МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 18 июня 1997 г. N Б-725у
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИКАЗА МПС
ОТ 17.03.97 N 5Ц
Министерство путей сообщения направляет для применения вопросы
и ответы на поступающие запросы по реализации Приказа МПС от
17 марта 1997 г. N 5Ц "О совершенствовании организации заработной
платы работников, занятых в основной деятельности железных дорог".
Министерство путей сообщения обязывает довести настоящее
указание до предприятий железных дорог.
С ЦК Российского профсоюза железнодорожников и транспортных
строителей согласовано.
Первый заместитель Министра
путей сообщения РФ
И.С.БЕСЕДИН
Приложение
к указанию МПС РФ
от 18 июня 1997 г. N Б-725у
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
ПО ВНЕДРЕНИЮ НОВЫХ УСЛОВИЙ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ,
ЗАНЯТЫХ В ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, НА
ОСНОВЕ ОТРАСЛЕВОЙ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ (ОЕТС)
(ПРИКАЗ МПС ОТ 17.03.97 N 5Ц)
1. Вопрос. На работников каких предприятий распространяется
действие Приказа МПС от 17.03.97 N 5Ц?
Ответ. Новые условия оплаты труда на основе ОЕТС
распространяются на работников предприятий основной деятельности
железных дорог, указанных в Перечне предприятий и обособленных
структурных подразделений (приложение N 1 к Условиям оплаты труда,
утвержденным Приказом МПС от 17.03.97 N 5Ц), оплачиваемых по
действующим условиям в соответствии с приложением 18, таблицей 8
приложения 30, приложением 31 к Постановлению ЦК КПСС, Совета
Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. N 1115 и приложением
N 2 к Постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от
23 сентября 1986 г. N 353/22-9 (Приказ МПС от 06.11.86 N 47Ц).
2. Вопрос. Распространяются ли новые условия оплаты труда на
работников предприятий строительства, промышленности, сельского
хозяйства, материально-технического снабжения, автотранспорта?
Ответ. Перевод на новые условия оплаты труда на основе ОЕТС
работников этих и других предприятий, не вошедших в Перечень,
утвержденный Приказом МПС от 17.03.97 N 5Ц, будет осуществляться
по мере подготовки необходимых нормативных документов
(квалификационных характеристик руководителей, специалистов и
служащих, тарифных коэффициентов, условий оплаты труда и т.п.).
Впредь до утверждения условий оплаты труда на основе ОЕТС оплата
труда работников, занятых в них, производится в соответствии с
действующими условиями оплаты труда.
3. Вопрос. Как решать вопрос перевода на ОЕТС единичных
работников отдельных профессий, занятых в основной деятельности
железных дорог, но не вошедших в отраслевой ЕТКС?
Ответ. В случаях, когда в штате есть работники нехарактерных
для данного предприятия профессий (плотник, столяр, маляр и т.п.),
они могут по решению администрации предприятия по согласованию с
выборным профсоюзным органом переводиться на новые условия оплаты
труда на основе ОЕТС при условии возможности их тарификации по
общеотраслевым и другим тарифно-квалификационным справочникам.
В этих случаях для оплаты труда рабочих применяются тарифные
коэффициенты, установленные В ОЕТС для рабочих, не связанных с
движением поездов и ремонтом подвижного состава и технических
средств.
4. Вопрос. Будут ли переводиться на новые условия оплаты труда
на основе ОЕТС работники жилищно-коммунального хозяйства?
До определения порядка применения ОЕТС для оплаты труда
работников ЖКХ сохраняются действующие условия оплаты труда.
5. Вопрос. Могут ли изменяться тарифные ставки и оклады у
работников непроизводственной сферы деятельности?
Ответ. Нет. Работники непроизводственной сферы деятельности
оплачиваются в соответствии с условиями оплаты труда работников
бюджетной сферы экономики. Это, в частности, относится к
работникам культуры, детских садов, медицинских учреждений.
6. Вопрос. Допускается ли этапность перевода на ОЕТС?
Ответ. На новые условия оплаты труда на основе ОЕТС
предприятия железной дороги переводятся одновременно в сроки,
определяемые центральной комиссией МПС.
7. Вопрос. Являются ли тарифные коэффициенты, утвержденные
Приказом МПС от 17.03.97 N 5Ц, обязательными?
Ответ. Тарифные коэффициенты, определенные в Отраслевой единой
тарифной сетке, являются обязательными.
8. Вопрос. Кто определяет минимальную заработную плату в
отрасли? Может ли железная дорога устанавливать минимальную оплату
труда, отличную от отраслевой?
Ответ. Размер минимальной оплаты труда в отрасли определяется
Министерством путей сообщения России по согласованию с ЦК
Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей
ежеквартально, и он обязательным для всех железных дорог,
переводимых на новые условия оплаты труда.
9. Вопрос. В связи с установлением оплаты труда всех категорий
работников в зависимость от присвоенного разряда труда, следует ли
придерживаться среднего разряда по предприятию, обособленному
структурному подразделению, отделению дороги?
Ответ. В целях регулирования роста заработной платы, и в
первую очередь, по причине ограниченности фонда заработной платы,
рекомендуется определить для каждого предприятия, обособленного
структурного подразделения, отделения дороги средний разряд по
каждой категории работников (рабочих, служащих, специалистов,
руководителей).
10. Вопрос. Какие тарифные коэффициенты применяются для
определения месячных должностных окладов работников структурных
подразделений железных дорог, созданных на базе реорганизованных
отделений железных дорог?
Ответ. Для оплаты труда работников структурных подразделений,
созданных на базе реорганизованных отделений железных дорог, в том
числе и вошедших в штаты дорожных предприятий, без изменения круга
обслуживаемых предприятий, применяются тарифные коэффициенты,
предусмотренные для специалистов и руководителей отделений
железных дорог.
Например. Оплата труда начальника дирекции перевозок,
созданной на базе отделения дороги (при ликвидации отделения
дороги) для руководства всеми подразделениями хозяйства перевозок
в границах ликвидированного (реорганизованного) отделения дороги,
производится применительно к оплате труда начальника отдела
перевозок отделения железных дороги.
11. Вопрос. Как определять наименования должностей во вновь
созданных или реорганизованных предприятиях (при укрупнении
предприятий, ликвидации и объединении отделений железных дорог,
железных дорог и т.п.)?
Если при укрупнении предприятий, ликвидации или объединении
отделений железных дорог создаются новые структурные подразделения
большей, по сравнению с действующей, численностью и расширением
выполняемых функций, то при составлении штатного расписания
необходимо привести наименования должностей в соответствие с
возложенными функциями.
Например. Инспекция при начальнике железной дороги укрупняется
за счет передачи ей функций и численности инспекций отделений
железных дорог. В результате ее численность увеличивается до
размеров отдела. В этом случае рекомендуется переименовать
инспекцию при начальнике железной дороги в отдел по контролю за
исполнением при начальнике железной дороги. В штат такого отдела,
наряду с инспекторами, могут быть введены должности инженеров
(экономистов) - специалистов по техническим (экономическим)
вопросам с присвоением разрядов оплаты труда, соответствующих
наименованию должности.
12. Вопрос. В соответствии с ОЕТС и Квалификационными
характеристиками должностей руководителей, специалистов и служащих
инженерам, конструкторам, технологам, экономистам, бухгалтерам и
т.п. присваивается разряд оплаты труда. Сохраняется ли при этом
категория (без категории, I категория, II категория, ведущий)?
Может ли устанавливаться специалистам 11 разряд оплаты труда на
предприятиях (в структурных подразделениях), где по действующим
условиям оплаты труда должность ведущего специалиста не
предусмотрена?
Ответ. Категории не сохраняются. При переходе на организацию
заработной платы на основе ОЕТС установленные по действующим
условиям оплаты труда категории являются ориентировочными для
определения разрядов оплаты труда специалистам. Разряды оплаты
труда конкретным работникам устанавливаются руководителем
предприятия в соответствии с требованиями Тарифно-квалификационных
характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих,
объявленных ук. МПС от 18 октября 1996 г. N А-914у, и с учетом
оценки аттестационной комиссии.
Численность специалистов по разрядам оплаты труда определяется
в штатном расписании предприятия (структурного подразделения),
исходя из потребности специалистов определенного уровня
квалификации для обеспечения производственных функций предприятия
(структурного подразделения) и наличия средств на оплату труда.
13. Вопрос. Как определить размер должностного оклада главного
бухгалтера?
Ответ. В соответствии с пунктом 2.4 Условий оплаты труда
работников, занятых в основной деятельности железных дорог
(приложение N 2 к Приказу МПС от 17.03.97 N 5Ц) главным
бухгалтерам должностные оклады устанавливаются исходя из разряда
оплаты труда, присвоенного по результатам аттестации на один - три
разряда ниже руководителя предприятия (обособленного структурного
подразделения), как заместителю руководителя.
14. Вопрос. В каком порядке производится оплата труда рабочих,
относившихся ранее к рабочим - окладникам?
Ответ. Новыми условиями оплаты труда предусмотрена тарификация
всех рабочих. Оплата труда всех рабочих производится по часовым
тарифным ставкам присвоенного разряда квалификации, определяемым в
соответствии с пунктом 2.2 Условий оплаты труда (приложение 2 к
Приказу МПС от 17.03.97 N 5Ц).
16. Вопрос. Как определяется класс пограничной станции?
Ответ. Класс пограничной железнодорожной станции
устанавливается на 1 класс выше, определенного по показателям,
характеризующим работу железнодорожной станции.
17. Вопрос. Какой квалификационный разряд присваивается
проводнику пассажирского вагона, обслуживающего вагон повышенной
комфортности?
Ответ. Проводник пассажирского вагона, обслуживающий вагон
повышенной комфортности, тарифицируется аналогично при
обслуживании вагонов, следующих в фирменных поездах и поездах
международного сообщения (ук. МПС от 01.04.97 N О-2638).
18. Вопрос. Следует ли учитывать при определении балльности
показатели, не обозначенные для данного предприятия, но
характеризующие его работу?
Ответ. Да. При определении балльности предприятия учитываются
не только показатели, определенные для данного профиля
предприятия, но и показатели, характеризующие его непрофильную
работу.
Например. При определении групп пассажирских вагонных депо,
вагонных участков и дирекций по обслуживанию пассажиров
учитываются взаимно показатели, характеризующие одинаковую работу
(количество вагонов, подготавливаемых в поезда; ремонт и
обслуживание радиотрансляции в поездах и другие).
|