ДОГОВОР
от 4 июля 1997 года
О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ
И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Исходя из необходимости разграничения полномочий и
ответственности между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти Магаданской области;
учитывая специфические географические, природные,
социально-экономические и национально-культурные особенности
Магаданской области;
в целях качественного улучшения социально-экономических и
политико-правовых условий жизни и деятельности населения
Магаданской области,
обеспечения территориальной целостности Российской Федерации,
единства экономического пространства страны,
гарантирования прав и свобод человека и гражданина,
установленных Конституцией Российской Федерации;
руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральным
законодательством, Уставом и законодательством Магаданской
области,
заключен настоящий Договор о нижеследующем:
Статья 1
Настоящий Договор разграничивает предметы ведения и полномочия
между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти Магаданской области.
Статья 2
Исходя из географических, природных, экономических,
социальных, национально-культурных и иных особенностей Магаданской
области, к предметам совместного ведения органов государственной
власти Российской Федерации и органов государственной власти
Магаданской области относятся:
а) разработка и реализация целевых программ
социально-экономического развития Магаданской области;
б) структурная перестройка экономики Магаданской области;
в) вопросы организации и функционирования областного комитета
по драгоценным металлам и камням и государственного фонда
драгоценных металлов и драгоценных камней Магаданской области в
качестве территориального органа соответствующего федерального
органа исполнительной власти в соответствии с отдельными
соглашениями;
г) межбюджетные отношения Российской Федерации и Магаданской
области;
д) создание и функционирование особой экономической зоны на
территории Магаданской области и ее администрации, а также вопросы
создания локальных таможенных и свободных экономических зон в
соответствии с федеральным законодательством;
е) вопросы проведения на территории Магаданской области
эксперимента по разработке региональной модели стабилизации
социально-экономического развития и переходу к устойчивому
развитию для регионов Севера;
ж) вопросы владения, пользования и распоряжения в соответствии
с федеральным законодательством минерально-сырьевыми,
углеводородными, водными, биологическими и иными природными
ресурсами на территории Магаданской области, вопросы освоения и
рационального использования природных ресурсов в 200-мильной
экономической зоне Охотского моря Российской Федерации в
соответствии с федеральным законодательством, а также установление
квот на добычу и использование природных ресурсов в соответствии с
федеральным законодательством;
з) вопросы развития золотодобывающей промышленности на
территории Магаданской области в соответствии с федеральным
законодательством;
и) вопросы развития рыболовства, рыболовецкого флота,
рыбоперерабатывающей промышленности и портовых сооружений;
к) вопросы развития агропромышленного комплекса Магаданской
области, освоения земель и повышения их плодородия;
л) вопросы обеспечения условий для функционирования и
устойчивого развития топливно-энергетического комплекса области;
м) вопросы обеспечения функционирования и устойчивого развития
промышленности и производства, транспортной системы области,
информационных систем и современной системы связи в области;
н) лицензирование отдельных видов деятельности на территории
Магаданской области в соответствии с федеральным
законодательством;
о) оценка состояния окружающей природной среды на территории
Магаданской области и осуществление мер по ее восстановлению,
охране и обеспечению экологической безопасности;
п) социальная защита населения Магаданской области, включая
вопросы занятости населения, пенсионного обеспечения,
государственной поддержки граждан переселенцев и реализации
государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и
проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели
федеральным бюджетом;
р) вопросы миграции населения на территории Магаданской
области;
с) вопросы взаимодействия в области гражданской обороны,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, организации мобилизационной подготовки
народного хозяйства в соответствии с федеральным
законодательством;
т) проведение согласованной кадровой политики при
осуществлении предметов ведения и полномочий, определенных
настоящим Договором.
К предметам совместного ведения Российской Федерации и
Магаданской области могут быть отнесены также иные вопросы, при
этом не допускается изъятие или перераспределение предметов
ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,
установленных соответственно статьями 71 и 72 Конституции
Российской Федерации.
Статья 3
Полномочия органов исполнительной власти Российской Федерации
и органов исполнительной власти Магаданской области по конкретным
предметам совместного ведения, установленным статьей 72
Конституции Российской Федерации и перечисленным в статье 2
настоящего Договора, определяются соответствующими соглашениями,
если иное не установлено федеральным законодательством. Указанные
соглашения являются неотъемлемой составной частью настоящего
Договора и могут быть заключены одновременно с подписанием
Договора, а также в любое время после его вступления в силу.
Соглашения подписываются Председателем Правительства
Российской Федерации и губернатором Магаданской области.
Статья 4
В целях выполнения настоящего Договора органы государственной
власти Российской Федерации:
а) разрабатывают с участием органов государственной власти
Магаданской области и принимают федеральные законы и иные
нормативные правовые акты Российской Федерации по предметам,
отнесенным настоящим Договором к совместному ведению;
б) обеспечивают приведение нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти в соответствие с
настоящим Договором;
в) разрабатывают с участием органов государственной власти
Магаданской области и утверждают целевые программы
социально-экономического развития Магаданской области, в том числе
по вопросам структурной перестройки экономики, развития
золотодобывающей промышленности и инфраструктуры Магаданской
области, а также социальной защиты населения Магаданской области;
г) обеспечивают финансирование федеральных целевых программ на
территории Магаданской области в объемах, установленных
федеральным бюджетом.
Финансирование федеральных расходов на территории Магаданской
области может осуществляться через территориальное управление
Федерального казначейства Министерства финансов Российской
Федерации в установленном порядке в соответствии с отдельным
соглашением, в том числе за счет налоговых и иных платежей,
взимаемых на территории области и подлежащих перечислению в
федеральный бюджет;
д) обеспечивают реализацию государственных гарантий и
компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях в пределах ассигнований,
предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом;
е) обеспечивают защиту интересов Магаданской области при
решении вопросов владения, пользования и распоряжения
минерально-сырьевыми, углеводородными, водными, биологическими и
иными природными ресурсами на территории Магаданской области и в
200-мильной экономической зоне Охотского моря Российской Федерации
в соответствии с федеральным законодательством, а также при
установлении квот на добычу и использование природных ресурсов на
территории Магаданской области и в 200-мильной экономической зоне
Охотского моря Российской Федерации;
ж) согласовывают вопросы организации областного комитета по
драгоценным металлам и камням и государственного фонда драгоценных
металлов и драгоценных камней Магаданской области в качестве
территориального органа соответствующего федерального органа
исполнительной власти;
з) решают вопрос о создании залоговых фондов драгоценных
металлов и драгоценных камней на возвратной основе для получения
валютных средств по отдельному соглашению между Правительством
Российской Федерации и администрацией Магаданской области;
и) решают по предложению Магаданской области вопросы об
образовании и функционировании на территории Магаданской области
особой экономической зоны, локальных таможенных и свободных
экономических зон в соответствии с федеральным законодательством;
к) решают вопрос о проведении на территории Магаданской
области эксперимента по разработке региональной модели
стабилизации социально-экономического развития и переходу к
устойчивому развитию для регионов Севера;
л) реализуют полномочия по предметам совместного ведения, в
том числе через территориальные подразделения федеральных органов
исполнительной власти;
м) согласовывают с органами государственной власти Магаданской
области кандидатуры руководителей федеральных предприятий,
учреждений и организаций, расположенных на территории Магаданской
области, если иное не установлено федеральным законодательством.
Статья 5
В целях выполнения настоящего Договора органы государственной
власти Магаданской области:
а) участвуют в разработке органами государственной власти
Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации по предметам совместного
ведения Российской федерации и Магаданской области;
б) осуществляют правовое регулирование по предметам
совместного ведения, определенным настоящим Договором, в
соответствии с федеральным законодательством;
в) обеспечивают приведение нормативных правовых актов органов
исполнительной власти Магаданской области в соответствие с
настоящим Договором;
г) устанавливают в соответствии с федеральным
законодательством условия лицензирования природопользования и
других видов деятельности на территории Магаданской области;
д) участвуют в разработке и реализации целевых программ на
территории Магаданской области:
е) участвуют в создании особой экономической зоны на
территории Магаданской области, обеспечивают функционирование ее
администрации в соответствии с федеральным законодательством;
ж) обеспечивают проведение на территории Магаданской области
эксперимента по обработке региональной модели стабилизации
социально-экономического развития и переходу к устойчивому
развитию для регионов Севера;
з) участвуют в решении кадровых вопросов при назначении
руководителей федеральных предприятий, учреждений и организаций,
расположенных на территории Магаданской области.
Статья 6
До принятия федеральных законов иных нормативных правовых
актов Российской Федерации по конкретным предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов Российской федерации
органы государственной власти Магаданской области вправе
осуществлять по этим вопросам собственное правовое регулирование.
При принятии соответствующих федеральных законов и иных
нормативных правовых актов Российской Федерации нормативные акты
Магаданской области приводятся в соответствие с федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты Магаданской области,
не приведенные в соответствие с федеральным законодательством,
применению не подлежат.
Статья 7
Если нормативными правовыми актами Российской Федерации,
действие которых распространяется на все субъекты Российской
Федерации, будут установлены права, льготы и преимущества для
субъектов Российской Федерации большие, чем установленные
настоящим Договором, то в отношении Магаданской области
применяются положения указанных нормативных правовых актов
Российской Федерации.
В случае принятия федеральными органами исполнительной власти
в одностороннем порядке нормативных правовых актов, противоречащих
настоящему Договору, подлежат применению нормы настоящего
Договора.
В случае противоречия между законами, нормативными правовыми
актами Магаданской области и настоящим Договором действуют нормы
настоящего Договора.
Статья 8
Передача федеральными органами исполнительной власти
осуществления части своих полномочий органами исполнительной
власти Магаданской области, в соответствии со статьей 78
Конституции Российской Федерации, может иметь место по соглашению
во всех случаях, если в Конституции Российской Федерации или
законе не содержится прямого запрета на передачу осуществления
соответствующих полномочий.
При передаче осуществления конкретных полномочий в
соответствующем соглашении предусматриваются необходимые условия
передачи и осуществления этих полномочий.
Статья 9
Органы государственной власти Магаданской области имеют право
оспаривать в соответствующем суде правовые акты министерств и
ведомств Российской Федерации, которые регулируют вопросы,
отнесенные к ведению субъекта Российской Федерации или не
соответствуют полномочиям федеральных органов исполнительной
власти в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъекта
Российской Федерации или перераспределяют в одностороннем порядке
предметы ведения и полномочия Магаданской области, установленные
Конституцией Российской Федерации и настоящим Договором.
Органы государственной власти Магаданской области вправе также
вносить в Правительство Российской Федерации предложения об отмене
либо приостановлении действия на территории Магаданской области
частично или полностью правовых актов министерств и ведомств
Российской Федерации, перечисленных в абзаце первом настоящей
статьи.
Статья 10
Органы исполнительной власти Магаданской области могут быть
наделены полномочиями территориальных подразделений федеральных
органов исполнительной власти по соглашениям, заключенным
администрацией Магаданской области с Правительством Российской
Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной
власти.
Статья 11
Вопросы владения, пользования, распоряжения объектами,
относящимися к государственной собственности Магаданской области,
регулируются нормативными правовыми актами Магаданской области в
соответствии с федеральным законодательством.
Магаданская область самостоятельно определяет систему органов
государственной власти Магаданской области по управлению объектами
государственной собственности Магаданской области в соответствии с
федеральным законодательством.
Разграничение природных ресурсов, в том числе водных,
биологических и минерально-сырьевых ресурсов, включая нефть и
природный газ, на территории Магаданской области производится
отдельным соглашением в соответствии с федеральным
законодательством.
Статья 12
Магаданская область самостоятельно устанавливает и вводит
своими законами областные налоги и сборы в соответствии с общими
принципами налогообложения и сборов, установленными Конституцией
Российской Федерации и федеральными законами.
Состав и размеры доходов, поступающих в виде средств от
федеральных налогов в бюджет Магаданской области, определяются
соглашением Российской Федерации и Магаданской области, если они
прямо не установлены федеральным законом.
Статья 13
Магаданская область вправе выступать самостоятельно и по
поручению органов государственной власти Российской Федерации
участником международных и внешнеэкономических связей, если это не
противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному
законодательству и международным договорам Российской Федерации,
вправе заключать соответствующие договоры (соглашения) с
административно-территориальными единицами иностранных государств,
субъектами иностранных федераций и иными иностранными партнерами в
соответствии с федеральным законодательством.
Органы государственной власти Российской Федерации в
соответствии с федеральным законодательством координируют
международные и внешнеэкономические связи Магаданской области.
Статья 14
В целях эффективной реализации настоящего Договора органы
государственной власти Российской Федерации и органы
государственной власти Магаданской области могут создавать
совместные комиссии и иные рабочие органы на паритетных началах.
Статья 15
Споры и разногласия, возникшие в ходе реализации настоящего
Договора, а также споры о компетенции между органами
государственной власти Российской федерации и органами
государственной власти Магаданской области по предметам
совместного ведения разрешаются путем согласительных процедур.
В случае недостижения согласия спор выносится на рассмотрение
Конституционного Суда Российской Федерации в соответствии с
частями 2 и 3 статьи 125 Конституции Российской Федерации, а также
Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда
Российской федерации в соответствии с их компетенцией.
Статья 16
Органы государственной власти Российской Федерации и органы
государственной власти Магаданской области могут иметь полномочные
представительства соответственно в г. Магадане и г. Москве.
Статья 17
Дополнения и изменения вносятся в настоящий Договор по
взаимному согласию сторон путем дополнений к настоящему Договору
или заключения нового Договора, настоящий Договор или отдельные
его положения не могут быть отменены, изменены или дополнены в
одностороннем порядке, если иное не установлено федеральным
законом.
Статья 18
Настоящий Договор подлежит опубликованию в официальных
изданиях и вступает в силу с момента опубликования.
С момента вступления в силу настоящего Договора ранее
заключенные между органами государственной власти Российской
федерации и органами государственной власти Магаданской области
договоры и соглашения действуют в части, не противоречащей
настоящему Договору.
Совершено в г. Москве 4 июля 1997 года в двух экземплярах,
каждый из которых имеет одинаковую силу.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Губернатор
Магаданской области
В.ЦВЕТКОВ
|