ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июня 1997 года
Дело No. 4-Г97-15
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Маслова А.М.,
Пирожкова В.Н.
рассмотрела в судебном заседании от 16 июня 1997 г. дело по
жалобе Московской областной организации Социал - демократической
Партии Российской Федерации о назначении даты выборов в органы
местного самоуправления г. Люберцы Московской области по
кассационной жалобе представителя Московской областной организации
Социал - демократической Партии РФ на решение Московского
областного суда от 23 апреля 1997 г., которым в удовлетворении
жалобы о назначении даты выборов в органы местного самоуправления
г. Люберцы Московской области отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Пирожкова В.Н.,
объяснения Председателя Московской областной организации СДПР
Болдырева В.Г., его представителя Лукичева А.И., представителей
администрации и Совета депутатов Люберецкого района Спасского С.
и Глазковой О., представителя администрации Московской области
Румянцевой З.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ
Гермашевой М.М., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда РФ
установила:
Московская областная организация Социал - демократической
Партии РФ обратилась в суд с жалобой о назначении даты выборов в
органы местного самоуправления г. Люберцы Московской области,
указывая на то, что население города имеет право на местное
самоуправление в пределах города, а не всего района, как это имеет
место в настоящее время.
Представители Московской областной организации СДПР Болдырев
В.Г. и Лукичев А.И. в судебном заседании поддержали доводы,
изложенные в жалобе. Представители администрации и Совета
депутатов Люберецкого района требования заявителей не признали,
ссылаясь на то, что г. Люберцы не является муниципальным
образованием. На 1 сентября 1995 г. в городе отсутствовали органы
местного самоуправления. Представитель администрации Московской
области поддержал позицию представителей органов местного
самоуправления Люберецкого района и считает, что оснований для
назначения выборов в г. Люберцы не имеется.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Московской областной
организации СДПР указывает на незаконность решения. Просит его
отменить и дело направить на новое рассмотрение.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ,
проверив материалы дела и обсудив доводы заявителей и возражения
другой стороны, считает решение правильным. Отказывая в
удовлетворении жалобы, суд исходил из того, что в Люберецком
районе принят в установленном законом порядке Устав района, в
соответствии с которым г. Люберцы не является самостоятельным
муниципальным образованием и на его территории не могут быть
назначены выборы органов местного самоуправления. Вывод суда
основан на действующем законодательстве и материалах дела.
Как видно из содержания Федерального закона "Об обеспечении
конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления", этот закон
применяется в тех случаях, когда в субъектах Федерации и в
муниципальных образованиях отсутствует соответствующая нормативная
база для проведения выборов в органы местного самоуправления и
выборы не проведены в сроки, указанные в п. 1 ст. 58 Федерального
Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в
РФ". Как установлено судом, в Московской области приняты Положения
о местном самоуправлении и о выборах в собрания представителей
поселков, городов, районов Московской области, в соответствии с
которыми в городах и поселках, являющихся районными центрами,
органы местного самоуправления не образуются, их функции исполняют
органы местного самоуправления района.
Согласно Уставу муниципального образования "Люберецкий район"
(ст. 2) г. Люберцы входит в состав района и не является
муниципальным образованием. Требования Московской областной
организации СДПР по существу сводятся к тому, чтобы выделить город
Люберцы из состава муниципального образования "Люберецкий район" и
признать за ним статус вновь образовавшегося муниципального
образования. В соответствии с Законом "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации"
порядок образования, объединения, преобразования или упразднения
муниципальных образований, установления и изменения их границ
определяется законом субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 13).
В Московской области закон о порядке образования, объединения,
преобразования и упразднения муниципальных образований до
настоящего времени не принят. С учетом этого суд правильно
руководствовался при решении вопроса об определении территории
местного самоуправления также и положениями п. 1 ст. 2 Закона "Об
обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления". Согласно этой норме
в субъектах Российской Федерации, не установивших в своих законах
норм, регулирующих порядок образования, объединения,
преобразования и упразднения муниципальных образований,
муниципальными образованиями являются в соответствии с
существующим административно - территориальным делением субъектов
Российской Федерации районы, города, районы в городах, имеющих
районное деление, поселки, иные населенные пункты или территории,
в которых на день вступления в силу Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" местное самоуправление осуществлялось в соответствии с
законами и иными нормативными актами Российской Федерации. Суд
установил, что г. Люберцы как самостоятельная административно -
территориальная единица никогда не существовал и входил в
Люберецкий район.
Заявители, как и все жители г. Люберцы, могли реализовать свое
конституционное право избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления на выборах в представительный орган местного
самоуправления и главы администрации Люберецкого района.
По указанным выше основаниям выборы в органы местного
самоуправления г. Люберцы в судебном порядке не могут быть
назначены. Решение Московского областного суда является законным и
обоснованным. Доводы, изложенные в кассационной жалобе
представителя Московской областной организации СДПР, не являются
основанием для его отмены.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда РФ
определила:
решение Московского областного суда от 23 апреля 1997 г.
оставить без изменения, кассационную жалобу Московской областной
организации СДПР - без удовлетворения.
Председательствующий
М.Н.ЛАВРЕНТЬЕВА
Судьи
А.М.МАСЛОВ
В.Н.ПИРОЖКОВ
|