МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО
от 10 июня 1997 г. N 42-6/11-Р
ОБ ЭНЕРГО - ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЯХ
ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
В жилищно - коммунальном хозяйстве на энергоснабжение
гражданских зданий расходуется до 35 - 37% потребляемых в России
энергетических ресурсов. Потенциал энергосбережения у этой группы
потребителей оценивается 95 - 100 млн. т у.т. в год, или 25% от
общего потенциала энергосбережения России. При этом за счет
малозатратных мероприятий со сроком окупаемости инвестиций менее
одного года может быть сэкономлено до 30 - 35 млн. т у.т. в год.
До 25 - 30% потенциала экономии энергии сосредоточено в
городских системах инженерного оборудования, до 70% экономии
энергии может быть получено непосредственно в зданиях и
сооружениях. На энергоснабжение современного благоустроенного
жилого здания в расчете на 10 квадратных метров расходуется до 1,5
т у.т., при этом доля затрат на отопление составляет 50 - 55%,
горячее водоснабжение - 30 - 35%, электроснабжение, включая
пищеприготовление, - 15 - 20% (без газовых плит и газовых
водонагревателей). Действующие нормы расхода горячей и холодной
воды в 2 - 2,5 раза превышают гигиенически обоснованные значения и
получены из опыта эксплуатации систем с завышенными утечками и
другими непроизводительными расходами воды.
В настоящее время население оплачивает не более 30 - 40%
реальной стоимости потребленных энергоносителей. В целом по России
дотации в коммунально - бытовой сектор составляют более 100 трл.
рублей, в том числе на энергоресурсы около 70%.
В то же время, как показала практика работы органов
энергонадзора, обследованию жилищно - коммунального сектора
уделяется недостаточное внимание, снижается требовательность
инспекторов к потребителям, расточительно расходующим
энергоресурсы, органы энергонадзора недостаточно настойчиво
занимаются вопросами устранения выявленных недостатков.
В связи с необходимостью проведения жилищной реформы,
разработки региональных энергосберегающих программ, базирующихся
на объективной информации об эффективности использования
энергоресурсов и направленных на повышение эффективности их
использования и снижение дотаций из бюджета, Главгосэнергонадзором
России принято решение о проведении в 1997 году целевых энерго -
экономических обследований жилищно - коммунального хозяйства
регионов.
В связи с изложенным Главгосэнергонадзор России предлагает:
1. Территориальным управлениям Госэнергонадзора:
1.1. Разработать специальные программы энерго - экономических
обследований жилищно - коммунального хозяйства и утвердить их в
администрации региона.
Примерный перечень основных вопросов программы обследований
прилагается. При разработке региональных программ обследований он
должен быть дополнен с учетом местных условий.
1.2. В июне - августе 1997 года по специальным программам
провести первый этап обследований жилищно - коммунального
хозяйства, второй этап обследований провести в октябре - ноябре
1997 года.
Для организации проведения энерго - экономических обследований
создать комиссии под председательством начальников территориальных
управлений Госэнергонадзора. По согласованию с администрацией
регионов в состав комиссий ввести представителей органов
государственного архитектурно - строительного надзора России,
органов государственной статистики, энергосбытов АО-энерго,
территориальных центров энергосбережения, а также представителей
региональных служб коммунального хозяйства (теплосетей,
водоканала, горсвета, горгаза и ЖЭК).
К работе комиссий привлечь работников средств массовой
информации. Результаты проверок предавать гласности.
1.3. До 25 августа 1997 года обобщить материалы энерго -
экономических обследований жилищно - коммунального хозяйства
региона. По одному экземпляру обобщенных материалов представить в
Главгосэнергонадзор России и соответствующее региональное
управление Госэнергонадзора. О результатах обследований
информировать администрацию региона.
2. Региональным управлениям Госэнергонадзора России:
2.1. Довести данное письмо до ТУ Госэнергонадзора.
2.2. Установить контроль за сроками и качеством работы.
2.3. Обобщить материалы обследований ТУ Госэнергонадзора и до
20 сентября представить в Главгосэнергонадзор России.
Начальник
Главгосэнергонадзора России
Приложение
к инструктивному письму
Минтопэнерго России
от 10 июня 1997 г. N 42-6/11-Р
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ,
ПОДЛЕЖАЩИХ ПРОВЕРКЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ЭНЕРГО - ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЙ
Оценка экономического и энергетического рейтинга региона и его
жилищно - коммунального хозяйства за 1996 год и первое полугодие
1997 года, включая следующие показатели:
1. Особенности региона (дефицитность или избыточность по ТЭР,
климатические условия, в том числе расчетная температура
отопления, средняя температура января 1997 года, продолжительность
отопительного сезона).
2. Наличие и работа региональных структур, отвечающих за
реализацию политики энергосбережения.
3. Используемые механизмы энергосбережения (фонды, их
наполнение, законы, распорядительные документы администрации
региона, стимулы, кредиты, налоги, связь с действующими тарифами и
т.д.).
4. Состояние информационного обеспечения энергосбережения.
5. Структура производства и потребления ТЭР и выпуска
продукции (услуг), в том числе в жилищно - коммунальном хозяйстве
(ЖКХ).
6. Электро-, тепло-, энерго- и топливоемкость в регионе и в
ЖКХ.
7. Потребление электрической и тепловой энергии, горячей и
холодной воды, газа и других видов топлива в ЖКХ на душу населения
региона, в том числе городского населения.
8. Расходы энергоносителей на единицу выпускаемой энергоемкой
продукции, работ (услуг) в жилищно - коммунальном хозяйстве.
9. Налоговая отдача произведенных и потребленных кВт.ч, Гкал,
куб. м газа, воды в целом по региону и в ЖКХ.
10. Оценка потенциала энергосбережения региона, его жилищно -
коммунального хозяйства.
11. % использования возможностей энергосбережения на момент
обследования.
12. Величина и % выявленных непроизводительных расходов
энергоносителей в жилищно - коммунальном хозяйстве.
13. Доля затрат электроэнергии, теплоэнергии, топлива, воды в
материальных затратах и себестоимости продукции в ЖКХ.
14. Оценка изменения величин цен и тарифов от производителей
(перепродавцов) до потребителей энергоносителей.
15. Региональная политика ценообразования энергоносителей, в
том числе в ЖКХ, соотношение цен на энергоносители с затратами на
энергосбережение.
16. Оценка финансово - экономического состояния, в том числе
платежеспособности потребителей ТЭР в жилищно - коммунальном
хозяйстве.
17. Краткая характеристика источников энерго- и водоснабжения,
в том числе: потери в сетях, удельные расходы, загрузка основного
оборудования, паспортизация, внедрение режимных карт, проведение
балансовых испытаний и т.д.
18. Годовые энерго - экономические балансы жилищно -
коммунального хозяйства региона, а также типовых жилых домов
(пятиэтажных, девятиэтажных, в том числе: кирпичных, панельных и
блочных) в соответствии с прилагаемой таблицей.
19. Наличие и необходимое количество приборов учета, контроля
и регулирования расхода энергоносителей в ЖКХ.
20. Организационные формы и методы материального
стимулирования персонала предприятий и организаций жилищно -
коммунального хозяйства, способствующие повышению эффективности
использования энергоносителей.
21. Внутрипроизводственные формы работы по энергосбережению в
ЖКХ.
22. Разработка и реализация планов по энергосбережению,
обеспечение финансированием, влияние вышестоящей организации на
выполнение мероприятий в ЖКХ.
23. Мнение предприятий и организаций жилищно - коммунального
хозяйства о необходимых формах, методах и объемах государственной
поддержки энергосбережения, необходимости корректировки ценовой
политики на поставляемые потребителям энергоносители в целях
создания условий для формирования инфраструктур, обеспечивающих
аккумулирование и привлечение средств российских и иностранных
инвесторов в энергосбережение с ограниченным инвестиционным числом
и последующей окупаемостью до 1 - 2 лет.
24. Оценка социально - экономических последствий корректировки
ценовой политики на поставляемые энергоносители. Изменение
налоговых поступлений в федеральный и региональный бюджеты.
25. Выводы и рекомендации.
При проведении энерго - экономических обследований
использовать данные бюллетеней Госкомстата: "По исполнению
территориального бюджета", "Основные показатели экономики
территории", "Индекс оптовых цен предприятий территории", "Затраты
на производство и реализацию продукции" и "Оптовые цены и
рентабельность отдельных видов промышленной продукции на
предприятиях территории".
ГОДОВОЙ ЭНЕРГО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БАЛАНС
ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО СЕКТОРА РЕГИОНА,
А ТАКЖЕ __-ЭТАЖНОГО ЖИЛОГО ДОМА ОБЩЕЙ ПЛОЩАДЬЮ __
КВ. М, В Т.Ч. ЖИЛОЙ ПЛОЩАДЬЮ __ КВ. М,
ЧИСЛО ПРОЖИВАЮЩИХ ЖИТЕЛЕЙ
----------------T------T------T------T-----T----T-----------------¬
¦Статьи расхода ¦Еди- ¦Кол-во¦Кол-во¦Доля ¦Цены¦Стоимость энер- ¦
¦энергоносителей¦ница ¦энер- ¦энер- ¦энер-¦и ¦горесурсов, тыс. ¦
¦ ¦изме- ¦гоно- ¦гоно- ¦гоза-¦та- ¦руб./%, в т.ч. ¦
¦ ¦рения ¦сите- ¦сите- ¦трат,¦рифы¦оплаченных: ¦
¦ ¦ ¦лей ¦лей, ¦% ¦ +-----T-----------+
¦ ¦ ¦ ¦т у.т.¦ ¦ ¦насе-¦ дотации ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лени-+-----T-----+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ем ¦пла- ¦фак- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦новые¦ти- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦чес- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кие ¦
+---------------+------+------+------+-----+----+-----+-----+-----+
¦1. Расход ¦Гкал ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тепловой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦энергии на: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- отопление ¦- " - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- горячее ¦- " - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦водоснабжение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. Расход ¦куб. м¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦холодной воды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. Расход ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦электроэнергии,¦кВт.ч ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в том числе на:¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- нужды квартир¦- " - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- освещение ¦- " - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦лестничной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦клетки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- работу ¦- " - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦лифтов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- пищеприго- ¦- " - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦товление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(при наличии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦электроплит) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4. Расход газа ¦куб. м¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦на: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- пищеприго- ¦- " - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦товление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- подогрев воды¦- " - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Итого: ¦ ¦ ¦ ¦100% ¦ ¦/100%¦/100%¦/100%¦
L---------------+------+------+------+-----+----+-----+-----+------
|