24 июня 1997 года
------------------------------------------------------------------
ПИСЬМО
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В связи с рассмотрением у Президента принятого парламентом
Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской
Федерации" Госдума и Совет Федерации направили Б. Ельцину
повторные обращения с просьбой ускорить подписание указанного
Закона. В ответ Президент направил письма спикерам палат
Е. Строеву и Г. Селезневу. Свой отказ подписать Закон Президент
мотивирует следующим:
... Считаю, что Президент Российской Федерации обязан
подписать Федеральный конституционный закон, принятый в точном
соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, в
том числе касающимися порядка принятия федеральных конституционных
законов и федеральных законов. При нарушении конституционного
порядка принятия федеральных конституционных законов и федеральных
законов, ставящем под сомнение результаты волеизъявления палат
Федерального Собрания и само принятие закона, Президент Российской
Федерации не имеет конституционных оснований подписать и
обнародовать направленный ему палатами Федерального Собрания
документ.
В связи с этим не могу согласиться с тем, что порядок
одобрения Советом Федерации Федерального конституционного закона
"О Правительстве Российской Федерации", голосование по которому
было проведено путем опроса членов Совета Федерации с закреплением
их мнения в подписных листах, в полной мере отвечает требованиям
части 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации.
Принятие Советом Федерации такого решения, как это следует из
стенограммы заседания палаты, было связано с отсутствием на
заседании необходимого числа членов Совета Федерации для
проведения голосования по указанному Федеральному конституционному
закону. Полагаю, что предусмотренная Регламентом Совета Федерации
возможность принятия решения по законам, подлежащим обязательному
рассмотрению Советом Федерации, не на заседании палаты ставит под
сомнение само одобрение этих законов в смысле части 3 статьи 107 и
части 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации.
Данная позиция основывается на Постановлениях Конституционного
Суда Российской Федерации от 23 марта 1995 года и от 22 апреля
1996 года.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда
Российской Федерации от 22 апреля 1996 года по делу о толковании
отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации в
случае нарушения установленного Конституцией Российской Федерации
порядка принятия федерального закона, если эти нарушения ставят
под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания
и само принятие закона, Президент Российской Федерации в силу
части 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации вправе вернуть
федеральный закон в соответствующую палату. Установленные
Конституцией Российской Федерации требования к принятию
федерального закона и предусмотренные ею условия и процедуры носят
безусловный характер и не могут меняться по усмотрению участников
законодательного процесса.
Исходя из изложенного, не считаю Федеральный конституционный
закон "О Правительстве Российской Федерации" одобренным Советом
Федерации в порядке, установленном частью 2 статьи 108 Конституции
Российской Федерации.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
24 июня 1997 года
|