь!".
68. Рассмотрение дела по существу начинается с выступления
судьи - докладчика.
69. Коллегия Экономического Суда в судебном заседании
определяет порядок исследования доказательств.
В ходе судебного заседания коллегия Экономического Суда
заслушивает объяснения сторон и третьих лиц, свидетелей по делу,
исследует документы и другие письменные доказательства, заключение
эксперта.
70. Эксперт дает заключение по поставленным ему вопросам в
письменной форме.
Заключение должно содержать подробное описание проведенных
исследований, выводы и обоснованные ответы на поставленные
вопросы.
Если эксперт при подготовке заключения обнаружит имеющие
значение для дела обстоятельства, по поводу которых вопросы ему не
были поставлены, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах
в свое заключение.
Эксперт может отказаться от дачи заключения, если
представленные ему материалы недостаточны или если он не обладает
необходимыми знаниями для проведения данной экспертизы.
После изложения заключения эксперту могут быть заданы вопросы
судьями и участвующими в деле лицами.
71. После исследования материалов дела объявляются судебные
прения.
В судебных прениях выступают заинтересованные участники
процесса, которые могут ссылаться лишь на обстоятельства и
доказательства, исследованные в судебном заседании.
Первыми выступают представители стороны - заявителя, вторыми -
стороны - ответчика. Представитель третьего лица, не заявляющего
самостоятельных требований на предмет спора, выступает после
заявителя или ответчика, на стороне которого он участвует в деле.
После этого выступают представители третьего лица, заявившего
самостоятельные требования.
Представители органов и институтов Содружества, не являющиеся
сторонами либо третьими лицами, выступают последними.
После судебных прений их участники могут обменяться репликами.
Право последней реплики всегда принадлежит представителю стороны -
ответчика.
72. Судебное разбирательство завершается заслушиванием
письменного заключения генерального советника Экономического Суда.
Если генеральный советник Экономического Суда при подготовке
заключения дополнительно установит обстоятельства, имеющие
значение для дела, он вправе включить выводы о них в свое
заключение.
Генеральный советник Экономического Суда также предлагает
коллегии Экономического Суда проект решения по рассматриваемому
делу без его оглашения в судебном заседании.
73. Коллегия Экономического Суда оценивает доказательства по
внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и
объективном исследовании всех обстоятельств дела, руководствуясь
нормами права. Никакие доказательства для коллегии Экономического
Суда не имеют заранее установленной силы. Заключение эксперта
обсуждается и оценивается коллегией Экономического Суда в
совокупности с другими доказательствами по делу и может быть
отклонено полностью или частично.
74. Если коллегия Экономического Суда во время судебных прений
или по их завершению, или во время закрытого совещания признает
необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для
дела, или исследовать новые доказательства, она выносит
определение о возобновлении разбирательства дела.
После окончания разбирательства дела по существу судебные
прения происходят в общем порядке.
75. Коллегия Экономического Суда при рассмотрении дела вправе
объявить перерыв в заседании на срок не более тридцати дней.
76. При невозможности рассмотрения дела в судебном заседании
вследствие неявки представителей сторон, участвующих в деле,
генерального советника Экономического Суда, эксперта, переводчика
при необходимости представления дополнительных доказательств, а
также в иных случаях коллегия Экономического Суда откладывает
рассмотрение дела.
Об отложении рассмотрения дела выносится определение.
Не явившихся в судебное заседание участников процесса коллегия
Экономического Суда письменно извещает о времени и месте
проведения следующего судебного заседания.
77. Коллегия Экономического Суда вправе приостановить
производство по делу в случаях:
назначения коллегией Экономического Суда экспертизы;
необходимости представления дополнительного заключения
генеральным советником Экономического Суда;
реорганизации органа власти и управления государств -
участников Содружества, институтов и органов Содружества.
Экономический Суд возобновляет производство по делу после
устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление.
О приостановлении и возобновлении производства по делу
коллегия Экономического Суда выносит определение.
78. Коллегия Экономического Суда прекращает производство по
делу:
если оно не подлежит рассмотрению в Экономическом Суде;
если спорящие стороны заключили мировое соглашение,
утвержденное Экономическим Судом;
если спор между этими же сторонами о том же предмете и по тем
же основаниям рассмотрен или передан на рассмотрение Совету глав
государств Содружества в соответствии с частью первой статьи 10 и
частью третьей статьи 17 Устава Содружества Независимых Государств
или другому органу в соответствии с международными договорами;
если сторона - заявитель отказывается от своих требований в
Экономическом Суде.
О прекращении производства по делу выносится определение.
79. Коллегия Экономического Суда оставляет заявление без
рассмотрения, если:
сторона - заявитель не представила истребованные материалы,
необходимые для разрешения спора;
представитель стороны - заявителя неоднократно не является в
судебное заседание, что препятствует разрешению спора.
Об оставлении заявления без рассмотрения выносится
определение.
80. В судебном заседании ведется протокол, в котором
указывается:
год, месяц, число и место судебного заседания;
время начала и окончания судебного заседания;
состав коллегии Экономического Суда;
фамилии секретаря судебного заседания, генерального советника,
эксперта, переводчика;
наименование дела;
сведения о явке участников процесса;
сведения о разъяснении коллегией Экономического Суда
участникам процесса их процессуальных прав и обязанностей;
заявления и ходатайства участников процесса;
содержание выступления судьи - докладчика;
объяснения сторон и третьих лиц;
показания свидетелей;
заключение эксперта;
распоряжения председательствующего и определения, вынесенные
коллегией Экономического Суда без удаления в совещательную комнату
(протокольные определения);
содержание судебных прений и реплик сторон;
заключение генерального советника Экономического Суда;
сведения об оглашении определений и судебного решения, порядка
и срока его обжалования.
Протокол составляется секретарем судебного заседания.
Протокол должен быть подписан председательствующим коллегии
Экономического Суда и секретарем судебного заседания не позднее
десяти дней после окончания судебного заседания.
Стороны и третьи лица вправе знакомиться с протоколом и в
течение пяти дней со дня его подписания подавать письменные
замечания с указанием на допущенные в нем неточности и неполноту.
Замечания по протоколу рассматриваются председательствующим
коллегии Экономического Суда. В случае согласия с замечаниями он
приобщает их к протоколу, а в случае несогласия с замечаниями они
вносятся на рассмотрение коллегии Экономического Суда.
Замечания по протоколу должны быть рассмотрены в течение пяти
дней со дня их подачи.
81. Фото-, видео- и киносъемка в зале судебного заседания
может производиться только с разрешения председательствующего
коллегии Экономического Суда в порядке, им определенном. Данное
ограничение распространяется как на участников процесса, так и на
приглашенных лиц. С разрешения коллегии Экономического Суда
заседание может транслироваться по радио и телевидению.
Вынесение решений и определений
82. Если коллегия Экономического Суда сочтет, что все
обстоятельства дела достаточно выяснены, она приступает к
вынесению решения.
83. Решения коллегии Экономического Суда, которыми дело
разрешается по существу, выносятся в форме решения, другие решения
коллегии Экономического Суда выносятся в форме определения.
84. Решение коллегии Экономического Суда выносится в
письменной форме на закрытом совещании коллегии Экономического
Суда и подписывается всем составом коллегии Экономического Суда.
Процессом обсуждения дела руководит председательствующий,
обеспечивая судьям возможность свободно и беспрепятственно
выражать свое мнение.
85. Решение коллегии Экономического Суда принимается
большинством голосов с учетом достигнутого сторонами соглашения,
если оно не противоречит нормам применимого сторонами права,
фактическим обстоятельствам, материалам дела и настоящему
Регламенту.
86. В случае несогласия с решением, принятым по делу, судья
излагает свое особое мнение в письменной форме и передает
Председателю Экономического Суда.
87. Решение коллегии Экономического Суда состоит из вводной,
описательной, мотивировочной и резолютивной частей.
Во вводной части решения указываются:
состав коллегии Экономического Суда;
дата и место принятия решения;
номер дела;
фамилии и инициалы секретаря судебного заседания,
представителей сторон, других лиц, участвующих в деле, и их
должности.
В описательной части решения указываются:
предмет заявленных требований и возражения сторон и третьих
лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора;
позиции третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований;
другие обстоятельства, имеющие отношение к делу.
В мотивировочной части решения должны быть указаны:
обстоятельства дела, которые коллегия Экономического Суда
считает установленными, в частности, факт нарушения участником
спора соглашений или актов Содружества либо его отсутствие;
доказательства, на которых основываются ее выводы, в том числе
заключение органа или лица, которому в соответствии с пунктом 34
настоящего Регламента поручалось расследование по делу;
содержание заключения генерального советника Экономического
Суда;
доводы, по которым коллегия Экономического Суда отвергает те
или иные доказательства;
правовое обоснование решения.
Резолютивная часть решения должна содержать:
констатацию факта нарушения обязательств либо его отсутствие;
меры, которые рекомендуется принять участнику спора в целях
устранения нарушения и его последствий;
решение о судебных расходах;
срок и порядок обжалования решения.
88. После окончания закрытого совещания коллегия
Экономического Суда по своему усмотрению может объявить только
резолютивную часть решения, которая должна быть сформулирована в
письменном виде и подписана составом коллегии Экономического Суда.
89. В течение установленного коллегией Экономического Суда
срока, который не должен превышать тридцати дней со дня объявления
резолютивной части решения, сторонам должен быть направлен полный
текст решения.
90. Решение коллегии Экономического Суда считается вынесенным
в месте судебного разбирательства и в день, когда резолютивная
часть решения подписана всеми членами коллегии Экономического
Суда.
91. Коллегия Экономического Суда по ходатайству стороны,
заявленному в течение тридцатидневного срока со дня получения ею
решения, может вынести дополнительное решение, если основное не
содержит ответа на все требования сторон. Дополнительное решение
выносится на основе нового судебного разбирательства с вызовом
сторон по общим правилам производства в коллегии Экономического
Суда.
92. Явные опечатки и искажения, не затрагивающие сути решения,
а также арифметические ошибки могут быть исправлены определением
коллегии Экономического Суда по ходатайству стороны либо по
собственной инициативе.
93. Дополнительные решение и определение об исправлении ошибок
являются составной частью основного решения Экономического Суда.
94. После вынесения основного и дополнительного решений ни
один из членов коллегии Экономического Суда не вправе разглашать
суждения, имевшие место во время закрытого совещания.
95. Решение коллегии Экономического Суда вступает в силу
немедленно после его вынесения, если в самом решении не указано
иное.
96. Решение коллегии Экономического Суда может быть обжаловано
сторонами и третьими лицами в Пленум Экономического Суда. Подача
жалобы влечет за собой приостановления исполнения решения на
период рассмотрения жалобы.
97. Решение коллегии Экономического Суда может носить
прецедентный характер для государств - участников Соглашения о
статусе Экономического Суда, а также для органов и институтов
Содружества.
98. Разъяснить решение коллегии Экономического Суда может
только сама коллегия, вынесшая решение. Разъяснение производится
по ходатайству сторон, других участников дела, органов и лиц,
которым направлено решение, а также по собственной инициативе
коллегии Экономического Суда. Если коллегия Экономического Суда,
вынесшая решение по делу, по уважительным причинам не может быть
созвана, разъяснение решения осуществляется полным составом
Экономического Суда.
Разъяснение решения коллегии Экономического Суда должно быть
осуществлено в соответствии с его действительным содержанием.
О разъяснении решения коллегия Экономического Суда либо полный
состав Экономического Суда выносит определение, которое
подписывается председательствующим коллегии Экономического Суда
или Председателем Экономического Суда.
Определение коллегии Экономического Суда должно содержать
положения, предусмотренные частью второй пункта 87 настоящего
Регламента.
Пересмотр решения по вновь открывшимся обстоятельствам
99. Решение коллегии Экономического Суда может быть
пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам самой коллегией
Экономического Суда.
100. Вновь открывшимися являются обстоятельства, которые при
вынесении решения не были известны Экономическому Суду или стороне
и могли оказать решающее влияние на исход дела.
101. Ходатайство о пересмотре решения по вновь открывшимся
обстоятельствам должно быть подано сторонами либо третьими лицами
не позднее трех месяцев после открытия таких обстоятельств и не
может быть заявлено по истечении трех лет с момента вынесения
решения.
102. В результате рассмотрения ходатайства о пересмотре
решения по вновь открывшимся обстоятельствам коллегия
Экономического Суда удовлетворяет ходатайство либо отказывает в
пересмотре. Определение об удовлетворении ходатайства либо об
отказе в пересмотре может быть обжаловано в Пленум Экономического
Суда.
103. Ходатайство о пересмотре решения по вновь открывшимся
обстоятельствам рассматривается по общим правилам производства в
коллегии Экономического Суда.
104. После удовлетворения ходатайства о пересмотре решения по
вновь открывшимся обстоятельствам дело рассматривается коллегией
Экономического Суда на общих основаниях.
Исполнение решений
105. Государство либо орган или институт Содружества, в
отношении которого принято решение коллегии Экономического Суда,
обязано его исполнить.
Стороны обязаны принять меры по исполнению решений в
установленный коллегией Экономического Суда срок.
106. В случае неисполнения государством - участником
Содружества либо органом или институтом Содружества решения
коллегии Экономического Суда заинтересованная сторона вправе
обратиться в Совет глав государств - участников Содружества в
соответствии со статьями 10 и 17 Устава Содружества Независимых
Государств с целью принятия мер, способствующих исполнению решений
коллегии Экономического Суда.
107. Экономический Суд оказывает содействие сторонам в
выполнении последующих после принятия решения коллегией
Экономического Суда действий, которые могут оказаться необходимыми
для исполнения решения Экономического Суда.
Глава 5. СОГЛАСИТЕЛЬНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ
Примирительное производство
108. Сторона, возбудившая дело в Экономическом Суде и желающая
урегулировать спор примирением, направляет в Экономический Суд
соответствующее ходатайство любым фиксированным средством связи.
Такое ходатайство может быть направлено как стороной, чьи права
или интересы нарушены, так и стороной, к которому заявлено
требование, а также обеими сторонами. В ходатайстве указывается
срок, в течение которого осуществляются примирительные действия.
109. Коллегия Экономического Суда обязана принять меры к
урегулированию спора путем примирительной процедуры в пределах
предлагаемого срока, но не свыше трех месяцев.
В этом случае дело откладывается рассмотрением на указанный
срок.
110. Если ходатайство о применении примирительной процедуры
заявляется одной стороной, а другая сторона не согласилась с
заявленным ходатайством, процедура примирения считается
несостоявшейся.
111. Председательствующий коллегии Экономического Суда в
трехдневный срок после отложения дела назначает посредника из
состава коллегии Экономического Суда. Посредник уведомляет стороны
о своем назначении и предлагает им в десятидневный срок
представить свои требования и возражения по делу вместе с их
фактическим и правовым обоснованием.
Каждая сторона направляет свои требования и возражения другой
стороне и посреднику через Экономический Суд заказным письмом с
уведомлением о вручении.
112. При проведении примирительной процедуры посредник может
встречаться как с представителями обеих сторон вместе, так и
каждой стороны в отдельности, а также использовать любые средства
связи. Время и место проведения таких встреч посредник должен
назначать с учетом мнения сторон.
113. Примирение считается состоявшимся, если сторона -
заявитель отказалась от требований, сторона - ответчик признала
требования либо если стороны пришли к соглашению в результате
взаимных уступок.
Взаимные уступки относительно предмета спора возможны, если
они не противоречат межгосударственным соглашениям и характеру
спорного правоотношения. При этом соглашение сторон не может
нарушать интересы третьих лиц.
Взаимные уступки допускаются также относительно сроков и
порядка исполнения принимаемых сторонами обязательств.
Соглашение о примирении подписывается сторонами или их
надлежаще уполномоченными представителями, а также посредником.
Подлинность подписи посредника удостоверяется подписью
Председателя Экономического Суда и печатью Экономического Суда.
После подписания соглашения примирительное производство
считается законченным.
По окончании примирительной процедуры посредник составляет
проект определения коллегии Экономического Суда, которым
утверждается соглашение сторон и производство по делу
прекращается. Решение выносится коллегией Экономического Суда,
которой было направлено заявление о возбуждении дела в
Экономическом Суде.
В случае нарушения интересов третьих государств коллегия
Экономического Суда прекращает примирительное производство, а при
отсутствии отказа от заявленных требований разрешает спор по
существу.
114. Примирительное производство прекращается также, если
стороны не пришли к примирению в сроки, указанные в пункте 109
настоящего Регламента, либо поведение хотя бы одной из сторон
свидетельствует об отказе от примирения до истечения указанных
сроков, а также при наличии письменного заявления одной стороны
или всех участников спора об отказе от примирения.
В этом случае о прекращении примирительного производства без
указания мотивов посредником составляется протокол.
115. Сторона не вправе ссылаться при судебном разбирательстве
на любые заявления, сделанные в ходе примирительного производства
посредником, другой стороной или иным участником примирительного
производства.
Глава 6. ПРОИЗВОДСТВО ПОЛНЫМ СОСТАВОМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
СУДА И ПЛЕНУМОМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА
Производство по делам о толковании полным составом
Экономического Суда
116. С запросами о толковании в Экономический Суд вправе
обращаться государства - участники Содружества Независимых
Государств в лице полномочных органов, а также в лице высших
хозяйственных (арбитражных) судов или иных высших органов,
разрешающих в данных государствах экономические споры, либо органы
и институты Содружества.
117. Запрос о толковании представляется в Экономический Суд в
письменном виде и должен содержать точное изложение вопроса, по
которому требуется толкование. К запросу прилагаются необходимые
документы или их копии.
118. Поступивший запрос о толковании регистрируется в порядке,
установленном Экономическим Судом. Председатель Экономического
Суда в пятидневный срок с момента регистрации назначает
судью - докладчика и направляет ему запрос о толковании для
предварительного изучения с указанием срока исполнения, но не
более пятнадцати дней.
119. Судья - докладчик:
проверяет правильность оформления запроса и точность изложения
вопроса, по которому требуется толкование;
предварительно определяет подсудность запроса о толковании
Экономическому Суду;
устанавливает наличие решения Экономического Суда по вопросам,
поставленным в запросе;
определяет полноту и достаточность представленных материалов;
готовит предложения об истребовании дополнительных материалов
и по другим вопросам, необходимым для рассмотрения запроса полным
составом Экономического Суда.
Судья - докладчик излагает свои выводы в заключении, которое
представляет Председателю Экономического Суда.
120. Если в заключении судьи - докладчика указывается на
недостатки запроса о толковании или неполноту полученных
материалов, Председатель Экономического Суда направляет заявителю
требование об устранении этих недостатков с указанием срока
исполнения.
Если заявитель в установленный срок не выполнил требования
Председателя Экономического Суда, указанные в настоящем пункте,
запрос и приложенные к нему материалы возвращаются заявителю.
Устранив недостатки, заявитель вправе вновь обратиться с
запросом о толковании в общем порядке.
121. По представлению заключения судьи - докладчика
Председатель Экономического Суда назначает генерального советника
Экономического Суда по делу о толковании, а также определяет дату
заседания полного состава Экономического Суда, которое должно быть
проведено не позднее тридцати дней с момента представления
заключения судьи - докладчика.
122. Вопрос о подсудности запроса о толковании Экономическому
Суду решается в заседании полного состава Экономического Суда.
Полный состав Экономического Суда отказывает в принятии
запроса о толковании к рассмотрению, если:
запрос о толковании не соответствует пункту 24 настоящего
Регламента;
запрос о толковании подан заявителем, не указанным в
пункте 116 настоящего Регламента, либо неуполномоченным лицом;
ранее вынесено решение Экономического Суда по аналогичному
вопросу;
полный состав Экономического Суда придет к выводу о
неподсудности запроса о толковании Экономическому Суду.
Отказ оформляется определением полного состава Экономического
Суда.
123. Придя к выводу о подсудности запроса о толковании, полный
состав Экономического Суда:
определяет вопросы, необходимые для изучения при подготовке
дела;
решает вопрос о назначении экспертизы;
привлекает специалистов;
устанавливает сроки для предварительной подготовки дела к
рассмотрению, которые не должны превышать более двух месяцев;
решает вопрос о направлении в соответствующие органы
государств - участников Соглашения о статусе Экономического Суда,
органы и институты Содружества сообщения о рассмотрении
Экономическим Судом поступившего запроса о толковании с просьбой
изложить свою позицию по рассматриваемому запросу;
решает вопрос об объединении в одном деле запросов нескольких
заявителей или нескольких дел о толковании одного и того же
международного договора (соглашения) Содружества либо одного и
того же акта Содружества.
Разрешаемые в подготовительном заседании вопросы оформляются
определением полного состава Экономического Суда. Определение
подписывается Председателем Экономического Суда. Копия определения
высылается заявителю, государствам - участникам Соглашения о
статусе Экономического Суда и другим заинтересованным органам и
институтам Содружества.
124. Судья - докладчик в период подготовки дела к рассмотрению
вправе самостоятельно либо по инициативе генерального советника
привлекать специалистов по отдельным вопросам, истребовать
документы и другие необходимые для рассмотрения дела материалы.
125. Все судьи Экономического Суда вправе на любой стадии
производства по делу знакомиться со всеми его материалами,
находящимися в распоряжении судьи - докладчика.
126. После окончания подготовки дела к рассмотрению
Председатель Экономического Суда назначает дату, время и место
проведения предварительного заседания.
127. На предварительном заседании полный состав Экономического
Суда заслушивает информацию судьи - докладчика о готовности дела к
рассмотрению.
Если получены заключения генерального советника, экспертов,
специалистов по вопросам, определенным полным составом
Экономического Суда, а также другие необходимые материалы и
документы для рассмотрения дела и не требуется изучения
дополнительных вопросов, полный состав Экономического Суда
принимает решение о назначении судебного заседания по рассмотрению
дела (дата, время, место проведения заседания) и определяет, кого
необходимо пригласить для участия в рассмотрении дела.
В случае, если полный состав Экономического Суда признает, что
имеющихся материалов недостаточно, он принимает решение о
продолжении подготовки дела и определяет ее срок, но не более
пятнадцати дней.
На предварительном заседании полный состав Экономического Суда
вправе принять решение о даче консультативного заключения по делу,
а также по отдельным вопросам, поставленным в запросе о
толковании.
Консультативное заключение Экономического Суда
подготавливается генеральным советником совместно с судьей -
докладчиком в тридцатидневный срок с момента вынесения решения об
этом. Заключение, подписанное Председателем Экономического Суда,
направляется государствам - участникам, органам и институтам
Содружества.
Решение Экономического Суда на предварительном заседании
оформляется протокольно.
128. Судебное заседание полного состава Экономического Суда
ведется под руководством Председателя Экономического Суда.
Председатель Экономического Суда:
открывает заседание;
объявляет состав Экономического Суда;
сообщает, кто является секретарем судебного заседания;
сообщает, какое дело слушается, кто участвует в качестве
представителей генерального советника, специалистов, экспертов,
иных участников процесса;
разъясняет участникам процесса права, обязанности и оказывает
содействие в их осуществлении;
опрашивает участников процесса об имеющихся ходатайствах;
принимает необходимые меры к обеспечению полноты и
всесторонности судебного разбирательства;
устраняет все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу;
предупреждает присутствующих в зале заседания и работников
средств массовой информации о недопущении нарушения порядка в зале
заседания;
объявляет перерыв в заседании полного состава Экономического
Суда.
129. Участниками дела о толковании являются заявитель, а также
иные лица, указанные в пункте 36 настоящего Регламента. Заявитель
и иные участники дела о толковании обладают правами, указанными в
пункте 40 настоящего Регламента.
130. Неявка представителя заявителя не препятствует
разбирательству дела.
В случае неявки в судебное заседание кого-либо из генеральных
советников, экспертов или специалистов полный состав
Экономического Суда заслушивает мнение участвующих в деле лиц о
возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
После этого полный состав Экономического Суда решает вопрос о
возможности продолжения разбирательства по делу или об объявлении
перерыва в судебном заседании, или об его отложении.
Решение об отложении разбирательства по делу оформляется
определением полного состава Экономического Суда.
131. Письменные ходатайства участников процесса оглашаются в
судебном заседании и подлежат приобщению к материалам
рассматриваемого дела.
Заявленные ходатайства разрешаются в данном судебном
заседании.
132. Рассмотрение дела начинается с выступления судьи -
докладчика, который излагает существо рассматриваемого вопроса,
основания его рассмотрения, краткое содержание имеющихся
материалов и информирует о проделанной работе по подготовке
вопроса к рассмотрению.
Судья - докладчик в своем выступлении не вправе анализировать
доводы, изложенные в заключениях генеральных советников,
экспертов, специалистов и давать им свою оценку.
Вопросы судье - докладчику могут быть заданы только судьями.
133. После выступления судьи - докладчика Председатель
Экономического Суда предлагает представителю заявителя дать
объяснения по существу рассматриваемого вопроса.
134. Если в судебном заседании принимают участие несколько
представителей заявителя, полный состав Экономического Суда может
предоставить каждому из них возможность выступить с объяснениями
по делу и с заключительной речью.
135. Судьи, а также участники дела могут задавать
представителю заявителя вопросы по обстоятельствам
рассматриваемого дела, уточняющим или конкретизирующим его
позицию. При этом не могут задаваться наводящие вопросы.
Представленные дополнительные документы, имеющие значение для
правильного разрешения вопроса, приобщаются к материалам дела.
136. После выступления представителя заявителя полный состав
Экономического Суда заслушивает экспертов, специалистов и
генерального советника. Последовательность заслушивания экспертов
и специалистов в судебном заседании определяется полным составом
Экономического Суда. Генеральный советник заслушивается последним.
В случае участия нескольких генеральных советников и дачи ими
общего заключения заслушивается один из них, а в случае дачи
нескольких заключений - каждый в отдельности (если имеется
отдельное заключение каждого из них).
Экспертам, специалистам, генеральным советникам могут быть
заданы вопросы.
137. Генеральный советник предлагает полному составу
Экономического Суда проект решения по рассматриваемому делу без
его оглашения в судебном заседании.
138. Признав материалы дела достаточно исследованными, полный
состав Экономического Суда удаляется для закрытого совещания.
139. Закрытое совещание судей Экономического Суда по вынесению
решения проводится в совещательной комнате.
По обсуждаемым вопросам вправе высказаться каждый из судей
Экономического Суда.
140. Закрытое совещание завершается голосованием судей
Экономического Суда.
Председатель Экономического Суда ставит на голосование
предложенные судьями Экономического Суда формулировки решения в
порядке поступления. В заключение на голосование ставится текст
решения в целом.
Голосование проводится поименным опросом судей. Председатель
Экономического Суда голосует последним.
Судья Экономического Суда, не согласившийся с принятым
решением, имеет право изложить особое мнение в письменном виде.
Особое мнение судьи Экономического Суда передается Председателю
Экономического Суда для приобщения к делу.
141. Судьи Экономического Суда не вправе разглашать информацию
о ходе закрытого совещания.
142. Если в ходе закрытого совещания полный состав
Экономического Суда признает необходимым выяснить новые
обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного
разрешения дела, он возобновляет рассмотрение дела. При этом
полный состав Экономического Суда может объявить перерыв в
судебном заседании или отложить рассмотрение дела на срок не более
тридцати дней. По данным вопросам выносится определение полного
состава Экономического Суда.
143. Решение о толковании должно содержать:
дату и место вынесения решения;
краткое изложение запроса о толковании;
правовое обоснование;
выводы Экономического Суда.
144. Решение полного состава Экономического Суда оглашается в
судебном заседании сразу после окончания закрытого совещания судей
Экономического Суда. В исключительных случаях может быть оглашена
только резолютивная часть решения, сформулированная в письменном
виде.
145. При оглашении только резолютивной части решения судья -
докладчик окончательно оформляет решение в срок, не превышающий
тридцати дней со дня ее объявления, и представляет на подпись
Председателю Экономического Суда.
146. Председатель Экономического Суда подписывает решение
полного состава Экономического Суда.
147. Полный состав Экономического Суда вправе после оглашения
решения исправить допущенные в нем неточности в наименованиях и
обозначениях, описки, счетные ошибки и ошибки редакционного
характера.
Исправление допущенных в решении неточностей, описок, счетных
ошибок и ошибок редакционного характера допускается только в
заседании полного состава Экономического Суда путем вынесения
соответствующего определения.
Определение об исправлении ошибок является составной частью
основного решения Экономического Суда.
148. Решение полного состава Экономического Суда о толковании
является окончательным и обжалованию не подлежит.
149. Решение полного состава Экономического Суда либо его
отдельные положения могут быть официально разъяснены только самим
полным составом Экономического Суда по ходатайству заявителя либо
органов и лиц, которым направлено решение, а также по собственной
инициативе.
150. В судебном заседании полного состава Экономического Суда
ведется протокол.
Протокол должен быть оформлен в течение десяти дней с момента
окончания судебного заседания.
Протокол судебного заседания подписывается Председателем
Экономического Суда, секретарем (секретарями) судебного заседания
и приобщается к делу.
Участники заседания вправе ознакомиться с протоколом судебного
заседания и внести свои замечания, которые должны быть рассмотрены
Председателем Экономического Суда в течение десяти дней.
Рассмотренные замечания Председатель Экономического Суда приобщает
к протоколу либо отклоняет их.
Производство пленумом Экономического Суда
151. Стороны или третьи лица, не согласные с решением
(определением) коллегии Экономического Суда, вправе обжаловать его
в Пленум Экономического Суда.
Жалоба подается не позднее трех месяцев со дня получения
решения (определения) Экономического Суда.
152. Жалоба подается Председателю Экономического Суда, который
в трехдневный срок данную жалобу вместе с материалами дела
передает для изучения судье, не принимавшему участия в
рассмотрении дела.
В срок не позднее пятнадцати дней судья составляет заключение
по материалам жалобы и передает ее вместе с материалами дела
секретарю Пленума Экономического Суда.
153. Секретарь Пленума Экономического Суда:
направляет заинтересованным участникам дела копии жалобы и
приложенные к ней документы;
предлагает им представить свои замечания (объяснения) по
жалобе;
извещает заинтересованных участников о времени и месте
рассмотрения жалобы и просит обеспечить участие в Пленуме
Экономического Суда их представителей;
направляет членам Пленума Экономического Суда копии жалобы,
приложенные к ней документы и заключение. В случае необходимости
членам Пленума Экономического Суда высылаются и копии материалов
дела.
154. Рассмотрение дела по жалобе на решение коллегии
Экономического Суда начинается с доклада судьи, которому было
поручено изучение дела в соответствии с пунктом 152 настоящего
Регламента. В докладе судьи должны быть изложены обстоятельства
дела, доводы, приведенные в жалобе, и другие обстоятельства,
имеющие значение для проверки правильности решения.
По окончании доклада члены Пленума Экономического Суда вправе
задать судье - докладчику, присутствующим представителям сторон и
другим участникам процесса вопросы по существу рассматриваемой
жалобы.
155. Заслушав доклад и ответы на поставленные вопросы, Пленум
Экономического Суда переходит к закрытому обсуждению жалобы и иных
материалов дела.
В закрытом обсуждении вправе участвовать только члены Пленума
Экономического Суда.
156. Пленум Экономического Суда выносит по жалобе решение в
форме постановления, в котором указываются:
дата и место заседания Пленума Экономического Суда;
краткое содержание решения коллегии Экономического Суда, на
которое подана в Пленум Экономического Суда жалоба;
краткое содержание жалобы с указанием оснований, по которым
решение коллегии Экономического Суда обжалуется;
краткое содержание объяснений по жалобе, других обстоятельств
и дополнительных материалов, исследованных в заседании Пленума
Экономического Суда;
мотивы, по которым принимается постановление Пленума
Экономического Суда со ссылкой на примененное право и материалы
дела;
выводы по результатам рассмотрения жалобы.
Постановление Пленума Экономического Суда подписывается
Председателем Экономического Суда и секретарем Пленума
Экономического Суда.
157. Пленум Экономического Суда, рассматривающий дело по
жалобе на решение коллегии Экономического Суда, вправе:
оставить решение коллегии Экономического Суда без изменения, а
жалобу без удовлетворения;
отменить решение коллегии Экономического Суда полностью или
частично и передать дело на новое рассмотрение;
отменить решение коллегии Экономического Суда полностью или
частично и прекратить производство по делу;
изменить решение коллегии Экономического Суда;
отменить решение коллегии Экономического Суда и принять новое
решение по делу.
158. Порядок голосования при принятии постановления Пленума
Экономического Суда по рассматриваемой жалобе регулируется
пунктом 140 настоящего Регламента.
159. При направлении дела на новое рассмотрение Пленум
Экономического Суда вправе указать, в какой коллегии
Экономического Суда подлежит рассмотрению данное дело. Если
постановление Пленума Экономического Суда такого указания не
содержит, этот вопрос решается Председателем Экономического Суда с
учетом конкретных обстоятельств дела и оснований отмены решения.
Решение коллегии Экономического Суда подлежит отмене с
прекращением производства по делу по основаниям, предусмотренным
пунктом 78 настоящего Регламента.
160. При отмене решения коллегии Экономического Суда и
направлении дела на новое рассмотрение Пленум Экономического Суда
не вправе предрешать вопросы о:
достоверности или недостоверности доказательств;
преимуществе одних доказательств перед другими;
норме права, которая должна применяться;
решении, которое должно быть принято при новом рассмотрении
дела.
161. Постановление Пленума Экономического Суда объявляется
председательствующим на заседании Пленума Экономического Суда
после его принятия и в месячный срок направляется сторонам,
участвовавшим в деле, высшим хозяйственным (арбитражным) судам или
иным органам, разрешающим экономические споры в
государствах - участниках Соглашения о статусе Экономического
Суда, а также органам и институтам Содружества по усмотрению
Председателя Экономического Суда.
162. Постановление Пленума Экономического Суда вступает в силу
немедленно после его принятия и обжалованию не подлежит.
163. Постановление Пленума Экономического Суда исполняется в
порядке, предусмотренном в пунктах 105 - 107 настоящего
Регламента.
164. В заседании Пленума Экономического Суда ведется протокол.
Протокол должен быть оформлен в течение двадцати дней с
момента окончания заседания Пленума Экономического Суда.
Протокол заседания Пленума Экономического Суда подписывается
Председателем Экономического Суда и секретарем Пленума
Экономического Суда.
Глава 7. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Порядок вступления в силу настоящего Регламента
165. Настоящий Регламент вступает в силу с момента его
утверждения Пленумом Экономического Суда.
166. Разъяснения по применению настоящего Регламента даются
полным составом Экономического Суда, а толкования его положений
осуществляются Пленумом Экономического Суда.
167. Положения настоящего Регламента являются обязательными
для любой из сторон, других участников процесса, органов и
институтов Содружества.
168. Решения коллегий Экономического Суда, полного состава
Экономического Суда и постановления Пленума Экономического Суда
подлежат обязательному опубликованию в изданиях Содружества и
средствах массовой информации государств - участников Соглашения о
статусе Экономического Суда.
169. Экономический Суд принимает меры к тому, чтобы буква и
дух настоящего Регламента были соблюдены.
------------------------------------------------------------------
|