ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 июня 1997 г. N 31
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ЗА ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ СЛЕДСТВИЕМ И ДОЗНАНИЕМ
(с изм., внесенными Приказом Генпрокуратуры РФ
от 05.07.2002 N 39)
Вступление в законную силу нового Уголовного кодекса
Российской Федерации, внесение существенных изменений и дополнений
в Уголовно - процессуальный кодекс требуют корректировки
организации прокурорского надзора за расследованием и раскрытием
преступлений.
Первостепенное значение приобретают охрана жизни и здоровья,
собственности граждан, интересов общества и государства от
преступных посягательств. В то же время многие тяжкие и особо
тяжкие преступления, в том числе убийства, терроризм, бандитизм,
разбойные нападения, остаются нераскрытыми. Распространены
нарушения требований закона о всестороннем, полном и объективном
исследовании всех обстоятельств при расследовании уголовных дел.
Допускается применение незаконных методов расследования.
Некоторые прокуроры районного звена не выполняют свои
профессиональные обязанности о своевременной отмене незаконных
постановлений следователей и дознавателей, не проявляют
настойчивости и принципиальности в привлечении начальников
следственных подразделений и органов дознания к ответственности за
ненадлежащий контроль деятельности подчиненных им следователей и
дознавателей. Недостаточно используются возможности прокурорского
надзора в повышении эффективности оперативно - розыскной работы
при раскрытии преступлений. В некоторых аппаратах республиканских,
краевых, областных и приравненных к ним прокуратур отсутствует
четкая система надзора и контроля, вдумчивый анализ состояния
законности при расследовании уголовных дел.
В целях надлежащей организации прокурорского надзора за
предварительным следствием и дознанием приказываю:
1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к
ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам
городов и районов, другим территориальным, военным и иным
специализированным прокурорам:
1.1. Обеспечить единый подход к организации прокурорского
надзора за всеми органами предварительного следствия и дознания
независимо от их ведомственной принадлежности, безусловное
реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах
уголовно - процессуальной деятельности с момента поступления
заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до
принятия прокурором окончательного решения (утверждения
обвинительного заключения, направления дела в суд для применения
принудительных мер медицинского характера или воспитательного
воздействия, проверки законности решения о прекращении, а также об
отказе в возбуждении уголовного дела).
1.2. Считать важнейшей обязанностью прокуроров защиту прав и
законных интересов потерпевших от преступлений. Внимательно
подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений, принимать все
необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению
морального и материального вреда.
1.3. Обеспечивать своевременную проверку законности решений
следователей и дознавателей по каждому сообщению о преступлении.
Не допускать промедления в возбуждении уголовного дела при
очевидных признаках преступления, проведения не вызванных
необходимостью проверочных действий. Отменять постановления о
возбуждении дела в случае признания их незаконными.
В соответствии с требованием п. 1 ст. 211 Уголовно -
процессуального кодекса проводить проверки исполнения законов при
приеме, регистрации, учете заявлений и сообщений о преступлениях
не реже одного раза в месяц. В ходе проверок использовать сводки
органов внутренних дел, сигналы средств массовой информации,
обращения граждан, сведения медицинских учреждений и т.п.
Результаты проверок анализировать. При выявлении нарушений
порядка приема, регистрации, учета заявлений и сообщений о
преступлениях, фальсификации материалов доследственной проверки
принимать меры по привлечению виновных лиц к ответственности,
вплоть до возбуждения уголовного дела.
1.4. При получении сообщения об убийстве, террористическом
акте, бандитизме, массовых беспорядках обеспечивать выезд
прокуроров или их заместителей либо других ответственных
работников прокуратуры на место происшествия.
Принимать меры к проведению качественного осмотра места
происшествия, неотложных следственных и оперативно - розыскных
действий, организационному обеспечению квалифицированного
расследования и раскрытия преступления, к должному взаимодействию
следователей и органов дознания. При необходимости определять
подследственность уголовного дела, поручать расследование группе
следователей.
1.5. Своевременно проверять законность задержания
подозреваемых, предъявления обвинения и применения мер пресечения.
При осуществлении прокурорского надзора за законностью и
обоснованностью задержаний и арестов граждан исходить из того, что
эти действия, связанные с ограничением конституционного права на
свободу и личную неприкосновенность, должны проводиться в точном
соответствии с нормами уголовно - процессуального
законодательства.
1.6. Ежедневно проверять законность содержания подозреваемых,
обвиняемых в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах,
практиковать проверки в нерабочее время. Незамедлительно принимать
меры по жалобам на незаконность задержания. При получении
заявления задержанного о применении незаконных методов следствия
немедленно проводить проверку всех доводов с принятием решения о
возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела.
1.7. Пресекать задержание подозреваемых в совершении
преступлений на основании протоколов об административных
правонарушениях. Устанавливать фактическое время водворения
граждан в ИВС по протоколам об административном задержании. В
случае нарушений законности решать вопрос об ответственности
виновных.
1.8. Не допускать использования задержания и ареста как
средства получения от подозреваемого или обвиняемого признания
вины в совершении преступления.
1.9. При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу
учитывать в первую очередь имеющиеся для этого основания,
предусмотренные ст. ст. 89, 91, ч. 1 ст. 96 Уголовно -
процессуального кодекса.
При аресте обвиняемых по мотиву одной лишь опасности
преступления строго руководствоваться перечнем преступлений,
указанных в ч. 2 ст. 96 Уголовно - процессуального кодекса.
С особой тщательностью рассматривать вопросы о необходимости
применения ареста в отношении граждан, которые совершили иные
преступления или не нуждаются в изоляции от общества.
Освобождать из-под стражи обвиняемых, когда отпали основания
для их ареста.
1.10. При решении вопроса о санкционировании ареста прокурору
(заместителю, помощнику), как правило, допрашивать лицо,
подлежащее аресту. Тщательно проверять доводы обвиняемого о
невиновности, оказании на него давления, нарушении права на защиту
и другие. Обращать внимание на заявления о явке с повинной с
выяснением обстоятельств их подачи. В случае, когда лицо,
фактически невиновное, было вынуждено обратиться с заявлением о
явке с повинной, принимать меры к объективному расследованию
происшедшего с привлечением виновных к ответственности.
Перед дачей санкции на арест во всех случаях лично допрашивать
несовершеннолетних обвиняемых.
Решение об отказе в санкции на арест с указанием его мотивов
излагать на постановлении об избрании меры пресечения или в
отдельном документе, который подлежит приобщению к материалам
уголовного дела.
1.11. Не реже одного раза в квартал изучать практику избрания
меры пресечения в виде заключения под стражу с точки зрения
законности и обоснованности принимаемых решений. Особое внимание
обращать на причины оставления на свободе лиц, совершивших
впоследствии новые тяжкие и особо тяжкие преступления, скрывшихся
от следствия и суда или взятых судом под стражу при вынесении
приговора. По каждому факту необоснованного оставления на свободе
лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, принимать
необходимые меры.
1.12. Осуществляя надзор за раскрытием преступлений, и в
первую очередь тяжких и особо тяжких, акцентировать внимание на
качестве и своевременности проведения неотложных следственных
действий по установлению и закреплению следов преступления,
получения и надлежащей фиксации доказательств, использования
возможностей оперативно - розыскных мероприятий.
1.13. Обеспечить немедленную проверку законности по каждому
случаю проведения обыска без санкции прокурора.
По всем фактам незаконных обысков либо незаконного изъятия
предметов, заведомо не относящихся к делу, принимать меры
прокурорского реагирования.
1.14. Следить за недопустимостью использования доказательств,
полученных с нарушением установленного законом порядка.
Исключать из процесса доказывания доказательства, полученные с
нарушением требований Конституции Российской Федерации, уголовно -
процессуального законодательства.
1.15. С целью обеспечения объективности расследования
приобщать к материалам уголовного дела жалобы и заявления
потерпевших, гражданских истцов, их представителей, подозреваемых,
обвиняемых, их защитников и представителей, а также ответы
должностных лиц о результатах проверки доводов заявителей.
1.16. В целях предупреждения принятия незаконных решений в
обязательном порядке проверять в ходе расследования все уголовные
дела.
Безотлагательно отменять постановления о приостановлении и
прекращении дел, если не исчерпаны все возможности для сбора
доказательств и изобличения преступников.
1.17. Давать согласие на освобождение лица от уголовной
ответственности в связи с деятельным раскаянием, примирением с
потерпевшим, изменением обстановки, возможностью исправления
несовершеннолетнего путем применения принудительных мер
воспитательного воздействия только после тщательного изучения всех
материалов, не ограничиваясь ознакомлением с постановлением
следователя или органа дознания.
Выяснять доказанность факта совершения преступления и
соблюдение предусмотренных законом условий для прекращения дела.
Проверять, не является ли заявление потерпевшего о прекращении
дела результатом незаконного воздействия.
1.18. Средствами прокурорского надзора добиваться повышения
ответственности руководителей следственных подразделений и органов
дознания за ненадлежащую реализацию своих процессуальных
полномочий по осуществлению контроля за законностью действий
следователей и дознавателей, за качественным расследованием и
раскрытием преступлений.
1.19. Проверять, реализуются ли в полной мере возможности
процессуального взаимодействия следователей и органов дознания. В
соответствии с Федеральным законом "Об оперативно - розыскной
деятельности" активно использовать предоставленное законом право
давать письменные указания о проведении оперативно - розыскных
мероприятий для получения информации о лицах, совершивших
преступления, местонахождении похищенного или подлежащего аресту
имущества, розыска скрывшихся обвиняемых и подозреваемых, других
обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
1.20. Проверять исполнение законов о мерах по установлению и
розыску лиц, совершивших преступления, по делам, приостановленным
производством на основании п. п. 1 и 3 ч. 1 ст. 195 Уголовно -
процессуального кодекса, не реже одного раза в месяц.
Анализировать причины и условия, способствовавшие уклонению
обвиняемого от следствия и суда, принимать необходимые меры к их
устранению и предупреждению.
1.21. Ежемесячно проверять достоверность статистических
показателей о состоянии преступности, следствия и дознания,
соблюдение учетно - регистрационной дисциплины, обеспечить точное
отражение в статистических отчетах данных о прокурорском надзоре
за расследованием преступлений, оперативно - розыскной
деятельностью и на этой основе принимать необходимые
управленческие решения.
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к
ним военным и другим специализированным прокурорам сосредоточить
усилия на оказании практической помощи подчиненным прокуратурам.
2.1. Заслушивать на заседаниях коллегий или оперативных
совещаниях отчеты прокуроров, их заместителей, руководителей
управлений и отделов о работе по надзору за исполнением законов
органами следствия и дознания при расследовании уголовных дел,
проведении оперативно - розыскной деятельности.
2.2. Управлениям (отделам), на которые возложен надзор за
расследованием преступлений, постоянно взаимодействовать в работе
с управлениями по надзору за законностью судебных постановлений по
уголовным делам, за законностью исполнения уголовных наказаний и
отделами по делам несовершеннолетних и молодежи с целью
совершенствования практики прокурорского надзора за расследованием
и раскрытием преступлений.
2.3. По делам, представляющим особую сложность в
расследовании, по которым преступники не установлены в течение
месяца со дня возбуждения дела, практиковать обсуждение хода
работы для выработки конкретных согласованных действий по
раскрытию преступлений с участием работников, осуществляющих
оперативно - розыскные мероприятия.
2.4. Управлениям (отделам) по надзору за расследованием
преступлений, по надзору за законностью судебных постановлений по
уголовным делам обеспечивать своевременное изучение уголовных дел
в отношении лиц, которым в качестве меры пресечения избиралось
содержание под стражей, а затем производство по делу было
прекращено в стадии следствия или судом, и дел, по которым
вынесены оправдательные приговоры. Не позднее чем в месячный срок
со дня принятия окончательного решения по делу составлять
мотивированное заключение о законности и обоснованности ареста и
привлечения к уголовной ответственности лица, в отношении которого
принято решение о прекращении дела по реабилитирующим основаниям.
Копии заключений по делам областной подсудности незамедлительно
направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, а
военным прокурорам окружного звена по всем делам - в Главную
военную прокуратуру. Вместе с заключением представлять дела на
лиц, в отношении которых сроки содержания под стражей продлевались
Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями.
2.5. Систематически изучать, обобщать и распространять
положительный опыт прокурорского надзора за расследованием
преступлений и оперативно - розыскной деятельностью, регулярно
проводить учебно - методические семинары, специальные занятия по
вопросам организации и осуществления надзора, изучению методики
проверок, форм и методов реагирования на выявленные нарушения
законности.
2.6. Не реже одного раза в полугодие анализировать состояние
прокурорского надзора за следствием, дознанием и оперативно -
розыскной деятельностью с использованием материалов прокурорской
практики, конкретных уголовных дел. По результатам анализа
принимать меры, направленные на улучшение его организации.
3. Управлению кадров, Главному следственному управлению,
управлениям по надзору за исполнением законов на транспорте и в
таможенных органах, по делам несовершеннолетних и молодежи, по
надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, Второму
управлению, Главной военной прокуратуре, Институту повышения
квалификации руководящих кадров, Институту повышения квалификации
прокурорско - следственных работников, руководителям региональных
учебных центров Генеральной прокуратуры Российской Федерации
принимать меры к совершенствованию учебного процесса по повышению
квалификации прокурорских работников, осуществляющих надзор за
расследованием преступлений и оперативно - розыскной
деятельностью, с целью максимального приближения его к
потребностям практики. Предусматривать в программах для
прокуроров, не имеющих опыта следственной работы, специальные
занятия по следственной тактике и методике расследования
преступлений.
Практиковать специализированные наборы слушателей с учетом их
квалификации, опыта работы, улучшать качество обучения, привлекать
к проведению занятий наиболее подготовленных и квалифицированных
работников, в том числе и ветеранов, внедрять в учебный процесс
современные методы и активные формы обучения, основанные на
глубоком изучении практики, передового опыта прокурорского надзора
и научных рекомендаций. Регулярно изучать эффективность учебного
процесса, применения полученных знаний на практике.
4. НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, учебным
институтам Генеральной прокуратуры Российской Федерации проводить
исследования по перспективным вопросам прокурорского надзора за
расследованием преступлений и оперативно - розыскной
деятельностью, а также разработку предложений по совершенствованию
законодательства, регламентирующего прокурорский надзор, его
полномочия и функции.
Контроль за выполнением Приказа возложить на соответствующих
заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.
Приказ направить прокурорам субъектов Российской Федерации,
приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам,
прокурорам городов и районов, другим специализированным
прокурорам, прокурорам городов и районов, другим территориальным,
военным и иным специализированным прокурорам, директорам
институтов Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Считать недействующим Приказ и.о. Генерального прокурора
Российской Федерации от 21.02.95 N 10.
Генеральный прокурор
Российской Федерации -
Действительный государственный
советник юстиции
Ю.И.СКУРАТОВ
|