ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 18 ИЮНЯ 1997 Г. N 746
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"МОЛОДЕЖЬ РОССИИ (1998 - 2000 ГОДЫ)"
В соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 26 февраля 1997 т. N 222 "О Программе социальных
реформ в Российской Федерации на период 1996 - 2000 годов"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 10, ст.
1173) и в целях дальнейшего развития и реализации государственной
молодежной политики в Российской Федерации, направленной на
создание правовых, социально-экономических и организационных
условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и
развития молодежных объединений, движений и инициатив,
Правительство Российской Федерации постановляет.
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу
"Молодежь России (1998 - 2000 годы)" (далее именуется - Программа)
и представить ее Президенту Российской Федерации для решения
вопроса о присвоении Программе статуса президентской.
2. Утвердить Государственный комитет Российской Федерации по
делам молодежи государственным заказчиком Программы.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству
финансов Российской Федерации при формировании проектов
федерального бюджета на 1998 - 2000 годы включать Программу в
перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию
за счет средств федерального бюджета.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В. ЧЕРНОМЫРДИН
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "МОЛОДЕЖЬ РОССИИ
(1998-2000 ГОДЫ)"
Содержание проблемы
Деятельность федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по
реализации государственной молодежной политики осуществляется в
условиях:
значительной безработицы среди молодежи (в 1996 году - 35,5
процента от зарегистрированных безработных);
криминализации молодежной среды (50 процентов общего числа
лиц, совершивших преступления, составляют молодые люди в возрасте
14 - 30 лет);
ограниченности средств федерального бюджета, направляемых на
финансирование мероприятий по реализации государственной
молодежной политики.
Президентская программа "Молодежь России", одобренная Указом
Президента Российской Федерации от 15 сентября 1994 г. N 1922 и
утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от
25 ноября 1994 г. N 1279, была направлена на формирование
правовых, экономических и организационных условий и гарантий для
становления личности молодого человека, развития молодежных
объединений, движений и инициатив.
В рамках проведения в 1995 - 1996 годах программных
мероприятий федеральными органами исполнительной власти совместно
с органами по делам молодежи субъектов Российской Федерации и при
основном финансовом обеспечении за счет средств местных бюджетов
были заложены организационные основы государственной молодежной
политики.
В сфере законодательно-нормативного обеспечения
государственной молодежной политики действуют Федеральный закон "О
государственной поддержке молодежных и детских объединений", Указ
Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 727 "О мерах
государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу
по военно-патриотическому воспитанию молодежи", постановление
Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. N 387 "О
дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации", в
ряде субъектов Российской Федерации приняты законы, регулирующие
вопросы молодежной политики и т.д. Для решения
социально-экономических проблем молодежи были проведены
мероприятия, в результате которых введено в эксплуатацию более 1,5
млн. кв. м жилья, получили квартиры более 15 тыс. молодых семей.
Практически во всех регионах Российской Федерации функционируют
клубы и центры содействия молодой семье различных направлений
деятельности, зарегистрировано свыше 70 молодежных бирж труда,
только в 1995 году через систему общественных работ было
обеспечено работой в свободное от учебы время около 1 млн. молодых
людей.
В настоящее время в 56 субъектах Российской Федерации создано
и действует около 500 специализированных социальных служб и
центров, работающих более чем по 20 направлениям.
Таким образом, реализация государственной молодежной политики
в рамках президентской программы "Молодежь России" привела к
определенным результатам.
Вместе с тем общая стратегия реализации указанной Программы,
предусматривавшая осуществление мероприятий в условиях
оптимального и стабильного финансирования, оказалась нарушенной.
Сдерживающее влияние на реализацию президентской программы
"Молодежь России" оказала недостаточно разработанная
законодательно-нормативная база государственной молодежной
политики как на федеральном, так и на региональном уровнях,
отсутствие устойчивой системы органов по делам молодежи в
субъектах Российской Федерации, сложности в организационном,
материально-техническом и кадровом обеспечении.
Особенно негативное влияние на ход реализации этой Программы
оказало нестабильное и недостаточное финансирование.
В процентном отношении фактическое финансирование составило 65
процентов предусматриваемых бюджетных ассигнований (от расчетной
потребности - 15 процентов).
За счет средств субъектов Российской Федерации и внебюджетных
источников в 1995 - 1996 годах выделено около 215 млрд. рублей из
запланированных 667 млрд. рублей.
Основные цели
и задачи Программы
Основной целью Программы является дальнейшее формирование и
укрепление правовых, экономических и организационных условий для
гражданского становления и социальной самореализации молодежи. В
этой связи предусматривается решение следующих основных задач:
формирование законодательно-нормативной базы, разработка и
поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм
финансовой поддержки молодежи в целях получения образования,
поддержки деловой активности, строительства жилья и обзаведения
домашним хозяйством, формирование системы органов, занимающихся
вопросами временной и вторичной занятости молодежи, развития и
поддержки молодежного предпринимательства;
дальнейшее развитие системы социальных служб и информационного
обеспечения молодежи, основных форм организации досуга, отдыха,
массовых видов спорта и туризма, в том числе международного;
поддержка и развитие различных форм художественного и
технического творчества молодежи, молодежных и детских
объединений;
формирование условий для духовно-нравственного воспитания,
гражданского и патриотического становления молодежи, всестороннего
развития личности.
Основные направления
реализации Программы
1. Формирование условий для гражданского становления,
духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи
Настоящий раздел включает в себя следующие основные
мероприятия:
методическое обеспечение работы по развитию гражданственности,
духовно-нравственному и патриотическому становлению молодежи;
развитие и поддержка различных форм воспитания;
научное и информационное обеспечение, материально-техническое
и кадровое укрепление и финансовая поддержка общественных
объединений и организаций, ведущих работу в данном направлении;
работа со средствами массовой информации;
организация и проведение международных, общероссийских и
межрегиональных мероприятий, посвященных юбилейным и памятным
датам отечественной истории и культуры.
2. Решение социально-экономических проблем молодежи
Настоящий раздел включает в себя четыре подпрограммы
социально-экономической направленности:
пути решения жилищной проблемы молодежи. Формирование
законодательно-нормативных основ государственной молодежной
жилищной политики, проведение научных исследований в этой области.
Разработка и поэтапное внедрение различных форм государственной
поддержки и стимулирования строительства экономичного жилья для
молодежи и молодых семей путем предоставления субсидий, ссуд,
долгосрочных кредитов, привлечения внебюджетных источников
финансирования. Поддержка инициатив молодежи, предприятий и
организаций, направленных на решение жилищной проблемы молодежи в
регионах;
социально-экономическая поддержка молодой семьи. Создание
необходимых условий для обеспечения социально-экономической
поддержки молодой семьи, адаптация ее в условиях перехода к
рыночной экономике. Развитие центров содействия молодой семье в
решении экономических, юридических, социально-бытовых
проблем,информационно-справочных служб по трудоустройству и
переквалификации;
содействие молодежному предпринимательству. Поэтапное развитие
комплексной системы организаций, оказывающих содействие
молодежному предпринимательству (региональные
учебно-предпринимательские центры, бизнес-инкубаторы, центры
деловой поддержки и т.д.). Государственная поддержка и
стимулирование молодежного предпринимательства в производственной,
научно-технической, инновационной сферах, сфере оказания услуг
населению;
решение вопросов занятости молодежи. Организация сезонной
занятости учащихся и студентов, в том числе через систему
общественных работ, восстановление системы студенческих отрядов и
координация их деятельности, завершение формирования
общероссийской системы молодежных бирж труда и центров занятости
молодежи в целях содействия трудоустройству молодежи на постоянную
и временную работу, обеспечения вторичной занятости.
3. Интеллектуальное и физическое развитие молодежи
Раздел включает в себя пять подпрограмм:
поддержка талантливой молодежи. Выявление и развитие
индивидуальных особенностей личности, повышение творческого
потенциала и способности к саморазвитию, содействие в
интеллектуальном развитии;
развитие художественного творчества молодежи. Воспитание у
молодежи потребности в освоении ценностей мировой и национальной
культуры, стремления к приумножению ценностей духовной
культуры,участию в культурной жизни общества. Проведение
молодежных конкурсов и фестивалей по различным жанрам искусства;
поддержка массового детского и молодежного спорта. Воспитание
у молодого поколения потребности к занятиям физической культурой и
спортом, здоровому образу жизни. Содействие проведению массовых
детских и юношеских спортивных соревнований;
международное молодежное сотрудничество. Вовлечение российской
молодежи в систему международных молодежных обменов. Обмен
представителями детских и молодежных организаций с целью изучения
и реализации международных проектов и программ. Налаживание прямых
партнерских связей между молодежными организациями Российской
Федерации и зарубежных стран;
государственная поддержка деятельности детских и молодежных
объединений. Создание условий для самореализации молодежи в сфере
экономики, науки и техники. Организационно-методическая и
финансовая поддержка программ детских и молодежных объединений.
4. Социальная поддержка и защита молодежи
В настоящий раздел входят три подпрограммы, включающие в себя
систему мер правовой защиты и социальной политики в отношении
молодежи:
правовая защита и социальная адаптация молодежи. Создание
нормативной правовой базы, обеспечивающей правовую защиту и
социальную адаптацию молодежи. Апробация современных форм и
методов профилактической и социально-адаптационной работы, в том
числе в области наркозависимости. Усиление роли общественности в
защите прав молодежи, создание механизма правового информирования
и консультирования;
формирование и развитие системы клубов и социальных служб для
молодежи. Совершенствование нормативно-правовых основ организации
и функционирования учреждений социального обслуживания молодежи,
молодежно-подростковых клубов и центров по месту жительства. Выбор
оптимальных моделей управления подростково-молодежными клубами,
разработка новых направлений их деятельности. Разработка и
внедрение системы информационного обеспечения молодежных
социальных программ;
развитие системы молодежного, детского и семейного отдыха.
Государственная поддержка системы организации досуга и
оздоровительного отдыха подростков и молодежи. Развитие новых
тенденций в организации деятельности оздоровительных учреждений.
5. Обеспечение, реализации Программы
Две подпрограммы данного раздела включают в себя мероприятия
по информационному и кадровому обеспечению государственной
молодежной политики:
создание системы информационного обеспечения молодежи и
молодежной политики. Обеспечение условий доступа к информации,
характеризующей жизнедеятельность молодежи. Развитие системы
центров информации и документации для молодежи на федеральном и
региональном уровнях. Проведение исследовательских работ,
научно-практических и учебных мероприятий, реализация издательских
проектов;
создание системы подготовки и переподготовки специалистов по
работе с молодежью. Создание методологической основы разработки
учебных планов и программ, учебно-методических материалов;
разработка эффективных методов обучения с учетом профессиональных
особенностей, Обеспечение развития сети региональных учебных
заведений, оказание им финансовой и научно-методической поддержки.
Ресурсное обеспечение
Программы
Общий объем финансирования Программы - 1492,705 млрд. рублей,
в том числе 155,530 млрд. рублей - из федерального бюджета;
1337,175 млрд. рублей - из бюджетов субъектов Российской
Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.
В соответствии с действующим законодательством ежегодные
объемы финансирования Программы из федерального бюджета
определяются по результатам защиты бюджетных заявок
Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи и
утверждения федерального бюджета.
Финансирование предполагается осуществлять из следующих
источников:
федеральный бюджет;
бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты;
внебюджетные источники;
международные финансовые организации, взносы юридических и
физических лиц, в том числе иностранных;
различные фонды и другие поступления.
Размер расходуемых средств может уточняться исходя из
возможностей федерального бюджета.
Механизм реализации
Программы
Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи
осуществляет организацию, координацию и контроль работ по
реализации Программы, вносит в установленном порядке предложения
по уточнению мероприятий Программы с учетом складывающейся
социально-экономической ситуации, обеспечивает контроль за целевым
использованием средств.
Оказание субъектам Российской Федерации финансовой поддержки
из федерального бюджета планируется осуществлять только при
наличии у них утвержденных проектов и программ и выделении из
соответствующих бюджетов средств на их реализацию.
Решения о финансировании конкретных проектов и мероприятий, в
том числе в субъектах Российской Федерации, за счет средств
федерального бюджета принимаются на конкурсной основе с учетом
рекомендаций постоянно действующих экспертных советов, в состав
которых входят представители Государственного комитета Российской
Федерации по делам молодежи, заинтересованных министерств и
ведомств, общественных организаций. взаимодействие
Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи с
исполнителями мероприятий Программы осуществляется на основе
государственных контрактов и договоров, определяющих права и
обязанности государственного заказчика и соисполнителей,
регулирующих их взаимоотношения. Целевое использование средств
федерального бюджета подлежит постоянному контролю со стороны
Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи в
соответствии с установленным порядком.
Оценка эффективности
реализации Программы
Реализация мероприятий Программы обеспечит поэтапное решение
следующих проблем:
формирование в молодежной среде гражданско-патриотического
отношения к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям;
повышение уровня доходов, улучшение социально-бытовых и
жилищных условий молодежи и молодых семей;
укрепление института молодой семьи, снижение числа разводов,
снижение уровня безнадзорности среди детей и подростков;
снижение уровня безработицы и обеспечение максимально
возможной вторичной и сезонной занятости молодежи; повышение
уровня квалификации и формирование трудовых ресурсов,
соответствующих по своим профессиональным и качественным
характеристикам требованиям рынка;
рост деловой активности и самоорганизации молодежи;
улучшение здоровья молодого поколения и снижение смертности;
снижение уровня преступности, наркомании и алкоголизма в
молодежной среде, повышение духовно-нравственного,
интеллектуального и творческого потенциала молодого поколения.
|