КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июля 1997 г. N 80-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА
МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЕЙ 53 И 54 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 1997 ГОД"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
М.В. Баглая, судей Э.М. Аметистова, Н.Т. Ведерникова, Г.А.
Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, В.Д. Зорькина, А.Л.
Кононова, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г.
Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г.
Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Ю.Д. Рудкина,
проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
предварительное изучение запроса Московской городской Думы,
установил:
1. 4 июня 1997 года в Конституционный Суд Российской Федерации
поступил запрос Московской городской Думы о проверке
конституционности отдельных положений статей 53 и 54 Федерального
закона "О федеральном бюджете на 1997 год" как не
предусматривающих выделение субвенций и дотаций на развитие и
содержание автомобильных дорог общего пользования в городе Москве.
По мнению заявителя, то обстоятельство, что Москва является
единственным субъектом Российской Федерации, лишенным права
получать из Федерального дорожного фонда субвенции и дотации на
развитие и содержание дорог общего пользования, нарушает принцип
равноправия субъектов Российской Федерации, а оспариваемые нормы
Федерального закона противоречат статье 5 (части 1 и 4)
Конституции Российской Федерации, устанавливающей равноправие всех
субъектов Российской Федерации, а также Постановлению
Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1996 г. N 16-
П по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1 и пункта
4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года "О
дорожных фондах в Российской Федерации".
2. Конституция Российской Федерации относит финансовое
регулирование к ведению Российской Федерации (пункт "ж" статьи
71). Это конституционное положение конкретизировано в ряде
Федеральных законов - от 10 октября 1991 года "Об основах
бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", от 15 апреля
1993 года "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и
использованию внебюджетных фондов представительных и
исполнительных органов государственной власти республик в составе
Российской Федерации, автономной области, автономных округов,
краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов
местного самоуправления", от 15 июля 1992 года "О субвенциях
республикам в составе Российской Федерации, краям, областям,
автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-
Петербургу" и др.
Данными законами, в частности, устанавливаются условия и
порядок предоставления и использования субвенций из федерального
бюджета в качестве финансовой помощи субъектам Российской
Федерации, включая субвенции из внебюджетных фондов. Субвенции
определяются как суммы, выделяемые на определенный срок из бюджета
вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-
экономического развития соответствующего субъекта Российской
Федерации. Предусматривается, что субвенции могут создаваться в
целях осуществления социальных, экономических и других программ,
ликвидации последствий стихийных бедствий, проведения иных
мероприятий.
Право на получение субвенций согласно пункту 1 статьи 7 Закона
Российской Федерации "О субвенциях республикам в составе
Российской Федерации, краям, областям, автономной области,
автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу" ставится в
зависимость от финансового положения субъектов Федерации. Так, в
соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 1 Закона Российской
Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" (в редакции
от 26 мая 1997 года) из Федерального дорожного фонда могут
выделяться субвенции и дотации для выравнивания уровня развития
сети автомобильных дорог общего пользования на территории
Российской Федерации, относящихся к собственности субъектов
Российской Федерации. Размер субвенций и дотаций, а также
нормативы отчислений от зачисляемого в Федеральный дорожный фонд
Российской Федерации федерального налога на пользователей
автомобильных дорог ежегодно устанавливаются федеральным законом о
федеральном бюджете на соответствующий год. При этом расчет
субвенций и дотаций субъектам Российской Федерации осуществляется
с учетом ставки федерального налога на пользователей автомобильных
дорог, установленной абзацами вторым и третьим пункта 2 статьи 5
названного Закона.
Пункт 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах
в Российской Федерации" в качестве источников пополнения
внебюджетных средств дорожных фондов предусматривает ряд
конкретных федеральных налогов. Что касается других источников,
включая ассигнования из бюджета в виде субвенций, то в абзаце
втором данного пункта о них говорится как о возможных источниках
для направления в дорожные фонды субъектов Российской Федерации.
3. В запросе Московской городской Думы поставлен также вопрос о
несоответствии статей 53 и 54 Федерального закона "О федеральном
бюджете на 1997 год" Постановлению Конституционного Суда от 15
июля 1996 года, в соответствии с которым признаны не
соответствующими Конституции Российской Федерации пункт 1 статьи 1
и пункт 4 статьи 3 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах
в Российской Федерации" в части, не включавшей Москву и Санкт-
Петербург в перечень субъектов, имеющих территориальные дорожные
фонды, а также в части, устанавливавшей, что все собираемые в этих
городах транспортные налоги зачисляются в Федеральный дорожный
фонд Российской Федерации.
Конституционный Суд констатировал также, что в силу
конституционного принципа равноправия субъектов Российской
Федерации в основу перераспределения средств должны быть положены
единые критерии. Положения же пункта 4 статьи 3 Закона Российской
Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" в части
выделения субвенций Москве и Санкт-Петербургу на развитие и
содержание автомобильных дорог Конституционным Судом не
оценивались.
В этом же Постановлении Конституционного Суда Российской
Федерации отмечается, в частности, что федеральные органы
государственной власти при разработке и осуществлении федеральной
и региональной политики должны исходить из того, что правовое
равенство субъектов Российской Федерации не означает равенства их
потенциалов и уровня социально-экономического развития. Учет
региональных особенностей является необходимым условием соблюдения
баланса интересов и внедрения общегосударственных стандартов во
все сферы жизнедеятельности субъектов Российской Федерации.
Обеспечение выравнивания в развитии на территории Российской
Федерации сети автомобильных дорог общего пользования, относящихся
к собственности субъектов Федерации, возложено на федерального
законодателя, который в силу этого обязан таким образом
перераспределять с помощью субвенций и дотаций поступающие в
бюджет средства, чтобы поддержать экономически более слабые
субъекты.
4. Вопрос о выделении городу Москве субвенций и дотаций на
развитие и содержание дорог общего пользования связан с
установлением фактических обстоятельств, включая определение
потенциала и уровня экономического развития субъекта Федерации. В
соответствии с Федеральным конституционным законом "О
Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд
Российской Федерации при осуществлении конституционного
судопроизводства воздерживается от исследования такого рода
обстоятельств и решает исключительно вопросы права (части вторая и
третья статьи 3).
Таким образом, запрос Московской городской Думы по смыслу
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации" не соответствует критерию допустимости.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части
первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Московской
городской Думы о проверке конституционности отдельных положений
статей 53 и 54 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997
год" как не являющегося допустимым в соответствии с требованиями
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации" и неподведомственного ему.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционный Суд
Российской Федерации
|