ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 июня 1997 г. N ВК-6-16/440
О ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМ ЗАДАНИИ ПО ПРОВЕРКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ
Госналогслужба России направляет Примерную программу проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации о применении
контрольно-кассовых машин (ККМ) при осуществлении денежных
расчетов с населением на автозаправочных станциях (АЗС), в
гостиницах, станциях технического обслуживания автомобилей и на
рынках в соответствии с п. 13 Национального плана проверок
налогоплательщиков на 1997 год, утвержденного Госналогслужбой
России 24 апреля 1997 года по согласованию с ФСНП России.
Доклад о результатах проверки и принятых мерах с указанием в
нем наиболее характерных (серьезных) конкретных фактов нарушений,
а также предложения по усилению контроля налоговых органов за
применением ККМ при осуществлении расчетов с населением
представляются в Управление методологии и организации контрольной
работы Госналогслужбы России к 1 августа 1997 года.
Заместитель Руководителя
Госналогслужбы России -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.Г.КОРАБЛЕВ
Приложение
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ПРОВЕРКИ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРИМЕНЕНИИ
КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН (ККМ) ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ, ПРЕДПРИЯТИЯМИ
И ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Цель проверки: установить, соблюдается ли действующее
законодательство о применении ККМ при осуществлении денежных
расчетов с населением и нормативные документы по его реализации
при продаже горюче-смазочных материалов на автозаправочных
станциях (стационарных и передвижных), товаров на рынках, при
оказании услуг гостиницами и станциями технического обслуживания
автомобилей.
2. При проведении проверок в указанных секторах торговли и
оказания услуг по вопросам применения контрольно-кассовых машин
необходимо руководствоваться следующими законодательными и
нормативными актами:
а) Законом Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О
применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением";
б) Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от
18.06.93 N 5216-1 "О порядке введения в действие Закона Российской
Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением";
в) Постановлением Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 30.07.93 N 745 "Об утверждении Положения по
применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий,
организаций и учреждений, которые в силу специфики своей
деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять
денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых
машин" с учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлениями
Правительства Российской Федерации от 23.10.95 N 1028 и от
06.01.97 N 11;
г) Постановлением Правительства Российской Федерации "Об
усилении контроля за обязательным применением контрольно-кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с населением на рынках,
ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях,
отведенных для осуществления торговли" от 06.01.97 N 11;
д) Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин
при осуществлении денежных расчетов с населением (утверждены
Министерством финансов России от 30.08.93 N 104);
е) Методическими рекомендациями по использованию данных учета
выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, при
осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступления
выручки, уплаты налогов и других поступлений в бюджеты Российской
Федерации (утверждены Центральным Банком России от 18.08.93 N 51 и
Госналогслужбой России от 18.08.93 N B3-6-13/272);
ж) Порядком регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых
органах (утвержден Приказом Госналогслужбы России от 26.06.95
N ВГ-3-14/36).
з) Методическими рекомендациями по организации контроля за
применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением, доведенными совместным письмом
Госналогслужбы России и Департамента налоговой полиции России от
03.08.94 N НИ-6-14/281 и от 29.07.94 N ВЯ-1155;
и) другими письмами, методическими указаниями, разъяснениями и
рекомендациями Госналогслужбы Российской Федерации, решениями
арбитражных судов и т.п.
3. Конкретный перечень и количество объектов проверки
определяется госналогинспекциями самостоятельно, однако
рекомендуется провести указанные проверки во всех указанных выше
секторах торговли и оказания услуг.
4. Некоторые особенности проведения проверок:
а) при осуществлении проверок выполнения законодательства о
применении ККМ на рынках следует учитывать решения органов
местного самоуправления, регламентирующие мелкорозничную торговлю
на рынках с целью правильного определения способов реализации
товаров субъектами хозяйствования (торговля с лотков, открытых
(закрытых) прилавков, в крытых рынках и т.д.). По итогам проверок
следует оценить соответствие решений указанных органов местного
самоуправления федеральному законодательству и в случае его
нарушения принять меры к корректировке или отмене в установленном
порядке этих решений.
Следует также обратить внимание и на предприятия - рынки,
оказывающие услуги физическим лицам, предоставляя им места для
торговли. Продажа товаров и оказание услуг на таких рынках должна
осуществляться с применением ККМ или с оформлением документов
строгой отчетности, утвержденных Минфином России;
б) при проверке реализации горюче-смазочных материалов на АЗС
необходимо обратить внимание на техническое оснащение АЗС моделями
ККМ, включены ли они в Государственный реестр контрольно-кассовых
машин;
в) при проверке оформления оплаты услуг в гостиницах следует
убедиться, что применяемые гостиницами квитанции и другие
документы соответствуют формам документов строгой отчетности,
утвержденным Приказом Минфина России от 13.12.93 N 121. Гостиницы
могут не применять указанные формы, но в этих случаях при расчетах
с клиентами они обязаны использовать ККМ. Ресторанные комплексы,
буфеты и другие пункты реализации товаров на территории
гостиничного комплекса также должны использовать ККМ при расчетах
с населением, если на них не распространяется действие Перечня
отдельных категорий предприятий, освобожденных от обязательного
применения контрольно-кассовых машин, утвержденного Постановлением
Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93
N 745 с учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлениями
Правительства Российской Федерации от 23.10.95 N 1028 и от
06.01.97 N 11;
г) при проверке выполнения законодательства о ККМ станциями
технического обслуживания следует учитывать, что расчеты с
населением при оплате предоставляемых ими услуг должны
осуществляться с применением контрольно-кассовых машин или
документов строгой отчетности форм БО-1, БО-3, утвержденных
Минфином России письмом от 20.04.95 N 16-00-30-33.
5. При проведении проверок во всех указанных секторах торговли
и оказания услуг особое внимание необходимо уделять вопросам
полноты оприходования по учету денежной выручки, полученной с
использованием ККМ.
6. Меры по устранению выявленных проверками нарушений
законодательства и других нормативных актов, регламентирующих
применение ККМ при осуществлении расчетов с населением,
принимаются в установленном порядке на месте.
7. Доклад о результатах проверки и принятых мерах по
устранению выявленных нарушений с отражением в нем обобщенных
показателей (по прилагаемой форме) и наиболее серьезных
(характерных) конкретных фактов нарушений (в том числе допущенных
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и
местного самоуправления), а также предложения по усилению контроля
налоговых органов за применением ККМ представляются к 1 августа
1997 года.
Управление методологии и
организации контрольной работы
Госналогслужбы России
СПРАВКА
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ
МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ
---T------------------------T---------T----T---------T----T------¬
¦N ¦Наименование показателя ¦Торговля ¦АЗС ¦Гостиницы¦СТОА¦Всего ¦
¦ ¦ ¦на рынках¦<*> ¦ ¦<**>¦ ¦
+--+------------------------+---------+----+---------+----+------+
¦1.¦Количество проведенных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проверок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.¦Количество проверок, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦которыми установлены ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нарушения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.¦Суммы предъявленных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦штрафов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в т.ч. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦за неприменение ККМ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применение неисправной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ККМ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отсутствие ценника ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦невыдачу чека покупателю¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(клиенту) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.¦Суммы взысканных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦штрафов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5.¦Количество проверок, в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦которых выявлено неопри-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ходование выручки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6.¦Сумма неоприходованной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выручки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--+------------------------+---------+----+---------+----+-------
--------------------------------
<*> АЗС - автозаправочные станции (стационарные и
передвижные).
<**> СТОА - станции технического обслуживания автомобилей.
|