ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 1997 г. No. 1447/97
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации на решение от 30.09.96, постановление
апелляционной инстанции от 28.11.96 Арбитражного суда города
Москвы и постановление Федерального арбитражного суда Московского
округа от 22.01.97 по делу No. 43-451.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Надежда XIII"
обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском об обязании
Комитета по управлению имуществом Москвы и Фонда имущества города
Москвы заключить договор купли-продажи помещения магазина в
порядке приватизации.
Решением от 30.09.96 исковые требования ООО "Надежда XIII" к
Фонду имущества города Москвы удовлетворены на том основании, что
в соответствии с пунктом 4.2 Основных положений государственной
программы приватизации государственных и муниципальных предприятий
в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом
Президента Российской Федерации от 22.07.94 No. 1535, не
допускается отказ в продаже арендаторам сданных в аренду объектов
нежилого фонда. Исковые требования к Комитету по управлению
имуществом Москвы оставлены без удовлетворения в связи с тем, что
в соответствии со статьей 7 Закона РСФСР "О приватизации
государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" продавцом
спорного недвижимого имущества является Фонд имущества города
Москвы.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.11.96 решение
суда отменено. В иске отказано по тому мотиву, что применение
Основных положений государственной программы приватизации
государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации
после 1 июля 1994 года необоснованно, так как при продаже спорного
недвижимого имущества цена должна определяться с соблюдением
действующего законодательства о приватизации, установившего
порядок определения цены при продаже сданных в аренду объектов
нежилого фонда на территории Москвы.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением
от 22.01.97 оставил постановление апелляционной инстанции без
изменения.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации предлагается названные судебные акты отменить
и передать дело на новое рассмотрение.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования к Фонду
имущества города Москвы, указал на то, что ООО "Надежда XIII"
имеет право на приобретение в собственность арендуемого помещения,
поскольку ранее фондом заключены с ним договоры купли-продажи
основных и оборотных средств и аренды помещения в соответствии с
пунктом 4.5 Основных положений государственной программы
приватизации государственных и муниципальных предприятий в
Российской Федерации после 1 июля 1994 года. Цена недвижимого
имущества, подлежащего выкупу, определена в договоре купли-продажи
в редакции покупателя в соответствии с пунктом 4.9 указанных выше
Основных положений.
При вынесении решения не учтен тот факт, что позже принятыми
нормативными актами изменен порядок определения цены подлежащих
выкупу помещений.
В соответствии с пунктом 6 Указа Президента Российской
Федерации от 06.02.95 "О втором этапе приватизации в городе
Москве" продажа сданных в аренду объектов нежилого фонда на
территории Москвы осуществляется по цене, определяемой с учетом
рыночной конъюнктуры, в порядке, разрабатываемом правительством
Москвы и утверждаемом (принимаемом) Московской городской Думой.
Данная цена определена постановлением Московской городской Думы от
20.09.95 No. 60, постановлением правительства Москвы от 17.10.95
No. 840.
Отказывая в иске, апелляционная и кассационная инстанции не
рассмотрели спор по существу в отношении цены выкупаемого
помещения. Фонд имущества города Москвы, не оспаривая права
ООО "Надежда XIII" на выкуп спорного недвижимого имущества, не
представил свой расчет подлежащей выплате суммы, произведенный на
основании постановления Московской городской Думы от 20.09.95
No. 60 и постановления правительства Москвы от 17.10.95 No. 840, в
связи с чем апелляционная и кассационная инстанции не проверили
обоснованность предложенного фондом размера выкупной суммы и не
выяснили возражения истца по этой сумме. Указывая, что истец
настаивает лишь на цене, установленной в проекте договора,
названные судебные инстанции оставили без внимания содержащиеся в
материалах дела доводы ООО "Надежда XIII" о том, что ответчиком
неправильно применяются нормативные акты, определяющие порядок
продажи сданных в аренду объектов нежилого фонда в городе Москве.
Поскольку судебными инстанциями не проверялась обоснованность
предложенной Фондом имущества города Москвы цены, дело подлежит
передаче на новое рассмотрение для разрешения разногласий по цене
спорного объекта недвижимости.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
п о с т а н о в и л:
решение от 30.09.96, постановление апелляционной инстанции от
28.11.96 Арбитражного суда города Москвы, постановление
Федерального арбитражного суда Московского округа от 22.01.97 по
делу No. 43-451 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города
Москвы.
И.о. Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К. ЮКОВ
|