ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июня 1997 г. N СШ-6-04/438
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ
10 июня 1997 г. N 5-16/1082
ПИСЬМО
Государственная налоговая служба Российской Федерации и
Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам
и землеустройству направляют для использования в практической
работе обобщенную справку "О проделанной работе государственных
налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации и комитетов
по земельным ресурсам и землеустройству субъектов Российской
Федерации по выявлению налогоплательщиков, уклоняющихся от
своевременной уплаты земельного налога и арендной платы за землю,
полноты и своевременности перечисления указанных платежей в
бюджет".
Примите меры к устранению имеющихся недостатков и нарушений,
недопущению их в дальнейшем, обратив внимание на обеспечение
полноты учета плательщиков земельного налога и арендной платы за
землю, полноты и своевременности представления юридическими лицами
в налоговые органы расчетов земельного налога, равно как и полноты
включения в них всех объектов обложения.
Учитывая, что в текущем году многие субъекты Российской
Федерации не обеспечивают перечисление средств в федеральный
бюджет в размерах, предусмотренных бюджетными назначениями, а
Ленинградская, Рязанская, Тульская, Тамбовская, Волгоградская,
Самарская, Новосибирская, Омская области, Хабаровский край,
Республики Хакасия, Башкортостан, Татарстан и некоторые другие
регионы не перечисляют их вообще, усилить работу с финансовыми
органами по привлечению этих поступлений в федеральный бюджет,
обратив при этом внимание на опыт работы налоговых органов,
отраженный в указанной справке и принять меры по обеспечению
перечисления в текущем году в федеральный бюджет платы за землю в
размерах, определенных в соответствии с Федеральным законом "О
федеральном бюджете на 1997 год".
Заместитель Руководителя
Государственной налоговой службы
Российской Федерации
С.С.ШТАРЕВ
Заместитель Председателя
Государственного комитета
Российской Федерации по
земельным ресурсам
и землеустройству
П.Ф.ЛОЙКО
Приложение
СПРАВКА
О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
НАЛОГОВЫХ ИНСПЕКЦИЙ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И КОМИТЕТОВ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И
ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, УКЛОНЯЮЩИХСЯ ОТ
СВОЕВРЕМЕННОЙ УПЛАТЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА, АРЕНДНОЙ
ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ, ПОЛНОТЫ И СВОЕВРЕМЕННОСТИ
ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ УКАЗАННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ
В 1996 году в бюджетную систему страны поступило земельного
налога и арендной платы на сумму 5353 млрд. рублей. При этом общий
объем указанных платежей в бюджет в истекшем году превысил сумму
этих платежей за 1995 год в 1,6 раза.
В январе - апреле 1997 года сбор земельного налога,
контролируемого налоговыми органами, превысил 1500 млрд. рублей,
что в 1,7 раза больше, чем в соответствующем периоде 1996 года.
Наибольшие поступления за истекший период текущего года
обеспечены налоговыми органами по г. Москве, г. Санкт-Петербургу,
Кемеровской области, Ханты-Мансийскому АО, Сахалинской области.
В федеральный бюджет направлено в 1996 году 455 млрд. руб.
платы за землю, за истекший период 1997 года - 186 млрд. руб. из
214 млрд. руб., подлежащих централизации в январе - апреле
1997 года.
В январе - апреле 1997 года из общей суммы поступивших в
федеральный бюджет средств от платы за землю на долю 6 субъектов
Российской Федерации (г. Санкт-Петербург, г. Москва,
Ставропольский край, Алтайский край, Приморский край, Ханты -
Мансийский АО) приходилось более 68 процентов. Значительные объемы
поступлений в федеральный бюджет произведены г. Москвой, доля
которой составила 40 процентов от всех поступлений, на долю
остальных из перечисленных субъектов приходится около
29 процентов.
Контрольной работой в 1997 году охвачено 32 тысячи
плательщиков и дополнительно начислено платы за землю, включая
финансовые санкции, на сумму более 1400 млрд. рублей. В расчете на
одного плательщика, проверенного в ходе документальной проверки,
сумма доначисленных платежей достигла 43,5 млн. руб. и увеличилась
по сравнению с соответствующим периодом 1996 года почти в
3,7 раза.
В крупных размерах дополнительно начислены платежи налоговыми
органами Кемеровской (107 млрд. руб.), Самарской (99 млрд. руб.),
Челябинской (65 млрд. руб.), Свердловской ( 63 млрд. руб.),
Пермской (51 млрд. руб.) областей, Республики Башкортостан
(60 млрд. руб.).
Несмотря на определенные положительные результаты, достигнутые
в 1996 году и в начале 1997 года, налоговым органам не удалось
обеспечить поступление платы за землю в федеральный бюджет в
суммах, предусмотренных в бюджете как на 1996 год, так и на
январь - апрель 1997 года; размер задолженности федеральному
бюджету по этим платежам за 1996 год и истекший период текущего
года соответственно составил 644 и 28 млрд. руб.
Многие регионы в большей или меньшей степени имеют
задолженность федеральному бюджету, и ее объемы не снижаются.
Размер задолженности в ряде территорий, среди которых Псковская,
Кировская, Белгородская, Липецкая, Астраханская, Пензенская,
Иркутская, Калининградская, Тюменская области, Краснодарский край,
Республика Бурятия, Ямало-Ненецкий АО, составляет более
70 процентов от бюджетных назначений на январь - апрель 1997 года;
Тверская, Свердловская области, Карачаево-Черкесская Республика,
Еврейская автономная область - более 30 процентов.
Некоторыми регионами не принимаются необходимые меры по
погашению задолженности перед федеральным бюджетом по плате за
землю и продолжает иметь место уже в текущем году практика
неперечисления вообще этих платежей в федеральный бюджет. Среди
них Ленинградская, Рязанская, Тульская, Тамбовская, Волгоградская,
Самарская, Новосибирская, Омская области, Хабаровский край,
Республики Хакасия, Башкортостан, Татарстан и некоторые другие
регионы.
В связи с этим еще раз обращаем внимание налоговых органов и
комитетов по земельным ресурсам и землеустройству на то, что при
условии погашения задолженности областных, краевых, городских
комитетов по земельным ресурсам и землеустройству перед
землеустроительными предприятиями за выполненные и принятые
земельно-кадастровые работы согласно государственного заказа в
1996 году (а также в 1997 году) за счет средств от платы за землю,
подлежащих централизации в федеральный бюджет, и письменным
сообщением об этом в Минфин России, налоговые органы с согласия
Минфина России и Госналогслужбы России отражают в налоговой
отчетности за II квартал и последующие кварталы 1997 года
фактически погашенную задолженность как централизованную в
федеральный бюджет.
В ряде регионов ослаблено внимание к документальным проверкам
юридических лиц по соблюдению ими налогового законодательства по
плате за землю. Документально проверено в текущем году только
около 2 - 4 процентов налогоплательщиков в Мурманской,
Ленинградской, Курганской, Калининградской областях, Еврейской
автономной области; 0,5 процента в Карачаево-Черкесской
Республике. Незначительные доначисления по результатам проверок в
расчете на одного проверенного налогоплательщика произведены
налоговыми органами Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской
Республики, Республики Алтай, Камчатской области, Республик
Бурятия и Тува.
Несмотря на принимаемые меры со стороны налоговых органов
недоимка по плате за землю остается значительной. В 1996 году
общая сумма недоимки в целом по России возросла по сравнению с
1994 годом в 7 раз. При этом в Смоленской, Ярославской,
Астраханской, Иркутской областях сумма недоимки возросла более чем
в 20 раз.
По состоянию на 1 мая текущего года недоимка по плате за землю
превысила 2,5 трлн. руб., что составляет 48,1% общего объема
поступивших в консолидированный бюджет земельного налога и
арендной платы в 1996 году. Среди субъектов Российской Федерации
этот показатель имеет значительные колебания. Если в Вологодской,
Липецкой, Московской областях, г. г. Санкт-Петербурге и Москве,
Кабардино-Балкарской Республике, Республике Бурятия и Усть -
Ордынской АО сумма недоимки составляла не более 20 процентов от
общего объема поступивших средств, то в Архангельской,
Ярославской, Кировской Кемеровской, Амурской, Магаданской
областях, Республиках Карелия, Башкортостан и Марий Эл,
Ненецком АО, Таймырском АО, Корякском АО, Чукотском АО, Еврейской
автономной области суммы недоимки даже превышают собранные в
1996 году платежи за землю.
В результате осуществляемых налоговыми органами мер на
01.05.97 общая сумма недоимки по Российской Федерации снизилась на
400 млрд. руб. и составила 86 процентов к образовавшейся недоимке
на начало года.
Вместе с тем в Ленинградской, Рязанской, Ярославской,
Воронежской, Волгоградской, Пензенской, Иркутской областях,
республиках Мордовия, Удмуртия, Краснодарском, Ставропольском
краях и других регионах недоимка по плате за землю имеет тенденцию
к увеличению. В связи с этим хотели бы напомнить, что пеня по
земельному налогу продолжает оставаться в размере 0,7 процента за
каждый день просрочки, и предприятиям выгоднее в первую очередь
уплачивать земельный налог, даже получая для этого кредиты в
банке.
В соответствии с Национальным планом контрольных проверок на
1997 год (письмо Госналогслужбы России и Госкомзема России от
04.03.97 N ВЗ-6-04/171 и N 5-16/462) госналогинспекции по
субъектам Российской Федерации совместно с комитетами по земельным
ресурсам и землеустройству субъектов Российской Федерации
проводили целевые проверки полноты учета плательщиков земельного
налога и арендной платы за землю, правильности применения ставок
налога, полноты и своевременности перечисления их в бюджет.
Обобщенные материалы о результатах проделанной работы были
представлены в Госналогслужбу России всеми налоговыми органами и в
указанный в Национальном плане срок. Проверки выполнены в
соответствии с доведенной примерной программой и приложены
таблицы, копии отдельных актов проверки, представлены предложения
по совершенствованию организации взимания платы за землю. По
результатам контрольной проверки проведены налоговыми органами
совместные коллегии с комитетами по земельным ресурсам и
землеустройству. Следует отметить работу по проведению совместной
коллегии ГНИ по Ивановской области и Комитета по земельным
ресурсам и землеустройству той же области. По материалам,
представленным в Госналогслужбу России госналогинспекциями по
Краснодарскому и Приморскому краю, Воронежской области, можно
судить, что эти налоговые органы отнеслись к заданию ответственно.
Большинство комземов ответственно отнеслись к поставленной задаче
и наряду со сводной таблицей представили аналитический обзор
собранных сведений, внесли предложения, направленные на улучшение
дальнейшей работы земельных комитетов и более тесное
взаимодействие с налоговыми органами. Особенно следует отметить
качественную работу комитетов Ивановской, Липецкой, Новгородской,
Тюменской областей, Краснодарского и Приморского краев, Республики
Башкортостан.
Однако налоговыми органами Нижегородской области,
Ставропольского края, Удмуртской Республики, Ямало-Ненецкого АО,
Ненецкого АО, Республики Горный Алтай, Эвенкийского АО, Чукотского
АО, Еврейской автономной области, Республики Дагестан материалы
представлены без должного анализа и соответственно не сделаны
какие-либо выводы и предложения по совершенствованию организации
взимания платы за землю.
То же относится к земельным комитетам Калининградской,
Кемеровской, Магаданской, Нижегородской, Ульяновской областей,
Еврейской автономной области, Корякского АО, Ненецкого АО,
Ханты-Мансийского АО, Республик Алтай, Ингушетия, Удмуртской,
Ставропольского края.
Объем поступлений платы за землю в бюджетную систему за четыре
месяца 1997 года существенно пополнился за счет проведенной
контрольной работы. Дополнительно начислено платы за землю со
штрафными санкциями в целом по России на сумму 80,3 млрд. рублей,
что составило 5,3 процента от собранной суммы налога на землю за
истекший период 1997 года.
15 регионов России дополнительно начислили земельный налог на
сумму 61 млрд. рублей или 76 процентов от всех доначислений по
России. При этом наибольшие суммы доначислили налоговые органы
Московской области и Краснодарского края - свыше 12 млрд. руб.,
Республики Коми, Ленинградской области и г. Москвы - свыше 5 млрд.
рублей.
Однако по таким регионам России, как Архангельская,
Мурманская, Курганская, Новосибирская и Челябинская области,
доначисления составили менее 50 млн. руб., а по Смоленской
области - всего лишь 230 тысяч рублей.
Проверкой плательщиков земельного налога за
несельскохозяйственные объекты, включая жилищный фонд, в сельской
местности выявлено 1166 юридических лиц, уклоняющихся от
налогообложения или занижающих ставки земельного налога по
указанным объектам. Наибольшее их количество выявлено в таких
крупных регионах страны, как в Московской и Владимирской областях,
Краснодарском и Хабаровском краях. При этом сумма доначисленного
за 1994 - 1996 гг. земельного налога со штрафными санкциями
составила 27,2 млрд. рублей. Значительные суммы доначислений
произвели налоговые органы Московской, Самарской, Оренбургской,
Свердловской областей, Краснодарского края. Имеют место большие
доначисления по отдельным юридическим лицам. Так, по итогам
проверки ЗАО "Южный нефтяник" Краснодарского края установлено
занижение ставок земельного налога по постройкам в черте сельского
населенного пункта и доначислено дополнительно, включая финансовые
санкции, 33 млн. рублей. В результате проверки Динского и
Васюринского РЭУ Динского района Краснодарского края установлено,
что плательщиками представлялись расчеты и уплачивался земельный
налог только за административные здания, а за земельные участки,
занятые жилищным фондом, земельный налог не уплачивался,
доначислено земельного налога и штрафных санкций на сумму
58,6 млн. рублей.
Представленные материалы свидетельствуют о том, что в
отдельных субъектах Российской Федерации не наведено должного
порядка в учете садоводческих товариществ, в связи с чем не
обеспечивалась полнота и своевременность уплаты ими налога.
В истекшем году из 67 тысяч учтенных в Российской Федерации
садоводческих товариществ не были привлечены к уплате земельного
налога 7275 (10,8%), а по 22 регионам этот процент превысил
среднероссийский уровень, в том числе в Тамбовский, Оренбургской,
Новосибирской, Пензенской, Томской областях он составил свыше
20 процентов, а в Республиках Хакасия, Дагестан, Башкортостан - от
53 до 76 процентов. Налоговыми органами за последние три года был
доначислен садоводческим товариществам земельный налог в сумме
3,1 млрд. руб., в том числе за 1996 год в сумме 1,6 млрд. рублей.
ГНИ по Московской области дополнительно привлечено к уплате
земельного налога 1010 садоводческих товариществ, которым
начислено 1,1 млрд. рублей.
В связи с имеющимися фактами уклонения ряда предприятий,
обязанных централизованно представлять расчеты земельного налога
по каждому административному району и уплачивать налог
соответствующим бюджетам местного самоуправления по месту
нахождения облагаемых объектов, было поручено проверить
правильность и полноту расчетов этих предприятий с бюджетом по
плате за землю.
На 537 предприятиях выявлены нарушения в уплате земельного
налога, по которым доначислено платежей на сумму 5,2 млрд. руб.
Наибольшее количество нарушителей (свыше 20) выявили налоговые
органы Вологодской, Ленинградской, Московской областей,
Республик Башкортостан, Чувашия, Дагестан.
Вместе с тем в 25 регионах (Новгородская, Брянская, Рязанская,
Смоленская, Тверская, Астраханская, Оренбургская, Новосибирская,
Тюменская, Читинская, Камчатская, Магаданская области, республики
Мордовия, Северная Осетия, Алтай, Тува, Хакасия, Ставропольский
край и некоторые автономные округа) таких объектов не установлено.
В связи с этим госналогинспекциям по указанным регионам, а также
г. г. Москве и Санкт-Петербургу рекомендуется еще раз вернуться к
проверке таких объектов.
Установлено, что отдельными предприятиями, имеющими земельные
участки и в других административных районах, не представлялись
расчеты земельного налога в госналогинспекции этих районов. Так,
предприятием УВКХ "Водоканал", состоящим на учете в
Госналогинспекции по г. Элиста Республики Калмыкия, имеющим
земельные участки общей площадью 106,4 га, занятые водозаборами и
другими объектами жилищно-коммунального хозяйства, на территории
Целинного района, не представлялись расчеты земельного налога за
1994 - 1996 гг. в госналогинспекцию данного района, проверкой
доначислено земельного налога с применением штрафных санкций в
сумме 246 млн. рублей.
В результате проверки районными налоговыми инспекциями по
г. Москве было выявлено 8 головных юридических лиц, которые не
представляли расчеты и не уплачивали земельный налог за земли,
занятые их объектами, находящимися на территориях, контролируемых
другими налоговыми инспекциями города. Сумма доначисленного налога
со штрафными санкциями составила 333 млн. рублей.
В целях контроля правильности уплаты земельного налога
предприятий, состоящих на учете в одном налоговом органе и имеющих
филиалы и другие объекты обложения в других административных
районах, рекомендуем госналогинспекциям, где стоит на учете
головное предприятие, организовать прием ими расчетов по
земельному налогу с приложенным перечнем объектов, находящихся в
других административных районах.
За период проверки выявлено 344 санаторно-курортных и
оздоровительных учреждения и учреждения отдыха, не привлеченных к
уплате земельного налога. Общая сумма доначислений по данному
пункту проверки составила по России 5,4 млрд. рублей. При этом в
17 областях, в т.ч. Ставропольском и Хабаровском краях,
Республиках Калмыкия, Адыгея, Северная Осетия и Тува, автономных
образованиях, такие объекты не выявлены.
Значительные доначисления по этим землепользователям, свыше
200 млн. рублей, в 9 субъектах Российской Федерации, в том числе
свыше 500 млн. рублей доначислили ГНИ по Республике Дагестан,
Московской и Кемеровской областей.
Так, АООТ "Башкирский медно-серный комбинат" в сводный расчет
земельного налога за 1995 - 1996 гг. не был включен санаторий -
профилакторий. В ходе совместной проверки Госналогинспекции по
Республике Башкортостан и ГНИ по г. Сибаю по АООТ "БМСК"
доначислено 107 млн. руб., в т.ч. штрафных санкций - 64 млн.
рублей.
Госналогинспекцией по Кировскому району г. Уфы при проверке АО
концерна "БЭТО" выявлено, что им не уплачивался земельный налог за
базу отдыха "Ясная поляна". В ходе проверки доначислено налога со
штрафными санкциями на сумму 252 млн. рублей. Вместе с тем,
нарушения, указанные и выявленные по данному пункту проверки,
полностью не устранены, так как в некоторых регионах ряд
акционированных санаторно-курортных учреждений продолжают относить
себя к профсоюзной собственности, хотя эти общества находятся
только в оперативном управлении профсоюзов.
Произведенными проверками предприятий, имеющих спортивные
сооружения и не уплачивающих земельный налог за участки земель,
используемых не по целевому назначению, нарушения установлены в
143 случаях, доначислено платы за землю на сумму 2 млрд. рублей.
1,2 млрд. рублей или 60 процентов всех доначислений по этим
проверкам приходится на Госналогинспекции по г. Москве, Пензенской
и Кемеровской областям.
Так, по г. Петрозаводску Республики Карелия стадионом
"Спартак" сдавались в аренду коммерческим организациям помещения
стадиона под склады, офисы, магазины, а в части территории
стадиона организован авторынок. Суммы доначисленного налога и
штрафные санкции составили 14,6 млн. рублей.
В г. Владивостоке спортивное сооружение "41 спортивный клуб
ТОФ" в 1995 - 1996 гг. сдавало в аренду часть территории стадиона
под автостоянку и торгово-промышленную ярмарку. Исчисление и
уплата земельного налога предприятием не производились,
доначислено земельного налога со штрафными санкциями на сумму
24,2 млн. рублей.
В 19 областях, 9 республиках и 9 автономных образованиях и в
Хабаровском крае предприятий со спортивными сооружениями,
используемыми не по целевому назначению, и не уплачивающих за это
земельный налог, не выявлено.
Следует отметить, что в г. Москве такие спортивные сооружения,
как спортивный комплекс "Лужники", "Динамо", используют свои земли
не по целевому назначению. Однако налоговыми органами г. Москвы
еще не представлены в Госналогслужбу России материалы о проведении
документальных проверок на этих объектах. Еще раз обращаем
внимание налоговых органов и земельной службы о необходимости
проведения этих проверок с целью привлечения спортивных
организаций к уплате земельного налога за часть земель, занятых не
по спортивному назначению.
Анализ состояния работы и представленные в Госналогслужбу
России и Госкомзем России материалы показывают, что
госналогинспекциям по субъектам Российской Федерации и
комземресурсам необходимо усилить работу по выявлению объектов
обложения, освобожденных от уплаты земельного налога и
передававших свои земельные участки или здания и сооружения в
аренду. Налоговыми органами в целом по России выявлены 1100 таких
юридических лиц, которым доначислено 8,9 млрд. рублей.
Наибольшие доначисления сделаны в следующих госналогинспекциях
по субъектам Российской Федерации: 2,6 млрд. руб. в Мурманской
области, 1,2 млрд. руб. в г. Москве, 0,7 млрд. руб. в
г. Санкт-Петербурге.
Так, например, ОАО "Совет по туризму и экскурсиям по
Санкт-Петербургу" заключило трехсторонний договор на арендное
пользование корпусов туристического комплекса "Русь" с совместным
русско-итальянским предприятием "Гелиос" и международной компанией
по операциям с недвижимостью, расчет по земельному налогу за
1994 - 1996 гг. не представило и в бюджет не перечислило земельный
налог за площадь, сданную в аренду. Всего доначислено земельного
налога со штрафными санкциями на сумму 114 млн. рублей.
Акционерное общество "Владивостокский морской торговый порт"
сдавало в 1995 - 1996 гг. в аренду здания и сооружения с
прилегающими к ним территориями. Доначислено земельного налога со
штрафными санкциями на сумму 885 млн. рублей.
Научно-производственным предприятием НПП "ВНИИЭМ" (г. Москва)
на основании договора аренды имущества (арендодатель от имени
собственника федерального имущества - Госкомитет РФ по управлению
имуществом, балансодержатель - НПП "ВНИИЭМ" и арендатор - АКБ
"Межгопэнергобанк") сдано в аренду нежилое помещение под
размещение банка. В договоре на аренду имущества уплата земельного
налога или арендной платы за землю не предусмотрена. В результате,
платежи за землю за 1994 - 1996 гг. не были уплачены. Доначислен
земельный налог за 1994 - 1996 гг. в сумме 18,7 млн. рублей.
Проверками, проведенными налоговыми инспекциями г. Краснодара,
привлечено к уплате налога за 1994 - 1996 гг. 119 юридических лиц
(в основном спортивные учреждения, учреждения культуры и
образования), а также 270 физических лиц (инвалиды, участники ВОВ,
граждане, подвергшиеся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС),
освобожденных по законодательству от уплаты земельного налога, но
сдающих в аренду свои земельные участки.
Однако, несмотря на проводимую работу, вопросы привлечения к
уплате земельного налога лиц, освобожденных от уплаты этого налога
и сдающих в аренду свои земли, остаются во многих регионах
проблемными. К таким регионам относятся: Алтайский край,
Ивановская, Смоленская, Калининградская области, ряд республик и
автономных образований, этот вопрос остается нерешенным в
г. Москве (например, аэропорт "Шереметьево" и другие объекты).
Считали бы необходимым повторно провести работу по выявлению таких
объектов.
Широкое распространение в 1994 - 1996 гг. получила практика
установления юридическими и физическими лицами торговых точек на
землях общего пользования на основе договоров аренды, заключаемых
со службами жилищно-коммунального хозяйства, администрациями в
городах и в сельских населенных пунктах. Вместе с тем зачастую за
используемые ими земли не взимается земельный налог или арендная
плата. Проведенными проверками установлено 7740 случаев зачисления
арендной платы под торговыми киосками на специальные внебюджетные
счета. Наибольшее количество таких объектов выявлено в Челябинской
области - 1623, Белгородской - 936, Алтайском крае - 844. По
результатам проверок произведено зачисление сумм налога и арендной
платы с внебюджетных на бюджетные счета налоговыми органами
Нижегородской, Кемеровской, Пермской, Псковской, Белгородской,
Самарской областей, Алтайского и Краснодарского края на сумму
свыше 1,3 млрд. рублей.
Вместе с тем в некоторых регионах, например, Челябинской
области, арендная плата за использование земель общего пользования
под объектами торговли, автозаправочными станциями, автостоянками
направлялась на внебюджетный счет района и градостроительный счет.
А попытки налоговой инспекции взыскать эти средства успеха не
имели. На примере других налоговых органов, которые справились с
этой задачей, необходимо устранить имеющие место нарушения.
До настоящего времени еще не завершена работа местных
комитетов по земельным ресурсам и землеустройству по обеспечению
ГНИ списками плательщиков земельного налога и арендной платы за
землю. По состоянию на 01.05.97 в налоговые инспекции списки
плательщиков земельного налога не представлены по 133 городам и
районам, а по арендной плате - по 143 городам и районам.
Отдельными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству
списки плательщиков представляются с большим опозданием и не в
полном объеме. 24 района Томской области, 10 районов Липецкой
области, многие районные налоговые инспекции по Хабаровскому краю,
Краснодарскому, Красноярскому краю не обеспечены списками. По
состоянию на 01.03.97 не обеспечены списками плательщиков
земельного налога и арендной платы 11 из 76 налоговых инспекций по
городам и районам Республики Башкортостан.
Большая часть недостатков связана с отсутствием современных
материалов инвентаризации земель, особенно по населенным пунктам.
Основная причина - неудовлетворительное финансирование
землеустроительных работ из бюджетов всех уровней. Из-за этого в
некоторых областях уходит от налогообложения 25 - 30 процентов
земельных площадей.
Так, в результате проверки выявлены значительные площади
земель, выделенных населению сельскими администрациями для
различных нужд, не охваченные платой за землю, например, в
Воронежской области - 204 тыс. га, т.е. все сенокосы, в
Самарской - 100 тыс. га. В основном не облагаются налогом земли,
выделенные для сенокошения. В то же время в Вологодской,
Камчатской, Нижегородской областях платой за землю охвачены все
100 процентов земель данной категории. Опыт совместной проверки
показал на недостаточное взаимодействие при проведении этой работы
между частью комитетов и инспекций.
За неоднократные уклонения от представления списков
плательщиков земельного налога и арендной платы были привлечены к
административной ответственности председатели комитетов по
земельным ресурсам и землеустройству г. Кропоткина, Тихорецкого и
Отрадненского районов Краснодарского края.
Несмотря на проводимую работу местными комитетами Госкомзема
по выдаче документов, удостоверяющих право собственности, владения
или пользования земельным участком (в Псковской, Ростовской
областях, Еврейской автономной области, Ненецком АО и Агинском
Бурятском АО охват документами составляет 100 процентов, более
95 процентов документов на землю имеют землепользователи
Новгородской, Псковской, Ульяновской, Ростовской, Амурской
областей, г. Санкт-Петербурга), имеет место незавершенность работы
по обеспечению плательщиков этими документами. Обеспеченность ими
по Калужской, Новосибирской, Иркутской областям, Краснодарскому,
Приморскому краям, Республикам Чувашия и Башкортостан составляет
от 60 до 70 процентов, Мурманской, Саратовской, Магаданской
областям, Республикам Карелия и Кабардино-Балкария - лишь 40
процентов. Зачастую это объясняется невостребованностью документов
со стороны самих плательщиков. Отмечены случаи выделения местными
администрациями в пользование гражданам земельных участков для
сенокошения и выпаса скота без документального оформления и,
соответственно, без налогообложения. В Брянской области, к
примеру, 23 процента площадей сенокосов и пастбищ, выделенных
населению сельскими администрациями, не охвачено платежами, а это
свыше 18 тыс. га.
В некоторых регионах имеет место ситуация, когда арендодатели
сдают в аренду строения, особенно части строений, не упоминая в
договоре аренды о землях, на которых строения расположены. Эту
проблему рекомендуем решить путем введения типовой формы арендного
договора недвижимости (земли, здания, сооружения) для города,
района.
Возникают проблемы со взиманием налога за земли общего
пользования садовых товариществ. Члены - пайщики приватизируют
свои участки и уплачивают земельный налог индивидуально, не желая
платить за земли общего пользования, налог на эти земли невелик и
поступление его не покрывает затрат на сбор, в связи с чем в ряде
регионов земельные комитеты выступают с инициативой об увеличении
ставок земельного налога для садовых товариществ.
Проверка также показала, что граждане, имеющие право на льготы
по земельному налогу, претендуют на льготы и по арендной плате.
Земельным комитетам необходимо разъяснять, что арендная плата
является предметом договора между арендатором и арендодателем и
определяется на основе обоюдного согласия.
Следует обратить внимание на тот факт, что статьей 13
Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год"
установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в
1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с
коэффициентом 2. Однако, как сообщили налоговые органы Республики
Чувашия, собранием депутатов Батыревского района 10.04.97
утверждены ставки земельного налога на 1997 год с коэффициентом
1,2 к 1996 году. На 1997 год ставки земельного налога применяются
с коэффициентом 1,7 к ставкам 1996 года согласно Постановлению
Госсобрания Республики Башкортостан от 14.10.96. Утвержденные
Законом Республики Саха (Якутия) от 15.01.97 нормативные ставки
земельного налога равны ставкам, действовавшим в 1996 году.
Такая практика занижения ставок земельного налога, ведущая к
нарушению Федерального закона, недопустима. Налоговым инспекциям и
земельным комитетам необходимо активизировать работу с органами
законодательной (представительной) власти субъектов Российской
Федерации и местного самоуправления по приведению их нормативных
актов в соответствие с Федеральным законом "О федеральном бюджете
на 1997 год".
Следует отметить, что, несмотря на неоднократные указания
Госналогслужбы России в части усиления контроля за полной и
своевременной уплатой земельного налога отделениями железных
дорог, имеют место нарушения со стороны этих налогоплательщиков.
Так, Рузаевское отделение Куйбышевской железной дороги не
представляло расчеты и не уплачивало земельный налог за подъездные
пути, находящиеся в собственности этого отделения, были выявлены
факты занижения ставок земельного налога по участкам, занятым
жилым фондом. По данным нарушениям налоговой инспекцией по
г. Рузаевка и местным земельным комитетом (Республика Мордовия)
доначислено земельного налога с учетом финансовых санкций на сумму
264 млн. рублей.
Положительная работа по наибольшему привлечению платы за землю
в федеральный бюджет отмечается в некоторых налоговых органах.
Так, в целях повышения собираемости платы за землю и упорядочения
распределения ее между бюджетами разных уровней, губернатором
Тюменской области принято постановление, в соответствии с которым
с 01.01.97 на Управление федерального казначейства по Тюменской
области и ее органы на местах возложено ведение учета и
распределение по бюджетам средств, поступающих от взимания платы
за землю. Госналогинспекцией по Белгородской области разработан,
согласован с Управлением финансов и налоговой политики
администрации области и Управлением федерального казначейства
области порядок зачисления налогов и сборов в 1997 году, которым
предусмотрено, что средства земельного налога за земли городов и
поселков будут зачисляться на балансовый счет 090 с последующим
распределением органами Федерального казначейства, по
установленным Законом нормативам, во все уровни бюджета.
Вышеназванный механизм распределения между уровнями бюджетов
средств земельного налога и арендной платы нашел также отражение в
принятом администрацией Пермской области Постановлении "Об
изменении порядка распределения платы за землю по уровням
бюджетов", согласно которому плата за землю должна зачисляться на
доходные счета с последующим распределением поступивших сумм по
уровням бюджетов органами Федерального казначейства.
Начальник Управления методологии
ресурсных платежей -
Государственный советник
налоговой службы II ранга
И.К.ВЫСКРЕБЕНЦЕВ
Начальник отдела оценки
земель и платежей
Госкомзема России
А.Н.ПОРЯДИН
|