ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 июня 1997 г. N ВЗ-6-03/471
Государственная налоговая служба Российской Федерации доводит
до сведения Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 18.02.97 N 3620/96 по вопросам экспорта
подакцизных товаров.
Просьба довести настоящее Постановление до налогоплательщиков
и налоговых органов по подчиненности.
Заместитель Руководителя
Госналогслужбы России -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.А.ЗВЕРХОВСКИЙ
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 1997 г. N 3620/96
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест заместителя председателя Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации на Постановление Федерального
арбитражного суда Поволжского округа от 18.07.96 по делу
арбитражного суда Пензенской области N А67-534/96 (12АК/17).
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил
следующее.
Акционерное общество открытого типа "Пензаспиртпром"
обратилось в арбитражный суд Пензенской области с исковым
заявлением о признании недействительным акта проверки от 15.01.96
N 3/12-178 и предписания от 21.02.96 N 3/12-312 Управления
Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по
Пензенской области.
Решением от 27.03.96 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.05.96 решение
частично отменено. В удовлетворении исковых требований о признании
недействительным предписания Управления Федеральной службы
налоговой полиции Российской Федерации по Пензенской области в
части взыскания акциза, налога на добавленную стоимость,
спецналога и штрафа в размере 100 процентов истцу отказано.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа Постановлением
от 18.07.96 отменил постановление апелляционной инстанции и
оставил в силе решение первой инстанции.
В протесте заместителя председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации предлагается отменить постановление
кассационной инстанции и оставить в силе постановление
апелляционной инстанции.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Управлением Федеральной службы
налоговой полиции Российской Федерации по Пензенской области и
Госналогинспекцией по Нижнеломовскому району Пензенской области
при проверке Нижнеломовского ликероводочного завода - структурного
подразделения АООТ "Пензаспиртпром" - установлено, что заводом не
уплачены в бюджет акцизы, налог на добавленную стоимость и
спецналог с ликероводочных изделий, реализованных в счет
контракта, заключенного с латвийской фирмой "ОПТАН". Товар,
предназначенный к отправке на экспорт, не пересек границу
Российской Федерации и реализован на ее территории.
В связи с этим налоговые органы данную поставку экспортной не
признали и соответственно не признали право завода на пользование
льготой, предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона
Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
По результатам проверки составлен акт от 15.01.96 N 3/12-178 и
Управлением Федеральной службы налоговой полиции Российской
Федерации по Пензенской области выдано предписание от 21.02.96
N 3/12-312 о перечислении Нижнеломовским ликероводочным заводом в
доход бюджетов различных уровней акциза, налога на добавленную
стоимость, спецналога и штрафов в размере 100 и 10 процентов.
Принимая решение об отмене постановления апелляционной
инстанции, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа исходил
из того, что между Нижнеломовским ликероводочным заводом и
латвийской фирмой "ОПТАН" заключен контракт на поставку
ликероводочных изделий на экспорт с условием поставки
франко-перевозчик, при котором поставщик после передачи груза
перевозчику ответственности не несет. В качестве доказательств
поставки товара на экспорт суд признал таможенные декларации и
факт оплаты товара покупателем. При этом суд указал, что действия
завода были направлены на осуществление поставки на экспорт и
налоговым законодательством не предусмотрено представления
поставщиком доказательств пересечения грузом границы.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации" обязанности
налогоплательщика возникают при наличии у него объекта
налогообложения и по основаниям, установленным законодательными
актами.
Объектом обложения налогом на добавленную стоимость Законом
Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость"
определены обороты по реализации на территории Российской
Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг.
Законом Российской Федерации "Об акцизах" объектом обложения у
организаций, производящих и реализующих подакцизные товары,
указана стоимость подакцизных товаров, реализуемых по отпускным
ценам, включающим акциз.
Нижнеломовским ликероводочным заводом алкогольная продукция
реализована представителю фирмы на территории Российской
Федерации.
Следовательно, у завода возник объект обложения налогом на
добавленную стоимость, спецналогом и акцизами и, соответственно,
возникла обязанность по уплате в бюджет налогов и акцизов.
Что касается льгот, предусмотренных законом по экспортируемым
товарам, то оснований для их применения нет.
Согласно статье 10 Закона Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации" льготы по всем налогам
применяются только в соответствии с действующим законодательством.
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации
"О налоге на добавленную стоимость" от налога на добавленную
стоимость освобождаются товары, экспортируемые непосредственно
предприятиями - изготовителями. Статьей 2 Закона Российской
Федерации "Об акцизах" предусмотрено, что акцизами не облагаются
подакцизные товары, вывозимые за пределы государств - членов СНГ,
то есть экспортируемые подакцизные товары.
Понятие экспорта дано в Таможенном кодексе Российской
Федерации и Федеральном законе "О государственном регулировании
внешнеэкономической деятельности", где указано, что экспорт - это
вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной
деятельности с таможенной территории Российской Федерации за
границу Российской Федерации без обязательств об обратном ввозе.
Таким образом, товар считается реализованным на экспорт, если
он вывезен за пределы территории Российской Федерации. Только в
этом случае не возникает объект налогообложения - оборот по
реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской
Федерации.
Поэтому право применения данной льготы по налоговому
законодательству поставлено в зависимость от того, был ли
фактически осуществлен экспорт товара, и не связано с условиями
поставки, действиями и намерениями поставщика, в противном случае
обязанность по уплате налогов возникла бы у налогоплательщика не
по принципу наличия объекта налогообложения, а в зависимости от
условий контракта и действий покупателя.
Взаимоотношения продавца и покупателя находятся в сфере
гражданско-правовых, а не налоговых правоотношений.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Гражданского кодекса
Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на
административном или ином властном подчинении одной стороны
другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и
административным отношениям, гражданское законодательство не
применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Следовательно, у Федерального арбитражного суда Поволжского
округа не имелось правовых оснований для отмены постановления
апелляционной инстанции арбитражного суда Пензенской области.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского
округа от 18.07.96 по делу арбитражного суда Пензенской области
А67-534/96 (12АК/17) отменить.
Оставить в силе Постановление апелляционной инстанции
арбитражного суда Пензенской области от 27.05.96 по тому же делу.
И.о. Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К.ЮКОВ
|