Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ МИНЗДРАВА РФ О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПРОТОКОЛ ОТ 25.06.1997 N 10)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                 КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ

                                ПРОТОКОЛ

                            25 июня 1997 г.

                                  N 10

          О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
                     НАСЕЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       В последние    годы    в    России    произошли   значительные
   социально - экономические изменения, которые затрагивают все сферы
   медицинской деятельности,  в  том числе и оказание наркологической
   помощи.
       Начиная с  1988  г.  наркологическая  ситуация характеризуется
   резким ростом    заболеваемости    алкогольными    психозами     и
   наркоманиями:  учтенная  заболеваемость наркоманиями увеличилась в
   4,5 раза,  а алкогольными психозами - в 6,5  раза;  число  больных
   наркоманиями,  пролеченных  в  стационаре,  выросло  в  4,7  раза,
   больных  алкогольными  психозами  -   в   5   раз.   Увеличивается
   заболеваемость наркоманиями и токсикоманиями среди подростков.
       В некоторых территориях  уровень  заболеваемости  алкогольными
   психозами  вдвое  превышает  среднероссийский - как,  например,  в
   Новгородской,  Тюменской  областях  и   Красноярском   крае.   При
   наметившейся  в  целом  по России в 1996 году тенденции к снижению
   заболеваемости  алкогольными  психозами  на  20%  она  возросла  в
   Курской,   Самарской,   Сахалинской   областях,   Алтайском  крае,
   Республике Саха.
       В результате  резко  увеличилась  нагрузка  на наркологическую
   службу,  особенно на ее стационарное звено,  ухудшились показатели
   эффективности оказания наркологической помощи населению.
       Ремиссии в течение одного  года  после  лечения  снизились  до
   10-15% у больных алкоголизмом и до 3-4% у больных наркоманиями.
       Выросли показатели  повторных  поступлений  в   стационары   в
   течение года и внутрибольничной смертности.
       При увеличении   среднего   по   России    уровня    повторных
   госпитализаций   больных  с  алкогольными  психозами  до  15,8%  в
   Оренбургской области они составили 70,8%,  в Астраханской - 54,3%,
   в Северной Осетии - 47,8%, в Калмыкии - 47,0%.
       Зачастую положение   в   регионах   усугубляется   отсутствием
   должного  внимания  к проблемам организации наркологической помощи
   населению со стороны  глав  местной  администрации,  руководителей
   органов управления   здравоохранением,   а   нередко   -  и  из-за
   бездеятельности главных наркологов территорий.
       Хотя в  последние  годы  и  наметилась  тенденция  к повышению
   уровня квалификации врачей - наркологов,  в то же  время  остается
   недостаточной их подготовленность по основным разделам клинической
   психиатрии и детско - подростковой наркологии. При лечении больных
   практически   не   применяются   лечебные  стандарты  ("работа  по
   протоколам").
       Токсикологические лаборатории   по  обнаружению  наркотических
   средств  в  биологических  средах  не  соответствуют   современным
   требованиям.  Специалисты  на  местах из-за отсутствия необходимой
   аппаратуры  нередко  пользуются   примитивными,   неспецифическими
   методиками.
       Нормативные документы,       регламентирующие       проведение
   судебно -  наркологических   экспертиз,    не    в   полной   мере
   соответствуют существующим социально - правовым нормам.
       Принятым в  последние  годы  федеральным  законам противоречат
   многие  формально  действующие  на  сегодня  приказы  Министерства
   здравоохранения, однако они до сих пор не пересмотрены, и работа в
   этом направлении ведется крайне медленно.
       До настоящего   времени   отсутствует  единая  система  ранней
   профилактики  наркологических  проблем  среди  детей  -   учащихся
   общеобразовательных школ  и  профессионально - технических учебных
   заведений,  явно  недостаточно  число   специальных   методических
   разработок  по  этой проблеме для врачей,  педагогов,  психологов,
   работников правоохранительных  органов,  социальных  служб  и  для
   родителей.
       Не в   полной   мере   решены   вопросы    взаимодействия    и
   преемственности  в  деятельности  наркологической  службы  системы
   здравоохранения и медицинских служб МВД России, Минобороны России,
   ФПС России.
       НИИ наркологии и  ГНЦ  психиатрии  и  наркологии  недостаточно
   занимаются  вопросами сотрудничества с территориями,  их насущными
   проблемами.  Это проявляется,  в частности, в неудовлетворительной
   работе  по  подготовке  методических  рекомендаций  по  актуальным
   вопросам наркологии.
       Научная деятельность    института    заслуживает    серьезного
   пересмотра в плане ее активности и  нацеливания  как  на  вопросы,
   приоритетные   для   решения   современных  задач,  стоящих  перед
   наркологией,  так   и   на   наиболее   значимые   фундаментальные
   исследования.
       В условиях нарастания наркологических проблем в стране слияние
   ГНЦ наркологии с другим институтом, осуществленное в 1995 г., явно
   было скоропалительным и нецелесообразным.
       Несмотря на общие проблемы, во многих территориях руководители
   органов здравоохранения,  главные наркологи, проявляя инициативу и
   настойчивость, активно внедряют новые формы наркологической помощи
   населению. Так, в Читинской области работает отделение для лечения
   и реабилитации  наркологических  больных  с  лечебно  -  трудовыми
   мастерскими.    В    Самарской    области    в   рамках   развития
   реабилитационных  программ  создан  спортивный  клуб  для  больных
   наркоманиями. Подростковые медико - психологические центры открыты
   в 17 территориях России.
       Хорошо организована   лечебно   -  реабилитационная  работа  с
   больными наркоманиями в Приморском крае,  где  внедрены  различные
   формы  терапевтической  занятости  стационарных больных в вечернее
   время и выходные дни.
       В Москве,  Санкт - Петербурге, Ярославской области, Республике
   Татарстан  и   некоторых   других   регионах   в   наркологических
   диспансерах давно и успешно работают психологи.
       В Хабаровском крае,  где в 1994 году  краевой  наркологический
   диспансер,  как  и психиатрический,  вошел в качестве структурного
   подразделения в  состав  краевого  Центра  психического  здоровья,
   сохранили   основные  функции  наркологической  службы,  расширили
   отделения алкогольных   психозов,   подростковые    подразделения,
   отделения интенсивной терапии и реабилитации.
       Одной из серьезных проблем  стала  практически  бесконтрольная
   деятельность  негосударственных  структур,  предлагающих населению
   "новые", зачастую не утвержденные в установленном порядке средства
   и  методы  лечения  алкоголизма  и  наркоманий.  Большинство таких
   негосударственных   структур   не   занимаются    последовательной
   лечебно - реабилитационной работой с больными.
       Вместе с  тем  имеется  немало  примеров,   когда   в   рамках
   общественных организаций и движений проводится продуктивная работа
   с больными,  существенно дополняющая деятельность  государственных
   наркологических  учреждений  и  подразделений.  К таким структурам
   относятся сообщества "Анонимных  алкоголиков"  (АА)  и  "Анонимных
   наркоманов";  в  Калининградской области общественной организацией
   создан  первый  в  стране  реабилитационный  центр   для   больных
   наркоманиями.   С   помощью  руководителей  наркологических  служб
   созданы и  функционируют  группы  само-  и  взаимопомощи,  включая
   группы  АА,  в  Москве,  Новосибирской,  Читинской,  Оренбургской,
   Рязанской областях и многих других регионах.
       В целях  совершенствования  наркологической  помощи  населению
   коллегия
       РЕШАЕТ:
       1. Начальнику  Управления   организации   медицинской   помощи
   населению   Вялкову   А.И.,  и.о.  начальника  Управления  научных
   учреждений Самко Н.Н.,  начальнику  Управления  учебных  заведений
   Володину Н.Н.:
       1.1. с учетом результатов обсуждения  на  коллегии  доработать
   проект  приказа  "О  мерах  по  совершенствованию  наркологической
   помощи  населению  Российской  Федерации",   согласовать   его   в
   установленном порядке и представить на подпись до 01.08.97;
       1.2. подготовить проект приказа о дальнейшем  развитии  службы
   аналитической   диагностики   наличия   наркотических   и   других
   одурманивающих  (психоактивных)  средств  в  биологических  средах
   человека до 01.10.97;
       1.3. подготовить   проект   приказа   о   подготовке    врачей
   психиатров -    наркологов,   психотерапевтов,   специалистов   по
   социальной работе,  психологов, социальных работников для работы в
   наркологических реабилитационных центрах до 01.10.97;
       1.4. провести   работу   по   изучению    и    распространению
   положительного  опыта  регионов  по различным аспектам организации
   наркологической помощи.  Ежеквартально заслушивать работу регионов
   в области наркологии на совещаниях у заместителя Министра;
       1.5. подготовить   и   издать    информационное    письмо    о
   положительном  опыте  работы  наркологической  службы  в Самарской
   области до 01.11.97;
       1.6. изучить  опыт  работы  общественных  организаций  в части
   оказания помощи лицам с сочетанной наркологической  патологией  (в
   частности, наркоманиями и ВИЧ - инфекцией) до 01.01.98;
       1.7. внести предложения  по  реструктуризации  наркологической
   службы, имея в виду улучшение качества ее деятельности и повышение
   уровня подготовки специалистов, до 01.10.97;
       1.8. подготовить  методические  рекомендации  для лицензионных
   органов субъектов РФ  по  организации  контроля  за  деятельностью
   наркологических учреждений и подразделений всех форм собственности
   и частнопрактикующих в области наркологии врачей до 31.12.97.
       2. Начальнику   Управления   организации   медицинской  помощи
   населению Вялкову  А.И.   совместно   с   начальником   Управления
   региональной   политики   и   законодательства   Мельниковой  Л.С.
   завершить  работу  над  концепцией   государственной   алкогольной
   политики в Российской Федерации до 01.09.97.
       3. И.о. начальника Управления научных учреждений Самко Н.Н.:
       3.1. принять  меры  по повышению роли соответствующих научно -
   исследовательских учреждений и подразделений в научной  разработке
   наиболее   актуальных   для  практической  наркологической  службы
   проблем профилактики,  лечения и реабилитации больных алкоголизмом
   и наркоманиями.  Особое  внимание  уделить  проблемам   детско   -
   подростковой наркологии;
       3.2. рассмотреть   вопрос   о   целесообразности   раздельного
   изучения проблем алкоголизма и наркоманий до 01.10.97.
       4. Начальнику Управления учебных заведений Володину Н.Н.:
       4.1. начиная с 1998/99 учебного года предусмотреть  увеличение
   объема  преподавания по психиатрии и наркологии студентам высших и
   средних учебных заведений;
       4.2. разработать программу единого очно - заочного обучения по
   специальностям "Психиатрия" и "Наркология".
       5. И.о.  начальника  Управления научных учреждений Самко Н.Н.,
   начальнику Управления  организации  медицинской  помощи  населению
   Вялкову  А.И.  в  связи с реструктуризацией службы наркологической
   помощи населению до 01.10.97  внести  предложения  об  организации
   самостоятельного   НИИ  наркологии,  предусмотрев  ориентацию  его
   деятельности  на  решение  наиболее  актуальных  научных   проблем
   наркологии и организации наркологической помощи населению.
       6. Начальнику Управления обеспечения лекарственными средствами
   и   медицинской  техникой  Кирсановой  Т.Г.  при  централизованных
   закупках   медицинского   оборудования   предусматривать   закупку
   необходимого оборудования    для    химико   -   токсикологических
   лабораторий по обнаружению наркотических средств, организованных в
   составе   соответствующих   наркологических   учреждений   органов
   здравоохранения субъектов Российской Федерации.
       7. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов
   Российской Федерации:
       7.1. внести  предложения  руководителям органов исполнительной
   власти субъектов Российской Федерации о рассмотрении на заседаниях
   правительств   и  на  коллегиях  вопроса  о  неотложных  мерах  по
   предупреждению распространения алкоголизма и наркоманий;
       7.2. ежегодно  заслушивать  на  коллегиях  органов  управления
   здравоохранением вопросы организации  медицинской  помощи  больным
   алкоголизмом  и  наркоманиями  с  приглашением  представителей  от
   Минздрава  России,  специалистов  органов  народного  образования,
   социальной  защиты,  внутренних  дел,  отделов  по делам молодежи,
   представителей   средств   массовой    информации,    общественных
   организаций и движений.
       8. Контроль  за  выполнением  решения  коллегии  возложить  на
   заместителя Министра здравоохоанения Стародубова В.И.

                                               Председатель коллегии,
                                              Министр здравоохранения
                                                 Российской Федерации
                                                        Т.Б.ДМИТРИЕВА

                                                   Секретарь коллегии
                                                         М.В.ПАЛИНКАШ

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz