ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 1997 г. No. 2006/97
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации на постановление Федерального
арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.03.97 по делу
No. А27-5-550/96 Арбитражного суда Кемеровской области.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил
следующее.
Фонд муниципального имущества города Ленинск-Кузнецкого
Кемеровской области обратился в Арбитражный суд Кемеровской
области с иском о признании недействительным решения
Государственной налоговой инспекции по городу Ленинск-Кузнецкому
от 19.05.96 No. 553 о применении финансовых санкций в сумме
323615600 рублей за невключение в налогооблагаемый оборот средств,
полученных от приватизации муниципального имущества, и неуплаты
налога на добавленную стоимость и специального налога в IV
квартале 1995 года.
Решением от 05.09.96 в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.11.96 решение
отменено, иск удовлетворен полностью.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановлением от 12.03.97 отменил постановление апелляционной
инстанции, оставив решение суда первой инстанции без изменения.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации предлагается отменить постановление
Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, оставив
в силе постановление суда апелляционной инстанции.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Государственная налоговая
инспекция по городу Ленинск-Кузнецкому Кемеровской области в
результате проверки соблюдения налогового законодательства Фондом
муниципального имущества города Ленинск-Кузнецкого установила, что
фондом не были включены в налогооблагаемый оборот средства,
полученные в IV квартале 1995 года от приватизации муниципального
имущества в сумме 651398000 рублей, и в связи с этим не уплачены
налог на добавленную стоимость в сумме 107220100 рублей и
специальный налог в сумме 8012200 рублей.
Решением от 19.05.96 No. 553 к акту проверки от 20.04.96
налоговая инспекция применила к истцу финансовые санкции в виде
взыскания недоимки по указанным налогам, штрафов в размере 100 и
10 процентов и пеней на общую сумму 323615600 рублей.
Суд первой инстанции, отказывая в иске, исходил из того, что
согласно подпункту "д" пункта 1 статьи 5 Закона Российской
Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в проверяемый период
от уплаты налога на добавленную стоимость и специального налога
освобождались средства, полученные от приватизации лишь
государственного имущества, а в отношении средств от приватизации
муниципального имущества такая льгота предоставлена Федеральным
законом от 01.04.96 No. 25-ФЗ только с 01.01.96.
Однако выводы судов первой и кассационной инстанций не
соответствуют действующему законодательству.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона Российской Федерации
"О приватизации государственных и муниципальных предприятий в
Российской Федерации" (в редакции Закона Российской Федерации от
05.06.92 No. 2930-1) средства, полученные от приватизации
государственных и муниципальных предприятий, не подлежат обложению
всеми видами налогов.
Данная льгота содержится и в пунктах 4.5 и 4.6 Государственной
программы приватизации государственных и муниципальных предприятий
в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской
Федерации от 24.12.93 No. 2284, согласно которым средства,
поступающие от приватизации, не подлежат налогообложению.
Указанные правовые нормы являются составной частью налогового
законодательства, и их принятие не противоречит статье 10 Закона
Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации".
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона
Российской Федерации "О приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации", пунктом 6.1
Основных положений государственной программы приватизации
государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации
после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской
Федерации от 22.07.94 No. 1535, и пунктом 5 Указа Президента
Российской Федерации от 11.05.95 No. 478 "О мерах по обеспечению
гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от
приватизации" средства, вырученные от продажи в процессе
приватизации государственных и муниципальных предприятий и других
объектов приватизации, подлежат распределению по установленным
нормативам без каких-либо изъятий.
При таких обстоятельствах налоговая инспекция неправомерно
применила к фонду муниципального имущества ответственность,
предусмотренную статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации", и у суда кассационной
инстанции оснований для отмены постановления суда апелляционной
инстанции не имелось.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
п о с т а н о в и л:
постановление Федерального арбитражного суда Западно -
Сибирского округа от 12.03.97 по делу No. А27-5-550/96
Арбитражного суда Кемеровской области отменить.
Оставить в силе постановление апелляционной инстанции
Арбитражного суда Кемеровской области от 19.11.96 по тому же делу.
И.о. Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К. ЮКОВ
|