КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
25 июня 1997 г.
N 10
О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
НАСЕЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В последние годы в России произошли значительные
социально - экономические изменения, которые затрагивают все сферы
медицинской деятельности, в том числе и оказание наркологической
помощи.
Начиная с 1988 г. наркологическая ситуация характеризуется
резким ростом заболеваемости алкогольными психозами и
наркоманиями: учтенная заболеваемость наркоманиями увеличилась в
4,5 раза, а алкогольными психозами - в 6,5 раза; число больных
наркоманиями, пролеченных в стационаре, выросло в 4,7 раза,
больных алкогольными психозами - в 5 раз. Увеличивается
заболеваемость наркоманиями и токсикоманиями среди подростков.
В некоторых территориях уровень заболеваемости алкогольными
психозами вдвое превышает среднероссийский - как, например, в
Новгородской, Тюменской областях и Красноярском крае. При
наметившейся в целом по России в 1996 году тенденции к снижению
заболеваемости алкогольными психозами на 20% она возросла в
Курской, Самарской, Сахалинской областях, Алтайском крае,
Республике Саха.
В результате резко увеличилась нагрузка на наркологическую
службу, особенно на ее стационарное звено, ухудшились показатели
эффективности оказания наркологической помощи населению.
Ремиссии в течение одного года после лечения снизились до
10-15% у больных алкоголизмом и до 3-4% у больных наркоманиями.
Выросли показатели повторных поступлений в стационары в
течение года и внутрибольничной смертности.
При увеличении среднего по России уровня повторных
госпитализаций больных с алкогольными психозами до 15,8% в
Оренбургской области они составили 70,8%, в Астраханской - 54,3%,
в Северной Осетии - 47,8%, в Калмыкии - 47,0%.
Зачастую положение в регионах усугубляется отсутствием
должного внимания к проблемам организации наркологической помощи
населению со стороны глав местной администрации, руководителей
органов управления здравоохранением, а нередко - и из-за
бездеятельности главных наркологов территорий.
Хотя в последние годы и наметилась тенденция к повышению
уровня квалификации врачей - наркологов, в то же время остается
недостаточной их подготовленность по основным разделам клинической
психиатрии и детско - подростковой наркологии. При лечении больных
практически не применяются лечебные стандарты ("работа по
протоколам").
Токсикологические лаборатории по обнаружению наркотических
средств в биологических средах не соответствуют современным
требованиям. Специалисты на местах из-за отсутствия необходимой
аппаратуры нередко пользуются примитивными, неспецифическими
методиками.
Нормативные документы, регламентирующие проведение
судебно - наркологических экспертиз, не в полной мере
соответствуют существующим социально - правовым нормам.
Принятым в последние годы федеральным законам противоречат
многие формально действующие на сегодня приказы Министерства
здравоохранения, однако они до сих пор не пересмотрены, и работа в
этом направлении ведется крайне медленно.
До настоящего времени отсутствует единая система ранней
профилактики наркологических проблем среди детей - учащихся
общеобразовательных школ и профессионально - технических учебных
заведений, явно недостаточно число специальных методических
разработок по этой проблеме для врачей, педагогов, психологов,
работников правоохранительных органов, социальных служб и для
родителей.
Не в полной мере решены вопросы взаимодействия и
преемственности в деятельности наркологической службы системы
здравоохранения и медицинских служб МВД России, Минобороны России,
ФПС России.
НИИ наркологии и ГНЦ психиатрии и наркологии недостаточно
занимаются вопросами сотрудничества с территориями, их насущными
проблемами. Это проявляется, в частности, в неудовлетворительной
работе по подготовке методических рекомендаций по актуальным
вопросам наркологии.
Научная деятельность института заслуживает серьезного
пересмотра в плане ее активности и нацеливания как на вопросы,
приоритетные для решения современных задач, стоящих перед
наркологией, так и на наиболее значимые фундаментальные
исследования.
В условиях нарастания наркологических проблем в стране слияние
ГНЦ наркологии с другим институтом, осуществленное в 1995 г., явно
было скоропалительным и нецелесообразным.
Несмотря на общие проблемы, во многих территориях руководители
органов здравоохранения, главные наркологи, проявляя инициативу и
настойчивость, активно внедряют новые формы наркологической помощи
населению. Так, в Читинской области работает отделение для лечения
и реабилитации наркологических больных с лечебно - трудовыми
мастерскими. В Самарской области в рамках развития
реабилитационных программ создан спортивный клуб для больных
наркоманиями. Подростковые медико - психологические центры открыты
в 17 территориях России.
Хорошо организована лечебно - реабилитационная работа с
больными наркоманиями в Приморском крае, где внедрены различные
формы терапевтической занятости стационарных больных в вечернее
время и выходные дни.
В Москве, Санкт - Петербурге, Ярославской области, Республике
Татарстан и некоторых других регионах в наркологических
диспансерах давно и успешно работают психологи.
В Хабаровском крае, где в 1994 году краевой наркологический
диспансер, как и психиатрический, вошел в качестве структурного
подразделения в состав краевого Центра психического здоровья,
сохранили основные функции наркологической службы, расширили
отделения алкогольных психозов, подростковые подразделения,
отделения интенсивной терапии и реабилитации.
Одной из серьезных проблем стала практически бесконтрольная
деятельность негосударственных структур, предлагающих населению
"новые", зачастую не утвержденные в установленном порядке средства
и методы лечения алкоголизма и наркоманий. Большинство таких
негосударственных структур не занимаются последовательной
лечебно - реабилитационной работой с больными.
Вместе с тем имеется немало примеров, когда в рамках
общественных организаций и движений проводится продуктивная работа
с больными, существенно дополняющая деятельность государственных
наркологических учреждений и подразделений. К таким структурам
относятся сообщества "Анонимных алкоголиков" (АА) и "Анонимных
наркоманов"; в Калининградской области общественной организацией
создан первый в стране реабилитационный центр для больных
наркоманиями. С помощью руководителей наркологических служб
созданы и функционируют группы само- и взаимопомощи, включая
группы АА, в Москве, Новосибирской, Читинской, Оренбургской,
Рязанской областях и многих других регионах.
В целях совершенствования наркологической помощи населению
коллегия
РЕШАЕТ:
1. Начальнику Управления организации медицинской помощи
населению Вялкову А.И., и.о. начальника Управления научных
учреждений Самко Н.Н., начальнику Управления учебных заведений
Володину Н.Н.:
1.1. с учетом результатов обсуждения на коллегии доработать
проект приказа "О мерах по совершенствованию наркологической
помощи населению Российской Федерации", согласовать его в
установленном порядке и представить на подпись до 01.08.97;
1.2. подготовить проект приказа о дальнейшем развитии службы
аналитической диагностики наличия наркотических и других
одурманивающих (психоактивных) средств в биологических средах
человека до 01.10.97;
1.3. подготовить проект приказа о подготовке врачей
психиатров - наркологов, психотерапевтов, специалистов по
социальной работе, психологов, социальных работников для работы в
наркологических реабилитационных центрах до 01.10.97;
1.4. провести работу по изучению и распространению
положительного опыта регионов по различным аспектам организации
наркологической помощи. Ежеквартально заслушивать работу регионов
в области наркологии на совещаниях у заместителя Министра;
1.5. подготовить и издать информационное письмо о
положительном опыте работы наркологической службы в Самарской
области до 01.11.97;
1.6. изучить опыт работы общественных организаций в части
оказания помощи лицам с сочетанной наркологической патологией (в
частности, наркоманиями и ВИЧ - инфекцией) до 01.01.98;
1.7. внести предложения по реструктуризации наркологической
службы, имея в виду улучшение качества ее деятельности и повышение
уровня подготовки специалистов, до 01.10.97;
1.8. подготовить методические рекомендации для лицензионных
органов субъектов РФ по организации контроля за деятельностью
наркологических учреждений и подразделений всех форм собственности
и частнопрактикующих в области наркологии врачей до 31.12.97.
2. Начальнику Управления организации медицинской помощи
населению Вялкову А.И. совместно с начальником Управления
региональной политики и законодательства Мельниковой Л.С.
завершить работу над концепцией государственной алкогольной
политики в Российской Федерации до 01.09.97.
3. И.о. начальника Управления научных учреждений Самко Н.Н.:
3.1. принять меры по повышению роли соответствующих научно -
исследовательских учреждений и подразделений в научной разработке
наиболее актуальных для практической наркологической службы
проблем профилактики, лечения и реабилитации больных алкоголизмом
и наркоманиями. Особое внимание уделить проблемам детско -
подростковой наркологии;
3.2. рассмотреть вопрос о целесообразности раздельного
изучения проблем алкоголизма и наркоманий до 01.10.97.
4. Начальнику Управления учебных заведений Володину Н.Н.:
4.1. начиная с 1998/99 учебного года предусмотреть увеличение
объема преподавания по психиатрии и наркологии студентам высших и
средних учебных заведений;
4.2. разработать программу единого очно - заочного обучения по
специальностям "Психиатрия" и "Наркология".
5. И.о. начальника Управления научных учреждений Самко Н.Н.,
начальнику Управления организации медицинской помощи населению
Вялкову А.И. в связи с реструктуризацией службы наркологической
помощи населению до 01.10.97 внести предложения об организации
самостоятельного НИИ наркологии, предусмотрев ориентацию его
деятельности на решение наиболее актуальных научных проблем
наркологии и организации наркологической помощи населению.
6. Начальнику Управления обеспечения лекарственными средствами
и медицинской техникой Кирсановой Т.Г. при централизованных
закупках медицинского оборудования предусматривать закупку
необходимого оборудования для химико - токсикологических
лабораторий по обнаружению наркотических средств, организованных в
составе соответствующих наркологических учреждений органов
здравоохранения субъектов Российской Федерации.
7. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации:
7.1. внести предложения руководителям органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации о рассмотрении на заседаниях
правительств и на коллегиях вопроса о неотложных мерах по
предупреждению распространения алкоголизма и наркоманий;
7.2. ежегодно заслушивать на коллегиях органов управления
здравоохранением вопросы организации медицинской помощи больным
алкоголизмом и наркоманиями с приглашением представителей от
Минздрава России, специалистов органов народного образования,
социальной защиты, внутренних дел, отделов по делам молодежи,
представителей средств массовой информации, общественных
организаций и движений.
8. Контроль за выполнением решения коллегии возложить на
заместителя Министра здравоохоанения Стародубова В.И.
Председатель коллегии,
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Т.Б.ДМИТРИЕВА
Секретарь коллегии
М.В.ПАЛИНКАШ
|