КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 17 июня 1997 г. N 8/1
О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Заслушав и обсудив вопрос "О состоянии и мерах по улучшению
повышения квалификации и переподготовки работников образования
Российской Федерации", коллегия отмечает, что в настоящее время в
России созданы необходимые условия для повышения квалификации и
профессиональной переподготовки педагогических работников.
На территории Российской Федерации функционируют
260 государственных образовательных учреждений и структурных
подразделений дополнительного педагогического образования и их
филиалов, в которых ежегодно проходят обучение около 500 тыс.
человек. Образовательные учреждения укомплектованы
квалифицированными научно - педагогическими кадрами, около 40% из
них имеют ученые степени и звания. В целях обеспечения
непрерывного педагогического образования методическую работу с
кадрами ведут 2200 муниципальных методических кабинетов и центров.
В системе учреждений дополнительного педагогического
образования создается нормативно - правовая база для ее
эффективной работы, большинство образовательных учреждений имеют
лицензии на право ведения образовательной деятельности.
Содержание повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования формируется с учетом проблем
реформируемой системы образования, обновления содержания школьных
программ, введения набора новых учебников, аттестации
педагогических работников, новых подходов к управлению
образованием. В ряде учреждений повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования для
учителей начальных классов реализуются программы подготовки к
работе по вариативным системам обучения. Институты повышения
квалификации, усовершенствования учителей, развития образования
принимают участие в разработке программ, научно - методических
комплексов регионального и школьного компонентов Базисного
учебного плана, подготовке региональных стандартов образования,
ведут прикладные исследования по андрагогике, особенностям
реализации личностно - ориентированного подхода к повышению
квалификации и профессиональной переподготовке педагогических
кадров.
В 16 педагогических вузах, на 34 факультетах переподготовки и
повышения квалификации организаторов народного образования при
педагогических вузах, в институтах повышения квалификации,
усовершенствования учителей, развития образования ведется
подготовка и повышение квалификации руководящих кадров
образовательных учреждений всех типов и видов, муниципальных
органов управления образованием. В порядке эксперимента на
некоторых факультетах (Московского, Ростовского, Уральского
педагогических университетов) открыты магистратуры по подготовке
профессиональных кадров в области управления образованием.
Наряду с учебной деятельностью в последние годы значительно
расширилось участие учреждений дополнительного педагогического
образования в разработке и реализации региональных программ
развития образования. Институты участвуют в аттестации
педагогических и руководящих кадров, в экспертизе инновационной
образовательной деятельности, формируют базы данных и
педагогической информации, издают материалы о современном
педагогическом опыте. Академией повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Минобразования России совместно с Московским педагогическим
государственным университетом им. В.И. Ленина создан банк
педагогической информации, пользователями которого являются
63 учреждения дополнительного педагогического образования и
60 учреждений муниципальной методической службы.
В то же время в организации повышения квалификации и
переподготовки работников образования имеются существенные
недостатки и нерешенные проблемы. Отсутствие Федерального закона
"О дополнительном профессиональном образовании", отраслевой
программы развития системы повышения квалификации и переподготовки
кадров, устаревшая нормативно - правовая база деятельности
факультетов переподготовки и повышения квалификации организаторов
народного образования при педагогических вузах, учреждений
муниципальной методической службы отрицательно сказываются на
работе учреждений повышения квалификации и профессиональной
переподготовки кадров образования.
Требуют значительного улучшения и переработки уставная,
регламентирующая и учебно - методическая документация большинства
учреждений дополнительного педагогического образования.
Необходимо также решить вопрос о правомерности
функционирования аспирантуры в учреждениях дополнительного
педагогического образования.
В регионах участились случаи ликвидации учреждений
муниципальной методической службы, имеют место факты закрытия
самостоятельных институтов повышения квалификации,
усовершенствования учителей или введения их в структуру
педагогических вузов без сохранения статуса, финансирования и
учебно - материальной базы.
Многие институты не получают в достаточном объеме средств на
содержание и развитие учебно - материальной базы.
Снижение финансирования, отсутствие научно обоснованных
нормативов материально - технического и финансового обеспечения
образовательных учреждений системы повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
отрицательно сказываются на реализации непрерывного образования
педагогических и руководящих кадров отрасли, продолжительности и
периодичности повышения их квалификации.
В целях совершенствования деятельности образовательных
учреждений повышения квалификации и переподготовки работников
образования Российской Федерации коллегия решила:
1. Одобрить в основном деятельность образовательных учреждений
повышения квалификации и профессиональной переподготовки
педагогических работников по организации и проведению обучения
руководителей и специалистов сферы образования.
2. Принять примерную схему организации повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования
Российской Федерации (Приложение).
3. Отделу повышения квалификации и переподготовки специалистов
(В.В. Безлепкину):
3.1. Совместно с Академией повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
(Э.М. Никитиным), Научно - методическим советом по проблемам
повышения квалификации и профессиональной переподготовки
специалистов, Советом по педагогическому образованию, Учебно -
методическим объединением высших учебных заведений Российской
Федерации по педагогическому образованию подготовить
соответствующие материалы к проекту Федерального закона "О
дополнительном профессиональном образовании" для рассмотрения
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
3.2. До 1 октября 1997 года подготовить и направить письма в
адрес глав администраций (правительств) республик, краев и
областей Российской Федерации о необходимости сохранения и
развития учреждений дополнительного педагогического образования,
упорядочения уставной и регламентирующей документации, повышения
их роли в социально - экономическом развитии регионов, реализации
федеральной и региональных программ развития образования.
3.3. Совместно с органами управления образованием субъектов
Российской Федерации рассмотреть вопросы о необходимости
совместного с Минобразованием России учредительства
образовательных учреждений дополнительного педагогического
образования, а также разработать к концу 1997 года программы
развития их материально - технической базы.
3.4. Совместно с Управлением по работе с научно -
педагогическими и руководящими кадрами (Ю.А. Ганькиным) ежегодно
разрабатывать сводный план повышения квалификации и
профессиональной переподготовки руководителей и специалистов
органов управления образованием субъектов Российской Федерации и
образовательных учреждений дополнительного педагогического
образования.
3.5. Совместно с Управлением общего среднего образования
(М.Р. Леонтьевой), Академией повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
(Э.М. Никитиным) подготовить новое Типовое положение об
учреждениях муниципальной методической службы и до 1 января
1998 года представить на утверждение руководству Минобразования
России.
3.6. Совместно с Академией повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
(Э.М. Никитиным), Советом по педагогическому образованию
разработать до 1 марта 1998 года типовую (примерную) учебно -
методическую документацию для образовательных учреждений и
структурных подразделений дополнительного педагогического
образования.
3.7. Изучить опыт проведения послевузовского профессионального
образования в образовательных учреждениях дополнительного
педагогического образования и подготовить соответствующие
предложения.
3.8. Совместно с Управлением финансирования научных
исследований и инноваций (Ю.В. Шленовым) до 1 октября 1997 года
подготовить предложения о включении в план научно -
исследовательских работ тематики по проблемам дополнительного
педагогического образования.
4. Управлению лицензирования, аккредитации и нострификации
(В.Н. Гуничеву) и Государственной инспекции по аттестации учебных
заведений России до 1 ноября 1997 года решить вопрос о порядке
лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных
учреждений дополнительного педагогического образования.
5. Руководителям образовательных учреждений дополнительного
педагогического образования установить тесные контакты с
педагогическими вузами и университетами в целях обеспечения
преемственности содержания педагогического образования.
6. Академии повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования (Э.М. Никитину):
6.1. Обеспечить тесное взаимодействие с организациями и
учреждениями Российской академии образования в целях интеграции
педагогической науки, образования и инновационного опыта в систему
дополнительного педагогического образования.
6.2. Подготовить и представить к 1 ноября 1997 года в
Минобразование России план работы Академии как головного
образовательного учреждения системы повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования.
6.3. До 30 ноября 1997 года разработать план технического
оснащения Академии для обеспечения ее функционирования в среде
Internet как головной структуры в системе повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования.
6.4. До 1 марта 1998 года подготовить предложения по научно
обоснованным нормативам финансирования и материально -
технического обеспечения образовательных учреждений
дополнительного педагогического образования.
6.5. Совместно с Учебно - методическим объединением высших
учебных заведений Российской Федерации по педагогическому
образованию, Управлением по работе с научно - педагогическими и
руководящими кадрами (Ю.А. Ганькиным) до 1 января 1998 года
проанализировать качественный состав управленческих кадров органов
управления образованием и образовательных учреждений, а также
организацию повышения их квалификации.
7. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на
первого заместителя министра В.М. Жураковского.
Первый заместитель Министра
А.Н.ТИХОНОВ
Приложение
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА
ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
---------------------------------T-------------------------------¬
¦ Наименование категорий ¦Наименование образовательного ¦
¦ работников образования ¦ учреждения ¦
+--------------------------------+-------------------------------+
¦Руководители органов управления¦Государственный учебный центр ¦
¦образованием субъектов ¦профессиональной переподготовки¦
¦Российской Федерации, ¦руководителей СПГТУ ¦
¦их заместители ¦(Государственный учебный центр)¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Образовательные учреждения, ¦
¦ ¦осуществляющие повышение ¦
¦ ¦квалификации и профессиональную¦
¦ ¦переподготовку государственных ¦
¦ ¦служащих ¦
¦ ¦Академия повышения квалификации¦
¦ ¦и профессиональной переподго- ¦
¦ ¦товки работников образования ¦
¦ ¦(Академия) ¦
¦ ¦ ¦
¦Главные бухгалтеры краевых,¦Академия ¦
¦областных, окружных управлений¦Высшие учебные заведения ¦
¦образованием, ИУУ, ИПК, ИРО, их¦социально - экономического ¦
¦заместители, резерв ¦профиля ¦
¦ ¦ ¦
¦Руководители ¦Академия ¦
¦планово - экономических, ¦Высшие учебные заведения ¦
¦финансовых и хозяйственных служб¦социально - экономического ¦
¦министерств, управлений, отделов¦профиля ¦
¦органов управления, их¦ ¦
¦заместители ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Руководители районных, городских¦Академия ¦
¦органов управления образованием,¦Факультеты повышения квалифика-¦
¦их заместители ¦ции и профессиональной перепод-¦
¦ ¦готовки работников образования ¦
¦ ¦(ФПК РО) ¦
¦ ¦ ¦
¦Ректоры педагогических¦Академия ¦
¦институтов, проректоры, деканы¦Государственный учебный центр ¦
¦факультетов ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Ректоры ИПК, директора ИУУ, ИРО ¦Академия ¦
¦ ¦ ¦
¦Директора общеобразовательных¦Академия ¦
¦школ всех типов, их заместители,¦Институты повышения квалифика- ¦
¦руководители учреждений ¦ции, усовершенствования учите- ¦
¦начального и среднего ¦лей, развития образования ¦
¦профессионального образования ¦(ИПК, ИУУ, ИРО), ФПК РО ¦
¦ ¦ ¦
¦Директора республиканских,¦Академия ¦
¦краевых, областных учреждений¦ИПК, ИУУ, ИРО ¦
¦дополнительного (внешкольного)¦ ¦
¦образования, их заместители ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Директора детских домов, ¦ИПК, ИУУ, ИРО, ФПК РО ¦
¦школ - интернатов всех типов, ¦ ¦
¦спецшкол, их заместители ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Руководители дошкольных ¦ИПК, ИУУ, ИРО, ФПК РО ¦
¦учреждений, их заместители ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Руководители, специалисты¦Образовательные учреждения ¦
¦учебно - научно - ¦дополнительного профессиональ- ¦
¦производственных центров, ¦ного образования соответствую- ¦
¦их заместители; заводов ¦щего профиля ¦
¦школьного оборудования ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Руководители районных, городских¦Академия ¦
¦методических, ¦ИПК, ИУУ, ИРО ¦
¦информационно - диагностических ¦ ¦
¦кабинетов, объединений, центров ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Учителя всех типов школ ¦ИПК, ИУУ, ИРО, ФПК РО ¦
¦ ¦Академия ¦
¦ ¦ ¦
¦Методисты районных (городских)¦ИПК, ИУУ, ИРО, ФПК ПК ¦
¦методических кабинетов, ¦ ¦
¦педучилищ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Воспитатели всех типов ¦ИПК, ИУУ, ИРО ¦
¦учреждений системы образования ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Специалисты в области ¦ИПК, ИУУ, ИРО, высшие учебные ¦
¦информационных технологий ¦заведения соответствующего ¦
¦ ¦профиля ¦
¦ ¦ ¦
¦Методисты учреждений ¦ИПК, ИУУ, ИРО ¦
¦дополнительного (внешкольного)¦ ¦
¦образования ¦ ¦
¦ ¦Высшие учебные заведения ¦
¦Специалисты ¦социально - экономического ¦
¦планово - экономических, ¦профиля, ИПК, ИУУ, ИРО ¦
¦финансовых служб, бухгалтеры¦ ¦
¦учреждений системы образования ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Работники хозяйственных служб¦Образовательные учреждения ¦
¦ОКСов, УКСов ¦дополнительного профессиональ- ¦
¦ ¦ного образования соответствую- ¦
¦ ¦щего профиля ¦
L--------------------------------+--------------------------------
------------------------------------------------------------------
|