МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 июня 1997 г. N 06-51-34ин/25-02
О МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
Особенностью современной политики в области образования стала
децентрализация управления системой образования.
В соответствии с определенным Законом Российской Федерации
"Об образовании" порядком разграничения компетенции федеральных
органов государственной власти, федеральных органов управления
образованием и органов государственной власти субъектов Российской
Федерации происходит постепенное перераспределение управленческих
функций между различными уровнями управления.
Вместе с тем Закон не дает детальной регламентации
распределения полномочий.
В связи с этим необходима отработка вариативных моделей
организационных структур управления региональными и муниципальными
системами образования.
Особенно острой является проблема управления образованием на
уровне местного самоуправления. В настоящее время органы местного
самоуправления самостоятельно принимают решение о создании
муниципального органа управления образованием либо о передаче его
функций иным структурам.
С целью оптимизации управления образованием на уровне местного
самоуправления министерство направляет для использования в работе
рекомендации, подготовленные участниками международного проекта
ТАСИС "Планирование управления образованием в России". Просим
направить данные материалы главам местной администрации.
Первый заместитель Министра
А.Н.ТИХОНОВ
Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Децентрализация управления образованием в Российской Федерации
привела к изменениям в управляющих подсистемах, в объектах
воздействия, в содержании управленческих решений.
Структура управления образованием (отраслевая вертикаль) не
изменилась, в ней сохранились 4 основных уровня управления:
- федеральный,
- региональный,
- муниципальный (с учетом городов, имеющих районное деление),
- образовательного учреждения.
Однако в прежней системе управления образованием управляющим
был лишь федеральный уровень, на котором задавались цели,
ставились задачи и контролировалось их выполнение.
В настоящее время управляющие подсистемы появились на каждом
уровне управления, так как перераспределение полномочий
способствовало необходимости ставить цели, формулировать задачи,
подбирать соответствующие средства, организовывать работу и
контролировать ее выполнение на каждом уровне управления.
Результаты анализа взаимоотношений разных уровней управления
свидетельствуют об изменении их характера: с повышением уровня
управления уменьшается доля прямых воздействий управляющей системы
на управляемую и увеличивается доля косвенных.
В этом заключается основное изменение характера отношений
между уровнями управления образованием в результате проведенной в
ходе реформы децентрализации управления.
В последние годы центр тяжести в управлении образованием
последовательно перемещался сначала на региональный, а затем - на
муниципальный уровень.
Это обусловлено тем, что местное самоуправление является одним
из важнейших условий становления гражданского общества. Многие
проблемы, в том числе проблемы образования, гораздо эффективнее
решаются на уровне местного самоуправления, чем на федеральном и
региональном, так как именно на муниципальном уровне сосредоточено
обеспечение и организация образовательного процесса.
Данное обстоятельство явилось причиной пристального внимания
Министерства общего и профессионального образования Российской
Федерации к проблемам муниципального управления образованием.
В связи с этим в рамках программы ТАСИС был разработан проект
"Планирование управления образованием", задачами которого
являлись:
- оценка ситуации в системе управления образованием конкретных
территорий;
- построение различных схем управления и проверка их
результативности в реальной работе муниципальных органов
управления образованием областных и городских инфраструктур;
- подготовка рекомендаций по оптимизации деятельности органов
управления образованием муниципалитетов, работающих в различных
социально - экономических, демографических и социокультурных
условиях.
Анализ ситуации в системе управления образованием конкретных
территорий позволил выделить проблемы управления образованием на
муниципальном уровне.
I блок проблем:
- отсутствует опыт самоуправления, в том числе опыт управления
образованием на муниципальном уровне в изменившихся условиях;
- крайне медленно происходит профессионализация управленческой
деятельности на муниципальном уровне;
- формирование местных структур управления приняло затяжной
характер;
- государственная поддержка местному самоуправлению в области
образования оказывается недостаточно согласованно;
- местное сообщество с трудом приобщается к управлению
образованием.
II блок проблем:
- местное самоуправление в России имеет многообразные
структуры и формы;
- существует значительная дифференциация функций муниципальных
органов управления образованием;
- уровень самостоятельности районного звена в условиях города
с районным делением не определен;
- ряд относительно самостоятельных управляющих структур,
имеющих отношение к сфере образования, трансформировался в общую
иерархическую управляющую подсистему.
III блок проблем:
- отсутствует четкое разграничение полномочий в управлении
образованием по отраслевому принципу (вертикаль) и при
взаимодействии с другими муниципальными структурами, отвечающими
за образование (горизонталь) на уровне муниципалитета;
- не выделен инвариант содержания деятельности органов
управления муниципального звена в условиях децентрализации
управления образованием и значительной автономии образовательных
учреждений;
- не определена оптимальная структура муниципального органа
управления образованием;
- не определен оптимальный численный состав аппарата
управления образованием на муниципальном уровне.
IV блок проблем:
- отсутствует единая система информационного обеспечения;
- отсутствуют параметры и методики определения эффективности
деятельности управленческих структур в образовании (в том числе на
муниципальном уровне);
- отсутствуют независимые службы контроля, экспертизы и
прогнозирования;
- отсутствуют эффективные финансовые механизмы, которые могут
быть использованы в образовании на муниципальном уровне.
V блок проблем:
- отсутствует опыт формирования социального заказа на
образование.
В поисках путей решения приведенных выше проблем и
поставленных в этой связи задач приняли участие органы управления
образованием различных уровней Новосибирской, Пермской,
Кемеровской областей, Красноярского края и Выборгского района
Ленинградской области.
Одним из результатов проведенной работы явились настоящие
Методические рекомендации, в которых:
1) на основании анализа законов об образовании и о местном
самоуправлении показано распределение компетенции между различными
уровнями управления образованием (см. таблицу);
2) выделен инвариант функционала муниципального органа
управления образованием.
Таблица
------T----------------T---------------T-------------T-----------¬
¦ Со- ¦ Федеральный ¦ Региональный ¦ Муниципаль- ¦ Уровень ¦
¦дер- ¦ уровень ¦ уровень ¦ ный уровень ¦ образова- ¦
¦жание¦ ¦ ¦ ¦ тельного ¦
¦ уп- ¦ ¦ ¦ ¦учреждения ¦
¦рав- ¦ ¦ ¦ ¦ (ОУ) ¦
¦лен- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦чес- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ кой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дея- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тель-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ности¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+----------------+---------------+-------------+-----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+-----+----------------+---------------+-------------+-----------+
¦Обес-¦ - обеспечение и¦ - обеспечение ¦ - обеспече- ¦ - адап- ¦
¦пече-¦защита прав¦и защита права ¦ние и защита ¦тивность ¦
¦ние ¦граждан на обра-¦граждан на ¦конституцион-¦образова- ¦
¦госу-¦зование; ¦образование; ¦ного права ¦тельного ¦
¦дарс-¦ - создание пра-¦ - поддержка ¦граждан на ¦процесса ¦
¦твен-¦вовых гарантий¦национально- ¦основное ¦к условиям ¦
¦ных ¦для свободного¦культурных и ¦общее образо-¦и особен- ¦
¦га- ¦функционирования¦региональных ¦вание; ¦ностям раз-¦
¦ран- ¦и развития сис-¦традиций в об- ¦ - создание ¦вития и ¦
¦тий ¦темы образова-¦разовании; ¦сети ОУ; ¦подготовки ¦
¦обра-¦ния; ¦ - подготовка ¦ - поддержка ¦учащихся; ¦
¦зова-¦ - определение¦специалистов ¦местных и на-¦ - преем- ¦
¦ния ¦прав, обязаннос-¦для осуществ- ¦ционально - ¦ственность ¦
¦ ¦тей и ответс-¦ления образо- ¦культурных ¦образова- ¦
¦ ¦твенности физи-¦вательного ¦традиций в ¦тельных ¦
¦ ¦ческих и юриди-¦процесса на ¦образовании; ¦программ; ¦
¦ ¦ческих лиц в об-¦языках народов ¦ - создание ¦ - предо- ¦
¦ ¦ласти образова-¦Российской ¦необходимого ¦ставление ¦
¦ ¦ния, правовое¦Федерации; ¦количества ¦всех воз- ¦
¦ ¦регулирование их¦ - создание ¦ОУ, классов ¦можных форм¦
¦ ¦отношений в дан-¦региональных ¦и групп, а ¦получения ¦
¦ ¦ной области; ¦фондов стаби- ¦также усло- ¦образова- ¦
¦ ¦ - определение¦лизации и ¦вий, обеспе- ¦ния; ¦
¦ ¦порядка созда-¦развития обра- ¦чивающих по- ¦ - нахожде-¦
¦ ¦ния, реорганиза-¦зования; ¦лучение обра-¦ние вне по-¦
¦ ¦ции и ликвидации¦ - финансовое ¦зования на ¦литических ¦
¦ ¦ОУ; ¦подкрепление ¦родном языке;¦партий, об-¦
¦ ¦ - создание фе-¦государствен- ¦ - установле-¦щественно -¦
¦ ¦дерального фонда¦ных гарантий ¦ние местных ¦политичес- ¦
¦ ¦стабилизации и¦доступности и ¦налогов и ¦ких и рели-¦
¦ ¦развития системы¦обязательности ¦сборов; ¦гиозных ¦
¦ ¦образования; ¦основного обще-¦ - создание ¦движений и¦
¦ ¦ - установление¦го образования ¦условий для ¦организаций¦
¦ ¦федеральных нор-¦(выделение ¦самостоятель-¦ ¦
¦ ¦мативов финанси-¦субвенций ¦ной деятель- ¦ ¦
¦ ¦рования обучаю-¦местным ¦ности ОУ, ¦ ¦
¦ ¦щихся и воспи-¦бюджетам); ¦свободы и ¦ ¦
¦ ¦танников и по-¦ - установле- ¦плюрализма ¦ ¦
¦ ¦рядка финансиро-¦ние региональ- ¦в образова- ¦ ¦
¦ ¦вания ОУ; ¦ных налогов и ¦тельном ¦ ¦
¦ ¦ - установление¦сборов; ¦процессе ¦ ¦
¦ ¦льгот обучающим-¦ - установле- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ся и педагоги-¦ние льгот ¦ ¦ ¦
¦ ¦ческим работни-¦обучающимся и ¦ ¦ ¦
¦ ¦кам; видов норм¦педагогическим ¦ ¦ ¦
¦ ¦материального ¦работникам; ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечения ¦видов и норм ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦материального ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦обеспечения ¦ ¦ ¦
+-----+----------------+---------------+-------------+-----------+
¦Повы-¦ - осуществление¦ - осущест- ¦ - осущест- ¦ - осу- ¦
¦шение¦мониторинга и ¦вление монито- ¦вление мони- ¦ществление ¦
¦уров-¦непрерывности ¦ринга и непре- ¦торинга и не-¦мониторинга¦
¦ня ¦информационных ¦рывности ин- ¦прерывности ¦и непрерыв-¦
¦про- ¦потоков о со- ¦формационных ¦информацион- ¦ности ин- ¦
¦фес- ¦стоянии и раз- ¦потоков о сос- ¦ных потоков ¦формацион- ¦
¦сио- ¦витии; ¦тоянии и раз- ¦о состоянии и¦ных потоков¦
¦на- ¦ - создание сис-¦витии системы ¦развитии сис-¦о состоянии¦
¦лизма¦темы подготовки ¦образования; ¦темы образо- ¦и развитии ¦
¦уп- ¦и переподготов- ¦ - организация ¦вания; ¦системы ¦
¦рав- ¦ки управленчес- ¦подготовки ¦ - заказ на ¦образова- ¦
¦лен- ¦ких кадров ¦управленческих ¦повышение ¦ния; ¦
¦чес- ¦ ¦кадров; ¦квалификации ¦ - заказ на¦
¦ких ¦ ¦ - аттестация ¦управленчес- ¦повышение ¦
¦кад- ¦ ¦управленческих ¦ких кадров ¦квалифика- ¦
¦ров ¦ ¦кадров ¦ ¦ции кадров ¦
+-----+----------------+---------------+-------------+-----------+
¦Конт-¦ - нормативно - ¦ - разработка ¦ - создание¦ - разра- ¦
¦роль ¦правовое обес- ¦национально - ¦условий для¦ботка ¦
¦за ¦печение; ¦регионального ¦выполнения ¦школьного ¦
¦ка- ¦ - разработка ¦компонента об- ¦национально -¦компонента ¦
¦чест-¦квалификацион- ¦разовательного ¦регионального¦образова- ¦
¦вом ¦ных характерис- ¦стандарта и ¦компонента ¦тельного ¦
¦обра-¦тик и должност- ¦создание усло- ¦государствен-¦стандарта; ¦
¦зова-¦ных инструкций ¦вий для его ¦ного образо-¦ - органи- ¦
¦ния. ¦для специалистов¦выполнения; ¦вательного ¦зация те- ¦
¦Ли- ¦системы образо- ¦ - создание ¦стандарта; ¦кущего ¦
¦цен- ¦вания; ¦условий, орга- ¦ - создание ¦контроля, ¦
¦зиро-¦ - разработка ¦низация и про- ¦условий и ор-¦проведение ¦
¦ва- ¦типовых положе- ¦ведение лицен- ¦ганизация ли-¦самообсле- ¦
¦ние, ¦ний об учреж- ¦зирования, ат- ¦цензирования ¦дования ¦
¦ат- ¦дении системы ¦тестации и ¦и аттестации;¦ ¦
¦тес- ¦образования; ¦аккредитации; ¦ - создание, ¦ ¦
¦тация¦ - разработка ¦ - установка ¦реорганизация¦ ¦
¦и ¦государственных ¦дополнительных ¦и ликвидация ¦ ¦
¦ак- ¦образователь- ¦норм и правил ¦образователь-¦ ¦
¦кре- ¦ных стандартов; ¦строительства ¦ных учрежде- ¦ ¦
¦дита-¦ - разработка ¦образовательных¦ний ¦ ¦
¦ция ¦модели педагоги-¦учреждений, ¦ ¦ ¦
¦ОУ. ¦ческой деятель- ¦охраны здоровья¦ ¦ ¦
¦Ат- ¦ности; ¦обучающихся, ¦ ¦ ¦
¦тес- ¦ - установка ¦оснащенности ¦ ¦ ¦
¦тация¦норм и правил ¦учебного про- ¦ ¦ ¦
¦кад- ¦строительства ¦цесса и обору- ¦ ¦ ¦
¦ров ¦образовательных ¦дования учебных¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждений, ¦помещений; ¦ ¦ ¦
¦ ¦охраны здоровья ¦ - аттестация ¦ ¦ ¦
¦ ¦обучающихся, ¦кадров ¦ ¦ ¦
¦ ¦оснащенности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учебного про- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цесса и обору- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дования учеб- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ных помещений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ - создание сис-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦темы аттестаци-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦онно - диагнос-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тических служб ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+----------------+---------------+-------------+-----------+
¦Раз- ¦ - разработка,¦ - разработка, ¦ - разработ- ¦ - разра- ¦
¦ра- ¦финансовая под-¦финансовая под-¦ка, финансо- ¦ботка и ¦
¦ботка¦держка, органи-¦держка регио- ¦вая поддерж- ¦привлечение¦
¦и фи-¦зация и коорди-¦нальных (от- ¦ка муници- ¦дополни- ¦
¦нан- ¦нация материаль-¦раслевых) меж- ¦пальных обра-¦тельного ¦
¦совая¦но - техническо-¦ведомственных ¦зовательных ¦финансиро- ¦
¦под- ¦го обеспечения¦целевых про- ¦проектов и ¦вания ¦
¦держ-¦федеральной и¦грамм развития ¦программ ¦программы ¦
¦ка ¦межведомственных¦системы обра- ¦развития ¦развития ¦
¦прог-¦программ разви-¦зования ¦муниципальной¦образова- ¦
¦рамм ¦тия системы об-¦ ¦системы обра-¦тельного ¦
¦раз- ¦разования ¦ ¦зования и об-¦учреждения ¦
¦вития¦ ¦ ¦разовательных¦ ¦
¦обра-¦ ¦ ¦учреждений ¦ ¦
¦зова-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ния ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+----------------+---------------+-------------+-----------+
¦Орга-¦ - создание и ¦ - создание и ¦ - создание ¦ - форми- ¦
¦низа-¦нормативное ¦нормативное ¦условий и ¦рование за-¦
¦ция ¦обеспечение ¦обеспечение ¦организация ¦каза на ¦
¦экс- ¦деятельности ¦деятельности ¦квалифициро- ¦консульти- ¦
¦пер- ¦экспертного ¦экспертного ¦ванного кон- ¦рование и ¦
¦тизы ¦совета; ¦совета; ¦сультирова- ¦экспертизу ¦
¦кон- ¦ - формирование ¦ - подготовка ¦ния и экспер-¦учебных ¦
¦суль-¦и размещение ¦и формирование ¦тизы образо- ¦планов и ¦
¦тиро-¦заказа на раз- ¦корпуса экс- ¦вательных ¦программ ¦
¦вания¦работку техно- ¦пертов и кон- ¦программ ¦ ¦
¦прог-¦логий эксперти- ¦сультантов ¦ ¦ ¦
¦рамм ¦рования и кон- ¦ ¦ ¦ ¦
¦раз- ¦сультирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦вития¦программ раз- ¦ ¦ ¦ ¦
¦обра-¦вития системы ¦ ¦ ¦ ¦
¦зова-¦образования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ния и¦и образователь- ¦ ¦ ¦ ¦
¦обра-¦ных программ ¦ ¦ ¦ ¦
¦зова-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тель-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦прог-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рамм ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+----------------+---------------+-------------+-----------+
¦Фор- ¦ - формирование ¦ - изучение ¦ - формирова-¦ - кадро- ¦
¦миро-¦и размещение ¦конъюнктуры ¦ние заказа ¦вое, про- ¦
¦вание¦заказа на кад- ¦рынка педаго- ¦на кадровое ¦граммное, ¦
¦сис- ¦ровое обеспече- ¦гических кад- ¦обеспечение ¦учебно - ¦
¦темы ¦ние образова- ¦ров; ¦образователь-¦методичес- ¦
¦со- ¦тельных про- ¦ - формирова- ¦ных программ;¦кое и ¦
¦про- ¦грамм; ¦ние и размеще- ¦ - формирова-¦материаль- ¦
¦вож- ¦ - формирование ¦ние заказа на ¦ние заказа и ¦но - техни-¦
¦дения¦федерального ¦кадровое ¦обеспечение ¦ческое ¦
¦обра-¦комплекта учеб- ¦обеспечение ¦учебной ¦обеспечение¦
¦зова-¦ной литературы ¦образователь- ¦литературой; ¦учебного ¦
¦тель-¦и размещение ¦ных программ; ¦ - формирова-¦процесса ¦
¦ных ¦его в издатель- ¦ - формирование¦ние и обеспе-¦ ¦
¦прог-¦ствах; ¦и обеспечение ¦чение заказа ¦ ¦
¦рамм ¦ - разработка ¦заказа учеб- ¦материально -¦ ¦
¦ ¦примерных учеб- ¦ной литературы;¦технического ¦ ¦
¦ ¦ных планов и ¦ - формирование¦обеспечения ¦ ¦
¦ ¦программ ¦и обеспечение ¦образователь-¦ ¦
¦ ¦ ¦заказа матери- ¦ных программ;¦ ¦
¦ ¦ ¦ально - техни- ¦ - разработка¦ ¦
¦ ¦ ¦ческого обес- ¦примерных ¦ ¦
¦ ¦ ¦печения обра- ¦учебных пла- ¦ ¦
¦ ¦ ¦зовательных ¦нов и прог- ¦ ¦
¦ ¦ ¦программ; ¦рамм ¦ ¦
¦ ¦ ¦ - разработка ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦примерных ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦учебных планов ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦и программ ¦ ¦ ¦
L-----+----------------+---------------+-------------+------------
Создавая, поддерживая и развивая систему образования,
гарантирующую гражданам их конституционное право на образование
независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
общественным организациям (объединениям), возраста, состояния
здоровья, социального, имущественного и должностного положения,
наличия судимости, одним словом, выполняя свою главную задачу в
этой области, муниципалитеты должны последовательно выстраивать
структуру управления образованием, его отраслевую вертикаль,
главное место в которой должно занять образовательное учреждение,
непосредственно осуществляющее образовательный процесс.
К компетенции образовательных учреждений согласно Закону
Российской Федерации "Об образовании" отнесены:
- материально - техническое обеспечение и оснащение
образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с
государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые
в пределах собственных финансовых средств;
- привлечение для осуществления образовательной деятельности
дополнительных источников финансовых и материальных средств;
- подбор, прием на работу и расстановка кадров;
- организация и совершенствование методического обеспечения
образовательного процесса;
- разработка и утверждение образовательных программ и учебных
планов;
- разработка и утверждение рабочих программ курсов и
дисциплин;
- разработка и утверждение по согласованию с органами местного
самоуправления годовых учебных планов и расписаний занятий;
- установление структуры управления деятельностью
образовательного учреждения, штатного расписания, распределение
должностных обязанностей;
- установление ставок заработной платы и должностных окладов
работников образовательного учреждения в пределах собственных
финансовых средств и с учетом ограничений, установленных
федеральными и местными нормами;
- установление надбавок и доплат к должностным окладам
работников образовательного учреждения, порядка и размеров их
премирования;
- разработка и принятие правил внутреннего распорядка
образовательного учреждения;
- самостоятельное формирование контингента обучающихся,
воспитанников;
- осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся образовательного учреждения.
В этой связи каждому образовательному учреждению надлежит
отработать и утвердить в органах исполнительной власти свой устав,
заключить с учредителем договор; получить лицензию, определиться в
вопросах аттестации и аккредитации.
Изменение функционала образовательных учреждений неизменно
требует соответствующей структурной перестройки управления
образованием в муниципалитетах.
Право контроля за реализацией учреждениями образования объема
образовательных программ, их соответствия учебным планам,
расписанию занятий и графикам учебного процесса; качеством
образования выпускников; обеспечением жизни и здоровья, а также
прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников
образовательного учреждения во время образовательного процесса в
условиях децентрализации предполагает выделение инварианта
функционала муниципального органа управления образованием и
соответствующих управленческих структур.
Главная задача муниципальных органов управления образованием -
обеспечение прав граждан на образование.
Решение этой задачи требует:
с одной стороны, выполнения в новых условиях функций, которые
всегда выполнялись органами управления образованием;
с другой стороны, выполнения новых функций, связанных с
необходимостью удовлетворения дополнительных образовательных
услуг, обеспечения социализации обучающихся, специальной работы по
обеспечению связи населения с региональной жизнью.
Инвариант функционала муниципального органа
управления образованием
1. Обеспечение выполнения государственных нормативно -
правовых актов об образовании.
2. Управление качеством образования.
2.1. Рационализация сети образовательных учреждений и
образовательных услуг (создание, реорганизация и ликвидация
образовательных учреждений).
2.2. Контроль и диагностика деятельности образовательных
учреждений по обеспечению выполнения государственных стандартов
образования.
2.3. Участие в аттестации учащихся и воспитанников,
педагогических и руководящих работников муниципальных
образовательных учреждений.
2.4. Участие в лицензировании, аттестации, аккредитации
муниципальных образовательных учреждений в соответствии с
полномочиями.
2.5. Организация и мониторинг экспериментальной и
инновационной деятельности в муниципалитете.
2.6. Информационно - аналитическая деятельность по оценке
состояния муниципальной образовательной системы и направления ее
развития.
3. Прогнозирование развития муниципальной системы образования.
Система действий по определению стратегических и тактических
задач управления в изменяющихся условиях.
4. Регулятивно - коррекционная деятельность по отношению к
работе образовательных учреждений
5. Обеспечение социализации детей, охрана прав и социальная
защита детей.
5.1. Обеспечение прав граждан на образование.
5.2. Охрана прав детей, оставшихся без попечения родителей.
5.3. Предупреждение безнадзорности несовершеннолетних путем
объединения усилий заинтересованных ведомств.
5.4. Помощь в сохранении и укреплении здоровья детей в период
образовательного процесса и каникулярного отдыха.
6. Создание необходимых консалтинговых и сервисных служб при
органах управления для оказания помощи в деятельности
образовательных учреждений и педагогов (методической,
психологической, юридической, социологической и т.д.).
7. Работа с кадрами.
7.1. Формирование заказа на подготовку кадров.
7.2. Организация повышения квалификации педагогических и
руководящих кадров.
7.3. Назначение и освобождение руководящих кадров.
7.4. Материальное и моральное стимулирование, награждение.
8. Социальная защита педагогических кадров
- совместная деятельность с органами местного самоуправления,
профсоюзами (жилье, медобслуживание, охрана труда).
9. Участие в формировании местных бюджетов и фондов развития
образования, привлечение дополнительных источников финансирования,
планирование материально - технического обеспечения, разработка и
принятие местных нормативов финансирования образования.
10. Контроль деятельности подведомственных учреждений по
исполнению бюджетной и финансовой дисциплины, осуществлению
хозяйственной деятельности.
11. Регулирование в пределах своих полномочий и компетенции
отношений собственности в системе образования, контроль аренды.
12. Строительство, ремонт и эксплуатация зданий и сооружений
муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающей
к ним территории.
Одним из способов решения важнейшего в настоящее время вопроса
о повышении квалификации педагогических кадров может стать
ваучеризация указанной системы, что будет способствовать
естественной конкуренции между образовательными учреждениями
дополнительного профессионального образования и приведет к
повышению профессиональной подготовки слушателей курсов.
Направления оценки деятельности муниципального
органа управления образованием:
- степень рационализации сети муниципальной образовательной
системы;
- диверсификация образовательных услуг;
- степень удовлетворенности потребностям образовательной
системы функционирующих сервисных служб и их влияние на
образовательную систему;
- степень удовлетворенности детей, родителей, общественности
предлагаемыми образовательными услугами и их доступностью;
- положительная динамика формальных показателей эффективности
работы образовательной системы (по качеству реализуемых
образовательных услуг, через аттестацию образовательных
учреждений);
- эффективность системы повышения профессионализма педагогов,
оценка оперативного и опережающего характера обучения кадров
(через аттестацию руководящих и педагогических кадров);
- наличие соответствующей нормативной правовой базы управления
на муниципальном уровне;
- наличие комплексно - целевых программ и их направленность на
развитие образования на муниципальном уровне, их реализуемость;
- эффективность контроля, анализа деятельности муниципальных
образовательных учреждений;
- оценка деятельности муниципальных образовательных
учреждений.
Новая политика в управлении образованием требует
соответствующей политики и в области финансирования. Закономерен
вывод о необходимости многоканального финансирования учебных
заведений, т.к. если образовательное учреждение, реализуя базисный
учебный план с его федеральной и национально - региональной
составляющими, выступает своего рода сервисным учреждением, то
должно рассчитывать на финансовую поддержку всех тех, кто
претендует на трансляцию через него своего компонента знания. В
противном случае надо материально поддерживать всех граждан,
претендующих на получение образовательных услуг от педагогических
коллективов, ставя их в равные условия как законных
налогоплательщиков. Со стороны же муниципалитетов должен быть
осуществлен переход на финансирование целевых программ и проектов
развития образовательных учреждений.
|