"Образование в документах" N 3, 1998 г.
Министерство общего и профессионального
образования Российской Федерации
ПИСЬМО от 24.06.97 N 12-52-89ин/12-23
О РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ
ПО ОЧНО-ЗАОЧНОЙ (ВЕЧЕРНЕЙ) И ЗАОЧНОЙ
ФОРМАМ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Министерствам (ведомствам)
Российской Федерации,
имеющим образовательные
учреждения среднего
профессионального образования
Органам управления образованием
субъектов Российской Федерации
Директорам образовательных
учреждений среднего
профессионального образования
Минобразования России
В соответствии с приказом Министерства общего и
профессионального образования Российской Федерации от 17.06.97 N
1216 "О введении в действие государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования"*1 Управление
учебных заведений среднего профессионального образования
Минобразования России подготовило и направляет для практического
применения "Рекомендации по разработке учебных планов по очно-
заочной (вечерней) и заочной формам обучения в образовательных
учреждениях среднего профессионального образования".
Начальник Управления учебных
заведений среднего
профессионального образования
П.Ф.Анисимов
Приложение
к письму
Минобразования России
от24.06.97 N 12-52-89ин/12-23
РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке учебных планов по очно-заочной (вечерней)
и заочной формам обучения в учреждениях среднего
профессионального образования (СПО)
1. Общие положения
1.1. Государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования в части государственных требований к
минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по
специальностям (далее - Государственные требования) является
основой объективной оценки уровня образования и квалификации
независимо от форм получения образования.
1.2. Учебные планы по очно-заочной (вечерней) и заочной формам
обучения по конкретной специальности СПО разрабатываются
образовательными учреждениями в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 18.08.95 N 821 "Об
утверждении государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования". Классификатором специальностей
среднего профессионального образования, утвержденным
постановлением Госкомвуза России от 25.05.94 N 4, на основе
Государственных требований и примерных учебных планов очной формы
обучения, а также с учетом постановления Правительства Российской
Федерации от 22.04.97 N 463 "Об утверждении перечня
специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней),
заочной и в форме экстерната в образовательных учреждениях
среднего профессионального образования не допускается"*2.
Министерства и ведомства по закрепленным за ними специальностям
самостоятельно определяют необходимость разработки примерных
учебных планов для очно-заочной (вечерней) и заочной форм
обучения. Варианты примерных учебных планов прилагаются
(приложения 1, 2).
1.3. Нормативный срок освоения основной профессиональной
образовательной программы по конкретной специальности
устанавливается министерствами (ведомствами) - разработчиками
Государственных требований и может быть увеличен до 1 года.
Для лиц, имеющих профессиональное образование или стаж
практической работы по профилю специальности, а также родственной
ей, продолжительность обучения может быть сокращена по отношению к
нормативному сроку обучения по очной, очно-заочной (вечерней) и
заочной формам при обязательном выполнении Государственных
требований. В этом случае образовательное учреждение разрабатывает
индивидуальные учебные планы как для отдельных студентов, так и
для всей учебной группы.
1.4. Начало учебного года в группах устанавливает
образовательное учреждение, но не позднее 1 октября, за
исключением специальностей, связанных с сезонным характером работ.
Окончание учебного года определяется в зависимости от срока
обучения.
1.5. Образовательное учреждение самостоятельно определяет
необходимость разработки раздельных или совмещенных учебных планов
для обучающихся на базе основного общего и среднего (полного)
общего образования. Рекомендуемые формы бланков учебных планов
прилагаются (приложения 3, 4)*3.
1.6. Общая продолжительность экзаменационных (лабораторно-
экзаменационных) сессий в учебном году устанавливается для очно-
заочного (вечернего) обучения на 1-м и 2-м курсах - 10 календарных
дней, на последующих курсах - 20 календарных дней; для заочного
обучения на 1-м и 2-м курсах - 30 календарных дней, на последующих
курсах 40 календарных дней. Для специальностей культуры и
искусства продолжительность лабораторно-экзаменационных сессий
устанавливается с учетом дополнительных отпусков.
1.7. Наименование дисциплин и их группирование по циклам
должны быть идентичны учебным планам для очного обучения.
1.8. Факультативные дисциплины в учебных планах очно-заочной
(вечерней) и заочной формах не предусматриваются (Раздел 4
"Факультативные дисциплины" не заполняется). Программа дисциплины
"Физическая культура" реализуется студентом самостоятельно. Для
контроля ее выполнения образовательное учреждение планирует
проведение письменной контрольной работы. В учебных планах
предусматривается по данной дисциплине занятия в количестве не
менее 2-х часов на группу, которые проводятся как установочные.
1.9. Образовательное учреждение применительно к конкретным
условиям самостоятельно разрабатывает графики учебного процесса и
определяет количество часов, отводимых на изучение дисциплин,
исходя из специфики специальности и обучаемого контингента.
1.10. Формы, порядок промежуточной аттестации и текущего
контроля знаний студентов выбирает образовательное учреждение.
По дисциплинам, по которым не предусматриваются экзамены при
очно-заочной (вечерней) форме обучения, проводится зачет; при
заочной форме - зачет или итоговая письменная классная контрольная
работа. Зачет проводится за счет времени, отводимого на изучение
дисциплины.
Особенности промежуточной аттестации и текущего контроля
знаний студентов отражаются в пояснениях к учебному плану.
1.11. В учебном плане в разделе "Производственная
(профессиональная) практика" указываются все виды практик в объеме
очной формы обучения. Все виды практик, за исключением
преддипломной (квалификационной), реализуются студентом
индивидуально. По освоении программы практики студент представляет
в образовательное учреждение отчет, по которому проводится
собеседование. Студент, имеющий стаж работы по профилю
специальности или родственной ей, а также соответствующую рабочую
профессию, освобождается от прохождения практик, кроме
преддипломной (квалификационной). Особенности проведения практик
отражаются в пояснениях к учебному плану.
Продолжительность преддипломной (квалификационной) практики
планируется в зависимости от характера специальности не более 4
недель. 1.12. Время на итоговую государственную аттестацию: для
подготовки и защиты дипломного проекта (работы) - 2 месяца; для
сдачи итоговых экзаменов по отдельным дисциплинам или итогового
междисциплинарного экзамена по специальности - 1 месяц.
2. Очно-заочная (вечерняя) форма обучения
2.1. Объем аудиторных занятий должен быть не более 16 часов в
неделю. 2.2. Общая продолжительность каникул для студентов
устанавливается 8 - 11 недель.
2.3. По специальностям, связанным с сезонным характером
работы, могут быть установлены отличные от указанных в п. 1.4
сроки начала и окончания учебных занятий, экзаменационных сессий и
каникул при сохранении их общей продолжительности.
2.4. Количество часов, отводимых на курсовое проектирование,
планируется в соответствии с учебными планами очной формы
обучения.
2.5. Консультации на учебную группу планируются из расчета 4
часа в неделю и отражаются в учебных планах отдельной строкой.
3. Заочная форма обучения
3.1. Лабораторно-экзаменационные сессии условно фиксируются в
графике учебного процесса.
Количество часов в учебном году на обзорные, установочные,
практические занятия и лабораторные работы, проводимые в период
сессий, устанавливается не менее 160.
При разработке учебного плана необходимо учитывать, что в
общую продолжительность лабораторно-экзаменационных сессий
включаются дни отдыха студентов и сдачи экзаменов, а также время
обязательных учебных занятий, продолжительность которых должна
составлять не более 8 часов в день.
3.2. Каникулы условно фиксируются в графике учебного процесса.
3.3. Курсовое проектирование включается в отводимое на
лабораторно-экзаменационную сессию время. Количество часов на
курсовой проект (работу) определяет образовательное учреждение с
учетом специфики специальности и обучаемого контингента.
3.4. Консультации по всем изучаемым в учебном году дисциплинам
планируются из расчета 4 часа в год на каждого студента. По
специальностям, связанным с сезонным характером работ, количество
часов на консультации может быть увеличено, но не более 6 часов в
год на каждого обучающегося.
Консультации могут быть групповыми, индивидуальными,
письменными, о чем делается пояснение к рабочему учебному плану.
За счет времени, отводимого на консультации, со студентами
первого года обучения могут проводиться занятия по изучению основ
организации самостоятельной работы.
3.5. Количество экзаменов в учебном году не должно превышать
8. Общее количество контрольных работ в году должно быть не более
10, по одной дисциплине - не более 2.
Окончание см. в следующем номере.
*1. См. Образование в документах. - 1997. - N 16. - С. 75 -
76. - Ред.
*2. См. Образование в документах. - 1997. - N 13. - С. 80 -
86. - Ред.
*3. Приложение 4 при данной публикации опущено. - Ред.
|