МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 20.06.97 N 818/14-12
О СРОКАХ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комплексный анализ действующей в России системы начального
образования, проведенный коллегией Министерства общего и
профессионального образования Российской Федерации,
свидетельствует о том, что в последние годы проведена значительная
работа по развитию содержания образования в начальной школе,
созданию новых учебников, внедрению новых образовательных систем.
Вместе с тем обозначился ряд проблем, требующих решения в
ближайшие годы.
В настоящее время большинство детей обучается в трехлетней
начальной школе и лишь 36% заканчивают четырехлетнюю школу.
Учащиеся трехлетней начальной школы в основном должны освоить
примерно тот же объем содержания образования, что и учащиеся
четырехлетней школы.
При очевидном дефиците учебного времени резко возрастает
интенсивность учебного процесса, что ведет к перегрузке, резко
выраженной утомляемости, следствием чего является нарушение
физического и психического здоровья обучающихся.
За три года не успевают полностью сформироваться необходимые
общеучебные умения, навыки самоконтроля, самооценки.
Кроме того, трехлетний срок обучения в начальной школе не
позволяет полно представить в учебном плане жизненно важные для
развития младшего школьника предметы, которые обеспечивают
формирование воображения, творчества, эстетической и физической
культуры.
Исследования специалистов Института возрастной психологии
показали, что четырехлетняя система обучения в большей мере
соответствует возрастным функциональным возможностям развития
детей, состоянию их здоровья и работоспособности.
Четырехлетняя школа обеспечивает благоприятную адаптацию
ребенка в школе, позволяет снять негативные эффекты школьного
стресса, способствует плавному переходу ребенка из дошкольного
детства к систематическому обучению.
Четырехлетний срок обучения в начальной школе создает условия
для сохранения здоровья и эмоционального благополучия школьников,
поддержания их интереса к учению и углубляет познавательные
интересы, а в учебном плане дает возможность шире представить
предметы эстетического цикла и физической культуры.
Зарубежный опыт показывает, что трехлетний срок обучения не
соответствует международным стандартам: большинство стран мира
имеют четырехлетний и более продолжительный сроки обучения.
По результатам международных сравнительных исследований,
проведенных в 46 странах мира, только 2 страны (Россия и
Швейцария) имеют два потока детей, имеющих обучение с 6 и 7 лет. В
Российской Федерации накоплен значительный опыт, свидетельствующий
об эффективности работы четырехлетней начальной школы. Разработан
и успешно используется полный комплект вариативных учебников и
программ для 1 - 4-х классов, в институтах повышения квалификации
сложилась система переподготовки учителей, средние и высшие
педагогические учебные заведения готовят выпускников к работе в
четырехлетней начальной школе.
С учетом вышеизложенного региональным и муниципальным органам
управления образованием необходимо проанализировать состояние
системы начального образования в регионе, контингент детей,
которые будут обучаться в ближайшие годы, кадровый состав
учителей, возможности повышения их квалификации и осуществить
постепенный переход на четырехлетнее начальное образование.
При этом необходимо обеспечить право родителей на определение
возраста поступления ребенка в школу, т.е. с 6 или 7 лет.
Региональным органам управления образованием и институтам
повышения квалификации провести переподготовку учителей начальных
классов для работы в четырехлетней начальной школе
Первый заместитель министра
В.Д. Шадриков
|