27 июня 1997 года
------------------------------------------------------------------
ПИСЬМО
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
На основании части 3 статьи 107 Конституции Российской
Федерации отклоняю представленный Президенту Российской Федерации
для подписания и обнародования Федеральный закон "О народных
художественных промыслах", принятый Государственной Думой 4 июня
1997 года и одобренный Советом Федерации 11 июня 1997 года.
Анализ Федерального закона свидетельствует, что он лишен
какого-либо правового содержания.
Закон состоит из 13 статей. Из них три носят технико -
юридический характер (предмет регулирования Федерального закона,
правовое регулирование отношений в области народных художественных
промыслов, вступление Федерального закона в силу). Еще одна статья
посвящена определению понятий.
В оставшихся девяти статьях содержится 16 отсылок к иным
нормативным правовым актам - уже принятым федеральным законам
(шесть), конкретным отраслям законодательства (две),
законодательству "вообще" (четыре), законодательству субъектов
Российской Федерации (две) и актам Правительства Российской
Федерации (две).
Все нормативное содержание Федерального закона сводится в
конечном итоге к:
определению понятий;
установлению перечня изделий, которые не могут быть отнесены к
изделиям художественных промыслов;
определению полномочий Правительства Российской Федерации по
двум вопросам - утверждение примерного перечня видов производства
и групп изделий художественного промысла и утверждение типового
положения о художественно-экспертных советах;
определению полномочий субъектов Российской Федерации по
одному вопросу - установление "мест традиционного бытования
художественных промыслов".
Все эти вопросы не требуют принятия закона и могут быть решены
Правительством Российской Федерации в полном объеме.
Кроме того, Федеральный закон входит в противоречие с
Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами
Российской Федерации.
Например, в пункте 3 статьи 5 Федерального закона
устанавливается, что "подготовка мастеров народных художественных
промыслов осуществляется в порядке, предусмотренном Законом
Российской Федерации "Об образовании".
В данном случае ссылка на Закон Российской Федерации "Об
образовании" несостоятельная, так как после внесения в него в
январе 1996 года изменений и дополнений он называется Федеральный
закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации "Об образовании" (N 12-ФЗ).
Кроме того, в пункте 3 неудачно сформулирована отсылка в части
подготовки мастеров народных художественных промыслов.
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "Об образовании" не содержит норм и
положений, непосредственно устанавливающих порядок подготовки
мастеров народных художественных промыслов. По совокупности
статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
Закон Российской Федерации "Об образовании" вводятся лишь общие
установочные нормы правового регулирования отношений, возникающих
в области образования.
В пункте 1 статьи 10 Федерального закона содержатся положения,
посвященные защите прав юридических и физических лиц от
недобросовестной конкуренции в области народных художественных
промыслов. В этом пункте обозначаются какие-то неясные юридические
действия (понятия), которые связаны с "индивидуализацией
юридического лица" или "индивидуализацией продукции народных
художественных промыслов". Федеральный закон определяет, что
названные права защищаются в порядке, определяемом Гражданским
кодексом Российской Федерации и Законом РСФСР "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Употребление такой правовой конструкции расходится с Гражданским
кодексом Российской Федерации, поскольку в Гражданском кодексе нет
таких понятий, как "индивидуализация юридического лица" и
"индивидуализация продукции народных художественных промыслов".
Следует отметить, что в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" внесены
изменения и дополнения. Например, слово "РСФСР" заменено словами
"Российская Федерация" в соответствующем падеже, поэтому он
переименован и называется Федеральный закон "О внесении изменений
и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" (N 83-ФЗ).
В статье 12 Федерального закона вводится ответственность за
его нарушение. В настоящее время ни рассматриваемый Федеральный
закон, ни иные законодательные акты Российской Федерации не
содержат статей, раскрывающих признаки противоправных деяний и
устанавливающих ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации о народных художественных промыслах.
Таким образом, Федеральный закон "О народных художественных
промыслах" является типичным примером имитации законотворческой
деятельности.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
27 июня 1997 года
|