МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 июля 1997 г. N 16-55-104и/16-16
Управление образовательных стандартов и программ направляет
для практического использования макет Положения об учебно -
методическом объединении высших учебных заведений Российской
Федерации, разработанный в соответствии с Типовым положением,
утвержденным Приказом Минобразования России от 05.05.97 N 844, и
с учетом анализа представленных проектов положений.
Обращаем внимание, что к проекту Положения об УМО отдельно
оформляется лист согласования с должностными лицами Минобразования
России. Для УМО в области естественно-научного и высшего
технического образования - это должностные лица Управления
образовательных стандартов и программ: начальник (Шестаков Г.К.),
заместитель начальника (Сенашенко В.С.), начальник отдела
образовательных программ высшего профессионального образования
(Попова Е.П.) и специалист - куратор УМО.
Для УМО в области экономического и гуманитарного образования -
это должностные лица Управления гуманитарного образования и
развития личности: начальник (Сериков В.В.), заместитель
начальника (Байденко В.И.), начальник отдела образовательных
стандартов и их научно-методического обеспечения (Овчинников Г.К.)
и специалист - куратор УМО.
В сопроводительном письме по представлению проекта Положения
об УМО к утверждению указать фамилии, имена и отчества
председателя (сопредседателей) совета УМО, его заместителя
(заместителей) и других сотрудников УМО, а также их служебные
телефоны.
Заместитель Начальника
Управления
В.С.СЕНАШЕНКО
Макет
Принято: Утверждаю:
на заседании совета УМО Заместитель Министра общего и
протокол N _____________ профессионального образования
от _____________________ Российской Федерации
___________(председатель ________________ А.Г.АСМОЛОВ
совета УМО) "___" _______________ 1997 г.
М.П. базового вуза М.П. Минобразования России
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВЫСШИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
В ОБЛАСТИ _______________________________
Разработано в соответствии с Типовым положением об учебно -
методическом объединении высших учебных заведений Российской
Федерации, утвержденным Приказом Минобразования России от 05.05.97
N 844.
1. Общие положения
1.1. Учебно-методическое объединение высших учебных заведений
Российской Федерации (далее - учебно-методическое объединение,
УМО) по образованию в области ___________________________ является
государственно-общественным объединением в системе высшего
профессионального образования Российской Федерации, созданное с
целью координации действий научно-педагогической общественности
вузов, представителей предприятий, учреждений и организаций, по
обеспечению качества и развития содержания высшего
профессионального образования, прогнозирования перспективных
направлений и научно-методического обеспечения процесса подготовки
специалистов для _____________________ (науки, техники, технологии
или социальной сферы).
1.2. Основными задачами учебно-методического объединения
являются разработка предложений по структуре закрепленной за ним
области высшего профессионального образования и содержанию
основных образовательных программ, разработка и экспертиза
учебно-методической документации, необходимой для обеспечения
процесса подготовки специалистов с высшим профессиональным
образованием в соответствии с потребностями личности, общества,
основными тенденциями развития науки, культуры, техники и
технологии.
1.3. УМО создано приказом ___________ от ______ N ___________.
За УМО приказом (приказами) ___________ от ______ N ___________
закреплены следующие направления и специальности высшего
профессионального образования __________ (если наименований много,
то можно дать в приложении).
Базовым вузом (или базовыми вузами) в соответствии с приказом
___________ от _________ N _______ является (являются) ___________
_________________________________________________________________.
1.4. В состав учебно-методического объединения входят
независимо от ведомственной подчиненности государственные высшие
учебные заведения Российской Федерации (приложение N ___) и
негосударственные вузы (приложение N ___), имеющие государственную
аккредитацию, в которых реализуются основные образовательные
программы по направлениям и специальностям высшего
профессионального образования, относящимся к компетенции УМО, а
также заинтересованные в совершенствовании подготовки специалистов
по соответствующим направлениям и специальностям предприятия,
учреждения и организации (приложение N ___).
В состав УМО по решению его совета входят не прошедшие
государственную аккредитацию негосударственные высшие учебные
заведения Российской Федерации (приложение N ___), а также в
качестве ассоциированных членов - вузы других государств
(приложение N ___).
Вузы, предприятия, учреждения и организации, входящие в состав
УМО, сохраняют установленные отношения подчиненности.
1.5. Учебно-методическое объединение строит свою деятельность
на принципах равноправия всех входящих в УМО вузов, предприятий,
учреждений и организаций, коллегиальности руководства, гласности
принимаемых решений.
1.6. Учебно-методическое объединение осуществляет свою
деятельность в соответствии с настоящим Положением,
законодательными актами Российской Федерации и нормативными
документами органов исполнительной власти в области образования,
решениями Координационного совета учебно-методических объединений
и научно-методических советов (НМС).
1.7. Учебно-методическое объединение ежегодно отчитывается за
свою работу перед федеральным (центральным) органом управления
высшим профессиональным образованием в соответствии с
установленной формой.
1.8. Решения учебно-методического объединения принимаются в
соответствии с регламентом (прописать основные моменты:
периодичность пленумов, заседаний совета, президиума совета,
количество голосов для принятия решений, порядок формирования и
утверждения составов учебно-методических советов и т.д.).
2. Функции УМО <*>
--------------------------------
<*> Данный раздел может быть дополнен или уменьшен решением
совета УМО.
Для решения поставленных задач УМО в области ________________:
2.1. Разрабатывает проекты требований к уровню подготовки
выпускников и содержанию образовательных программ по закрепленным
направлениям и специальностям высшего профессионального
образования.
2.2. Формирует перечень аннотированных программ
специализированной подготовки магистров по направлениям и перечень
специализаций в рамках специальностей, относящихся к компетенции
УМО.
2.3. Разрабатывает проекты основных образовательных программ
высшего профессионального образования по закрепленным направлениям
и специальностям высшего профессионального образования.
2.4. Организует обеспечение высших учебных заведений
нормативно-методической документацией по подготовке специалистов
всех ступеней высшего профессионального образования по
закрепленным направлениям и специальностям высшего
профессионального образования.
2.5. Участвует в разработке перечня направлений и
специальностей высшего профессионального образования.
2.6. Участвует по поручению федерального (центрального) органа
управления высшим профессиональным образованием в лицензировании,
аттестации и аккредитации учебных заведений по закрепленным
направлениям и специальностям высшего профессионального
образования.
2.7. Участвует в подготовке и экспертизе проектов документов
по вопросам развития высшего образования.
2.8. Участвует в разработке программ повышения квалификации и
переподготовки профессорско-преподавательского состава в своей
области деятельности.
2.9. Проводит по поручению федерального (центрального) органа
управления высшим профессиональным образованием экспертизу
аттестационных дел по присвоению ученых званий преподавателям
высших учебных заведений по закрепленным направлениям и
специальностям высшего профессионального образования.
2.10. Вносит в федеральный (центральный) орган управления
высшим профессиональным образованием предложения по реализации
государственной политики в области образования.
2.11. Участвует в разработке государственных образовательных
стандартов начального и среднего профессионального образования с
целью их согласованности и преемственности со стандартами высшего
профессионального образования в своей области деятельности.
2.12. Участвует в разработке примерных программ экзаменов
кандидатского минимума по специальностям ________________________.
2.13. Участвует в формировании перспективных планов издания
учебников и учебных пособий с грифом федерального (центрального)
органа управления высшим профессиональным образованием, ведомств,
учебно-методических объединений по дисциплинам, относящимся к
закрепленным направлениям и специальностям высшего
профессионального образования.
2.14. Участвует в организации и проведении конкурсов по
созданию учебной и методической литературы, аудиовизуальных
средств по дисциплинам и курсам, относящимся к закрепленным
направлениям и специальностям высшего профессионального
образования.
2.15. Проводит по поручению федерального (центрального) органа
управления высшим профессиональным образованием рецензирование
рукописей учебников и учебных пособий, подготовленных к изданию в
своей области высшего профессионального образования.
2.16. Вносит в федеральный (центральный) орган управления
высшим профессиональным образованием предложения по
совершенствованию учебного процесса, организации кадрового,
методического и материально-технического обеспечения учебного
процесса в вузах по подготовке специалистов ______________________
_____________________________ профиля.
2.17. Проводит конференции, семинары и совещания по проблемам
высшего образования, студенческие олимпиады и конкурсы по
закрепленным направлениям и специальностям высшего
профессионального образования.
3. Управление УМО и организация деятельности
3.1. Руководство деятельностью учебно-методического
объединения осуществляет его совет, сформированный из
представителей вузов, федерального (центрального) органа
управления высшим профессиональным образованием, а также
заинтересованных предприятий, учреждений и организаций, входящих в
УМО. В перерывах между заседаниями совета руководство
деятельностью УМО осуществляет президиум, избранный советом УМО
(список прилагается).
Председателем совета УМО и его президиума является ректор вуза
(указать наименование вуза), на базе которого организовано УМО.
В случае, если УМО организуется на базе нескольких вузов -
указать их (фамилии, имена и отчества не указывать).
3.2. Председатель совета учебно-методического объединения
направляет и организует работу совета и его президиума,
представляет УМО в органах управления высшим образованием,
осуществляет связь с предприятиями, организациями, привлекает
профессорско-преподавательский состав вузов, входящих в УМО, для
работы в его советах и комиссиях.
3.3. В _____________________ (наименование высшего учебного
заведения или двух вузов) введена должность проректора по
учебно-методической работе - заместителя председателя совета УМО,
который назначается и освобождается ректором вуза - председателем
совета УМО по согласованию с федеральным (центральным) органом
управления высшим профессиональным образованием.
Заместитель председателя совета УМО принимается на работу по
трудовому договору (контракту) с ____________________ высшим
учебным заведением сроком на 5 лет, при этом срок окончания
трудового договора (контракта) совпадает со сроком окончания
полномочий ректора. В случае освобождения от занимаемой должности
по уважительной причине (по собственному желанию, при достижении
предельного возраста и др.) заместитель председателя совета УМО
переводится с его согласия на иную должность, соответствующую его
квалификации.
Заместитель председателя совета организует работу по
выполнению решений совета УМО, осуществляя непосредственное
оперативное руководство деятельностью учебно-методического
объединения.
Заместитель председателя совета УМО является членом
Координационного совета УМО и НМС, активно участвует в его работе
и проведении решений.
3.4. Учебно-методическое объединение имеет следующую структуру
(перечислить учебно-методические советы и др. структурные
единицы).
3.5. Для обеспечения функционирования учебно-методического
объединения в штатное расписание базового вуза введены следующие
должности (указать).
4. Финансовое обеспечение
4.1. Финансирование деятельности учебно-методического
объединения осуществляется из средств, выделяемых базовому вузу
органом управления высшим профессиональным образованием, в ведении
которого он находится, а также из внебюджетных источников (если
они существуют).
4.2. Внебюджетными источниками финансирования учебно -
методического объединения являются _________________ (указать
конкретные для данного УМО и порядок их формирования).
4.3. Платными услугами УМО являются _____________________
(указать конкретные для данного УМО).
Стоимость платных услуг УМО для государственных и
муниципальных высших учебных заведений устанавливается в
соответствии с письмом Минобразования России от 24.04.97
N 18-55-80ин/16-16.
4.4. В базовом вузе по решению совета УМО создан специальный
фонд (если создан).
Использование средств фонда осуществляется по смете,
утвержденной ректором по представлению учебно-методического
объединения.
Контроль за расходованием средств осуществляет президиум
совета УМО. Ежегодный отчет о формировании фонда и расходовании
его средств утверждается на заседании совета УМО.
4.5. ____% средств указанного фонда ежегодно перечисляется в
централизованный фонд Координационного совета УМО и НМС.
Председатель совета УМО высших
учебных заведений РФ по образованию
в области _________________________
------------------------------------------------------------------
|