МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 19 июня 1997 г. N 1252
О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ
ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
В целях реализации задач и функций Министерства в области
развития, воспитания и психологической поддержки личности в
образовательных учреждениях Российской Федерации приказываю:
1. Образовать при участии Российской академии образования и
Российской академии наук Совет по проблемам развития, воспитания и
психологической поддержки личности (далее - Совет) и рабочую
группу по разработке концепции "Развитие, воспитание и
психологическая поддержка личности в системе непрерывного
образования Российской Федерации".
2. Утвердить Положения о Совете (Приложение 1), рабочей группе
(Приложение 2) и ее состав (Приложение 3).
3. Назначить председателем Совета Петровского Артура
Владимировича - президента Российской академии образования, члена
коллегии Минобразования России.
4. Председателю Совета А.В. Петровскому:
4.1. Сформировать состав Совета и представить на утверждение.
4.2. Обеспечить разработку концепции "Развитие, воспитание и
психологическая поддержка личности в системе непрерывного
образования Российской Федерации".
5. Управлению гуманитарного образования и развития личности
(Серикову В.В.):
5.1. Совместно с Управлением учебных заведений высшего
профессионального образования (Новиковым Ю.А.), Управлением
образовательных стандартов и программ (Шестаковым Г.К.),
Управлением учебных заведений среднего профессионального
образования (Анисимовым П.Ф.), Управлением общего среднего
образования (Леонтьевой М.Р.), Управлением учебных заведений
начального профессионального образования (Бутко Е.Я.), Управлением
реабилитационной работы и специального образования (Шиловым Д.С.),
Управлением социального развития и материально-технического
обеспечения (Корольковым В.Т.), Управлением финансирования научных
исследований и инноваций (Шленовым Ю.В.), отделом дополнительного
образования (Брудновым А.К.), отделом дошкольного образования
(Стеркиной Р.Б.) организовать разработку научно-исследовательской
программы "Образовательный процесс: обеспечение целостности и
усиление его воспитательных функций".
5.2. Совместно с вышеперечисленными управлениями и отделами, а
также с Управлением обеспечения Федеральной программы "Развитие
образования в России" и региональной политики (Зуевым В.М.)
представить предложения:
по обеспечению воспитательно-психологической направленности
Федеральной программы "Развитие образования в России";
по оптимизации требований государственного образовательного
стандарта к содержанию и уровню нравственно-этической и
психологической подготовки личности в системе общего и
профессионального образования;
по усилению ориентации содержания учебных программ и учебно -
методических пособий, комплектов учебников на гуманистических
ценностях культуры;
по созданию условий для расширения деятельности в
образовательных учреждениях детских, юношеских и молодежных
самодеятельных объединений и организаций, обеспечивающих
саморазвитие личности в учебе, общественно полезном труде, научном
и художественном творчестве, физической культуре и спорте,
полноценном досуге и ориентированных на становление высоких
нравственных качеств гражданина России.
5.3. Провести во втором полугодии 1997 г. совместно с
Управлением учебных заведений высшего профессионального
образования, Управлением учебных заведений среднего
профессионального образования, Управлением начального
профессионального образования, Управлением общего среднего
образования, Управлением реабилитационной работы и специального
образования, Управлением образовательных стандартов и программ,
отделом дополнительного образования и заинтересованными
министерствами и ведомствами, общественными объединениями и
организациями всероссийскую научно-практическую конференцию по
проблемам воспитания в системе общего и профессионального
образования.
6. Отделу дополнительного образования (Бруднову А.К.):
6.1. Организовать в 1997 - 1998 гг. конкурс авторских проектов
воспитательных систем общеобразовательных учреждений.
6.2. Подготовить к изданию в 1998 г. сборник региональных и
национальных концепций и программ воспитания юных россиян.
6.3. Провести всероссийскую научно-практическую конференцию
"Проблемы становления и развития образовательной системы
учреждений дополнительного образования детей".
7. Центру социологических исследований (Харчевой В.Г.)
провести исследование по выявлению ценностных ориентаций
обучающихся и воспитанников образовательных учреждений общего и
профессионального образования.
8. Управлению финансирования научных исследований и инноваций
(Шленову Ю.В.) рассмотреть вопрос о выделении средств для
проведения работ, указанных в п. 7 настоящего Приказа.
9. Руководителям НИИ ВО (Савельеву А.Я.), Института развития
профессионального образования (Смирнову И.П.), Института общего
образования (Кривошееву В.Ф.), Научно-методического центра
среднего профессионального образования (Щепотину А.Ф.) на основе
обобщения реального опыта работы образовательных учреждений:
9.1. Подготовить совместный доклад о состоянии и проблемах
воспитания в системе общего и профессионального образования.
9.2. Обеспечить ознакомление педагогической общественности с
основными положениями и выводами доклада.
9.3. Предусмотреть организационно-методическое обеспечение
долговременных исследований проблем развития, воспитания и
психологической поддержки личности в системе общего и
профессионального образования.
10. Информационно-аналитическому отделу по связям с прессой и
общественностью (Кузякину А.П.):
10.1. Обеспечить организацию на телевидении циклов передач,
посвященных воспитанию детей, подростков и учащейся молодежи.
10.2. Организовать проведение в средствах массовой информации
дискуссии по проблемам воспитания и ценностных ориентаций
подрастающего поколения.
10.3. В целях возрождения традиции представить предложения по
воссозданию в 1997 г. "Вестника для воспитания" на базе журнала
"Воспитание школьников".
11. Управлению гуманитарного образования и развития личности
(Серикову В.В.), Управлению международного сотрудничества
(Бацыну В.К.) подготовить проект Программы "Гражданское воспитание
личности - путь ускорения демократических реформ в России" для
внесения его в ЮНЕСКО.
12. Государственным органам управления образованием субъектов
Российской Федерации, руководителям образовательных учреждений
различных типов, видов и категорий системы общего и
профессионального образования представить во предложения для
разработки концепции "Развитие, воспитание и психологическая
поддержка личности в системе непрерывного образования Российской
Федерации".
13. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя министра А.Г. Асмолова.
Министр
В.Г.КИНЕЛЕВ
Приложение 1
к Приказу
Минобразования России
от 19 июня 1997 г. N 1252
ПОЛОЖЕНИЕ
О СОВЕТЕ ПО ПРОБЛЕМАМ РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ
И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЧНОСТИ
1. Совет по проблемам развития, воспитания и психологической
поддержки личности (далее - Совет) создается приказом Министерства
общего и профессионального образования Российской Федерации для
рассмотрения вопросов и подготовки предложений, касающихся
реализации государственной политики в сфере образования,
направленной на обеспечение гуманистического характера
образования, свободного развития личности, воспитания
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к Родине, адаптации образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников.
2. Состав Совета утверждается приказом Министерства общего и
профессионального образования Российской Федерации.
3. Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации
"Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января
1996 г. N 12-ФЗ, другими законодательными актами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями
Правительства Российской Федерации, приказами и решениями коллегии
Министерства общего и профессионального образования Российской
Федерации, настоящим Положением.
4. Основными направлениями деятельности Совета являются:
разработка предложений и рекомендаций в области развития,
воспитания и психологической поддержки личности;
участие в разработке и совершенствовании концепции развития,
воспитания и психологической поддержки личности обучающихся и
воспитанников;
выработка предложений по реализации общих требований к
содержанию общего и профессионального образования в части его
ориентации на обеспечение самоопределения личности, создание
условий для ее самореализации, формирования у обучающихся
современной картины мира, воспитания человека и гражданина;
анализ состояния работы по обеспечению психологической
поддержки личности в образовательной системе России;
содействие проведению общественных дискуссий в средствах
массовой информации и других мероприятий по вопросам, относящимся
к компетенции Совета;
содействие достижению общественного согласия относительно цели
и ценностей воспитания в условиях осуществления политических и
социально-экономических реформ;
инициирование общественной экспертизы учебников и учебно -
методических пособий по вопросам, относящимся к компетенции
Совета;
участие в общественной экспертизе нормативных документов по
вопросам, относящимся к компетенции Совета;
организация работы по изучению и обобщению отечественного и
зарубежного опыта образовательных учреждений и развитие
международного сотрудничества в области воспитания и
психологической поддержки личности;
выработка рекомендаций по совершенствованию подготовки кадров
в области воспитания и психологической поддержки личности.
5. Совет для осуществления возложенных на него задач имеет
право:
принимать участие в рассмотрении на коллегии Минобразования
России вопросов развития, воспитания и психологической поддержки;
запрашивать и получать от подведомственных Минобразованию
России научно-исследовательских учреждений соответствующие
информационно-справочные материалы.
6. Решения Совета принимаются открытым голосованием,
большинством не менее двух третей голосов от списочного состава и
имеют рекомендательный характер.
7. Заседания Совета проводятся не реже двух раз в год.
Начальник Управления
гуманитарного образования
и развития личности
В.В.СЕРИКОВ
Приложение 2
к Приказу
Минобразования России
от 19 июня 1997 г. N 1252
ПОЛОЖЕНИЕ
О РАБОЧЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ
"РАЗВИТИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
1. Рабочая группа по разработке концепции "Развитие,
воспитание и психологическая поддержка личности в системе
непрерывного образования Российской Федерации" (далее - рабочая
группа) создается приказом Минобразования Российской Федерации.
2. Состав рабочей группы утверждается приказом Министерства
общего и профессионального образования Российской Федерации.
3. Рабочая группа для осуществления возложенной на нее задачи
имеет право:
запрашивать и получать в установленном порядке от
соответствующих структурных подразделений Минобразования России,
подведомственных Минобразованию России образовательных и научно -
исследовательских учреждений информационно-справочные материалы по
вопросам развития, воспитания и психологической поддержки
личности;
привлекать в установленном порядке по согласованию с
руководством Минобразования России ученых и специалистов научных и
образовательных учреждений для проведения экспертизы проектов
концепции;
организовывать по согласованию с Информационно-аналитическим
отделом по связям с прессой и общественностью широкое обсуждение
проектов Концепции;
выносить проект Концепции на обсуждение Совета.
Начальник Управления
гуманитарного образования
и развития личности
В.В.СЕРИКОВ
Приложение 3
к Приказу
Минобразования России
от 19 июня 1997 г. N 1252
СОСТАВ
РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ
"РАЗВИТИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
1. Байденко В.И. - заместитель начальника Управления
(руководитель) гуманитарного образования и развития
личности Минобразования России
2. Бабочкин П.И. - заместитель директора Научно -
исследовательского центра при
Институте молодежи (по согласованию)
3. Березина В.А. - заместитель начальника отдела
дополнительного образования
Минобразования России
4. Быховская И.М. - заведующая кафедрой Российской
государственной академии физической
культуры, профессор д.ф.н.
(по согласованию)
5. Грущак С.В. - заместитель председателя Комитета
Государственной Думы по делам женщин,
семьи и молодежи (по согласованию)
6. Козлова О.Н. - заместитель заведующего кафедрой
"МАТИ" - Российского государственного
технологического университета, д.с.н.,
профессор
7. Магун В.С. - ведущий научный сотрудник Института
социологии РАН, к. психол. н.
(по согласованию)
8. Немировский М.Б. - директор Межвузовского центра внеучебной
работы Пермского государственного
технического университета
9. Николаев М.Е. - директор Федерального информационного
центра молодежных социальных программ
(по согласованию)
10. Петрова Т.Э. - начальник отдела воспитания и
психологической поддержки Управления
гуманитарного образования и развития
личности Минобразования России
11. Путилин В.А. - ведущий научный сотрудник РАО, д.п.н.,
профессор (по согласованию)
12. Родионова Е.Л. - зав. сектором воспитательной работы
департамента образования и науки
администрации Нижегородской области
13. Шахина Н.А. - заместитель начальника отдела
по взаимодействию с неправительственными
организациями Госкомитета по делам
молодежи России (по согласованию)
14. Шахова Р.Ф. - заведующая лабораторией социально -
психологической службы Научно -
методического центра Юго-Восточного
округа г. Москвы, к.ф.н.
Начальник Управления
гуманитарного образования
и развития личности
В.В.СЕРИКОВ
------------------------------------------------------------------
|