ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 2 июля 1997 г. N 01-14/836
О ПРИМЕНЕНИИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Анализ поступающей с мест информации, запросы таможенных
органов и собственные наблюдения сотрудников ГТК России позволяют
сделать вывод о ненадлежащем исполнении таможенными органами,
должностными лицами таможенных органов вступивших в силу
федеральных законов, правовых актов Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации до получения
специальных разъяснений ГТК России о порядке их применения.
Имеют место случаи издания региональными таможенными
управлениями и таможнями актов, издание которых отнесено к
исключительной компетенции ГТК России либо прямо противоречащих
нормативным актам ГТК России.
В целях упорядочения нормативной базы, применяемой таможенными
органами, разъясняю и обязываю:
1. Применять положения федеральных законов, правовых актов
Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации, содержащие нормы прямого действия, с момента их
официального вступления в силу в соответствии с Федеральным
законом от 14.06.94 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в
силу федеральных конституционных законов, федеральных законов,
актов палат Федерального Собрания" и Указом Президента Российской
Федерации от 23.05.96 N 763 "О порядке опубликования и вступления
в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства
Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти", вне зависимости от наличия либо
отсутствия к этому времени специальных указаний ГТК России по
данному вопросу.
Указом Президента Российской Федерации от 06.06.96 N 810 "О
мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы"
установлено, что "не может служить оправданием бездействия
чиновников отсутствие инструкций по исполнению федеральных законов
и указов Президента Российской Федерации".
2. В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской
Федерации от 06.06.96 N 810, неисполнение или ненадлежащее
исполнение федеральных законов, указов Президента Российской
Федерации и вступивших в законную силу решений судов является
однократным грубым нарушением дисциплины в системе государственной
службы, влекущим применение к виновным должностным лицам и
работникам федеральных органов исполнительной власти мер
дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от
занимаемой должности.
3. В соответствии со ст. 11 Таможенного кодекса Российской
Федерации издание нормативных актов, то есть актов,
устанавливающих новые нормы права, отнесено в системе таможенных
органов к исключительной компетенции ГТК России.
Нижестоящие таможенные органы на основании Общих положений,
утвержденных Приказом ГТК России от 10.01.96 N 12, издают
ненормативные правовые акты, то есть акты, не содержащие новых
правовых норм, а устанавливающие конкретный механизм реализации
федеральных законов, правовых актов Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных и иных
правовых актов ГТК России.
4. Правовые акты ГТК России издаются в форме приказов,
указаний, инструкций и др. и подписываются Председателем ГТК
России либо одним из его заместителей в соответствии с
установленным порядком распределения компетенции.
Документы, подписанные иными лицами (например, ответы на
запросы, подписанные руководителями структурных подразделений ГТК
России или лицами, их замещающими), не могут рассматриваться в
качестве нормативных или иных правовых актов ГТК России и являются
разъяснительными документами, отражающими точку зрения
должностного лица, их подписавшего, либо носят информационный
характер.
5. Нормативные правовые акты ГТК России, затрагивающие права и
законные интересы граждан, юридических лиц или носящие
межведомственный характер, в соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 08.05.92 N 305 "О
государственной регистрации ведомственных нормативных актов",
подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции
Российской Федерации и вступают в силу в соответствии со ст. 11
Таможенного кодекса Российской Федерации, через 30 дней после их
официальной публикации, если в самом акте не установлен более
поздний срок. Исключением являются случаи, когда акты
законодательства обязывают ГТК России ввести в действие свои
документы в более короткие сроки. Официальной считается публикация
в газете "Российские вести" и Бюллетене нормативных актов
федеральных органов исполнительной власти.
Информация о государственной регистрации нормативных актов ГТК
России и сроках вступления в силу таких актов дополнительно
доводится до сведения таможенных органов информационными письмами
Правового управления ГТК России. В таком же порядке до сведения
таможенных органов доводятся заключения Минюста России об
отсутствии необходимости государственной регистрации актов ГТК
России, то есть о возможности их применения без госрегистрации.
Иные правовые акты ГТК России (внутриведомственного характера,
нормативно - технические) вступают в силу с момента их подписания,
если в самих актах не установлен более поздний срок вступления в
силу.
Нормативные и иные правовые акты ГТК России, устанавливающие
более льготные правила, могут распространять свое действие на
правоотношения, возникшие до их издания.
6. Акты ГТК России, являясь нормативными или иными правовыми
актами федерального органа исполнительной власти, издаются на
основании и во исполнение актов вышестоящих органов
государственной власти и не должны им противоречить.
Вступление в силу международного договора, участником которого
является Российская Федерация, либо федерального закона, правового
акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской
Федерации и содержащего положения, расходящиеся с предписаниями
актов ГТК России, автоматически прекращает действие
соответствующих норм правового акта ГТК России, а также изданных
во исполнение его ненормативных актов нижестоящих таможенных
органов. Отмена либо внесение изменений в нормативные акты ГТК
России в связи с расхождением их положений с нормами вышестоящего
законодательства направлена лишь на упорядочение нормативной базы
таможенного дела. Отсутствие в таможенном органе информации об
отмене правового акта ГТК России, противоречащего актам
вышестоящих органов государственной власти, не может являться
основанием к его дальнейшему применению.
Анализ действующей нормативной базы таможенного дела
осуществляется юридическими службами таможенных органов на
постоянной основе. Руководитель юридической службы должен
немедленно докладывать начальнику таможенного органа о выявленных
фактах противоречия актов ГТК России законодательству и
осуществлять контроль за неприменением таких актов своим и
нижестоящими таможенными органами. Заключения руководителя
юридической службы о действии правовых актов должны приниматься за
основу решения начальника таможенного органа по данному вопросу.
В случае возникновения сомнения в правомочности применения
правового акта ГТК России руководителю юридической службы
таможенного органа надлежит немедленно обратиться с запросом в
юридическую службу вышестоящего таможенного органа, вплоть до
Правового управления ГТК России.
7. При применении нормативных актов ГТК России следует
руководствоваться текстами, полученными таможенным органом по
официальной рассылке из ГТК России, опубликованными в газете
"Российские вести", Бюллетене нормативных актов федеральных
органов исполнительной власти, журнале "Таможенные ведомости", а
также содержащимися в информационно - правовой системе "Таможня и
право" (при условии ее регулярного обновления). Публикации текстов
актов ГТК России в иных изданиях, а также распространяемые
коммерческими информационно - правовыми системами не являются
официальными и могут содержать недостоверные тексты документов, а
также сведения об их действии.
При применении федеральных законов, актов Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации следует
использовать только тексты, официально опубликованные в
"Российской газете" и Собрании законодательства Российской
Федерации.
8. Контроль за правильностью применения должностными лицами
таможенного органа действующего законодательства осуществляет
юридическая служба таможенного органа, на которую в соответствии с
Общим положением о юридическом отделе, юридической группе,
юрисконсульте таможенного органа Российской Федерации,
утвержденного Приказом ГТК России от 23.09.94 N 485, возложено
осуществление сводного контроля за соблюдением законности в
деятельности своего и нижестоящих таможенных органов. Персональную
ответственность за состояние правовой работы возглавляемого и
нижестоящих таможенных органов в соответствии с Общими
положениями о таможенных органах, утвержденными Приказом ГТК
России от 10.01.96 N 12, несет руководитель таможенного органа.
9. В соответствии с положениями настоящего указания
руководителям юридических служб таможенных органов провести
ревизию нормативной базы, используемой в работе сотрудниками
соответствующего таможенного органа, с целью недопущения в
дальнейшем неисполнения вступивших в законную силу федеральных
законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации,
постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а
также применения утративших силу правовых актов ГТК России и
использования в качестве правовых актов ГТК России документов, не
относящихся к таковым.
10. Руководителям таможенных органов организовать работу по
своевременному доведению до сведения всех сотрудников руководимого
таможенного органа информации о вступлении в силу новых актов
законодательства по таможенному делу и об утративших силу правовых
актах на основании данных, представляемых юридической службой
таможенного органа.
Заместитель Председателя
Комитета
В.А.МАКСИМЦЕВ
|